Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми подготовительной группы «Мыльные истории»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Созыкина Нелли Владимировна

Методическая разработка предназначена для детей подготовительной к школе группы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mylnye_istorii.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

конспекта НОД

 по познавательному развитию

(на основе опытно-экспериментальной деятельности)

с детьми подготовительной группы

«Мыльные истории»

Составил:

воспитатель ГБДОУ ДС № 11

Петродворцового района

г.Санкт-Петербурга

Созыкина Нелли Владимировна

Санкт-Петербург

Петергоф

2018

Методическая разработка предназначена для детей подготовительной к школе группы в рамках Образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада № 11 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В группе воспитываются 27 детей 6-7 лет: 15 мальчиков и 12 девочек. Дети в группе активные, общительные, любознательные. Большой интерес у детей вызывает конструктивная, театрализованная и опытно-экспериментальная деятельность.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и познавательно- исследовательская деятельность одна из ведущих и актуальных в дошкольном возрасте.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до конца.

Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, что является целевыми ориентирами дошкольного образования в соответствии с ФГОС.

Специально организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:

  •  «Познавательное развитие»
  • «Социально- коммуникативное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Физическое развитие»

В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:

Формы: Фронтальная групповая и индивидуальная формы образовательной деятельности.

Методы и приемы:

Наглядные: наблюдение, просмотр иллюстраций, видеороликов.

Практические: элементарный опыт

Методы повышающие познавательную активность детей: элементарный анализ, сравнение, поисковые действия.

Методы повышающие эмоциональную активность: сюрпризный момент, элемент новизны.

Технологии: здоровьесберегающая технология, технология исследовательской деятельности, игровые технологии.

Раздаточный материал: фартуки  двух цветов, куски мыла, флаконы с жидким мылом, емкости с водой, колечки для выдувания мыльных пузырей, пластиковые ложки, листы наблюдений, повязки для дежурных, красители, ароматизаторы, 4 тазика с манной крупой, буквы, схемы «логической цепочки», одноразовые стаканы, одноразовые ложки, одноразовые шприцы разного объема, бэйджики со знаками, слайды с методами наблюдения, мыльная основа для жидкого мыла.

Цель:

Развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

  • создавать условия для развития опытно-экспериментальной поисково-исследовательской деятельности детей
  • познакомить детей со свойствами, назначением, видами и историей возникновения мыла
  • создавать условия для взаимодействия со взрослыми и сверстниками
  • развивать любознательность, умение обследовать исследуемый объект (запах, цвет, структура)
  • развивать умение делать умозаключения, самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты опытов и фиксировать их в листах наблюдений
  • воспитывать умение выполнять правила и социальные нормы поведения
  • воспитывать чувство взаимопомощи, умение работать в паре
  • воспитывать умение работать в коллективе
  • воспитывать чувство эмоционального удовлетворения от создания продукта собственного изготовления

Ход мероприятия:

Воспитатель: «Сегодня, ребята, мы с вами будем исследователями. А кто такой исследователь?»

Ответы детей.

«Исследователь – это человек, который изучает, обследует какой-то предмет»

Воспитатель: «А скажите, пожалуйста, как можно исследовать предмет, что нужно делать?»

Дети: «Провести эксперимент, спросить у взрослого, понаблюдать» и т.д.

Воспитатель: «Давайте сверим ваши ответы с нашим компьютером»

На экране слайды

  • подумать
  • спросить у другого человека
  • прочитать в книгах
  • понаблюдать
  • провести эксперимент
  • получить информацию в компьютере
  • позвонить по телефону специалисту
  • получить информацию по телевизору

Воспитатель: «А в детском саду, в группе как мы можем исследовать предмет?»

Ответы детей.

  • подумать
  • спросить у другого человека
  • понаблюдать
  • прочитать в книгах
  • провести эксперимент
  • получить информацию в компьютере

На экране остаются эти методы исследования.

Воспитатель: «Чтобы узнать, что же сегодня мы будем исследовать, предлагаю вам отправиться на «раскопки». Но вначале поделитесь на четыре группы, используя ваши значки.

Каждая группа детей подходит к определенному тазику со значком и откапывает 4 буквы, из которых составляет слово «МЫЛО».

Воспитатель: «Итак, сегодня наша задача – узнать как можно больше о мыле. Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как появилось мыло?»

Ответы детей.

Воспитатель: «А как же нам узнать?»

Воспитатель обращает внимание на экран, где есть методы исследования.

