Организация конструктивно-модельной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Юлия Александровна Богданова

В связи со стремительным скачком развития новых технологий, обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные задачи, преобразовывать, усовершенствовать, создавать новое во всех сферах жизнедеятельности. Без предварительного обучения решать творческие задачи, и создавать оригинальные продукты сложно и даже совсем нереально. Необходимость в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями, требует радикальных изменений в организации образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Для решения данной задачи необходимы особые условия, и базой для этого может служить организация работы по конструированию в разных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ns_portal.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ю.А. Богданова

ГБДОУ №47

Пушкинского района

г. Санкт-Петербурга

В связи со стремительным скачком развития новых технологий, обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные задачи, преобразовывать, усовершенствовать, создавать новое во всех сферах жизнедеятельности. Без предварительного обучения решать творческие задачи, и создавать оригинальные продукты сложно и даже совсем нереально. Необходимость в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями, требует радикальных изменений в организации образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Для решения данной задачи необходимы особые условия, и базой для этого может служить организация работы по конструированию в разных возрастных группах.

Среди рекомендованных парциальных программ по развитию инженерного мышления в ходе технического конструирования, обеспечению условий для освоения азов программирования дошкольниками, ориентация идет на старший дошкольный возраст. При этом, практика работы подтверждает, что их успешная реализация зависит от выстроенной работы во всех возрастных группах. Это свидетельствует о необходимости пересмотра форматов организации конструктивно-модельной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) определяет конструирование, как один из значимых видов детской деятельности. Под детским конструированием принято понимать создание детьми различных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. Возникает вопрос, что же должно измениться в организации этой деятельности.

В настоящее время конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп. Оно обладает определенным потенциалом для освоения основной образовательной программы дошкольного образования, определенными возможностями для развития детей.

В зависимости от возраста, состава группы, интересов детей, Л.А. Парамонова рекомендует использовать разные виды конструирования (напр., техническое, художественное или из бросового материала, компьютерное).

При этом стоит помнить о том, что при организации конструктивно-модельной деятельности нет нацеленности на решение задач ранней профориентации. В большей степени решаются познавательные задачи, соответствующие интересам и возрасту детей.

В большей степени мы видим в практике работы смещение к организации технического конструирования, где дети в основном отображают реально существующие объекты, учитывают в процессе конструирования функциональное назначение объекта, наличие в строении необходимых статичных или вращающихся механизмов, а также придумывают модели объектов по ассоциации с образами из сказок, фильмов. Они не только расширяют представления о предметах окружающей действительности, людях, работающих на производствах и использующих разные предметы труда, а могут опытным путем проверить в игре качество сконструированных объектов, модернизировать их, найти техническую идею и реализовать замысел как индивидуально, так и совместно со сверстниками. Это позволяет педагогу поддерживать их познавательный интерес, создавать условия для развития познавательной активности.

В среднем дошкольном возрасте в рамках технического конструирования дети используют строительный материал (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); осуществляют конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; предпочитают конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой и т.п.

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый, создавая образовательную или игровую ситуацию.

        Техническое конструирование проходит в организованной образовательной деятельности интегративно, а также широко используется в самостоятельной деятельности детей.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка, способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру, художественного вкуса, обогащает игровую деятельность, развивает саморегулятивные функции у детей дошкольного возраста.

В процессе конструирования у детей формируются такие качества личности как: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.); работать дружно, не мешая друг другу, соблюдая правила техники безопасности.

В средней группе нами успешно используются следующие виды конструкторов: Lego Duplo, деревянный конструктор «Томик», конструктор «Bradex», игольчатый конструктор «Bloko», конструктор 4D Educational Sticks. Так же в нашем дошкольном учреждении создан центр «Технического конструирования» и мастерская конструирования «Фанкластик». Данный центр способствует организации творческой конструктивно-модельной деятельности на основе технологии моделирования, позволяет заложить на этапе дошкольного возраста не только первоначальные технические навыки, но и развивать способности детей к техническому творчеству.

Организация обучения конструированию в этом возрасте состоит из нескольких форм – это конструирование по образцу, по условиям и по замыслу.

В конструировании по образцу детям предлагается один или несколько образцов постройки и способов реализации.

Педагог показывает детям готовое изделие (мост, дом, дорога), обсуждает вместе с ними, из каких частей состоит предмет или сооружение, что потребуется для его изготовления, анализирует форму, материал, будущее применение. Любая совместная деятельность по конструированию предполагает мотивационное начало, поддерживающее их интерес от начала до воплощения задуманного.

Таким образом, дети приобретают первый опыт чтения схем и способы соединения деталей друг с другом, их цвет и форму. У детей среднего дошкольного возраста развивается умение строить элементарные модели, ребенок осваивает базовые конструкции по наглядной инструкции.

