проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Самойлова Анна Витальевна

 проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_samoylova_d.s.no7_.doc529.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 общеразвивающего вида города Горно-Алтайска»

       

   

 

Паспорт проекта

       

Название проекта

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

Автор проекта

Самойлова Анна  Витальевна, воспитатель МБДОУ  «Детский сад № 7 общеразвивающего вида г. Горно-Алтайска»

Вид проекта

Долгосрочный  групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет

Продолжительность проекта

1год

 Интеграция, образовательные области

Познание, чтение художественной литературы, коммуникация, здоровье, безопасность, социализация, труд,  

Участники проекта

Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

     

Введение

      Актуальность проекта Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но,  в то же время,  интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Из выше изложенного   вытекает проблема, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.

       

        Цель: Создание  условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

           Задачи:

  • Создать благоприятные  условия для детского экспериментирования.
  • Развивать логическое и творческое мышление детей, познавательную инициативу ребенка (любознательности), речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы, основополагающим культурным формам упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений
  • Расширить кругозор детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
  • Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей
  • Привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе: помочь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. 

Принципы составления проекта

Принцип научности:

-предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и  практически апробированными методиками;

-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

   - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

 - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

 - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое  путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,  способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

   - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

 -  предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Ожидаемые результаты:

  1. Оформление «Уголка экспериментирования» и «Лаборатории» с необходимым для опытов оборудованием.
  2. Составление картотек:
  • Опытов и экспериментов (Приложение 5),
  • Конспектов занятий (Приложение 4)  
  • Бесед и наблюдений на прогулке и в уголке природы;
  1. Проявление у детей интереса к проведению опытов и экспериментированию, развитие внимательности при наблюдениях за объектами. Формирование не только интеллектуальных впечатлений, но и развитие умения работать в коллективе и самостоятельно.
  2. Развитие у дошкольников умения отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудач опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  3. Повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Этапы проекта

1 этап (сентябрь)

Предварительная подготовка:

  • Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

  • Экскурсии и целевые прогулки.

  • Наблюдения за объектами и явлениями природы.

  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центр игровой деятельности и пр.).

  • Тематические беседы «Мой мир, – какой он?» и др.

  • Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.

  • Знакомство с материалами мини-центра «Опыты и эксперименты».

Практическая часть

2 этап (октябрь – апрель)

  1. Взаимодействия с детьми

  • Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях (Приложение 2).

  • Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. (Приложение 1)

  • Проведение познавательных  занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения.

  •  Чтение  тематической, художественной литературы

  • Игровой центр:

- игры словесные;

- развивающие игры и упражнения.

  • Мини-центр «Опыты и эксперименты» (экспериментальный уголок):

  • Копилка «нужных ненужных» вещей;

  •  Плановые опыты

  •  Опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах);

  • Оформление альбомов по лексическим темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий).

  1. Взаимодействия с семьей

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала.

Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно).

Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий.

Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и медалей «Хочу все знать!» ребенку.

Тематические консультации  для родителей: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и др. (Приложение 6)

Индивидуальные консультации по осуществлению акций.

Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Результат проектной деятельности

3 этап (май)

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. (Приложение3)

Открытые мероприятия  на родительском собрании

Открытые мероприятия для педагогов

Обобщение педагогического  опыта работы

Заключение

         В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов.  

         Начальный опыт работы по проекту позволяет сделать вывод об его эффективности и возможности  использования в дальнейшей работе.

        Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

        Итак, я пришла к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

 

Приложение 1

Перспективный план работы по экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Кол-во занятий в неделю

Срок

Формы работы

Взаимодействие с семьёй

1

Опыты с воздухом

Поможем Вини-Пуху

Как пламя загрязняет воздух

Как увидеть воздух

Царство трёх ветров

Воздух помогает двигаться

1

1

2

1

2

Октябрь-ноябрь

В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности

Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно)

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Всего занятий

7

2.

Опыты с песком, глиной.

Знакомство со свойствами песка

Откуда в пустыне появляются песчаные горки?

Удивительная глина

Рисунок из песка на бумаге

1

2

2

2

Декабрь-январь

В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности. Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность

Всего занятий

7

3

Опыты с магнитом

Магнитные чудеса

Притягивание и отталкивание магнитов

Притягивание магнитом

2

1

1

Февраль

Самостоятельная деятельность, коллективные занятия, опытно-экспериментальная деятельность

родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»

Всего занятий

4

4

Эксперимент с цветом

Таинственные письма

Смешивание акварели

Таинственное появление и исчезновение

1

2

1

Март

Коллективные занятия при условии свободного участия детей, самостоятельная деятельность в развивающей среде и исследовательская деятельность

консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

Всего занятий

4

5

Опыты с водой

Волшебница вода

Какой бывает вода

Пузыри в воде

Что растворяется в воде?

1

1

1

1

Апрель

В режимных моментах, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности

консультация на тему: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка»

Всего занятий

4

Приложение 2

Инструментарий для мониторинга результатов опыта работы.

 Вводная диагностика проводится по методике

  «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

  1. Игровая;
  2. Чтение книг;
  3. Изобразительная;
  4. Детское экспериментирование;
  5. Труд в уголке природы;
  6. Конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый  выбор засчитывается 3 балла, за второй 2-балла, за – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляются в таблицу:

Шифр ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

Итоговая диагностика проводится по методике

      «Маленькие исследователи» (Л.Н.Прохорова)

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.

Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:

«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».

После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.

Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты оформляют в таблицу:

Шифр ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

7

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво.

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему.

Активно высказывает предположения.

Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности.

В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит начатое дело до конца.

Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь-ные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.

Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Приложение 3

Результаты вводной диагностики  по методике

«Выбор деятельности» (2011-2012г)

Вывод: на первом месте у детей преобладает игровая деятельность (49 баллов), на втором месте чтение книг (27 баллов), на третьем месте – ИЗО (23 балла), на четвертом месте – экспериментирование (19 баллов), на пятом месте – детское конструирование  и  труд в Уголке природы  по (16 баллов).

Результаты итоговой диагностики  по методике

«Выбор деятельности» (2011-2012г)

Вывод: на первом месте у детей преобладает игровая деятельность (50 баллов), на втором месте чтение художественной литературы, экспериментирование, труд в уголке природы(30 баллов),  на третьем изобразительная деятельность (29 баллов), на четвертом месте – конструирование(25 баллов).

Приложение 7

Список используемой литературы:

1.        Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2.        Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

3.        Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

4.        Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших  

Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

5.        Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

6.        Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

7.        Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

8.        Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

9.        Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

10.        Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

11. Интернет сайты

12.«Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Пиключение по экологической тропе"

Цель: Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки        весны в неживой природе.Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой прир...

Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме: "Космическое приключение"

Цель: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:1.     Вызвать у детей интерес к космосу.2.     Учить объединяться в игре, выполнять игро...

Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности....

проект Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Создание  условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности....

Визитная карточка проекта по опытно – исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Да здравствует мыло душистое!»

Паспорт проектаНазвание проекта: «Да здравствует мыло душистое…»Тип проекта: познавательно-исследовательскийЦель проекта: создание педагогических условий для расширения знаний...

ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Введение.Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значит...

Организация конструктивно-модельной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

В связи со стремительным скачком развития новых технологий, обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные задачи, преобразовывать, усовершенствовать, создавать новое во всех сферах...