"Не красна изба углами, а красна пирогами"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Бейбалаева Гюльмира Германовна

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_krasna_izba_uglami.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Светлячок»

Конспект

Развлечения  для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

                                                                      Подготовила: Бейбалаева Г.Г.

Викторина.  «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Цель: расширять представления детей о русских народных традициях; закреплять знания о быте, одежде, занятиях русского народа; обогащать словарь детей.  Воспитывать уважение к традициям славянской культуры.

Задачи НОД:

Образовательная область «Познание»:

  • закреплять знания детей о русских народных традициях, о быте, одежде, занятиях русского народа.
  • формировать умение подбирать необходимый материал для создания обереговой куклы.

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Образовательная область «Коммуникация» 

  • побуждать дошкольников участвовать в викторине;
  • учить отвечать на поставленный вопрос, полным предложением;
  • совершенствовать  речь детей.

Образовательная область «Социализация» 

  • приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым;
  • развивать интерес дошкольников к историческому прошлому через музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство, так же через народный костюм и предметы народного быта.

Образовательная область: «познавательное речевое развитие»

  • Приобщать детей к «кладовой народной мудрости». Устному народному творчеству.
  • Совершенствовать монологическую форму речи.

Виды деятельности: конструктивная, игровая, коммуникативная, познавательная.

Материал к НОД: Предметы экспозиции мини-музея «русская изба» отражающие быт и декоративно-прикладное творчество русского народа. Русские народные костюмы для детей и ведущей.

Предварительная работа: Знакомство детей с предметами быта, изделиями декоративно - прикладного творчества, одеждой. Разучивание народных игр, танцев. Знакомство с историей кукол: «Кукла из глубины веков»  Изготовление обереговых кукол.  Экскурсии в музей. Организация выставки детского творчества «Обереговые куколки».

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: изба, палаты, узорная керамика, лучина, веретено.

Занятие проходит в выставочном зале, зал оформлен в стиле русской избы,

дети одеты в русские народные костюмы.

Музыкальный зал детского сада оформлен в стиле русской избы. Дети и ведущая в русских народных костюмах.

Ведущая: Богата лесами наша земля

                 И лес в ней и строен, и ровен

                 Когда-то и стены, и башни Кремля

                 И те собирали из бревен.

                 Из бревен рубили избу мужики

                 Один лишь помощник – топор,

                 Но древние избы и ныне крепки

                 И тонок на ставнях узор.

Приглашаю вас дети в гости в мою избу. Рассаживайтесь поудобнее на эти лавки расписные.

Сегодня я пригласила вас не на посиделки, а на увлекательную викторину, которую назвала «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Участвовать в игре будут наши любимые герои – домовенок Кузя, попугай Кеша, почтальон Печкин и кот Матроскин.

Ваши любимые герои прислали вам письма с вопросами, на которые вы должны будете ответить. Если какой-то вопрос будет для вас сложным, то нам помогут родители.

И так, открываем первое письмо кота Матроскина.

Внимание, отвечает первая команда «Жемчужинки»

- В старину, в новую избу, первого пускали кота, чтобы отгонял злых духов и другую нечисть, чтобы в доме  был достаток и богатство.

Вопрос:  Как назывались в старину дома у бедных крестьян и у богатых дворян? (изба, палаты).

Открываем письмо домовенка Кузи.

Внимание, отвечает вторая команда « Звездочки»

Вопрос: Чем крыли крыши домов в старину бедные крестьяне и богатые дворяне? (досками, соломой, железом, керамикой узорной).

Ведущая:  Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием, а сейчас послушаем, чем порадуют нас наши гости (исполняется музыкальный номер «Ложкари» под русскую народную песню «Ах вы сени»).

Продолжаем нашу игру.

Откроем письмо почтальона Печкина.

Внимание, отвечает первая команда «Жемчужинка».

 В старину, долгими вечерами, при лучине, а богатые при свечах, занимались рукоделие – шили, вышивали, пряли, делали горшки и игрушки из глины, рассказывали друг другу разные истории, небылицы и сказки.

Вопрос: В каком произведении говорится: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет?» (А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый»).

Команде «Звездочка»,  задается вопрос попугая Кеши.

Вопрос: В каком произведении есть такие слова: «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок?» (А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке»).

Ведущая: Дети вы хорошо справились с заданием наших любимых героев, а сейчас  обе команды подойдите к столикам и выберете, которую носили в старину, назовите эту одежду и оденьте Красную девицу и красного молодца, а мы посмотрим, какая команда справится быстрее (аппликационные изображения).

Пока дети одевают девицу красавицу и Красного молодца вопросы к зрителям:

Назовите отрицательных героев сказок, которыми пугали деток и призывали к послушанию (Кикимора, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший).

Ведущая:  Вопросы капитанам команд задает кот Матроскин.

Вопрос: Где живет, в сказках Русалочка? (Команде «Жемчужинки»)

Вопрос: Где живет, в сказках Кикимора? (Команде «Звездочка»)

Ведущая: За такие хорошие ответы вас хотят порадовать наши гости своими выступлениями (исполняется хороводный танец под русскую народную мелодию «Светит месяц»)

Наша викторина продолжается.

Вопрос: команде «Жемчужинки» задает домовенок Кузя: В каких сказках упоминается такой древний инструмент, как веретено? («Спящая красавица», «Сказка о царе Султане…») 

Вопрос:  команде «Звездочки» задает попугай Кеша: Перечислите мучные изделия символы к праздникам (пряники жаворонки, козули, куличи, пасхи)

Ведущая: А сейчас обе компании приглашаются в круг поиграть в подвижную игру «Заря – Заряница».

Ведущая: А теперь обе команды должны разгадать кроссворды.

Команда «Жемчужинки»

По вертикали:

1.Название пряника к весеннему празднику.

 По горизонтали:

2.Головной убор женщины.

3.Древний инструмент для изготовления пряжи.

4.Старинный механический инструмент для изготовления ниток.

Команда «Звездочки»

По вертикали:

1.Женская одежда.

2.Название пряника к Рождественскому празднику.

3. Старинная дорогая ткань.

По горизонтали:

1.Старинная мужская одежда.

После кроссворда появляется на печке домовенок Кузя (театральная кукла) и угощает детей баранками и пряниками за хорошую игру.

Дети обеих команд обмениваются куколками-оберегами, которые дети сделали своими руками «от дурного глаза» и от всякой нечистой силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Задачи: Прививать любовь к людям и милосердие, знакомить с русскими обычаями. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Вызывать желание приобщаться к фольклору и побуждать желание исп...

Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»

Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.  Ребенок входит в мир социал...

НОД по ФКЦМ Тема: "Не красна изба углами, а красна пирогами"

НОД по ФЦКМ формирующая у детей представлене о национальном блюде русского народа - пирог и процессе его приготовления....

НОД "Не красна изба углами, красна пирогами"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ- КРАСНА ПИРОГАМИ.Образовательные области : «Познание»,  «Труд». Цель: приобщение ...

Конспект игровой образовательной ситуации по образовательной области: «Познание» для детей старшего дошкольного воз « Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

Приобщение детей к истокам кубанской  культуры.познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями  русской печи, бытом казачьей семьи.развивать духовный потенциал, привива...

Занятие по познавательному развитию «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Занятие по познавательному развитию «Не красна изба углами, а красна пирогами»Цель: Показать детям предметы старинного быта, назначение кухонной утвари, познакомить с народными т...