Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми старшего дошкольного возраста «Вершки и корешки» (посадка моркови)
методическая разработка (старшая группа)

Теличко  Светлана Сергеевна

Цель:

Доставить детям удовольствие не только от результата совместной деятельности, но и от самого процесса совместной деятельности.

 

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе;
  2. Закреплять умение читать схему посадки овощей;

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность;
  2. Развивать речь-рассуждение;

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение выслушивать друг, друга до конца не перебивая;
  2. Воспитывать умение оценивать результаты своей деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vershki-koreshki.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

к организации НОД

по познавательному развитию

(на основе опытно-экспериментальной деятельности)

с детьми старшего дошкольного возраста

«Вершки и корешки»

(посадка моркови)

Составил:

воспитатель ГБДОУ детского сада №11

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Теличко Светлана Сергеевна

Санкт-Петербург

Петергоф

2018 г.

Методическая разработка предназначена для детей старшей группы в рамках Образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада №11 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В группе воспитывается 23 ребенка, в возрасте 5-6 лет, 12 из которых мальчики. Дети в группе активные любознательные. В совместной деятельности с воспитателем предпочитают познавательно-исследовательские игры, потому что эти игры позволяют им почувствовать себя учеными, а девочки увлекаются всем таинственным и загадочным.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Дети любят экспериментировать. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • физическое развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие

В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:

Формы: фронтальная, подгрупповая формы образовательной деятельности

 

Методы и приемы:

Наглядные: наблюдение

Практические: элементарный опыт

Методы повышающие познавательную активность детей: элементарный анализ, сравнение, поисковые действия.

Методы повышающие эмоциональную активность: сюрпризный момент

Технологии:

  • технология исследовательской деятельности;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающая технология

Раздаточный материал: семена моркови, корешки моркови, вершки моркови, картинки с изображением желтой, оранжевой и красной моркови, грядка с землей, грабли - 6 шт., лопатки - 6 шт., лейка большая - 1 шт., ведра - 9 шт., схема посадки моркови, дневник наблюдения за овощами, карандаши, цветные мелки.

Предварительная работа:

Чтение и пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»

Работа в уголке природы и экспериментирования в группе посадка лука и проращивания гороха и картофеля

Цель:

Доставить детям удовольствие не только от результата совместной деятельности, но и от самого процесса совместной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе;
  2. Закреплять умение читать схему посадки овощей;

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность;
  2. Развивать речь-рассуждение;

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение выслушивать друг, друга до конца не перебивая;
  2. Воспитывать умение оценивать результаты своей деятельности

Вводная часть (Постановка проблемы)

Предполагаемая деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность воспитанников

Дети выходят из детского сада и наблюдают за погодой. В процессе беседы дети акцентируют внимание на том, что сейчас весна и люди заняты посадкой овощей на грядках и цветов на клумбе.

Дети и воспитатель приходят на огород и вспоминаю какие овощи они посадили, как выращивали отростки.

Воспитатель загадывает загадку:

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда-всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он нежно-голубой. (небо)

Воспитатель задает детям вопросы:

Посмотрите на небо и скажите какое оно?

Что вы видите на небе?

Какое сегодня солнце?

Какие сегодня облака на небе?

Какая сегодня погода?

Как вы определили, что погода сегодня ветреная?

Почему погода весенняя?

Какие весенние месяца вы знаете?

Какой сейчас весенний месяц?

Май в народе называют – цветень.

Как вы думаете почему?

Каким трудом люди занимаются в мае месяце?

А у нас с вами много забот и работы в мае? Почему?

Какие овощи мы с вами посадили?

Как выращивали отростки?

Что было необходимо для роста отростков?

Почему нельзя класть клубень картошки на солнце?

Что будет, если мы ничего не посеем на нашем огороде?

Дети наблюдают и отвечают на поставленные воспитателем вопросы. Обсуждают явления природы.

Дети отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

Основная часть

Предполагаемая деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность воспитанников

Приходит второй воспитатель на огород с посылкой. Ребята интересуются посылкой. Открывают посылку.

(Описание предметов посылки: семена, корешки, вершки моркови, картинки с изображением моркови, схема посадки моркови, дневник наблюдения за овощами, цветные карандаши)

Экспериментальная деятельность: «Посадка моркови» 

Цель: 

  • Показать способы выращивания моркови:

1) из семян;

2) из цельной моркови;

3) из морковных верхушек.

  • Оформление дневника наблюдения за овощами

Второй воспитатель задает вопрос:

Как вы думаете, почему в посылку нам положили семена, вершки и корешки моркови?

Что нам с ними делать?

Чем полезна морковь?

Какие блюда можно приготовить из моркови?

Почему морковь на картинках разного цвета?

Воспитатель проводит игру.

«Вершки – корешки»

Воспитатель кидает мяч, говорит «вершки», ребенок возвращает мяч, отвечает «капуста».

 (вершки – капуста, кабачок, огурец, помидор, горох, баклажан, перец)

(корешки – морковь, свекла, картофель, репа, редис, лук)

Воспитатель объясняет трудовые задания:

  1. закрепляет правила посадки семян моркови;
  2. закрепляет правила посадки вершков моркови;
  3. закрепляет правила посадки корешков моркови;
  4. обсуждение посадки моркови;
  5. обсуждение схем посадки моркови;
  6. во время посадки моркови консультирует детей, контролирует их деятельность, помогает им определить глубину посадки, количество почвы;
  7. Обсуждение полива моркови. Где набрать воды?
  8. Внесение данных в дневник наблюдения за овощами

Психогимнастика.

Посадили семена в землю.

(Дети присаживаются).

Солнышко стало пригревать и семенам стало любопытно, кто же их ласкает?

Робко-робко протянули они свои росточки и проклюнулись из-под земли.

(Дети привстали).

Понравилось им солнышко.

А тут и дождик пошел.

Стали росточки расти, силу набирать.

 (Дети встали и вытянули ручки вверх).

Дети здороваются со вторым воспитателем и вступают с ним в диалог, пытаясь выяснить, что в посылке.

Дети высказывают свои предположения по поводу семян, вершков и корешков моркови.

Вспоминают сказку «Медведь и мужик».

Дети принимают решения сажать на грядке семена, вершки и корешки моркови. И понаблюдать, что быстрее вырастит.

Делятся на подгруппы, у каждой подгруппы свое задание.

Дети высказывают свои предположения.

Дети приходят на участок где находится пруд, чтобы набрать воды для полива.

Заключительная часть

Предполагаемая деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность воспитанников

Рефлексия

Молодцы ребята! Славно потрудились.

Давайте вспомним поговорки о труде.

Если вам понравилось сажать морковку и было легко выполнять задания - возьмите мелок и нарисуйте веселого человечка. Если вам было трудно, и не интересно возьмите мелок и нарисуйте грустного человечка.

Дети вспоминают поговорки о труде.

Дети рисуют смайлики, которые обозначают их отношение к совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ: «ГОРОД МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАГАДОК» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Предложенная непосредственно образовательная деятельность позволяет в игровой увлекательной форме расширять, закреплять, систематизировать, обобщать знаниа детей по формированию элементарных иатематич...

Презентация опыта работы по теме: "Организация - опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" На семинаре - практикуме, в рамках методического объединения.

Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.- Развитие вн...

Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми среднего дошкольного возраста «Воздух и его свойства»

Цель: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе. Задачи:Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, о его свойствах  и значении.Познакомить детей с пон...

СТАТЬЯ «Развитие детской инициативы в игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative,...

Инновационные модели развития дошкольников: опытная и исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смо...