Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познания в подготовительной группе на тему «Волшебный магнит»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Баранова Ирина Владимировна

    Знакомство детей дошкольного возраста с понятием магнит и его свойствами опытным путем

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie.docx25.33 КБ
    Файл zanyatie_magnit.pptx2.54 МБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Приморского района города Санкт-Петербурга

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познания в подготовительной группе на тему «Волшебный магнит»

    Выполнила: Баранова Ирина Владимировна

    Санкт-Петербург 2013

    Цель:

    Стимулировать познавательную активность детей, их инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности

    Задачи:

    познакомить детей с понятием магнит, учить обследовать предмет и экспериментировать с ним;

    расширять представление детей об окружающем мире, развивать речь, внимание, аналитическое мышление, наблюдательность;

    воспитывать любознательность, самостоятельность, взаимовыручку.

    Интегрируемые образовательные области:

    Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура, социализация.

    Виды детской деятельности:

    Продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.

    Словарная работа: магнит, железная руда, шпенек, компас

    Педагогические средства и оборудование: 

    магниты разной величины, скрепки, монетки, бумага, ложка, деревянные кубики, пластилин, стакан с водой, листок наблюдений.

    ЖК-телевизор для презентации и просмотра видео.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, вокруг нас столько всего загадочного, неизвестного, что таит в себе тайны и, конечно же, интересные и познавательные разгадки. Сегодня нас с вами пригласили в гости. Но не просто в гости, а в научную лабораторию. Наш друг Знайка хочет познакомить вас с одной из загадок природы. Ну что, отправимся к нему? (да)

    Тогда закроем глазки и произнесем волшебные слова для того, чтобы оказаться у Знайки в гостях. (Пока дети повторяют слова, на стуле оказывается Знайка. Рядом с ним лежит книга Л.Л. Толстого с рассказом «Магнит»)

    Глазки закрываем,

    Группу покидаем.

    Много миль мы пролетим -

    К Знайке в гости мы хотим!

    Воспитатель: Вот и добрались мы в Знайкину лабораторию.  Здравствуй, Знайка

    Знайка: Здравствуйте, ребята. Я очень вас ждал,  и рад, что вы пришли ко мне в гости. Я уверен, что мы очень весело и, главное познавательно, проведем с вами время. Сегодня утром  я нашел одну очень интересную книгу – рассказы Л.Н. Толстого, наверное вы знакомы с этим автором (слайд 1)? (да)

    Какие рассказы и сказки вы у него читали? (Косточка, Два товарища, Филипок)

    Сегодня я познакомлю вас с еще одним очень интересным произведением этого автора. Слушайте внимательно! (Чтение рассказа-описания Л.Н. толстого «Магнит». Приложение 1)

    Работа с новыми словами, разъяснение (слайды 2, 3, 4)

    Беседа по прочитанному:

    Как звали главного героя произведения? (Магнус)

    На что похоже по звучанию его имя? (на слово магнит)

    Что необычного произошло с сапогами Магнуса? (они начали прилипать к камням)

    Почему именно сапоги прилипали к камням? (потому что на подошве были гвозди)

    Как назвали притягивающий камень? (магнит)

    Где в природе можно обнаружить магнит? (в земле с железной рудой)

    Замечательно, ответили на все мои вопросы. Ну, а теперь, когда мы с вами послушали о том, как появился магнит и что это такое, я предлагаю вам познакомиться с ним лично! Но прежде, чем мы это сделаем, я хочу, чтобы встали возле своих стульчиков и немного размялись перед трудной работой!

    Физминутка

    Все движения разминки повторяем без запинки!

    Эй! Попрыгали на месте.

    Эх! Руками машем вместе.

    Эхе - хе! Прогнули спинки,

    Посмотрели на ботинки.

    Эге – ге! Нагнулись ниже

    Наклонились к полу ближе.

    Повертись на месте ловко.

