Главные вкладки

    Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
    календарно-тематическое планирование на тему

    Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

    Время

    Название

    Цель, содержание

    Приемы

    Материал

    Примечание

    СЕНТЯБРЬ

    1.«Поможем Колобку умыться»

    Выявить свойства воды:  прозрачность, наличие запаха и вкуса. Отметить, что вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие предметы, определить способ получения теплой воды. Учить замечать, что вода из чистой может стать грязной. Продолжать учить пользоваться мылом.

    - рассматривание емкости с водой, опускание в воду предметов

    - игровая ситуация «Умывание Колобка»

    - практическое задание «Сделай теплую воду в умывальнике»

      емкость с водой

    - мелкие игрушки

    - игрушка Колобок

    - полотенце

    - мыло

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 11-12

    2. Окрашивание воды

    Продолжать знакомить со свойствами воды. Закрепить знание о том, что вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха, но может менять свою окраску, запах, вкус, когда в ней растворяются окрашенные, пахучие и вкусовые вещества. Отметить, что, чем больше этого вещества, тем интенсивней цвет, запах, вкус.

    - опускание в воду рисунка, написанного красками

    - добавление в воду красителя (в разном количестве)

    - игра «Духи для кукол» (добавление в воду пахучих веществ)

    - ига «Делаем лимонад»    

     ( добавление в воду вкусовых  веществ)

    - «Цветные капельки» (рисование способом кляксография)

      емкости с водой

    - рисунок

    - пищевой краситель, акварельные краски, гуашь

    - духи

    - пипетки

    - ложки

    - сахар, соль

    кн. Дыбина О.В «Неизведанное рядом» стр. 27

    распечатка №2

    3. «Песочная страна»

    Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, отметить отличительные признаки сухого и мокрого песка,  из мокрого можно лепить, определить способ получения мокрого песка; познакомить детей  со способом изготовления рисунка на песке.

    - рассматривание песка, в т.ч. через лупу

    - рассматривание песочных часов

    - рисование песком по бумаге

    - игра «Песочный конус»

    - лепка куличиков

    - песок, емкость с водой

    - вода

    - лупы

    - лист плотной цветной бумаги

    - клеевые карандаши

    - песочные часы

    - формочки

    кн. Тугушевой Г.П «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 27

    распечатка №2

    4. «Поиск воздуха»

    Доказать с помощью разных предметов, что вокруг есть воздух. Выявить его свойство – невидимость. Учить объяснять процессы на основе результата действий, делать умозаключения.

    - игра «Поймай воздух»

    - выдувание воздуха через соломинку в воду

    - надувание воздушного шарика

    - изготовление вертушки, веера

    - султанчики

    - ленточки

    - флажки

    - пакет

    - воздушные шары

    - трубочки для коктейля

    - емкости с водой

    кн. Дыбина О.В «Неизведанное рядом» стр. 30

    распечатка №2

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 15

    ОКТЯБРЬ

    1.«Каждому камешку свой домик»

    Учить детей классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые), показать детям возможность использования камней в игровых целях

    - рассматривание и исследование  камней

    - игра «Выложи картинку»

    - ходьба по дорожке из камешков

     

    - различные камни

    - коробочки

    - подносы с песком

    - модель обследования предмета

    - картинки – схемы

    - дорожка из камешков

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 16

    2. «Загадочные пузырьки»

    Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Обнаружить воздух в разных предметах.

    - игра «Что в пакете»

    - взвешивание пакетов с воздухом и водой

    - погружение предметов в воду

    - емкость с водой

    - пакеты с водой и воздухом

    - алгоритм описания свойств воздуха и воды

    - кусочки поролона

    - брусочек дерева

    - комочки земли

    - глина

    кн. Дыбина О.В «Неизведанное рядом» стр. 30-31

    3. Свет повсюду

    Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) и рукотворные (лампа, фонарик, свеча). Определить назначение источников света, а также выделить особенности строения рукотворных источников света.  Выявить как зависит освещенность предмета от силы источника света и его удаленности от предмета.

