Выступление на Ярмарке педагогических идей
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

"Знакомим дошкольников с символикой России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cimvolika.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомим дошкольников

с символикой России

Коростелева Наталья Сергеевна – воспитатель высшей категории

МДОУ – детский сад № 6 «Тополёк»

20 ноября 2009г.

Любовь к своей Родине, знания о неповторимости и богатстве её культурных традиций, бережное отношение к ним играет огромную роль в становлении личности ребенка. Дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и дискуссиях. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и её Государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

Герб и флаг в ходе исторического развития приобрел разнообразные функции: они объединяют людей, являются  отличительными знаками для человека, сообщества, государства, символом власти.

Государственная символика имеет и воспитательное значение. Целью и средством воспитательного воздействия выступают заключенные в ней наиболее устойчивые, традиционные качества народа.

Педагогический опыт известных педагогов, подтверждает, что ознакомление с гербом и флагом страны – существенный потенциал для нравственного воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирование социальных навыков поведения, общения. Кроме того, у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, читать, понимать изображения символы, повышается интерес к творчеству.

Учитывая, то что дошкольнику еще очень сложно уяснить, понять и запомнить Государственную символику страны, поэтому лучше всего обучение строить на основе использования дидактических игр, а мы знаем, что игры в дошкольном возрасте являются ведущей деятельностью детей и научно доказано эффективность использования дидактических игр в целях всестороннего развития детей.

Чтобы закрепить знания детей о создании гербов, флагов, об их связи с историей, природой, интересами людей, можно предложить для детей интересную игру «Составь свой герб» (для подготовительной к школе группы). Для этой игры необходимо приготовить несколько полей разных цветов, форм, карточки или силуэты животных, растений. Дети самостоятельно решают, чей герб они составят. Это может быть герб города, детского сада, семьи, ребенка. Эта игра способствует развитию мыслительной деятельности, развитию внимания, памяти.

На занятии и в свободное время дети с огромным интересом играют в дидактическую игру «Логический поезд». Эту игру можно провести с гербами городов России. Лучше всего для этой игры используются естественные природные, экологические гербы. Дети получают по 6 карточек с изображением гербов. С помощью считалки выбирается тот, кто начинает игру, т.е. выложит произвольную карточку. Следующий игрок, выкладывая рядом свою карточку, должен объяснить, что общего между этими двумя гербами.

Эта игра способствует развитию памяти, внимания, умению быстро анализировать и находить сходства.

Кроме того, для детей дошкольного возраста можно предложить серию дидактических игр по типу «Разрезные картинки», такие как «Составь флаг», «Составь герб своего города» и т.д.

На основе различных дидактических игр дети с огромным интересом воспринимают сведения о символах нашей страны, лучше запоминают, рассказывают и размышляют об этом.

        

Дидактические игры и упражнения

«Угадай по описанию»

Цель: Приучить детей к наблюдательности, вниманию; воспитывать умение дослушивать текст до конца.

Материалы: Наборное полотно; изображения гербов Российских городов (желательно подобрать гербы со сходными объектами, например, несколько гербов с изображением северного оленя или гор).

Ход игры:

Перед детьми выставляется наборное полотно с изображением гербов. Затем детям предлагается описание герба, при этом отмечается, что описание обязательно нужно дослушать до конца. Чтение производится медленно, с остановками. Первые фразы подходят к нескольким гербам, что вынуждает детей быть внимательными и не торопиться с ответами. После чтения описания детям предлагается найти и показать этот герб.

Примечание: Так как от дошкольников не требуется знание названий городов и правильное соотнесение их соответствующими гербами, воспитатель может сразу давать название города.

«Говорящие названия городов,

или Найди герб по названию города»

Цель: Продолжать знакомить детей с многообразием русских городов посредством гербов; закреплять знания детей о том, что герб отражает то, что город считает для себя наиболее важным; знакомить со способами словообразования; упражнять детей в самостоятельном словообразовании.

Ход игры:

Педагог проводит с детьми беседу о том, что очень часто городам давались говорящие названия, т.е. уже в названии  говорилось, чем необычен город, чем он славится. Затем воспитатель раскладывает изображения гербов перед детьми и предлагает найти герб того города, название которого он произнесет.

«Логический поезд»

По принципу игры «Логический поезд» можно провести игру и с гербами городов России. Лучше для этой игры использовать естественные (природные, экологические) гербы.