    В этом нам нужна сноровка.

    Что, понравилось, дружок?

    Завтра будет вновь урок!

    Знайка: Замечательно! Теперь можно преступить к опытам. Займем свои места и посмотрим на магниты, узнаем, какими свойствами они обладают.

    Какая у них форма? (разная – овальные, плоские, круглые)

    Какие они на ощупь? (гладкие, холодные)

    Давайте с вами посмотрим тяжелый или легкий магнит. Возьмем стакан с водой и опустим в него магнит. Алина, проделай этот опыт и скажи, какой по весу магнит? (он тяжелый, потому что тонет).

    Знайка: Хорошо, а теперь посмотрим, какие предметы может притягивать магнит. На столе лежат скрепки, деревянные кубики, ложка, бумага, монетки, другой магнит. Дети по одному проверяют.

    Саша, скажи, какие предметы притягиваются к магнитику, а какие нет? (ребенок перечисляет, что монетка, ложка, магнит и скрепка притянулись, остальное - нет)

    Значит, делаем вывод, что к магниту могут притягиваться какие предметы, Вася? (железные)

    Виталина, обведи, пожалуйста предметы, способные притягиваться к магниту, на нашем листке наблюдений, который висит на доске (ребенок выполняет задание)

    Знайка: А как вы думаете, может ли магнит притягивать через преграду? Давайте положим между магнитом и монеткой листик бумаги и посмотрим, что будет.  Соня, проведи выйди и покажи этот опыт (ребенок демонстрирует, что магнит все равно притягивает предмет). Какой вывод мы может из этого сделать, Соня? (магнит притягивает металлические вещи на близком расстоянии, даже, если между ними есть преграда).

    Знайка: А давайте посмотрим с вами, как будет себя вести магнит в воде. Андрей, брось скрепку в стакан с водой, поднеси магнит к нижнему краю стакана. Что случилось со скрепкой? (она притянулась к магниту).

    Знайка: Для следующего опыта нам потребуется всего лишь два магнита. Эля, возьми магнитики и присоедини их друг у другу. Что получается? (притягиваются). А если мы повернем магниты другой стороной? (отталкиваются).

    Верно, а происходит это потому, что у каждого магнита есть два полюса – северный и южный. Полюса разного цвета притягиваются, одинакового – отталкиваются.

    Знайка: Ребята, а сейчас я хочу показать вам видео, на котором можно увидеть, что происходит с металлической стружкой, когда на нее направлен магнит (видео файл «Магнит и металлическая стружка», слайд 5).

    Воспитатель: Какой интересный опыт, правда, ребята? Если захотите, то вы сможете без труда повторить его дома вместе с родителями.

    Сегодня вы очень хорошо поработали, но, к сожалению наше занятие подходит к концу и нам пора прощаться с нашим другом и возвращаться в группу. Давайте скажем «До свидания!» Знайке и поблагодарим его за такие увлекательные опыты.

    Знайка: До новых встреч, мои юные исследователи.

    Воспитатель: Понравилось вам наш поход в гости? (да)

    Узнали что-то новое? (да)

    Что именно? Повторим все свойства магнита, которые сегодня узнали и увидели. Каждый ребенок называет по одному свойству.

    Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? Оля? (на доске, шахматы и шашки, цифры на магнитах, магнитная доска для рисования).

     Хорошо, в группе вы без труда смогли найти такие предметы. Вот вам задание на дом – подумайте, где в жизни человека используется еще магнит. А завтра на занятии вы расскажите, какие предметы смогли вспомнить.

    Приложение 1

    В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошел в горы искать. Пришел на одно место, где одни голые камни. Он пошел по этим камням и чувствует, что сапоги на нем прилипают к этим камням. Он потрогал рукой — камни сухие и к рукам не липнут. Пошел опять — опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни. Тронет кожей и подошвой — не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет. Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом — не прилипает; тронул железом — прилипло так, что отрывать надо. Магнис рассмотрел камень,— видит, что похож на железо, и принес куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом.

