Главные вкладки

    Тазина Г.А. Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" в старшей группе. Тема "Путешествие в лес"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен с учетом ФГТ, с использованием интегрированного подхода при организации образовательного процесса. Проведено на Районном методическом объединении воспитателей старших групп.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                               

    Районное методическое объединение воспитателей старших групп

    Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание»

    ТЕМА: «Путешествие в лес».

                                                                                                           

                                                                                                            МАДОУ

                                                                                                            детский сад

                                                                                                            общеразвивающего вида №1

                                                                                                            « Лесная полянка»

                                                                                                            г. Зарайска

                                                                                                            Московской области

                                                                                                            Воспитатель: Тазина

                                                                                                            Галина Александровна

                                                 Апрель  2012 год

    Программное содержание:

     - Обогащать естественнонаучные представления детей о природе, закреплять знания детей, о сезонных изменениях в природе, о диких животных, перелетных птицах, насекомых; о правилах поведения в лесу.

     - Развивать словесно – логическое мышление, связную речь, наглядно – образное восприятие.

     - Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережное отношение к ней.

    Предшествующая  работа.

    Рассматривание альбомов: «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», чтение художественных произведений: Г.Снегирёва, М. Пришвина, В.Бианки, дидактические игры «Кто где живёт?», «В доме природы», «Времена года», «Угадай птицу».

    Оборудование: игра «Звери спрятались в лесу», картинки с изображением  муравья, бабочки, божьей коровки, шкатулка,  лазерная указка, игра «Что сначала, что потом»,  мольберты, игра «Где чей домик», маркер,  музыкальное сопровождение «Звуки леса».

    И. М. «Путешествие в лес».

    Ход непосредственно образовательной деятельности.

    Воспитатель:  Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на весеннюю прогулку, а куда мы с вами пойдем вы узнаете, если отгадаете загадку:

    Дом

    Со всех сторон открыт

    Он резною крышей крыт.

     Заходи в зеленый дом

     Чудеса увидишь в нем.

                                    (лес)

     Воспитатель: Правильно, но прежде чем отправиться в лес,  давайте вспомним правила поведения в лесу:

     Дети: Если в лес пришёл гулять,
    Свежим воздухом дышать,
    Бегай, прыгай и играй,
    Только, чур, не забывай,
    Что в лесу нельзя шуметь,
    Даже очень громко петь.
    Испугаются зверушки,
    Убегут с лесной опушки.

    Ветки дуба не ломай,
    Никогда не забывай
    Мусор с травки убирать,
    Зря цветы не надо рвать!


    Бабочки пускай летают,
    Ну кому они мешают?
    Здесь не нужно всех ловить,
    Топать, хлопать, палкой бить.
    Ты в лесу – всего лишь гость.
    Здесь хозяин – дуб и лось.
    Их покой побереги,
    Ведь они нам не враги!


    Помоги лесным зверушкам,
    Приготовь для них кормушки.
    И тогда любой зверёк –
    Будь то ласка иль хорёк,
    Ёж лесной, речная рыба –
    Скажет: «Ты – мой друг!
    Спасибо».

    Воспитатель:  Лес – это дом для птиц, животных, растений, всегда помните и соблюдайте правила поведения в нем.

     Итак, отправляемся в путешествие. (звучит музыка – звуки леса)

    Воспитатель: Ребята, вот эта тропинка поможет нам оказаться в  весеннем лесу, идем по тропинке друг за другом, спина прямая, руки на поясе. (дорожка для профилактики плоскостопия)

    Воспитатель: Вот мы и в лесу на полянке, посмотрите, как красиво вокруг, уже зеленеют деревья и луг, здесь постаралась весна  и все пробудилось от зимнего сна.

    Воспитатель: Назовите признаки весны.

     ( Тает снег, появляются первоцветы,  прилетают птицы,  просыпаются животные, оживают насекомые.)

    Воспитатель: В лесу много разных жителей, а какие звери  живут в лесу вы узнаете, если внимательно посмотрите на картинку. Скажите, каких зверей вы здесь увидели?

    (белка, лиса, заяц, медведь)

    Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о белке?

     Дети: Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле.  Летом белка рыжая, а зимой серая.  Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

    Воспитатель:- Расскажите, что вы знаете о лисе?

    Дети: Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей,  реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.

    Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

     Воспитатель: А что вы знаете о медведе?

     Дети: Медведь – всеядное животное. Он,  любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веток, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Весной медведь просыпается от зимней спячки.

    Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о зайце?

    Дети:  Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата. Их называют настовиками.

    Воспитатель: Ребята,  давайте поиграем, представим, что лесные жители заблудились, давайте поможем им найти дорогу к домикам:

    (белка живет в дупле, медведь в берлоге, волк в логове, лиса в норе)

    Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, а мы продолжаем путешествовать по лесной полянке.