    - задание: «Определи время суток»

    - игра «Волшебный сундучок»

    - рассматривание иллюстраций

    - игра «Свет бывает разный», «Что светит ярче»

    - проблемная ситуация «как увидеть предмет»

    - иллюстрации событий, происходящие в разное время суток

    - картинки с изображением источников света

    - предметы, не дающие свет

    - свеча

    - 2 фонарика разной мощности

    - настольная лампа

    - сундук с прорезью

    кн. Дыбина О.В «Неизведанное рядом» стр. 35, 36

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 18

    4. Что растворяется в воде?

    Закрепить знания  о том, что в воде растворяются некоторые вещества. Познакомить детей с нерастворимыми веществами.

    - смешивание веществ с водой

    - зарисовки результатов

    - мука, речной песок

    - сахарный песок, краситель, стиральный порошок

    - стаканы с чистой водой

    - ложки или палочки

    - подносы

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 34

    НОЯБРЬ

    1.«Подушка из пены»

    Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Развивать понятие о плавучести предметов в мыльной пене.

    - игра «Тонет-плывет»

    -игра-забава «Рыбалка»

    - взбивание мыльной пены

    - опускание предметов на мыльную пену, фиксирование результатов

    - таз с водой

    - пластмассовые, металлические, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки и т.д.

    - сачки по количеству детей

    - подносы, венчики

    - баночка с жидким мылом

    - пипетка, губка

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 13-14

    2. Сравнение свойств камня и глины

    Закрепить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

    - обследование глины и камня

    - лепка фигурок из глины

    - дощечки для лепки

    - глина

    - камень речной

    - модель обследования предмета (стр. 17, 20)

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 18

    3. «Волшебный круг»

    Продемонстрировать детям образование цветов: фиолетового, оранжевого и др.), а также получение новых оттенков  на светлом фоне (розовый, голубой, серый)

    - изготовление цветовых волчков

    - смешивание красок

    - разукрашивание шаров

    - цветовые волчки

    - палитры

    - контуры воздушных шаров

    - цветные краски

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 36, 37

    4. ,Надувание мыльных пузырей

    Продолжать учить детей обнаруживать воздух. Доказать, что воздух занимает место. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

    - разведение мыльного раствора

    - надувание пузырей

    - конкурс «Самый большой пузырь»

    - соломинки

    - мыльный раствор, кусочки мыла

    - стаканчики

    - подносы

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 31

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 13

    ДЕКАБРЬ

    1.Свойства снега

    Уточнить свойства снега (холодный,  белый , может быть липким и рыхлым; из липкого можно лепить, в тепле тает и т. д.). Выявить защитные свойства снега для растений.

    - рассматривание картины  «Зимние забавы»

    - изготовление барельефов

    - размещение емкостей с водой на  снегу и под снегом

    - лепка «Снежный город»

    - снег

    - емкость с водой

    - картина «Зимние забавы»

    - лопатки

    - ведра

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 21, 50

    2. «Волшебное сито»

    Познакомить детей со способом отделения камешков от песка,  мелкой крупы от крупной с помощью сита. Развивать самостоятельность.

    - «Поможем Золушке»

    - совки

    - разные сита

    - ведерки, миски

    - крупа манная и рис

    - песок и мелкие камешки

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 36

    3. Теневой театр

    Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

    - игра «Темно - светло»

    - создание образов с помощью рук

    - игра «Теневой театр»

    - оборудование для теневого театра

    - фонарь

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 21

    4. Что любят растения

    Познакомить детей с  факторами внешней среды, необходимыми для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Выделить наиболее благоприятные условия для развития растений. Установить зависимость роста и состояния растения от ухода за ним.

    - наблюдение за растением без полива

    - наблюдение за развитием растения в светлом и темном помещении

    - наблюдение за веточками на улице и в помещении

    - два бальзамина

    - вода

    - предметы ухода

    - алгоритм деятельности (стр.180)

    - дневник наблюдений

    - картонные коробки

    - ветки деревьев

    - предметы ухода за растениями

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 20-21

    распечатка

    ЯНВАРЬ

    1.Лед и его свойства

    Выявить, что лед – это тоже вода. Познакомить детей со свойствами льда (твердый,  прозрачный, хрупкий, гладкий, сохраняет форму, плавает, и  т.д.) Определить, что в тепле лед тает, что в горячей воде он тает быстрее, а вода становится холоднее.

