Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

    Татьяна Иосифовна Воробьева

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста

    «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

    Воробьева Татьяна Иосифовна,
    воспитатель МБУ д/с № 151 «Голубка» г.о. Тольятти

     

    Цель: развивать любознательность и самостоятельность детей через экспериментирование

    Задачи:  - познакомить с понятием «воздух» и его свойствами, ролью в жизни человека

    - расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

    - развивать наблюдательность

    - воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность

    - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы

    - расширить представления детей о свойствах воздуха

    - воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность

    - закрепить правила безопасности при экспериментировании;

    -  развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

    - расширить представления о движении воздуха, активизировать речь и обогащать словарь;

    - создать доброжелательный настрой.

    - воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, желание беречь её. 

    Материал: на каждого ребёнка – камень, стакан с водой и трубочка;  лист бумаги, вертушка – Ветерок, воздушный шарик, ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой, полотенце;  ТСО - средства.

    Демонстрационный материал: мяч, игрушка – Ветерок, стакан с водой и стакан с минеральной водой, виноград; ёмкость с водой, стакан, салфетка, пластилин, иллюстрации с изображением использованием ветра, опорные схемы.

    Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание ск. А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»,  чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского,

    Словарная работа: учёные, вентилятор, прозрачный, невидимый, бесцветный.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста

    «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

    Воробьева Татьяна Иосифовна,
    воспитатель МБУ д/с № 151 «Голубка» г.о. Тольятти

    Цель: развивать любознательность и самостоятельность детей через экспериментирование

    Задачи:  - познакомить с понятием «воздух» и его свойствами, ролью в жизни человека

    - расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

    - развивать наблюдательность

    - воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность

    - развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы

    - расширить представления детей о свойствах воздуха

    - воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность

    - закрепить правила безопасности при экспериментировании;

    -  развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

    - расширить представления о движении воздуха, активизировать речь и обогащать словарь;

    - создать доброжелательный настрой.

    - воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, желание беречь её. 

    Материал: на каждого ребёнка – камень, стакан с водой и трубочка;  лист бумаги, вертушка – Ветерок, воздушный шарик, ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой, полотенце;  ТСО - средства. 

    Демонстрационный материал: мяч, игрушка – Ветерок, стакан с водой и стакан с минеральной водой, виноград; ёмкость с водой, стакан, салфетка, пластилин, иллюстрации с изображением использованием ветра, опорные схемы.

    Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание ск. А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»,  чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского,

    Словарная работа: учёные, вентилятор, прозрачный, невидимый, бесцветный.

    Ход занятия:

    Дети заходят в группу, встают полукругом.

    -         Ребята, посмотрите: сегодня утром в наш детский сад, почтальон принёс посылку для нашей группы. А прислал нам эту посылку наш друг Ветерок. Давайте посмотрим: что в ней лежит. (Достаю из коробки надутый воздушный шарик). Вы узнали, что это такое?

    -         Здесь лежит письмо от Ветерка: «Отгадайте, что спрятано внутри шарика, и где это « что-то» ёщё может прятаться?». Как же нам узнать, что спряталось в шарике?

    (Развязываю шарик и выпускаю из него воздух).

    -         Мне кажется, что в шарике ничего не лежит.

     -         Почему же тогда шарик казался таким наполненным, и что так шумело, когда я его развязала?

    -        Теперь всё понятно. Значит, в шарике прятался….

    -        Интересно, где же ещё может прятаться воздух? Думаю, что нам с вами нужно превратиться в учёных, и провести опыты которые помогут нам ответить на этот вопрос. Вы согласны?

    -       Дети превращаются в учёных (элементы костюмов раздать)

    - Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим) - А где есть воздух? (везде)

    - А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).

    - А можно жить без воздуха? (ответы детей)

     - Почему? (ответы детей)

    Сопровождается презентацией

    Давайте проверим, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

    1. Не толкай соседа во время работы.
    2. Сначала посмотри, потом повтори.
    3. Выполнил, на место положи.
    4. Будь осторожен!

