ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
опыты и эксперименты (средняя группа)
Введение.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значительно прочнее и надежнее, чем знания полученные репродуктивным путем. Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.
Актуальность проблемы.
Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательско - экспериментальной деятельности. Тем самым, в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, развивающие продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Главное достоинство этого метода - эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
Новизна. Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Цели и задачи.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому я взяла тему по организации экспериментальной (исследовательской) деятельности с детьми дошкольного возраста. Работая над данной темой, в рамках проекта, была поставлена цель - развитие у детей познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности. Исходя из цели, реализовывались следующие задачи:
- Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
- Формировать мышление.
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.
Ожидаемые результаты. У дошкольников:
- Развит познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
- Сформировано диалектическое мышление.
- Развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде.
- Сформированы самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность.
Для этого необходимо:
- Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме.
- Создать условия для организации опытно - экспериментальной деятельности дошкольников.
- Привлечь родителей и педагогов к творческому проекту.
- Представить опыт работы по организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми (проект).
Технология организации.
Современные образовательные технологии выступают в качестве инструмента, направленного на освоение детьми педагогического содержания в образовательном процессе. Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Так же, опытно - экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Следовательно, в работе с детьми придается большое значение игровым технологиям.
Работа проводилась по 3 блокам:
- Работа с детьми.
- Взаимодействие с педагогами.
- Взаимодействие с родителями.
Работа с детьми. Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по четырем взаимосвязанным направлениям: живая природа (обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.); неживая природа (опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, температурой и др.); предметный (рукотворный) мир (предметы и материалы, их свойства); человек (функционирование организма).
В условиях детского сада используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
в - третьих, они практически безопасны.
в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование (Приложение № 1 «Перспективный план работы»).
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры: постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проверка гипотезы, предположений; обсуждение увиденных полученных результатов; формулировка выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы:
- Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.
- Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.
- Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.
- Инновационные методы и приемы:
- проектный (Приложение № 2 «Визитная карточка проекта по опытно – исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»);
- использование элементов ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей со свойствами предметов (объектов);
- метод игрового проблемного обучения, который заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы;
- отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;
- компьютерные и мультимедийные средства обучения, стимулирующие познавательный интерес дошкольников.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта); тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный момент (почему так); ситуацию выбора.II. Взаимодействие с педагогами. Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким по средствам:
- консультаций по организации опытно – экспериментальной деятельности у детей;
- разработки тематического планирования;
- проведения интегрированных занятий;
- трансляции опыта работы.
III. Взаимодействие с семьей. Взаимодействие с семьей проводится с использованием следующих форм работы:
1. Педагогическое просвещение родителей (консультации; информационные стенды; памятки, буклеты; папки-передвижки и т. п.).
2. Вовлечение родителей в образовательный процесс (помощь в создании опытно – экспериментальной среды; участие в проектной деятельности; проведение мастер – классов; организации центра детской активности по экспериментированию; изготовление пособий; приобретение оборудования и др.).
3. Родительские собрания.
Мониторинг.
Мониторинг проводится 2 раза в год (октябрь, апрель), с целью выявления уровня овладения детьми опытно - экспериментальной деятельностью. Критерии и уровни усвоения программы:
- Высокий уровень – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает предположения, находит способы их решения, использует доказательства. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи выводы.
- Средний уровень – в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения с помощью взрослого.
- Низкий уровень - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием (Приложение № 2).
Результативность. Выводы.
Проведенный мониторинг показал, что в результате работы по данной теме, у детей формируются: познания окружающей действительности и наблюдательность, интерес к исследованию (стимулирует их к получению новых знаний о свойствах различных материалов и т.д.); умения проводить простые опыты, анализировать и делать элементарные выводы. Т.о., экспериментирование как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная на практике система мероприятий по развитию детской исследовательско - экспериментальной деятельности в процессе совместной деятельности родителей, педагогов и детей доказала свою эффективность.
