Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

открытое занятие в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_-_vozduh_i_ego_svoystva.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»  

Материал: Одноразовые стаканчики по 3 на каждого ребенка, Шарики воздушные на каждого ребенка,   Баночки с «запахом» по одной на ребенка, Кружки из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка. Поролоновая губка, емкость с водой; веера на каждого ребёнка; салфетки, воздушные шары на каждого ребёнка

Ход работы.

Дети проходят под музыку  к столам, приветствие, улыбнулись, присели за стол.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию –«ПРОЗРАЧНАЯ НЕВЕДИМКА». А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомится, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой по счету он,   Например – рыба, назовите 3 звук «б».

  1. ВЕТЕР – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»

  2. ВОДА -  НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»

  3. МОРОЗ – НАЗОВИТЕ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК – «З»

  4. ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»

  5. ПРУД – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «У»

  6. ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»

Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ», сколько слогов «2», сколько звуков слышим  в слове «6»,  сколько букв «6», сколько гласных «2», согласных «4». Правильно, молодцы, слово  «ВОЗДУХ»

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно вам узнать!

 

Воздух – ЭТО ПРОЗРАЧНАЯ НЕВЕДИМКА. Ребята, давайте сейчас, мы с вами глубоко вдохнем, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами, вдохнули.  (ВОЗДУХ)  Правильно,  

 Да мы на столько привыкли к воздуху, что даже и не замечаем его. А сейчас, попробуем, сделать вдох и задержать дыхание. Вам было хорошо или плохо без воздуха (ПЛОХО). Чего нам не хватало - ВОЗДУХА . А у нас в группе есть воздух? (Да) Воздух нас окружает везде и вокруг.

Какой вывод можно сделать: Человек не может жить без воздуха, как и всё живое вокруг.

 Ребята, посмотрите вокруг себя, вы видите воздух? (НЕТ). опрос детей Давайте, попробуем его на вкус? Он имеет вкус? (НЕТ). Вот сейчас я вам постараюсь доказать и показать, что воздух прозрачный, не имеет запаха, не имеет вкуса. Для этого я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию, где и проведем с вами опыты с воздухом. Но для начала давайте вспомним правила поведения в экспериментальной лаборатории.

ПРАВИЛА:  1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

                      2. Приступать к выполнению опыта, только после моего показа

                       3. Знать правила гигиены, после опыта вытирать руки                              салфеткой.

        опрос детей

Проходим в экспериментальную лабораторию.

№ 1. Ребята, посмотрите внимательно  на то, что лежит и стоит на столе и внимательно посмотрите, на то как я буду проводить опыт.  Как вы считаете этот стакан и бутылочка пустые? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (НЕТ). Правильно.

Я опускаю закрытую пустую бутылочку в воду, что с ней происходит, (она не тонет) опрос детей , а не тонет потому что внутри бутылочки находится воздух, сейчас я открою бутылочку и погружу в воду, видите из бутылочки выходят пузырьки, т.е воздух, а вода потихонечку наливается в бутылочку.

 А теперь стакан   прямо,  медленно опускаю   воду. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (Воздух) опрос детей. Теперь я наклоню стакан немного в сторону, и в стакан будет набираться вода, вытесняя воздух.

А теперь каждый возьмите стакан и проделайте аккуратно тоже самое. Стакан держите прямо и опускайте медленно воду. Что получается, вода отталкивает вверх стаканчик, тяжело удерживать? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан?(ВОЗДУХ)

Давайте сделаем вывод: В стакане есть воздух , он не пускает туда воду.

А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что появляется в воде? (пузырьки , воздух выходит из стакана его место занимает вода) А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? ( Потому что воздух   невидимый  и  прозрачный) Руки вытрите салфеткой

Именно поэтому воздух называют невидимкой.

№ 2.  А давайте еще проведем опыт с губкой. Рассмотрите губку. Что вы видите? (дырочки, отверстия в губке). А воздух вы видите в этих  дырочках? (нет). Я сейчас докажу, что в дырочках находится воздух. Я опускаю губку в воду, что происходит, она плавает, не тонет и появляются пузырьки, это что выходит.(воздух) и наполняются дырочки чем? ( водой)

Давайте вы сейчас потихонечку опустите губку в воду. В воде появляются пузырьки – и из дырочек выходит тоже воздух.

Давайте сделаем вывод: что в губке есть дырочки, в которой тоже, есть воздух, он невидимый, прозрачный.

АУТОТРЕНИНГ (физическ и моральн отдых, в виде самовнушения)

Ребята, давайте выйдем на ковер и немножко отдохнем, закройте  глаза, давайте мы себе представим  что …..Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышется трава на лугу. Надо мной  летают птицы и поют свои песни. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.