Конструирование по условиям не предполагает наличие образца, а только лишь условия, которым должна соответствовать постройка. Процесс строится на ранее изученном материале, модель изготавливается по аналогии с уже известным, например, после конструирования моста, можно детям предложить подумать, как можно его усовершенствовать. Создается игровая ситуация, в которой дети могут изменить базовую конструкцию в соответствии с заданными условиями. Варианты изменения базовой конструкции (в нашем случае моста) могут быть разными. Например, можно предложить детям построить широкий мост через реку, по которому смогут проехать грузовые машины, а можно предложить построить пешеходный мост. На данных примерах можно увидеть, что тематика построек в средней группе во многом повторяет то, что было освоено детьми в младшей группе (дорога, мост и т.д.), но при этом конструкции усложняются, появляются их различные варианты – не только по степени сложности, но и по функциональному назначению, эстетическим качествам.  После выполнения постройки, можно предложить детям проверить соответствует постройка заданным условиям, и в случае необходимости помочь исправить ошибки. Таким образом, новым форматом организации конструктивно-модельной деятельности в данном случае является принцип трансформации – изменение конструкции на основе выявления ее особенностей и возможных преобразований.

В конструировании по замыслу – ребенок уже сам решает, что будет строить и какой материал ему для этого потребуется. Здесь очень важно, чтобы педагог поддерживал инициативу, задавал поисковые вопросы, создавал условия для обсуждения идей, выдвижения предположений. Для реализации используются образы конструкций ранее знакомые детям, они могут комбинироваться и реконструироваться ребенком. Сооружая ту или иную постройку, дети активно ищут способы воплощения своего замысла, на основе чего уточняется и дополняется конструкция. В процессе сюжетно-ролевой игры, которая возникает с использованием построек, детьми придумываются все новые и новые элементы.

Каждый из реализуемых видов конструирования оказывает развивающее влияние на мышление ребенка и формирует условия к развитию технического мышления. У детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа выстраивать последовательность своих действий, а также устанавливать зависимость будущей постройки от ее практического назначения.

Дети решают поставленную перед ними задачу, используя конструктивный опыт, проявляют творческий подход, изобретательность, и находчивость. Они могут экспериментировать с помощью технических средств, пытаются усовершенствовать свои постройки. Педагог, помогает детям устанавливать связь между объектами реального мира и созданными игровыми конструкциями (моделями). Например, при конструировании гаража создается игровая ситуация «Как и почему нам необходимо перестроить гараж» (экспериментирование с высотой и шириной). Дети данной возрастной группы очень внимательны к форме и размерам деталей. Они приобретают навыки анализа и не только расскажут, что за конструкция может получиться, из каких деталей будет состоять, но и могут предложить усовершенствовать постройку. Пространственное мышление служит основой развития логического мышления ребенка, является базисом развития индивидуальных способностей в области технического творчества.

Большинство парциальных программ по конструированию ориентированы на детей старшего дошкольного возраста. Успешность реализации которых зависит от уровня развития технических способностей детей дошкольного возраста с опорой на уровень развития мелкой моторики ребенка, его пространственные представления, основы логического мышления, индивидуальные творческие способности в области моделирования и конструирования. Этим и обусловлена необходимость организации конструктивно-модельной деятельности во всех возрастных группах, расставляя приоритеты в сторону создания условий для проявления детский инициативы, развития любознательности, интереса, расширения информационного кругозора, обогащение сюжетов игровой деятельности и ее разворачивание со сверстниками.

Список используемой литературы

  1. Л.А. Парамонова Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – Издательство Academia, Высшее образование, 2002 г. – 192 с.
  2. И.Е. Емельянова Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игрового комплекса.: учебно-методическое пособие для студентов – Челябинск: Рекпол, 2001г. – 131 с.
  3. И.А. Лыкова Парциальная программа интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Фанкластик: весь мир в руках твоих (Познаем, конструируем, играем)». – 2019 г. – 98 с.
  4. https://fgos.ru Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста "Пиключение по экологической тропе"

Цель: Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки        весны в неживой природе.Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой прир...

Организация непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по теме: "Космическое приключение"

Цель: Сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:1.     Вызвать у детей интерес к космосу.2.     Учить объединяться в игре, выполнять игро...

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»...

Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности....

проект Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Создание  условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности....

Методическая панорама статья "Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста".

Ребенок по своей сути - исследователь.Он все познает моетодом проб и ошибок. Но ребенку очень трудно найти самостоятельно ответы на все интересующие его вопросы. В проектной деятельности дети учатся н...

ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Введение.Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значит...