Дети: «Можно спросить у взрослых в группе и обратиться к помощи компьютера»

Воспитатель предлагает посмотреть видеоролик о том, как появилось мыло.

Воспитатель: «Прежде, чем мы отправимся с вами в нашу лабораторию, давайте вспомним правила поведения и безопасности»

Ответы детей.

Дети перечисляют правила, надевают передники.

Воспитатель назначает двух помощников по лаборатории. Обращает внимание, что на столе лежат листы наблюдений. Предлагает детям занять свои рабочие места.

Воспитатель: «Ребята, сейчас мы будем работать в парах. У вас на каждом столе, на подносе лежит мыло. Давайте его рассмотрим».

На подносе стоит флакон жидкого мыла  и лежит твердое мыло.

Дети рассматривают, трогают мыло.

Воспитатель: «Что вы можете сказать об этом мыле?»

Дети: «Мыло твердое и жидкое»

Воспитатель: «Ребята, нам надо определить, какое мыло быстрее растворится в воде. Чтобы ответить на этот вопрос, что мы сделаем?»

Дети: «Проведем эксперимент»

Воспитатель: «Возьмите все необходимое, что нам может понадобиться».

Дети берут два стакана, ложки, кувшин с водой жидкое и твердое мыло, проводят эксперимент. Делают вывод, что жидкое мыло растворяется быстрее, отмечают это в листе наблюдений.

Воспитатель: «А какое мыло вам больше нравится использовать?»

Ответы детей.

После эксперимента дети убирают свое рабочее место, дежурные уносят использованные стаканы и ложки.

Дети выходят из-за столов.

Воспитатель демонстрирует мыло.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, у меня в руках мыло. Какое оно?»

Ответы детей.

Дети называют форму, цвет, размер мыла.

Воспитатель: «Что вы можете сказать о нем? Как можно его обследовать? »

Дети: «Понюхать»

Воспитатель: « Закройте глаза, попробуйте представить себе предмет, который имеет такой аромат?»

Дети закрывают глаза, воспитатель подносит мыло к детям ,чтобы они могли его понюхать.

Дети называют аромат.

Воспитатель: «А теперь каждый из вас подойдет к своему рабочему месту. Вам надо будет определить, какой аромат есть у каждого куска мыла, их у вас три у каждого есть номер. На листе наблюдений вы отметите свои ответы».

Дети выполняют задание, потом идет взаимопроверка. Вслух озвучивают ответы.

Воспитатель: «На листах наблюдений вам надо указать, что напоминает вам каждый аромат. Может быть у кого-то есть другие воспоминания об этих ароматах?»

Ответы детей.

Воспитатель просит дежурных убрать мыло.

Воспитатель: «Ребята, у меня на подносе много разного мыла. Давайте его рассмотрим»

Дети определяют разные признаки мыла: толщину, размер, цвет, форму.

Воспитатель предлагает детям поделиться на две команды (по цвету передников) и дает каждой команде задание.

Дети работают в командах. Задание: выложить «логическую цепочку» по схеме, изменяя определенное количество признаков предмета.

Далее команды проверяют друг друга, сверяя с экраном.

Воспитатель проводит видео-физминутку.

Воспитатель: «Ребята, а как мы можем использовать мыло, если хотим поиграть?»

Дети: «Сделать мыльные пузыри»

Воспитатель: «Давайте их сделаем. Выберите у себя на столе тот материал, который вам понадобится и поставьте на поднос».

Дети берут миску с водой, жидкое мыло, две соломинки, делают мыльные пузыри. На листах наблюдений отмечают порядок выполнения.

Воспитатель: «А давайте сделаем наши мыльные пузыри цветными»

Дети добавляют краску. Пробуют надуть мыльные пузыри.

После воспитатель просит привести в порядок свое рабочее место.

Воспитатель: «А как вы думаете, мы сможем с вами сейчас сами сделать мыло? Вы знаете как? А я знаю»

Воспитатель: «Я предлагаю сделать жидкое мыло по вашему собственному рецепту»

На экране алгоритм приготовления жидкого мыла.

Дети выполняют по алгоритму задание. В процессе приготовления  мыла воспитатель спрашивает, какой цвет  аромат добавляют дети. Дети заполняют рецепт приготовления жидкого мыла.

Дети убирают рабочие места.

Воспитатель: «Сегодня мы с вами были исследователями. Давайте сделаем коллаж об этом и вспомним, что же мы узнали»

Дети составляют коллаж «Мыло», одновременно комментируя свои действия.