Литературный досуг по ознакомлению детей с гончарным искуством.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

В доступной форме рассказывается детям старшего дошкольного возраста об истории создания гончарного круга и возникновения гончарного искусства в разных странах Мира, а также проведение мастер-класса по росписи гончарных изделий для воспитателей детских садов р-на Митино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 02_-_literaturnyy_dosug.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный досуг по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с гончарным искусством разных стран мира

Василиса Премудрая, (входя в зал)

Здравствуйте, гости дорогие!

Вовка(вбегая следом)

Привет честной компании!

Василиса Премудрая

А ты откуда взялся? Кто ты такой?

Вовка

Я – Вовка, ученик 117 школы. А ты кто?

Василиса Премудрая

Во-первых, не «ты», а «вы».

А я – Василиса Премудрая.

Вовка

А чей-то вы тут делаете?

Василиса Премудрая

Да вот собрались обменяться премудростями. А ты почему не в школе?

Вовка

Да что там делать? Неинтересно…

Василиса Премудрая

По-моему, ты не ученик, а просто лодырь и прогульщик.

Вовка

А, подумаешь… Хоть горшком назовите, только в печку не ставьте.

Василиса Премудрая

Напрасно ты с таким пренебрежением о горшках говоришь. Гончарное дело – одна из самых древних профессий на земле. Великий персидский поэт и философ говорил так:

Из верченья гончарного круга времен

Смысл извлек только тот, кто учен и умен,

Или пьяный, привычный к верчению мира,

Ничего ровным счетом не мыслящий в нем!

Хотя тебе такие стихи еще рановато читать. Давай я тебе лучше расскажу о том, как появился на свет бог Осирис, который научил людей лепить глиняные горшки и подарил им первый гончарный круг.

        Однажды владыка Вселенной разгневался на богиню неба Нут за непослушание. Вспыхнула ссора. Ослепленный яростью, бог вскричал, потрясая кулаками:

- Знай же, непокорная ослушница: страшное наказание ждет тебя! Отныне и навеки я предаю проклятию все триста шестьдесят дней года. Ни в один из них ты не сможешь рожать детей и навсегда останешься бездетной!

 Нут (печальная входит в зал)

Все боги покинули меня, все дети – тоже. Нет ничего на свете страшнее одиночества. И нет такой силы на свете, которая могла бы что-то изменить.

Тот (подходит сзади)

Силы такой и взаправду нет. Зато есть хитрость! Знай: ум – это нечто гораздо большее, чем сила. Там, где сила бесполезна, выручит ум.

Нут

Помоги мне, Тот! Ведь ты бог мудрости. У меня должны быть еще дети! Дети – это утомительно трудно, но это – счастье!

Тот

Скажи, творец проклял тебя на все дни года по лунному календарю?

Нут

По нашему египетскому – на 360 дней.

Тот

Пригласи сюда богиню Луны, твою подружку, хранительницу времени.

Нут

Она не приходит больше, говорит, что моя тоска ее утомляет.

Тот

Мы развеселим ее, зови!

(Тот расстилает синее покрывало со звездами. Нут уходит и возвращается, держа за руку Луну. Сама садится на скамейку).

Луна

Тот, мудрейший, рада видеть тебя! С тобой интересно. Поиграй со мной или расскажи что-нибудь…

Тот

Поиграем в кости! Только на что? Просто так – не интересно…

Луна

А просто для удовольствия? Мне ведь нечего поставить. Я храню дни, а не богатства. А дней у меня 360, и пропажу каждого заметят.

Тот

Не бери целых дней, Луна! Отнимай по минуточке от каждого и ставь.

Луна

По минуточке выйдет незаметно. Давай твои кости…

(Тот приносит яркий стакан или керамическую вазочку с двумя фишками – кубиками. Они с Луной усаживаются на покрывало. Идет игра. Маленькие минуточки – клочки бумаги. Они лежат у Луны в серебряном мешочке. Она проигрывает, а Тот выигрывает и собирает свой выигрыш в плетеное блюдо. В конце игры Луна говорит расстроено)

Луна

Ну, разве можно с тобой играть? Разве можно выиграть у бога Мудрости?! Я устала. Забирай свои минуточки!

(Высыпает в блюдо оставшиеся клочки бумаги и уходит)

Тот (собирает в блюде клочки в единое целое и в результате вынимает 5 календарных листиков с цифрами 1,2,3,4,5)

Я выиграл у Луны 5 дней!

(Усмехаясь и загибая пальцы)

По минуточке, по минуточке…

Нут (вставая)

Ну и что?

