Главные вкладки

    проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»
    проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Самойлова Анна Витальевна

     проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_samoylova_d.s.no7_.doc529.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №7 общеразвивающего вида города Горно-Алтайска»

           

       

     

    Паспорт проекта

           

    Название проекта

    «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

    Автор проекта

    Самойлова Анна  Витальевна, воспитатель МБДОУ  «Детский сад № 7 общеразвивающего вида г. Горно-Алтайска»

    Вид проекта

    Долгосрочный  групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет

    Продолжительность проекта

    1год

     Интеграция, образовательные области

    Познание, чтение художественной литературы, коммуникация, здоровье, безопасность, социализация, труд,  

    Участники проекта

    Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

         

    Введение

          Актуальность проекта Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но,  в то же время,  интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Из выше изложенного   вытекает проблема, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.

           

            Цель: Создание  условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

               Задачи:

    • Создать благоприятные  условия для детского экспериментирования.
    • Развивать логическое и творческое мышление детей, познавательную инициативу ребенка (любознательности), речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
    • Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы, основополагающим культурным формам упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений
    • Расширить кругозор детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
    • Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей
    • Привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе: помочь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. 

    Принципы составления проекта

    Принцип научности:

    -предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками;

    -содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

    Принцип целостности

    - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

    Принцип систематичности и последовательности:

    - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

    Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

       - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

    Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

    Принцип активного обучения:

     - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,  способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

    Принцип креативности:

       - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

    Принцип результативности:

     -  предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

    Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

    Ожидаемые результаты:

    1. Оформление «Уголка экспериментирования» и «Лаборатории» с необходимым для опытов оборудованием.
    2. Составление картотек:
    • Опытов и экспериментов (Приложение 5),
    • Конспектов занятий (Приложение 4)  
    • Бесед и наблюдений на прогулке и в уголке природы;
    1. Проявление у детей интереса к проведению опытов и экспериментированию, развитие внимательности при наблюдениях за объектами. Формирование не только интеллектуальных впечатлений, но и развитие умения работать в коллективе и самостоятельно.
    2. Развитие у дошкольников умения отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудач опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
    3. Повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

    Этапы проекта

    1 этап (сентябрь)

    Предварительная подготовка:

    • Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

    • Экскурсии и целевые прогулки.

    • Наблюдения за объектами и явлениями природы.

    • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центр игровой деятельности и пр.).

    • Тематические беседы «Мой мир, – какой он?» и др.

    • Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.

    • Знакомство с материалами мини-центра «Опыты и эксперименты».

    Практическая часть

    2 этап (октябрь – апрель)

    1. Взаимодействия с детьми

    • Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях (Приложение 2).

    • Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. (Приложение 1)

    • Проведение познавательных  занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения.

    •  Чтение  тематической, художественной литературы

    • Игровой центр:

    - игры словесные;

    - развивающие игры и упражнения.

    • Мини-центр «Опыты и эксперименты» (экспериментальный уголок):

    • Копилка «нужных ненужных» вещей;

    •  Плановые опыты

    •  Опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах);

    • Оформление альбомов по лексическим темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий).

    1. Взаимодействия с семьей

    Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

    Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала.

    Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно).

    Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

    Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий.

    Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и медалей «Хочу все знать!» ребенку.

    Тематические консультации  для родителей: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и др. (Приложение 6)

    Индивидуальные консультации по осуществлению акций.

    Оформление наглядной информации в родительском уголке.

    Результат проектной деятельности

    3 этап (май)

    Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. (Приложение3)

    Открытые мероприятия  на родительском собрании

    Открытые мероприятия для педагогов

    Обобщение педагогического  опыта работы

    Заключение

             В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.  

             Начальный опыт работы по проекту позволяет сделать вывод об его эффективности и возможности  использования в дальнейшей работе.

            Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

            Итак, я пришла к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

     

    Приложение 1

    Перспективный план работы по экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

    Содержание

    Кол-во занятий в неделю

    Срок

    Формы работы

    Взаимодействие с семьёй

    1

    Опыты с воздухом

    Поможем Вини-Пуху

    Как пламя загрязняет воздух

    Как увидеть воздух

    Царство трёх ветров

    Воздух помогает двигаться

    1

    1

    2

    1

    2

    Октябрь-ноябрь

    В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности

    Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно)

    Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

    Всего занятий

    7

    2.