Итак, воздух окружает нас вокруг. Проходите за стол.

 № 3. Как вы думаете , мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?    Мы можем ощутить ветерок, хотя его и не видим.

Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (ТЕПЛО) А теперь помашите  веером, перед собой, который лежит на столе. Что теперь вы чувствуете?( ХОЛОД) А мы видим воздух? (НЕТ) Скажите , а воздух имеет вкус? (НЕТ) Мы можем его попробовать? (ДА) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус? (НЕТ). Давайте, понюхаем воздух, чистый воздух не пахнет. Воздух в нашей группе чистый (ДА), потому что всегда убирается пыль, моют полы и игрушки и много комнатных растении.

Вывод: значит- 1. Воздух невидимый, прозрачный

                              2. Воздух может быть теплый и холодный

                              3.  Воздух не имеет вкуса.

                             4. Чистый воздух не имеет запаха

Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.

Как вы думаете чем может пахнуть воздух?(свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом – около костра, летом у клумбы – цветами, духами)

№4  Я предлагаю в этом убедиться.

У вас на столе стоят 2 стакана  под цифрой 1 и 2,   вы должны  по запаху в стакане под цифрой 2 определить, что было в стаканчиках.  (запах апельсина, чеснока), а другом под цифрой  1 чистый стаканчик.

  Возьмите стаканчик под цифрой 1, понюхайте, вы что-нибудь чувствуете, чем пахнет ( ничем не пахнет) Теперь возьмите стаканчик под цифрой 2 понюхать и отгадать запах(апельсина, чеснока). Что вы почувствовали под цифрой 2? А теперь обменяйтесь с соседом  стаканчиком под цифрой 2

Например, если в помещении ели апельсин, чеснок , то воздух будет иметь запах этого вещества или продукта. Так имеет ли свой запах воздух? (нет).

Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Физкультминутка :  выходим на ковер под музыку. « ВЕТЕР ДУЕТ НАМ В ЛИЦО».

Проходим на свои места.

Ребята отгадайте , загадку.

"Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь.

он невидимый, но все же

без него мы жить не можем".

 (воздух).

Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались, и так мы продолжаем наше знакомство с ВОЗДУХОМ И ЕГО СВОИСТВАМИ

 

- Ребята, а вы любите воздушные шарики, (ДА)Посмотрите, у вас на столе лежат воздушные шарики. Как вы думаете, воздух  внутри этих шаров есть ? (нет).

Скажите, ребята, а как вы обычно надуваете шарики?

Правильно,  приставляете ко рту шарики.

А чем ещё можно надувать шары.(насосом)

- А в  надутых шарах есть воздух? (показ)

Давайте надуем с вами маленький шарик и посмотрим, есть ли теперь в нем воздух.(ВОЗДУХ ЕСТЬ). И он может у нас летать, т.е. двигаться при помощи воздуха.. Сейчас я вам покажу презентацию на компьютере,  и вы узнаете как воздух работает, умеет двигаться в виде ветра.

 ПОКАЗ СЛАЙДОВ.

 

А теперь ребята,  давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Во – первых вам понравилось в нашей экспериментальной лаборатории, Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка . Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения , а вы вместо ответа будите показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

 Воздух окружает нас со всех сторон. –да -зеленый

 Воздухом дышат люди и животные. -да

 Бумажный комок падает медленнее ровного листа. – нет - красный

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. - да

Воздух имеет свой вкус. -нет

Чистый воздух  имеет запах . - нет

Человек может жить без воздуха. – нет

        Воздух- это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.- да

Молодцы, ребята, а скажите   вам понравилось ставить опыты, а какой опыт вам показался интереснымбольше всего (ответы детей).

Ребята, я благодарю вас за внимание на нашем занятии. На память вы можете взять себе воздушный шар, чтобы дома поймать нашего нового знакомого невидимку.

 


        Пояснительная записка

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.  Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию

 

В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано начальное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы в   дошкольном учреждений.  Материал и оборудование в уголке экспериментирования распределены по разделам, расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в баночках или в контейнерах. Исследовательский центр постоянно обновляется и пополняется.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что будет если?, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

 

Направление деятельности: Познавательно – речевое развитие.

Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.

      ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с понятием «воздух» его свойствами, ролью в жизни человека. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость, дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).   Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет      

 

1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

3.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

Ожидаемый результат:

Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.

Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

        ЛИТЕРАТУРА

Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»»

«Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»»Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.Задачи:• Познако...

«Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Вода и ее свойства».

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха,...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»

Цель: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе. Задачи:Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, о его свойствах  и значении.Познакомить детей с пон...

Конспект образовательной деятельности кружка «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»

Конспект образовательной деятельности кружка «Юный исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста...