Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»
методическая разработка (средняя группа)

Теличко  Светлана Сергеевна

Цель: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.

 

Задачи:

  1. Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, о его свойствах  и значении.
  2. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха), ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.
  3. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  4. Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.
  5. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.
  6. Расширять и активизировать словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itgogovyy_konspek_vozdukh.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

к организации НОД

по познавательному развитию

(на основе опытно-экспериментальной деятельности)

с детьми среднего дошкольного возраста

«Воздух и его свойства»

Составил:

воспитатель ГБДОУ детского сада №11

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Теличко Светлана Сергеевна

Санкт-Петербург

Петергоф

2017 г.

Методическая разработка предназначена для детей средней группы в рамках Образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада №11 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В группе воспитывается 24 ребенка, в возрасте 4-5 лет, 14 из которых мальчики. Дети в группе активные любознательные.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Очень важно дать ребенку возможность все посмотреть, пощупать, послушать. Ведь психологами доказано, что наиболее полно и отчетливо ребенком воспринимается и запоминается то, что было получено за счет собственных поисков, наблюдений и исследований, как того требует ФГОС ДО.

Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза. Сравнения и классификации.
  • Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие
  • художественно - эстетическое развитие

В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:

Формы: фронтальная, индивидуальная формы образовательной деятельности

 

Методы и приемы:

- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения);

- игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты - волшебный сундук с ветерком);

- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);

- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).

Технологии:

  • технология исследовательской деятельности;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающая технология

Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты  по количеству детей, фонарики по количеству детей, трубочки по количеству детей, стаканчики с водой по количеству детей, веер по количеству детей, перышко по количеству детей, палитра с краской по количеству детей, белые листы бумаги по количеству детей, предметы для игры «Тонет - не тонет»: деревянный кубик, камень, резиновый мячик, монетка,

Предварительная работа:

Наблюдения на улице за ветром, чтение художественной литературы,  беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», «Откуда берётся ветер?»,  подвижная игра “Пузырь”, игры с вертушками на прогулке, изготовление вееров, рисование цветных шариков, рисование мыльными пузырями, загадки про воздух.

Цель: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.

Задачи:

  1. Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, о его свойствах  и значении.
  2. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха), ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.
  3. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  4. Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.
  5. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.
  6. Расширять и активизировать словарь детей.

Ход НОД:

Воспитатель: 

Станем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте! Друг другу

Нам здороваться ни лень

Всем «привет» и «добрый день»

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

— ДОБРОЕ УТРО!!!

Дети:

 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем лаборантами и будем заниматься исследованиями. А кто знает кто такие лаборанты? Чем они занимаются?

Дети:

Воспитатель: Лаборанты работают в помещении, где много приборов для опытов, и это помещение называется -  лаборатория.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: необходимо соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не толкать друг друга, работать аккуратно, быть внимательными. Запомнили все правила?

Дети:

Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в нашу лабораторию, нужно всем надеть специальную одежду – халат. Как вы думаете, что мы будем исследовать в лаборатории?

Дети:

Воспитатель: Слушаем внимательно, в этом нам поможет загадка

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом, каждый час,

Но невидим он для нас.

Дети: 

Воспитатель: Молодцы! Это воздух.

Дети: 

Воспитатель: Правильно! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: 

Опыт №1 “Поймай невидимку”

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: 

Воспитатель: Правильно он пустой. Его можно сложить в несколько раз, смотрите какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. А если мы развяжем его, что произойдет?

Дети: 

Воспитатель: Правильно! Если развяжем пакет, то выпустим из него воздух, и пакет опять станет тоненьким. 

Вывод:  Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Давайте еще раз поймаем воздух и внимательно посмотрим, какого он цвета?

Дети:

Воспитатель: На столах у вас лежат фонарики. Ребята, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?

Дети:

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. Быть лаборантом не легкое дело, давайте немного отдохнем.

Физминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята?

Дети: 

Воспитатель: Давайте проверим?

Дети: 

Опыт № 2  «Воздух внутри и вокруг нас»

Воспитатель: Перед вами стаканчик с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: 

Воспитатель: Молодцы! Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха.

Вывод: Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель: А как вы думаете, в других предметах есть воздух?

 

Дети:

Воспитатель: Вот сейчас мы и проверим.

Дидактическая игра «Тонет - не тонет»

Воспитатель: Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух. Если в предмете есть воздух - он будет плавать, так как воздух легкий, если нет воздуха – потонет (дети по очереди подходят и опускают предмет в воду). Назовите предметы, в которых есть воздух? Назовите предметы, в которых воздуха нет? Какой мы можем сделать вывод?

Дети:

Воспитатель: И так мы делаем вывод, что воздух легче воды.

Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, плывут облака, крутится вертушка и т.д.). Ветер – это движение воздуха.

Опыт 3. «Движение воздуха»

Воспитатель: Я предлагаю вам, увидеть и почувствовать движение воздуха. Давайте подуем на небольшие и легкие предметы и увидим, как они двигаются. Возьмите веера и помашите ими перед лицом. Что вы чувствуете?

Дети:

Воспитатель:  Правильно! Небольшой ветерок.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: А еще я предлагаю поиграть в игру «Веселое перышко». Мы будем дуть на наши перышки и посмотрим, у кого дольше и выше будет летать перышко.

Воспитатель: Как можно почувствовать запах воздуха?

Опыт 4. «Чем пахнет воздух?»

Дети:

Воспитатель: сам воздух не имеет запаха, но переносит их. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, что нам приготовили. Или мы можем услышать запах духов или др. пахучих веществ.

Вывод: воздух не имеет запаха, но переносит запахи.

Воспитатель: А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать?

Дети:

Воспитатель: (на столах палитры с разведенной гуашью). Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая салют. Какие красивые картины у нас получились. Давайте ими мы с вами украсим нашу группу!

Рефлексия. Вы ребята, молодцы! Потрудились от души. Вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Что было сложно? Что запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности....

Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми старшего дошкольного возраста «Вершки и корешки» (посадка моркови)

Цель:Доставить детям удовольствие не только от результата совместной деятельности, но и от самого процесса совместной деятельности. Задачи:Образовательные:Закреплять представления о сезонных изме...

Выступление из опыта работы «Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста».

Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения ...

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»

формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...