Тот

Я хочу подарить эти дни Владыке. Пусть его солнечный год будет больше на 5 дней.

Нут

Ну и что?!

Тот

А то, что я их еще не подарил, и на них не распространяется проклятие.

Нут

Пять дней без проклятия? И у меня в эти дни могут появиться дети?

Тот

Да, и не медли!

Нут

Я вам покажу, на что способна богиня!

(Уходит. Звучит колыбельная. Тот медленно рвет листочки календаря. В это время Нут и Луна вносят 5 больших запеленутых кукол и кладут их на скамейку)

Нут

Мудрейший, благодарю тебя! Пятеро детей за 5 дней! Осирис, Тор, Сет, Исида, Нефтида. Отдай мне их, Тот!

Тот

Отдам. Но старшего возьму себе в ученики. Он будет царем всего Египта, он сделает людей счастливыми.

Нут

Хорошо. Пусть Осирис будет твоим. Таким же добрым и мудрым, как ты.

(Тот берет Осириса, Нут отдает двоих детей Луне, двоих берет себе)

Тот (высоко поднимая ребенка, всем его показывая)

Осирис научит нас всему на свете!

(все поочередно)

Делать каналы,

Собирать по 2 и 3 урожая в год,

Писать, читать и считать,

Он придумает иероглифы,

Научится делать лекарства и операции,

Плавит золото, медь и железо,

Он научить нас строить,

Танцевать и петь,

Делать льняные одежды,

Лепить глиняные горшки.

Все вместе

Приди, Осирис!

Боги уходят. Чуть позже за ними идет Василиса Премудрая и вносит в зал макет первого в истории гончарного круга, который был изобретен а Египте.

Вовка

Ох и молодцы эти древнеегипетские боги! Я вот только одного не пойму: почему в пословице говорится: «Не боги горшки обжигают?»

Василиса

Может быть потому, что со временем гончары так хорошо научились обращаться с глиной, что и помощь богов им не нужна была больше. Они даже додумались обжигать глиняные изделия, чтобы те стали прочнее и дольше служили. Но обжечь что-нибудь без огня никак не получится. Огонь – дар богов, только еще более древний, чем гончарный круг.

        У Зевса, отца всех богов и людей, было два племянника: Прометей (предвидящий) и Эпиметей (крепкий задним умом). Зевс поручил им распределить между живыми существами различные способности и навыки, которые он поместил в один огромный ящик. Младший брат щедрой рукой раздавал дары Зевса птицам, рыбам и животным. А когда дело дошло до людей, оказалось, что все хорошие и полезные качества в ящике закончились, а на дне остались лишь неприятности, горести и невзгоды. Люди остались беззащитными перед грозными силами природы. И тогда за дело взялся Прометей. Он решил наделить людей такими способностями, которые отличали бы их от животных. В довершение же всего Прометей похитил огонь из кузницы Гефеста…

(От окна идет Прометей с огнем в руках. Навстречу ему в зал входит женщина. Она опускается на колено, принимая дар Прометея, потом кланяется, поднимает огонь вверх и медленно уходит)

         С его помощью люди овладели ремеслами, стали плавить металл и ковать себе оружие. Узнав про самовольство Прометея, Зевс страшно рассердился. В его планы не входило делать людей такими умелыми и независимыми. Ведь тогда они могли посчитать себя равными богам! Зевс сначала хотел лишить героя жизни, убив его молнией. Но только Прометей знал, как Зевсу избавиться от проклятия, которое наложили на него боги. И тогда он приказал приковать Прометея в горах Кавказа к одинокой скале над берегом холодного моря. Тело Прометея страдало, но гордый дух не был сломлен. Прометей молчал, храня свою тайну.

(От окна выдвигается прикованный к скале Прометей. В зал входит Зевс)

Прометей

Освободи меня, Зевс: довольно я уже натерпелся ужаса.

Зевс

Тебя освободить, говоришь ты? Да тебя следовало бы заковать в еще более тяжелые цепи, навалив на голову весь Кавказ! Шестнадцать коршунов должны были бы не только терзать тебе печень, но и глаза выклевать за то, что ты создал нам таких животных, как люди, похитил мой огонь, сотворил женщин.

Прометей

Разве не достаточно я уже поплатился, терпя столько времени мучения, прикованный к скалам Кавказа, и питая собственной печенью эту проклятую птицу, орла?

Зевс

Это даже еще не самая малая часть того, что ты заслужил.

Прометей

Но ты меня освободишь не даром: я тебе, Зевс, открою нечто весьма важное.

