Русские традиции и обычаи. Свободная деятельность.
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кужелева Наталья Александровна

 Религиозная мифология древних славян (Леший, Баба Яга и т.д.). Гадания, игры. Черновик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_tradicii_i_obychai.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая неделя «Русские традиции и обычаи». Деятельность детей в свободное от занятий время.

Мифология древних славян (пантеон).

Формируем интерес к теме приёмом внесения (до прихода детей) детских национальных костюмов. Воспитатель в русском национальном костюме.

Вопросы от детей: «почему всё это здесь, что мы будем делать»?

Воспитатель: Я хотела предложить вам погадать, как это делали в старину. Сейчас особенное время в году, когда можно гадать. Вы хотите погадать? Хорошо было бы и вам одеться, как в старину. (Дети одеваются).

Выбираются гадалки, организуются «станции» гадания:

  1. В большую чашу насыпана пшеница, в пшеницу закопаны символические предметы: кольцо – выход замуж, сахар - сладкая жизнь, луковица – к слезам, бусы – богатая жизнь. Развитие тактильных ощущений.
  2. Девочки поочередно бросают сапог через спину в раздевалке и по направлению носка упавшего сапожка узнают ту сторону, в какую выйдут замуж. Ориентировка в пространстве – называние сторон.
  3. Берут несколько луковиц и помечают каждую из них. Эти луковицы сажают в землю: чья раньше даст росток, та девушка и выйдет замуж вперед других. Посадка лука.
  4. Налить в таз воды. По краям таза прикрепить полоски бумаги, на которых написаны события, например, поездка, получение подарка, новая встреча и т.д. Ребёнок изготавливает из бумаги кораблик/пароход и запускает его. К какому «порту» причалит кораблик, того события и ждать. Можно таз вращать для непредсказуемости. Оригами. 
  5. Вниз «лицом» лежат «карты» - условные обозначения событий. Разрешено перевернуть три и узнать события, которые произойдут. Учить понимать условные обозначения.
  6. Можно продолжить на участке. Окликать пап, идущих в д/с за своим ребёнком, и спрашивать его имя. Именно так будут звать суженого той девочки, чья очередь. Учить обращаться к взрослым с просьбой.
  7. Пересчитать частокол – если чёт, то замуж идти. Понятие о четных и нечётных числах.
  8. Девочка считает планки а заборе: «Богатый, бедный, вдовец, холостец». Последняя планка и определяет социальное положение будущего жениха.

Вам понравилось гадать? … Да, это любимая зимняя забава, особенно у девушек. Я нашла несколько картин на эту тему (показывает): http:// www.ma-zaika.ru/post147327108. (Знакомство с живописью). Гадая, мы узнаём о событиях, которые с нами произойдут. Узнать об этих событиях нам помогают разные духи. У наших предков было множество божеств или духов, в которых они верили. Каких духов вы знаете? … Хотите  подсказку?

У воспитателя в руках стопка карточек (согнутые, наподобие открыток, чтоб стояли на боку), на которых написаны имена духов. Воспитатель по очереди показывает карточки, дети читают и вместе составляют описание духов.

Банник. Это слово непонятное, но где-то я его уже слышала. Воспитатель что-то вспоминает, что-то ищет и находит план под названием «Здесь живёт Банник» (план детского сада), либо записку «Как найти Банника» (словесная инструкция по ориентировке в пространстве). Дети идут, как показано/сказано в документе и попадают в сауну в бассейне. (Ориентировка в пространстве). Дети догадываются, что банник – это хозяин бани, бывает добрым и злым. Надо задабривать. Воспитатель достаёт подарок для божества или духа – требу (что-то съедобное, он любит ржаной хлеб с солью). Придумывают обращение к баннику (Банник, Банник, ты не проказник, ешь, сколько хошь, нас не тревожь. / Банник, банник, прими наш подарок. Сохраняй тепло, но чтоб не обожгло.) Возвращаются в группу.

Продолжают обсуждение божеств. Домовой. Чёрт. Кикимора (шишимора). Русалка. Водяной. Леший. Баба Яга. Анчутка (помесь чёрта и утки). Чудо-юдо. Лихо одноглазое. Морозко. Семаргл (священная крылатая собака, охраняющая семена и посевы). Жар-птица. Девушки-лебеди. Птицы с женским лицом: Гамаюн (вещая), Феникс (возрождается из пепла), Сирин (песнь радости), Алконост (песнь печали). Конёк-горбунок. Сивка-бурка. Чур (божество границы, «чур, моё!», «чур, пополам!», «чур, вместе!»). Род (весь мир, вспомнить, что в м/ф «Князь Владимир» Род изображён могучим дубом).