    (Звучит музыка – пение птиц)

    Воспитатель: А вам знакомы эти лесные звуки? ( звучит музыка «Голоса птиц»)

     Ребята, я предлагаю вам  послушать и  угадать птиц по характерным звукам? (кукушка, соловей, дятел)

    Воспитатель:  Собрались все птицы на полянке и не разобрать – где перелетные, где зимующие. Давайте, все исправим.  На одну полянку нужно поместить перелетных птиц, на другую – зимующих. По очереди, друг за другом подходим, выбираем птицу и помещаем зимующих птиц на полянку где  снежинка, а перелетных – где подснежник.

    (Стоят два мольберта. На одном эмблема – снежинка, на другом – подснежник).

    Воспитатель:- Молодцы, все справились с заданием.

    - Что происходит в жизни птиц весной?

    (птицы вьют гнезда и откладывают яйца)

    Физминутка
    Мы шагаем друг за другом,
    Лесом и весенним лугом,
    Мы походим на носках,
    А потом на пятках.

    Крылья пестрые мелькают,
    В поле бабочки летают.
    Покружились, полетели,
    На цветы тихонько сели.
    Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки о самых маленьких существах на Земле, а если вы отгадаете верно, то отгадка появится перед вами. (картинки с изображением насекомых)

    Мы — лесные жители,
    Мудрые строители.
    Из иголок всей артелью
    Строим дом себе под елью..

     ( муравьи).

     Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел —
    Он вспорхнул и улетел.

     (бабочка).

    С листьев тлю она съедает,
    Следить за садом помогает.
    Вот она взлетела ловко.
    Это -

    . ( Божья коровка).

    - Как можно назвать  муравья, бабочку, божью коровку одним словом

    (насекомые)

    -  Какой основной признак всех насекомых?

    (У всех насекомых по 6 лапок.)

    - Какую пользу приносят  насекомые?

     ( божьи коровки уничтожают тлю. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

    Воспитатель: Давайте вспомним, как появляются  бабочки, а в помощь я вам предлагаю схему.

    Дети: Бабочка отложила яйца.

    Потом появилась   гусеница.        

    Гусеница питалась листьями и росла.        

    Потом гусеница превратилась в куколку.          

     Из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

    Воспитатель: Посмотрите, сколько бабочек прилетело на лесную полянку, давайте  понаблюдаем за их полетом.

    Гимнастика для глаз.

    Бабочки летают всюду:

    Налево летят, направо летят.

    Бабочки порхают по кругу,

    Вверх, вниз... и назад спешат.

    Воспитатель:  Ребята,  а вы знаете, что такое «Красная книга»? ( это книга в которую занесены редкие  растения, животные, птицы)

    - Каких зверей Зарайского района занесенных в  «Красную книгу» вы знаете? (большой тушканчик, белка, лось)

     - Каких птиц Зарайского района занесенных в  «Красную книгу» вы знаете? (дятел, лесной жаворонок, филин)

    - Каких  насекомых Зарайского района занесенных в  «Красную книгу» вы знаете? (шмель, муравей черноголовый, махаон, рогачик)

    - Какие растения Зарайского района занесенные в «Красную книгу» вы знаете? (ландыш, подснежник, черемша)

    Воспитатель: Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу: не топтать зеленую траву, не рвать цветы, а будем любоваться ими, ведь принесенные домой они быстро завянут, а в природе они долго будут радовать нас своей красотой, никогда не разоряйте птичьи гнезда, не приносите домой ежей и птенцов, ведь дома они погибнут, не ловите бабочек,  ведь если взять бабочку в руки, то она не сможет больше летать. Пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце и красота природы.

    А нам пора возвращаться в детский сад,  идем по тропинке друг за другом, спина прямая, руки на поясе. Вот мы и в детском саду.

    У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

    В круг ребята становитесь,

    Крепче за руки держитесь.

    Я шкатулочку возьму,

    И приметы соберу.

    Дети:

     Апрель с водою, май с травою.
    Весной солнце как мать: и светит, и греет.
    Не ломай печи, еще апрель во дворе.
    На весну надейся, а дрова запасай.
    Март зиму кончает, весну начинает.

    Вода с гор потекла, весну принесла.

    В марте курица напьётся из лужицы!

    Увидел грача – весну встречай.

    Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

    До первой грозы лягушки не квакают.

    Апрель с водою – май с травою!

    Ребята, вам понравилось гулять по весеннему лесу? Что вам понравилось больше всего?

    (ответы детей)

    Вот видите, как много интересного можно узнать, гуляя по лесу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

    План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

    КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познание» на тему «Удивительный мир птиц»

    Конспект разработан для систематизации знаний детей о птицах: их внешнем виде, строении, условиях проживания, способе питания, повадках, а также воспитании интереса к пернатым обитателям природы и бер...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. «Путешествие с Красной Шапочкой». Приоритетная образовательная область: познание.

    Систематизировать  элементарные  математические представления у детей,    дать  понятие о ломаной линии, через виды деятельности:  игровую, двигательную (путешествие); ко...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми страшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Парусные гонки» Образовательная область «Познание

    Абдулина Гуяйда АхатовнаТема занятия "Парусные гонки"Цели данного занятия  является выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании познавательных  исследовательс...