    Опыт № 1

    - Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно.

    - Какое было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

    Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна.

    - Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойства воздуха мы с вами откроем? (воздух не имеет вкуса) Слайд на презентации

    - Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей - твёрдый) камень - это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух  и сжать его? (ответы детей – нет)

    Значит можно сделать вывод, что воздух не  твердое тело.

    Слайд на презентации

    - Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). А что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? (ответы детей). Да, вода это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет)

    Значит можно сделать вывод, что воздух не  жидкость.

    Слайд на презентации

    - А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).

    Пахнет чем-нибудь воздух?
                Значит, какой вывод?  (
    Чистый воздух запаха не имеет).

    Слайд на презентации

    Вывод, используя слайды презентации

    - Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это смесь газов. Воздух - не видимый, прозрачный, бесцветный  и не имеет запаха. Вот наше первое открытие.

    Но как же тогда его обнаружить?      

       - Продолжим наши исследования.

    Опыт №2

    - Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей).  А хотите увидеть воздух? (Да).              

    - Для этого подвиньте стакан с водой, опустите  конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха). Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

    Слайд на презентации

    Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.

    - А теперь обратите внимание на этот предмет. Воспитатель показывает резиновый мяч. Что это? (мяч) 

    - Какой удивительный предмет, он и в  речке не тонет и высоко скачет. Почему же он такой упругий, что у него внутри? (воздух). Правильно. Играть с мячом одно удовольствие.

     Пальчиковая гимнастика «Воздух» (имитация движений)

    Осторожно ветер

    Из калитки вышел,

    Постучал в окошко,

    Пробежал по крыше;

    Поиграл немного

    Ветками черемух,

    Пожурил за что-то

    Воробьев знакомых.

    И, расправив бодро

    Молодые крылья,

    Полетел куда-то

    Вперегонку с пылью.

     - А сейчас, юные учёные, возьмите, пожалуйста, лист бумаги и помашите перед собой. Что вы почувствовали? (ответы детей).

    - А откуда взялся ветер? (мы заставили двигаться воздух)

    Вывод: ветер – это движение воздуха.

    Слайд презентации

    - Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но, он может быть и врагом. Какие ветры вы знаете? (ураганы, торнадо, тайфуны – воспитатель показывает иллюстрации)

    - Расскажите, какие несчастья приносят такие сильные ветры? (ответы детей) - показ иллюстраций. Много бед приносят ветры, но  человек воспользовался силой воздуха. Ветер приводит в движение ветреные двигатели, которые вращают жернова мельниц, вырабатывают электричество. А что используют люди в больших помещениях, когда бывает жарко? (вентилятор).

    Воспитатель сопровождает свой рассказ показам иллюстраций.

    - Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд. Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где сильно печёт солнце, стало бы ещё жарче. Ветер переносит семена растений, перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озёра, колодцы.

    Вот какую помощь оказывает  ветер.

    Слышится шум ветра.

    - Что это такое?

    Воспитатель выходит, надевает на руку игрушку – Ветерок, у которого  сбоку прикреплён мешочек, а в мешочке вертушки и воздушные шарики. Заходит и загадывает загадку:

    Бежал по тропке луговой,

    Кивали маки головой.

    Бежал по речке голубой –

    Речка сделалась рябой.

    - Вы, догадались кто я? (ответы детей - ветерок). Правильно. Здравствуйте, ребята! Да, я - шалунишка-Ветерок! И хочу с вами поиграть. Выходите все, становитесь-ка в кружок.

    игра с элементами дыхательной гимнастики

    Ветерок раздаёт детям вертушки и предлагает ребятам вытянуть губки  вперёд, и плавно подуть – дуем тихо-тихо, а теперь сильнее.

    Ветерок: Молодцы! А теперь давайте надуем воздушный шарик и зажмём его у хвостика. А теперь отпустите его в противоположную сторону и посмотрите, чей шарик дальше улетит.

               Дети надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность  его полета.

     Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, его надо больше надувать:  воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. 