К концу обсуждения воспитатель как будто всё меньше понимает, о чём говорят дети, и просит их нарисовать этих божеств, подписать (используя карточки, их отбирают сами, ещё раз читая; можно и карточки приклеить, подписать только повторяющиеся). Рисунки развешиваются по всей группе. Воспитатель объясняет, что наши предки так себе и представляли, будто они живут вместе с духами (божествами) и постоянно окружены их заботой/проказами.

Перед сном можно провести игру «Дрёма»: дети раздеты ко сну, становятся в хоровод, в центр хоровода выходит ведущий и «дремлет». Дети поют:

Сидит Дрёма, сидит Дрёма,

Сидит Дрёма, сама дремлет -

Полно, Дрёма, полно, Дрёма,

Полно, Дрёмушка, дремати –

Ведущий «просыпается».

Иди, Дрёма, хороводом,

Бери, Дрёма, кого надо -

Выбирает одну из участниц хоровода и выводит ее в круг, сам уходит в спальню.

На  прогулке можно провести игру «Два мороза»:

На противоположных сторонах площадки  отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них.  В середине площадки помещаются братья Морозы – Красный нос и Синий нос. Они обращаются к играющим со словами:

Мы – два брата молодые,

Два мороза удалые:

Я -  Мороз – Красный нос,

Я -  Мороз – Синий нос,

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз! –

и начинают перебегать  из одного города в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда «замороженных» окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Игра-гадание «Богомолье».

На листе ватмана нарисовать ствол дерева и по 6 сучьев с каждой стороны (в старину использовали настоящую ветку). Играющие пользуются фишками (в старину использовали крючки, которые вешали на сучья). Для определения количества ходов используем 2 спичечных коробка, одна сторона которых белая, другая чёрная (в старину использовали полполена). Если выпадают 2 белых стороны – 2 хода, чёрная и белая (кора полена и сердцевина) – 1 ход, 2 чёрных стороны – пропусти ход.

Суть игры в том, чтобы первым по сучкам дойти до верха и спуститься обратно. Поднимаясь вверх, нескольким участникам можно останавливаться на одном сучке. Опускаясь вниз, действует правило: один участник на одном сучке. Если выпадает поставить фишку на занятый сучок, то необходимо передвинуть фишку предыдущего участника на один ход вниз.

Каждый сучок называется особо:

1. Словенск – стольный град. Излишнюю тягу к обыденности показует.

2. Болота топучие – топтание на месте и рутину дел показует, кою и сам избежать не желаешь.

3. Грязи черные – сквернословие о других и тебя самого оболгание показует.

4. Леса дремучие - пустопорожние домыслы и ложные речения показует.

5. Горы толкучие - сонливое житие или ж пития хмельного пристрастие показует.

6. Пещеры каленые - неудержную страсть ко игре показует, во всем и порой нечестную к тому же.

7. Моря глубокие - погружение в чужие заботы, своим в ущерб, показует, а також нежелание дело вершить, авось само сбудется.

8. Нивы Велесовы -  урожай собрать надобно за срок мал. Чреву работание показует, а також заумствия, заместо мудрости.

9. Поля Перуновы -  битву выдержать с воинами знатнымию Гневливость и бранчливость показует, и бахвальство пустое силою.

10. Печи Даждьбоговы – огонь вытерпеть, немилосердно палящий. Распаление страстей любовных чрезмерное и тем излишнее показует.

11. Река огненна - гордыню собственным боголюбием и чванство святостию показует, а оно все от того ложно.

12. Ирий-град - цели достижение неминучее показует.

2 – 7 – нелюдские владения, 8 – 10 – пределы богов.

Подножие же деревца, где лежат фишки перед игрой, называется «Мать Сыра Земля». Отсюда начинают, сюда и воротиться спешат. Из мира людей, игроки, ровно бы на богомолье, выбираются в Божий мир. Незатейливая игра, а образное значенье её – путь ко святыне, чрез преграды многие.

Верите ли, нет ли, но сия игра на деле показует каково душевное положенье игроков, кто днесь чист духом и божественного стремится, а кто отягощён чем и дух его смятен, что таковому препятствует до божьего стремиться. Где кто застревает надолго на каких препятствиях, в болотах ли топучих или в лесах дремучих, в том и смятение духа своего зри.

Всё то, когда вверх идёшь, показывает препятствия, что есть ныне, а когда вниз идёшь – те препятствия, что могут стать.

Рекомендую ссылку: www.nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/konspekt-vechera-razvlecheniya-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe