Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Вода и ее свойства»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Попова Оксана Петровна

Конспект  экспериментальной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность  

  с детьми старшего дошкольного возраста

«Вода и ее свойства»

Цель: развитие познавательной активности через поисково – исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами воды.
  • Развивать наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

         Ход деятельности

- Ребята, посмотрите, какие прекрасные птицы прилетели на нашу полянку: лебеди, давайте пройдем и отпустим их в озеро.

- Посмотрите, как они прекрасно держатся на воде. А вдруг они утонут? Нет. Почему? (Воздух, которым наполнили шарики, легче воды) .

- Почему не тонут настоящие лебеди и другие водоплавающие птицы, они же не легче воды? (он между перьями, перья смазаны, не мокнут)

Наша задача – сделать водоем похожим на настоящий.  Выберите из предложенных предметов только те, которые могут быть в водоеме. Как вы думаете, какие из них утонут, а какие останутся на поверхности? Докажем это, поместив их в наше озеро. Делаем вывод – раз эти предметы оказались на дне, значит они, какие… тяжелые, те, которые не тонут, плавают на поверхности какие… легкие. (Камень, ракушка, песок, листик, веточка, перо)

- Хотите узнать, почему так происходит? Все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек — молекул. Назовем их маленькими человечками. И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу — дружат и крепко держатся за ручки, — обладают большей плотностью, чем вода, быстрее тонут. Возьмитесь за руки и прижмитесь друг к другу. (Так и в камне). Теперь не разъединяя рук, отойдите дальше друг от друга. (Между вами больше воздуха, так и в перышке, он не дает ему утонуть).  

Что вы видите на дне озера? Раз мы видим эти предметы, значит вода какая… прозрачная.

Загляните в водоем. Какой он формы? Какую форму вода приобрела в нем? А теперь я дам каждому формочку и предлагаю вам в свои формочки из нашего пруда налить воды. Какую форму приобрела вода в ваших формочках? Я набираю в перчатку. Так какую же форму может приобретать вода? (Вода приобретает форму того предмета, в котором она находится.)

Давайте попробуем ощутить, есть ли запах у воды. (Подносим формочки к носу). Вывод: без запаха.

Как вы думаете, есть у воды вкус? Нет. Безвкусная. Пробовать не будем. Нельзя. Если добавить сахар, станет… сладкая, соль… соленая. Вывод: без вкуса, приобретает вкус вещества.

Выливаем в водоем. Что делает вода? Льется. Значит… жидкость.

Попробуйте пальчиком… холодная. Какая еще бывает? Теплая, горячая.

Наше озеро почти готово. На дне лежит песок. Растворяется он или нет? Подкрасим, максимально приблизив по цвету к озерной воде. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась. Вывод: есть растворимые и нерастворимые в воде вещества.

У воды есть еще один секрет: на ее поверхности может плавать и «тонущий» материал, главное — придать ему нужную форму. Как вы думаете, утонет пластилин? А если мы сделаем вот такую тарелочку, из которой можно угощать наших лебедей, утонет она или нет. Проверяем. То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны, несмотря на тяжелые грузы. Вывод: когда мы растянули пластилин, нарушили прочность связи между маленькими человечками, уменьшили плотность.

Последний штрих. Возьмите ваши лилии. Из какой бумаги они сделаны? Картон, цветная бумага, офисная бумага, салфетка. Опустите их на воду и понаблюдайте, что происходит с цветами? Распускаются. Почему? Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются". Какой цветок распустился первым, вторым, третьим, последним? От чего это зависит? От толщины бумаги.

Подведем итог. В ходе заселения и исследования воды нашего озера мы сделали ряд выводов: вода – жидкость, без цвета, без вкуса, без запаха, без формы, может растворять вещества, приобретает вкус, цвет, запах другого вещества форму другого предмета. Предметы с большей плотностью, чем вода, тонут. И наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".

Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...

«Экспериментальная лаборатория с детьми старшего дошкольного возраста «Вода и ее свойства».

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха,...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (вода)

Конспект занятия  по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Организованная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода и свойства воды»

Организованная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода и свойства воды» ...