Зевс

Ты со мной хитришь, Прометей.

Прометей

Что же я этим выиграю? Ты ведь будешь прекрасно знать, где находится Кавказ, и у тебя не будет недостатка в цепях, если я попадусь в каком-нибудь злом умысле.

Зевс

Скажи сначала, какую важную услугу ты мне окажешь.

Прометей

Если я скажу тебе, куда ты сейчас идешь, поверишь ли ты мне, что и в остальном мои прорицания будут правдивы?

Зевс

Конечно!

Прометей

Ты идешь к Фетиде на свидание.

Зевс

Это ты верно угадал. Тебе, кажется, действительно можно верить.

Прометей

Не ходи, Зевс, к этой нереиде: если она родит тебе сына, то…

Зевс

То сын лишит меня власти?

Прометей

Да не сбудется это, Зевс. Но ты не должен жениться на этой нимфе.

Зевс

Если так – прощай, Фетида. А тебя за это ждет освобождение.

(Уходит).

Василиса Премудрая Гераклу

Сильный, могучий Геракл,

Крепкорукий и несокрушимый,

О несогбенный титан,

Что бессмертного славой отмечен!

Времени вечный отец с телом воина,

Яростный духом,

Гордое имя твое поминают

Во многих молитвах.

(Появляется могучий Геракл с луком. И дальше делает все, о чем рассказывает Василиса Премудрая)

Василиса Премудрая

Выстрелом из лука он убил орла, который летел терзать Прометея, потом снял с героя цепи. И хотя владыка простил Прометея, но боги не могут нарушить своего слова – Прометей должен быть навеки прикован к скале. И тогда, по велению Зевса, для Прометея выковали кольцо из цепи, которой он был прикован. В это кольцо был вставлен кусок скалы – как напоминание о наказании. Говорят, с той поры и ведет свое начало обычай носить кольца с драгоценными камнями. О герое, подарившим людям огонь, во все века слагали стихи и песни.

(Геракл и Прометей, подняв в приветственном жесте руки, уходят)

А простой глиняный горшок наделили такими волшебными свойствами, что он стал героем множества сказок самых разных народов мира.

        Давай посмотрим отрывок из сказки великого датского писателя Ганса Христиана Андерсена «Свинопас»

(Отрывок из сказки представляют дети подготовительной группы)

Вовка

А ты действительно Василиса Премудрая: столько всего интересного мне рассказала! Вот вроде бы простая глина, а какая в ней сила! Так и хочется самому что-нибудь слепить. Вдруг тоже что-нибудь волшебное получится…

Василиса Премудрая

Ну, Вовка, тебе повезло! У нас сегодня как раз мастерская работает. Из разных стран гончары приехали, и каждый хочет своим умением поделиться. Пойдем, попробуешь свои силы. И вас, гости дорогие, приглашаем!

(Мастер – класс по росписи глиняных изделий. Россия, Китай, Греция, Индия, Египет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Досуг был подготовлен в рамках проведения окружного этапа конкурса "Дорожная азбука"...

Конспект досуга по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Досуг по ознакомлению детей подготовительной группы с правилами дорожного движения....

Конспект литературной викторины по ознакомлению детей с произведениями К.И. Чуковского.

Цель: Выявить, знают ли дети содержание текстов,последовательность в развитии сюжета ,стилистику сказок , умеют ли ориентироваться в знакомых текстах.умеют ли пересказывать,выразительно передавать диа...

Музыкально - литературный досуг "Игрушки" для детей младшего возраста (по одноименной книге Агнии Барто)

Значение игрушки для ребенка невозможно переоценить, без нее не представляется возможным полноценное развитие ребенка. Диалогичность игрушки является её чрезвычайно значимой функцией. Кукла через диал...

Программа кружковой работы "Литературное наследие" (по ознакомлению детей старшей и подготовительной групп с литературным наследием русского и башкирского народов.

В данную кружковую работу входит: произведения устного творчества русского и башкирского народов, классическая детская литература (русская и башкирская). Основная задача кружковой работы "Литерат...

Конспект литературного досуга по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «По страницам сказок К. И. Чуковского».

Конспект литературного досуга по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «По страницам сказок К. И. Чуковского»....

Литературная гостиная по ознакомлению детей с творчеством писателя М.М. Пришвина

16 января 2024г. в здании с дошкольными группами, расположенном поадресу: поселок Шишкин Лес, строение 33, прошло мероприятие поознакомлению детей с творчеством писателя М.М. Пришвина «Литератур...