    Магнит находят в земле с железной рудой. Там, где есть магнит в руде, и железо самое лучшее. Из себя магнит похож на железо. Если положить кусок железа на магнит, то и железо станет притягивать другое железо. А если положить стальную иголку на магнит да подержать подольше, то иголка сделается магнитом и станет к себе притягивать железо. Если два магнита сводить концы с концами, то одни концы будут отворачиваться друг от друга, а другие будут сцепляться. Если одну магнитную палочку разрубить пополам, то опять каждая половинка будет с одной стороны цепляться, а с другой отворачиваться. И еще разруби — то же будет, и еще руби сколько хочешь — все то же будет: одинакие концы будут отворачиваться, разные цепляться, как будто с одного конца магнит выпирает, а с другого втягивает. И как его ни разломи, все с одного конца он будет выпирать, а с другого втягивать. Все равно, как еловую шишку, где ни разломи, все будет с одного конца пупом, а с другого чашечкой. С того ли, с другого ли конца,— чашечка с пупом сойдется, а пуп с пупом и чашечка с чашечкой не сойдутся.

    Если намагнитить иголку (подержать подольше с магнитом) и насадить ее серединкой на шпенек, так, чтобы она ходила вольно на шпеньке, то как хочешь верти магнитную иголку, как пустишь, она станет одним концом на полдни (юг), другим — на полночь (север).

    Когда не знали магнита, по морю не плавали далеко. Как выйдут далеко в море, что земли не видать, то только по солнцу и по звездам и знали, куда плыть. А если пасмурно, не видать солнца и звезд, то и не знают сами, куда плыть. А корабль несет ветром и занесет на камни и разобьет.

    Пока не знали магнита, не плавали по морям вдаль от берега; а когда узнали магнит, то сделали иголку магнитную на шпеньке, чтоб она вольно ходила. По этой иголке и стали узнавать, в какую сторону плывут. С магнитной иголкой стали ездить дальше от берегов и с тех пор много новых морей узнали.

    На кораблях всегда бывает магнитная иголка (компас) и есть мерная веревка с узлами на конце корабля. И веревка приделана так, что она разматывается и по ней видно, сколько корабль проехал.

    Так что, когда плывут на корабле, всегда знают, на каком теперь месте корабль, далеко ли от берега и в какую сторону.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Л.Н. ТОЛСТОЙ

    Слайд 2

    МАГНИТЫ

    Слайд 3

    КОМПАС


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тазина Г.А. Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" в старшей группе. Тема "Путешествие в лес"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен с учетом ФГТ, с использованием интегрированного подхода при организации образовательного процесса. Проведено на Районном методическом об...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в области познание в подготовительной группе на тему: «Измерение»

    Программное содержание:Закрепить знание порядкового счета до 20 в прямой и обратной последовательности; познакомить детей со счетом парами.Учить пользоваться условной меркой.Закрепить умения ориентиро...

    Непосредственная образовательная деятельность в области "Познание" в подготовительной группе на тему: "Богатство Дальневосточного морского заповедника"

    Работа посвящена углублению знаний о заповедных местах Приморского края. Ориентированна на детей подготовительной группы. Работа позволяет формировать знания о морском заповеднике, о ценных видах живо...

    Организация непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» в старшей группе по теме "Воздушный Океан"

    Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подвод...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ "БЕЗОПАСНОСТЬ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

    Задачи:- закрепить  представления  воспитанников  о  правилах  безопасного  поведения  в  различных  ситуациях,  закрепить  полученные  деть...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по области «ПОЗНАНИЕ» Вторая младшая группа Тема: «Поможем Осени собрать урожай овощей»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по области «ПОЗНАНИЕ»Вторая младшая группаТема: «Поможем Осени собрать урожай овощей»Программное содержание:Образова...