Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности (Образовательная область «Познание») В старшей группе по теме: «В поисках зайчонка Кирюши. Изучение свойств магнита»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

     Антонова Любовь Владимировна

    Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx20.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    При разработке конспекта был использован интернет ресурс:

    http://www.kindergenii.ru/metoditki1/magnit.htm

    Конспект непосредственно образовательной деятельности 
    (Образовательная область «Познание») 
    В старшей группе по теме: «В поисках зайчонка Кирюши. Изучение свойств магнита»

    Цель образовательной деятельности:
    Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

    Цель эксперимента: 
    Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

    Задачи:
    Образовательные:
    1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».
    2. Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком.
    3. Активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».
    5. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
    Развивающие:
    1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
    2. Развивать логическое мышление.
    3. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде.
    4. Развивать коммуникативные навыки.
    5. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
    Воспитательные:
    1.Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. 
    2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

    Оборудование:
    Тарелки для раздаточного материала.  Железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, куски ткани; Магниты, стаканы с водой, скрепки.

    ½ листа, восковые карандаши

    Изготовление компаса: стакан до краев заполненный водой, тарелка под стакан, 2 иглы, магнит, пробка

    Магнитная книга - театр
    Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске.

    Ход образовательной деятельности:

    Постановка проблемной ситуации

    Письмо от Кирюши

    Сос! Сос! Сос!

    Я плыл на плоту и меня унесла волна на север. Спасите!

    - Ребята, поможем Кирюше?

    - В письме сказано, что Кирюшу унесла волна на север, а как нам определить, где север?

    - По компасу. Это такой предмет, который показывает части света: Север, Юг, Запад, Восток. Но компаса у нас нет. Как же нам быть.

    - Компас сделан с помощью магнитной стрелки, эта магнитная стрелка все время показывает на север. Вот если бы у нас была магнитная стрелка, то мы бы смогли сделать компас. Что же нам делать?

    Прежде чем мы сделаем компас, давайте изучим, а что же такое магнит.

    Разделимся на три команды: одна команда будет изучать свойства магнита на сухих предметах; две других – на мокрых.  А потом свои опыты вы зарисуете и расскажите, что вы нарисовали

    Пальчиковая гимнастика.

    Ребята, так как мы будем много рисовать, то нам надо подготовить пальчики
    -
    Этот пальчик мой танцует
    Этот вот – кружок рисует.
    Этот пальчик ловко скачет,
    Будто лёгкий-лёгкий мячик.
    А мизинчик мой, малышка,
    Ноготком скребёт, как мышка.
    А большой мой толстячок,
    Тот улёгся на бочок.
    А теперь все по порядку
    Пальцы делают зарядку.

    Опыт: «Всё ли притягивает магнит?»

    -А всё ли притягивает магнит?
    -У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом:
    - все предметы, которые магнит притягивает;
    - предметы, которые не реагируют на магнит.
    -Как мы это проверим? (с помощью магнита)
    - Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами.

    Самостоятельная работа.

    - Приступайте! Расскажите, что вы делали? И что получилось?
    - Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
    -Покажи предметы, которые «притянул» манит.
    -Это скрепки, болты, гайки, ключи
    -А какие предметы магнит не притянул?
    -Дети раскладывают  предметы, которые магнит не притянул. 
    Пластмассовые пуговицы. Ткань бумагу. Деревянный игрушки.

    Вывод - Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.

    Опыт: Игра-опыт «Не замочив рук»

    Действует ли магнит через другие материалы?
    -Слушайте свое задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
    -Дети пробуют. (Показываю, как это сделать).
    - Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
    - Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
    -Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
    -Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

    Вывод - Магнитные силы проходят через стекло

    Игра – опыт «Рыбалка»

    -А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить «рыбок» (металлические предметы) без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.
    Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
    -Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось.
    -Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась.

    Вывод - Магнитные силы проходят через воду.

    Рефлексия.

    -С каким волшебным камнем вы познакомились?
    -С какими свойствами магнитов вы познакомились? (цепочкой)
    -Магнит притягивает железные предметы и не действуют на неметаллические предметы.
    - Магнит действует через стекло

    - Магнит действует через воду и в воде.

    Изготовление компаса

    Ребята, я скажу вам большую тайну. Моряки очень – очень давно замети одно удивительное свойство магнита: магнитная стрелка, которая может свободно вращаться, всегда одним концом смотрит на север. Когда моряки заметили это свойство магнита, то соорудили компас. Компасом все, все люди пользуются до сих пор. А как нам может помочь компас в поисках Кирюши?

    А вы знаете, что мы сами можем смастерить компас.

    Для этого нам нужна магнитная стрелка, пробка, стакан с водой и марелка, чтобы вода не разлилась на стол.

    Стакан с водой есть, тарелка есть, пробка есть. А где же нам взять магнитную стрелку.

    Опыт, который проводит воспитатель:

    Вначале попробовать примагнитить скрепки ненамагниченной иглой, потом иглой, которая соприкасалась с магнитом.

    Вывод – Магнит может намагничивать другие металлические предметы.

    Изготовление компаса

    Поиск Кирюши

    Итог:

    Воспитатель:
    -Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?
    - Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
    (Магнитная доска,  магниты-держатели на доске, магнитная книга - театр).
    - Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.  Когда у вас будет время, то зарисуйте вот на этих листочках опыты, которые мы с вами проводили.

    При разработке конспекта был использован интернет ресурс:

    http://www.kindergenii.ru/metoditki1/magnit.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тазина Г.А. Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" в старшей группе. Тема "Путешествие в лес"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен с учетом ФГТ, с использованием интегрированного подхода при организации образовательного процесса. Проведено на Районном методическом об...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в области познание в подготовительной группе на тему: «Измерение»

    Программное содержание:Закрепить знание порядкового счета до 20 в прямой и обратной последовательности; познакомить детей со счетом парами.Учить пользоваться условной меркой.Закрепить умения ориентиро...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познания в подготовительной группе на тему «Волшебный магнит»

    Знакомство детей дошкольного возраста с понятием магнит и его свойствами опытным путем...

    Непосредственная образовательная деятельность в области "Познание" в подготовительной группе на тему: "Богатство Дальневосточного морского заповедника"

    Работа посвящена углублению знаний о заповедных местах Приморского края. Ориентированна на детей подготовительной группы. Работа позволяет формировать знания о морском заповеднике, о ценных видах живо...

    Организация непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» в старшей группе по теме "Воздушный Океан"

    Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подвод...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по области «ПОЗНАНИЕ» Вторая младшая группа Тема: «Поможем Осени собрать урожай овощей»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по области «ПОЗНАНИЕ»Вторая младшая группаТема: «Поможем Осени собрать урожай овощей»Программное содержание:Образова...