    Опыты с песком, глиной.

    Знакомство со свойствами песка

    Откуда в пустыне появляются песчаные горки?

    Удивительная глина

    Рисунок из песка на бумаге

    1

    2

    2

    2

    Декабрь-январь

    В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности. Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность

    Всего занятий

    7

    3

    Опыты с магнитом

    Магнитные чудеса

    Притягивание и отталкивание магнитов

    Притягивание магнитом

    2

    1

    1

    Февраль

    Самостоятельная деятельность, коллективные занятия, опытно-экспериментальная деятельность

    родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»

    Всего занятий

    4

    4

    Эксперимент с цветом

    Таинственные письма

    Смешивание акварели

    Таинственное появление и исчезновение

    1

    2

    1

    Март

    Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность в развивающей среде и исследовательская деятельность

    консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

    Всего занятий

    4

    5

    Опыты с водой

    Волшебница вода

    Какой бывает вода

    Пузыри в воде

    Что растворяется в воде?

    1

    1

    1

    1

    Апрель

    В режимных моментах, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности

    консультация на тему: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка»

    Всего занятий

    4

    Приложение 2

    Инструментарий для мониторинга результатов опыта работы.

     Вводная диагностика проводится по методике

      «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)

    Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

    На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

    1. Игровая;
    2. Чтение книг;
    3. Изобразительная;
    4. Детское экспериментирование;
    5. Труд в уголке природы;
    6. Конструирование из разных материалов.

    Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый  выбор засчитывается 3 балла, за второй 2-балла, за – 1 балл.

    Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

    Результаты оформляются в таблицу:

    Шифр ребенка

    Выбор деятельности

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Итоговая диагностика проводится по методике

          «Маленькие исследователи» (Л.Н.Прохорова)

    Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

    Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.

    Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:

    «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».

    После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

    Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

    Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

    Результаты оформляют в таблицу:

    Шифр ребенка

    Выбор деятельности

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

    уровни

    Отношение к экспериментальной деятельности

    Целеполагание

    Планирование

    Реализация

    Рефлексия

    Высокий

    Познавательное отношение устойчиво.

    Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

    Самостоятельно видит проблему.

    Активно высказывает предположения.

    Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

    Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

    Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности.

    В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит начатое дело до конца.

    Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь-ные, причинные связи. Делает выводы.

    Средний

    В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

    Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

    Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым

    Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

    Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.

    Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

    Приложение 3

    Результаты вводной диагностики  по методике

    «Выбор деятельности» (2011-2012г)

    Вывод: на первом месте у детей преобладает игровая деятельность (49 баллов), на втором месте чтение книг (27 баллов), на третьем месте – ИЗО (23 балла), на четвертом месте – экспериментирование (19 баллов), на пятом месте – детское конструирование  и  труд в Уголке природы  по (16 баллов).

    Результаты итоговой диагностики  по методике

    «Выбор деятельности» (2011-2012г)

    Вывод: на первом месте у детей преобладает игровая деятельность (50 баллов), на втором месте чтение художественной литературы, экспериментирование, труд в уголке природы(30 баллов),  на третьем изобразительная деятельность (29 баллов), на четвертом месте – конструирование(25 баллов).

    Приложение 7

    Список используемой литературы:

    1.        Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

    2.        Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

    3.        Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

    4.        Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших  

    Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

    5.        Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

    6.        Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

    7.        Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

    8.        Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

    9.        Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

    10.        Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

    11. Интернет сайты

    12.«Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Пиключение по экологической тропе"

    Цель: Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки        весны в неживой природе.Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой прир...

    Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме: "Космическое приключение"

    Цель: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:1.     Вызвать у детей интерес к космосу.2.     Учить объединяться в игре, выполнять игро...

    Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

    Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности....

    проект Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

    Создание  условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности....

    Методическая панорама статья "Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста".

    Ребенок по своей сути - исследователь.Он все познает моетодом проб и ошибок. Но ребенку очень трудно найти самостоятельно ответы на все интересующие его вопросы. В проектной деятельности дети учатся н...

    Визитная карточка проекта по опытно – исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Да здравствует мыло душистое!»

    Паспорт проектаНазвание проекта: «Да здравствует мыло душистое…»Тип проекта: познавательно-исследовательскийЦель проекта: создание педагогических условий для расширения знаний...

    ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Введение.Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значит...