Перспективы.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Дальнейшая работа по данной теме поможет в преобразовании предметно - пространственной развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей, и позволит осуществлять деятельностный подход к развитию познавательной активности детей.
Список используемой литературы:
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»;
- Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ;
- Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;
- научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с»автор Потапова Т. В.;
- Журнал «Ребенок в д/с» №2, 2014 год
- «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко.
- maam.ru, nsportal.ru.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty._matyuhova_n.a.pptx | 1.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента , значительно прочнее и надежнее, чем знания полученные репродуктивным путем. Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста. Актуальность проблемы Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательско - экспериментальной деятельности. Тем самым, в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим , а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский . Главное достоинство эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, стимулируя развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника. «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон
Новизна Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: « Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире ( мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе » . Цели и задачи Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому я взяла тему по организации экспериментальной (исследовательской) деятельности с детьми дошкольного возраста. Работая над данной темой, в рамках проекта, была поставлена цель - развитие у детей познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности. Исходя из цели, реализовывались следующие задачи: Развивать познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Формировать мышление. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств. Воспитывать самостоятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.
Ожидаемые результаты В связи с этим у дошкольников будет: развит познавательный интерес в процессе опытно-экспериментальной деятельности; сформировано диалектическое мышление. развит собственный познавательный опыт в обобщенном виде. сформированы самостоятельность, инициатива, сообразительность, пытливость, критичность. Для этого необходимо: Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме. Создать условия для организации опытно - экспериментальной деятельности дошкольников. Привлечь родителей и педагогов к творческому проекту. Представить опыт работы по организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми (проект). Технология организации Современные образовательные технологии выступают в качестве инструмента, направленного на освоение детьми педагогического содержания в образовательном процессе. Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Так же, опытно - экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни , в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Следовательно, в работе с детьми придается большое значение игровым технологиям . Работа проводилась по 3 блокам: Работа с детьми. Взаимодействие с педагогами. Взаимодействие с родителями.
I. Работа с детьми Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по четырем взаимосвязанным направлениям : - живая природа (обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.); - неживая природа (опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, температурой и др.); - предметный (рукотворный) мир (предметы и материалы, их свойства); человек (функционирование организма). В условиях детского сада используются только элементарные опыты и эксперименты . Их элементарность заключается: Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В - третьих, они практически безопасны. В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры: • постановка проблемы; • поиск путей решения проблемы; • проверка гипотез, предположений; • обсуждение увиденных полученных результатов; • формулировка выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы: Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых. Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов. Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения. Инновационные методы и приемы: проектный; использование элементов ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей со свойствами предметов (объектов); метод игрового проблемного обучения, который заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы; отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи; компьютерные и мультимедийные средства обучения, стимулирующие познавательный интерес дошкольников. А д ля положительной мотивации деятельности различные стимулы : • внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ; • тайна, сюрприз; • мотив помощи; • познавательный момент (почему так) ; • ситуация выбора.