    Ветерок: а чем это вы тут занимались, когда я к вам прилетел? (ответы детей – мы исследовали воздух). Ух, ты! А я тоже хочу. Возьмите меня с собой, пожалуйста.

    Воспитатель: Ну что, ребята, возьмём Ветерок с собой? (ответы детей).

    Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию №2. Дети подходят к столам, расставленным полукругом. На столах стоят ёмкости с водой, стаканы с прикреплённой на дне салфеткой; полотенца. Воспитатель усаживает Ветерок на подставку и предлагает посмотреть, что сейчас будет происходить.

    Опыт №3

    - Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите  сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите,  на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно  погружаю в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

    - Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в  стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

    - Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)

    - Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)

    - А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).

    Значит, хотя воздух и  невиден, все же его можно обнаружить и узнать, что воздух – прозрачный, невидимый и он занимает место.

    Воспитатель предлагает детям  повторить этот опыт самостоятельно. Ветерок хвалит детей.

            - Наши  исследования продолжаются.

    Опыт №4

    Посмотрите у меня на столе 2 стакана воды. Один стакан с простой водой, а второй стакан с минеральной газированной водой. На подносе лежит виноград. Я опускаю одну виноградинку в стакан с простой водой. Что происходит? (она тонет). А теперь я  опускаю виноградинку в стакан с газированной водой. Посмотрите, она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

    Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".  Этот принцип людьми используется в спасательных жилетах.

    Далее воспитатель предлагает ученым вернуться в лабораторию №1 и занять свои места за столами.

    - Молодцы, юные  учёные, спасибо вам за работу. Сегодня мы смогли провести исследование воздуха и пришли к выводу, что воздух - это смесь газов,  он невидимый, бесцветный, прозрачный, заставляет предметы двигаться и занимает место.  На следующих занятиях мы с вами узнаем другие свойства воздуха.


    Используемая литература:

    1. «Программа воспитания в детском саду» М.А.Васильевой,
    2. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н.Николаева,
    3. «Из чего сделаны предметы» О.В. Дыбина,
    4. «Воспитатель ДОУ» N2, 9,12 -  2008 года,
    5. «Дошкольное воспитание» N5, 7,11 – 2005 года,
    6. «Ребенок в детском саду» N3,4,6,8,9 – 2004год, N6 – 2006 год,
    7. «Обруч» N6 – 2009год,


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Свойства воздуха Воробьева Т.И. воспитатель МБУ д /с № 151 «Голубка» г.о. Тольятти

    Слайд 2

    Воздух занимает весь предоставленный ему объем Вокруг нас на улице, дома всегда есть воздух ; Если мы станем надувать шар, воздух заполнит все предоставленное пространство.

    Слайд 3

    ? История барона Мюнхгаузена: Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой нос и рот плотной тканью, через которую совсем не проходит воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никакого запаха. Зато в лесу отдышался». - Могла ли произойти эта история? Почему?

    Слайд 4

    Воздух сжимаем и упруг Если ударить мячом об пол, воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

    Слайд 5

    Как человек использует свойства воздуха Упругость

    Слайд 7

    Теплый воздух поднимается кверху Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-воздух»

    Конспектнепосредственно-образовательнойдеятельности. Образовательная область:«Познание»для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чудо-воздух»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности (Образовательная область «Познание») В старшей группе по теме: «В поисках зайчонка Кирюши. Изучение свойств магнита»

    Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ: «ГОРОД МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАГАДОК» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Предложенная непосредственно образовательная деятельность позволяет в игровой увлекательной форме расширять, закреплять, систематизировать, обобщать знаниа детей по формированию элементарных иатематич...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» с использованием здоровье сберегающей технологии для детей младшего дошкольного возраста «Страна волшебных слов»

    -Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие сценки.-Развивать умение смотреть и анализировать поступки других людей по иллюстрациям, следить за развитием событий,...

    Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности образовательная область "Познание" по РМП с учетом ФГОС по теме: "Заколдованное царство" старшая группа

    Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности образовательная область "Познание" по РМП с учетом ФГОС по теме: "Заколдованное царство" старшая группаЦель: создание условий...