    - рассматривание кусочков льда

    - сравнение свойств льда и воды

    - наблюдение за таянием льда

    - игры с льдинками

    - кусочки льда

    - емкости  с холодной и горячей водой

    - тарелочки

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 22

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 29, 42

    2. «Ловись, рыбка, мала и велика»

    Познакомить детей с магнитом. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

    - магнитная игра «Рыбалка»

    - рассматривание рыбок и удочки

    - игра «Волшебная коробочка»

    - игра «Притягивается – не притягивается»

    - задание «Достань иголку из стакана»

    - магнит

    - мелкие предметы из разных материалов

    - таз с водой

    - магнитная игра «Рыбалка»

    - рукавичка с магнитом

    - салфетка, иголка, деревянная игрушка

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 31

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 32, 39

    3. «Где вода?»

    Уточнить  свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду; какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

    - обследование песка и глины на ощупь

    - рассматривание песка и глины через лупу

    - наблюдение за впитыванием воды

    - изготовление шариков из сухого, влажного песка, глины

    - лепка посуды из глины

    - прозрачные емкости с сухим песком, глиной

    - мерные стаканчики с водой

    - лупа

    - дощечки

    - палочки

    - керамические изделия

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 27

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 34

    4. Таинственные картинки

    Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

    - игра «Назови цвета предмета»

    - рассматривание предметов через цветные стекла

    - получение новых цветов путем наложения стекол

    - цветные стекла

    - рабочие листы

    - цветные карандаши

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 24

    ФЕВРАЛЬ

    1.«Цветные льдинки»

    Продолжать знакомить детей с агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Уточнить свойства  и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

    - рассматривание цветных льдинок

    - изготовление цветной воды

    - изготовление цветных льдинок

    - украшение участка

    - емкость с окрашенной водой

    - формочки

    - веревочки

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 28

    2. «Волшебный театр»

    Закрепить понятие – притяжение. Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

    - игра в магнитный театр

    - «театральная сцена»

    - картонные персонажи сказок с закрепл. внутри металлич. пластинами

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 38

    3. «Угадайка»

    Показать детям, что предметы имеют вес. Вес предмета зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

    - задание «Найди сходство и различия»

    - игра «Чудесный мешочек»

    - задание «Услышь звук»

    - предметы одинаковой формы, размера из разных материалов: дерево, металл, пластмасса, поролон

    - емкость с водой

    - емкость с песком

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 13, 30

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 39

    4. Стекло, его качества и свойства.

    Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определить его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность, плавление).

    - обследование стакана, выявление свойств стекла

    - игра «Что может быть стеклянным»

    - знакомство с правилами безопасности

    - стеклянные стаканчики и трубочки

    - окрашенная вода

    - спиртовка, спички

    - алгоритм описания свойств материала.

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 47

    МАРТ

    1. «Где прячутся детки»

    Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. Определить какие условия нужны для роста.

    - рассматривание коллекции семян

    - игра «У кого какие дети»

    - замачивание семян

    - наблюдение за проращиванием

    - почва

    - лист, семена, черенки

    - лупа

    - коллекции семян и растений

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 19

    2. Металл, его свойства и качества.

    Учить детей узнавать предметы из металла, определить его качества (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

    - рассматривание металлических предметов

    - обследование предметов на ощупь

    - опускание предметов в воду,  их нагревание

    - металлические предметы

    - магниты

    - емкости с водой

    - спиртовка, спички

    - алгоритм описания свойств материала

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 48

    3. Как развиваются растения

    (длительный)

    Закрепить знания факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Повторить правила ухода за растениями. Выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод - семя

    - рассматривание семян через лупу

    - замачивание семян

    - высаживание семян в почву

    - зарисовка результатов в дневнике наблюдений

    - семена

    - предметы ухода за растениями

    - влажная ткань

    - лупа

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 20

    4. «Что отражается в зеркале»

    Познакомить детей с понятием «отражение». Найти предметы, способные отражать. Выявить причину появления отражения.