Перспективный план работы с детьми среднего возраста О бъект Название Цель опыта Сентябрь: Песок и глина «Игры с песком и глиной» Закрепить представления детей о свойствах песка (сухой, сырой), его сыпучести. Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) Развить конструктивные умения Октябрь: Органы чувств «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, струк туру поверхности; язык — определять на вкус) Ноябрь: Стекло Свойства мыла (проект) «В мире стекла» Выявить свойства стекла (прозрачное, прочное, цветное, гладкое, хрупкое - бьется) «Да здравствует мыло душистое…» В процессе познавательно - исследовательской деятельности повышать интерес детей к личной гигиене Декабрь: Вода Свойства мыла (проект) «Тонет – не тонет» «Подушка из пены» Развить у детей представление о плавучести пред метов в воде и в мыльной пене – убедиться, что плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести «Да здравствует мыло душистое…» Расширять и закреплять представления детей о мыле, его свойствах и назначении Январь: Камни. Свойства мыла (проект) «Каждому камешку свой домик» Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. «Да здравствует мыло душистое…» Познакомить с правилами изготовления мыльного раствора Февраль: Вес. Магнит. Свойства мыла (проект) «Угадай - ка» Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы - только металлические «Да здравствует мыло душистое…» Изготовление мыла в домашних условиях Март: Воздух «Воздух повсюду» Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д. « Почему все звучит ?» Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов Апрель: Пластмасса и дерево «В мире пластмассы» Познакомить детей со свойствами пластмассы (гладкая, легкая, цветная) и качествами предметов из нее «Дерево умеет плавать» Расширять представления о дереве, выявить его свойства и качества Май: Растворимость веществ в воде «Молекулярная кухня» Познакомить детей со свойствами различных предметов. Проверить их растворимость
II . Взаимодействие с педагогами Взаимосвязь с педагогами осуществляется по нескольким по средствам: - консультаций по организации опытно – экспериментальной деятельности у детей; - разработки тематического планирования; - проведения интегрированных занятий; трансляции опыта работы. III . Взаимодействие с семьей Взаимодействие с семьей проводится с использованием следующих форм работы: 1. Педагогическое просвещение родителей (консультации; информационные стенды; памятки, буклеты; папки-передвижки и т. п.). 2. Вовлечение родителей в образовательный процесс (помощь в создании опытно – экспериментальной среды; участие в проектной деятельности; проведение анкетирования и мастер – классов; организации центра детской активности по экспериментированию и изготовление пособий; приобретение оборудования и др.). 3. Родительские собрания.
Мониторинг. Мониторинг проводится 2 раза в год (октябрь, апрель), с целью выявления уровня овладения детьми опытно - экспериментальной деятельностью. Критерии и уровни усвоения программы: Высокий уровень – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает предположения, находит способы их решения, использует доказательства. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи выводы. Средний уровень – в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения с помощью взрослого. - Низкий уровень - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием ( Приложение № 5).
Результаты диагностики по овладению детьми опытно-экспериментальной деятельностью Диаграмма по овладению детьми опытно-экспериментальной деятельностью Проведённый мониторинг показал, что в результате работы по педагогической теме у детей формируется познание окружающей действительности, умение проводить простые опыты, анализировать и делать выводы и т.д. Месяц Уровни Младшая группа Средняя группа Октябрь, 2018 (26 чел.) Апрель, 2019 (26 чел.) Октябрь, 2019 (28 чел.) Февраль, 2020 (28 чел.) Высокий 4% 19% 22% Средний 34% 47% 54% Низкий 62% 34% 24% Октябрь 2018г. Мониторинг Из данной диаграммы мы видим усвоение программы детьми Приложение № 5
Результативность Проведенный мониторинг показал, что в результате работы по данной теме, у детей формируются: познания окружающей действительности, умения проводить простые опыты, интерес к исследованию (стимулирует их к получению новых знаний о свойствах различных материалов и т.д.), умения делать элементарные выводы; анализировать , так же развивается наблюдательность. Выводы Еще в 2013 году был реализован проект « Валеология : познай себя», который включал апробацию формирования п редставлений у детей о человеке и об основах его жизнедеятельности, по средствам элементарной опытно – экспериментальной деятельности (Цикл «Познай себя»). В 2019 году «уроки мойдодыра : сами варим мыло!» Т.о., экспериментирование как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира . Разработанная и апробированная на практике система мероприятий по развитию детской исследовательско - экспериментальной деятельности в процессе совместной деятельности родителей, педагогов и детей доказала свою эффективность. Перспективы Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Дальнейшая работа по данной теме поможет в преобразовании предметно - пространственной развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей, и позволит осуществлять деятельностный подход к развитию познавательной активности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»
проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»...
Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".
Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....
проект Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
Создание условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности....
«Организация экспериментально - исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведени...
Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. С презентацией.
Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. На тему "Детское экспериментирование в домашних условиях"А так же мастер-класс для педагог...
Организация экспериментально - исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности м...
Опыт работы: организация опытно - исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»
Организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за фи...