Ход игры:

Дети получают по 6 карточек с изображением гербов. С помощью считалки выбирается тот, кто начинает игру, т.е. выложит произвольную карточку. Следующий игрок, выкладывая рядом свою карточку, должен объяснить, что общего между этими двумя гербами.

Пояснения:

1-2                 На обоих гербах изображены растения.

2-3        … деревья

3-4                 … горы

4-5                 … снежинки

5-6                 … елочки

6-7                 … капельки нефти

7-8                 … оленьи рожки.

«Составь свой герб»

Дидактическая задача:

Закрепить знания детей о создании гербов, их связи с историей, природой, интересами людей.

Упражнять в составлении описательного рассказа, подборе признаков предмета, черт характера животных.

Игровое действие:

Составить из предложенных символов герб и рассказать о нем. При желании недастающий символ можно нарисовать.

Правила:

Не повторять использованные характеристики символов. Использовать не более одного-двух символов на каждом поле. Уметь обосновать свой выбор символов при составлении герба. Составлять герб можно командой.

Материалы:

Для упражнения необходимо изготовить несколько полей разных цветов – верхнее и нижнее (из бархатной бумаги, для лучшей сцепки с деталями); карточки и силуэты (наклеенные на бархатную бумагу) разнообразных объектов природы (животные, растения) или предметов, используемых детьми в их ежедневной деятельности (мяч, кукла, кубики, кисточки, ножницы и т.д.)

Ход упражнения:

Упражнение проводится после того, как дети познакомятся с историей появления гербов, значением символов на нем и цвета поля.

 Предварительно проводится рассматривание силуэтов животных, изображения предметов. Разбирается значение каждого из них.

Например:

                    Лев – смелость,

                    Орел – зоркость,

                    Книга – любовь к чтению

                    Мяч – спортивные игры

                    Карандаши – умение рисовать и т.д.

Воспитатель предлагает детям выбрать цвет поля, символы и составить свой герб. Пусть ребенок самостоятельно решит, чей герб он составит. Это могут быть гербы города, детского сада, семьи, ребенка.

Дети раскладывают изображения животных и предметов не верхней и нижней части герба.

После этого воспитатель предлагает детям по очереди описать свой герб, на начальном этапе помогая вопросами:

1.Чей герб ты составил? (Города, семьи, свой собственный, своей группы и т.д.)

  1. Что изобразил в верхнем поле? Почему?
  2. Что изображено на нижнем поле твоего герба? Что означает?

В конце игры можно выбрать самый интересный герб. Его можно зарисовать. В дальнейшем из самых интересных гербов собирается коллекция.

        

«Поменяемся местами»

Цель: Развитие внимания, наблюдательности и быстроты реакции.

Материалы для игры: Маленькие карточки с изображениями гербов для каждого ребенка.

Ход игры:

1-й вариант.

Дети  сидят на стульчиках по кругу.  В руках у каждого своя карточка с изображением герба какого-нибудь города. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть свои гербы, а затем говорит:

- Поменяйтесь местами те, у кого на гербе есть изображение какого-нибудь зверя.

Дети, на чьих гербах есть изображение зверя, встают и меняются местами.

Предложения могут быть разными:

- Поменяйтесь местами те, у кого есть изображение:

  1. … дерева,
  2. … воды,
  3. … фигуры человека,
  4. … здания,
  5. … рабочих инструментов,
  6. … гор,
  7. … солнца,
  8. … снега,
  9. … птицы,
  10. … рыбы,
  11. … нефти или газа,
  12. … оружия.

Игра требует внимания, так как на некоторых гербах загаданное изображение не является основным и не сразу бросается в глаза.

2-й вариант (усложнение)

Когда предыдущий вариант хорошо усвоен детьми, можно предложить им соревновательный вариант.

Стульев выставляется на один меньше, чем детей. Ребенок, у которого нет стула, является временным ведущим. Ведущий называет признак, по которому дети должны поменяться местами, и сам тоже стремится занять свободный стул. Ребенок, который остался без места, становится ведущим и сам придумывает детям задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ярмарка педагогических идей

Закрепление знаний  и умений детей по основамбезопасности жизнедеятельности в игровой форме....

Презентация Ярмарка педагогических идей"Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников нетрадиционными средствами (бумажное моделирование)

На  фото  видны  используемые  приемы  работы  с  детьми по  развитию универсальных  учебных  действий...

Презентация игры на ярмарке педагогических идей Чудо-ярмарка

В презентации представлена игра по профессиям для ярмарки педагогических идей...

Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»

Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»  1 место (дип...