    - рассматривание изображения в зеркале

    - игра «Найди отражение»

    - задание на листе «Найди предметы, которые могут быть зеркалами»

    - зеркала, ложки, стеклянная вазочка, фольга, сковорода

    - рабочие листы

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 34,35

    АПРЕЛЬ

    1.«Где быстрее наступит весна»

    Установить зависимость изменений в природе от сезона. Выявить , где и при каких условиях снег растает быстрее, появятся первые проталины. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.

    - наблюдение за таянием снега в местах с разной температурой (в помещении), в тени и на солнце (на улице)

    - сравнение скорости таяния снега и льда (в помещении)

    - наблюдение за таянием снега в темных и светлых емкостях (на улице)

    - емкости со снегом, льдом, водой

    - емкости, окрашенные в темные и светлые тона

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 22-23

    2. «Откуда берется голос»

    Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. Определить причину возникновения звуков речи. Дать понятие об охране органов речи.

    - наблюдение за дрожанием линейки, натянутой струны

    - игра «Скажи тихо- скажи громко»

    - наблюдение за дрожанием нити на линейке

    - рассматривание строения органов речи

    - деревянная линейка, лист бумаги, пустой аквариум, натянутая струна, стеклянный стакан

    - металлофон

    - линейка с натянутой тонкой нитью

    - схема строения органов речи

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 40-42

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 10

    3. Резина, ее качества и свойства

    Учить детей узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

    - обследование резиновых предметов на ощупь

    - беседа «Где используют резину»

    - резиновые предметы

    - спиртовка, спички

    - алгоритм описания свойств материала

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 48

    4. «Посадка лука»

    Закрепить знания факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

    - проращивание лука в сухой банке и банке с водой

    - зарисовка результатов

    - емкость с водой

    - пустая емкость

    - луковицы

    МАЙ

    1.«Пластмасса, ее качества и свойства»

    Учить детей узнавать вещи, изготовленные из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

    - обследование пластмассовых предметов на ощупь

    - наблюдение за нагреванием предметов

    - беседа «Использование пластмассы»

    - пластмассовые предметы

    - вода

    - спиртовка, спички

    - алгоритм описания свойств материала

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 49

    2.«Солнечные зайчики»

    Уточнить понятие «отражение». Выявить причину появления отражения. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

    - чтение стихотворения «Солнечный зайчик»

    - игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь

    - зеркала

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 34

    3. «Пузырьки спасатели»

    Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Познакомиться с правилами поведения на воде, использованием надувных средств защиты (круг, жилет и т.д.)

    - опускание пластилина в стакан с минеральной водой

    - изготовление корабликов

    - игра «Морской бой»

    - стаканы с минеральной водой

    - мелкие кусочки пластилина

    - емкость с водой

    - бумага для изготовления корабликов

    кн. Дыбина О.В.

    «Неизведанное рядом» стр. 32-33

    4. Свойства песка

    Закрепить представления детей о свойствах песка. Познакомить детей с изготовлением цветного песка.Развивать любознательность, наблюдательность. Активизировать речь детей.  Развивать конструктивные умения.

    - игра «Оставь след»

    - игра «Домик для животных»

    - рисование песком по бумаге

    - игра «Песочный конус»

    - изготовление цветного песка

    - совки, грабли, ведерки

    - лейки

    - мелкие игрушки

    - план участка

    - мелки

    - терка

    кн. Тугушевой Г.П.

    «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 38, 39


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Пиключение по экологической тропе"

    Цель: Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки        весны в неживой природе.Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой прир...

    Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме: "Космическое приключение"

    Цель: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:1.     Вызвать у детей интерес к космосу.2.     Учить объединяться в игре, выполнять игро...

    проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

    проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»...

    План-конспект проведения непосредственно организованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие по городу Донецку».

    План-конспект проведения непосредственно организованной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие по городу Донецку»....

    Перспективный план дидактических игр по математическому развитию с детьми среднего дошкольного возраста

    Перспективный план дидактических игр по математическому развитию с детьми среднего дошкольного возраста поможет воспитателям при календарном планировании с детьми в совместной и самостоятельной деятел...

    проект Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

    Создание  условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности....

    Методическая панорама статья "Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста".

    Ребенок по своей сути - исследователь.Он все познает моетодом проб и ошибок. Но ребенку очень трудно найти самостоятельно ответы на все интересующие его вопросы. В проектной деятельности дети учатся н...