Распространение педагогического опыта по теме: Проект "Город Колобков"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Касимова Наталья Вячеславовна

Целью этого проекта является самореализация детей в деятельности, в игре с помощью игровых персонажей, сказочных героев, близких и знакомых им с детства; развитие активности, самостоятельности, умения анализировать свою деятельность. Проект реализуется по 2 направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasprostranenie_pedagogicheskogo_opyta_po_teme.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 16 «Колобок»

Распространение педагогического опыта по теме:

«Развитие творческих способностей

через технологии проектирования».

                                                                                     Выполнила:

                                                                                     воспитатель

                                                                                высшей квалификационной категории

                                                                                     Касимова Н.В.

Ульяновск 2011г

Детская субкультура — огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремится к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям. На основе анализа работ А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Г.Г. и Е.Е. Кравцовых Н.Н.Поддьяков выделил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, детерминированную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым.

Из опыта работы педагогов ДОУ хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.

Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, позволяет технология проектирования, когда соотношение «ребенок — взрослый» строится на соучастии. Используя эту технологию, педагог ведет ребенка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и наконец сотрудничество. Соучастие в деятельности — это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает. Внедрение технологии в практику предоставляет возможность педагогу гуманизировать обучение и воспитание дошкольника, учитывать, что личность ребенка самоценна и у него уже есть какой-то опыт в восприятии окружающего мира.

Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей — это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.

Первые социальные связи ребенок устанавливает с родителями и близкими людьми, они для него — главные фигуры в жизни. Развитие малыша в первые месяцы и годы жизни зависит от родных, которые удовлетворяют различные, в том числе и социальные, потребности ребенка. Устанавливается «интимный круг общения» (по А.Н. Леонтьеву), относящийся к периоду раннего детства. На следующем уровне ребенок устанавливает отношения со своими сверстниками, старшими и младшими детьми, другими взрослыми. Сначала они являются для ребенка занимательным объектом, затем превращаются в партнеров по деятельности. Контакты с ними достаточно часты, поэтому их можно назвать знакомыми. Далее круг отношений становится еще шире. В дошкольном возрасте у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности, приходит более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых.

Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Как показывают результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.

В проектной деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:

— заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);

— открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;

— согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем — переходит к сотрудничеству.

Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы.

Проект  включает в себя пять  последовательных этапов:

  1. 1 этап – подготовительный (выявление).
  2. 2 этап – аналитический (изучение).
  3. 3 этап – организационный (обобщение).
  4. 4 этап – завершающий (внедрение).
  5. 5 этап  - презентационный (распространение).

Коротко остановимся  на характеристике каж дого из них.

1 этап.

Подготовительный.

Актуализируются знания детей. В результате чего происходит выявление проблемы: уточняются точки роста и конкретные области несформированности значимых для школы функций и навыков. 

2этап.

Аналитический.

Основой для выбора темы проекта является  деятельность педагога  по анализу результатов диагностически - прогностического этапа.

Происходит выбор темы проекта.  При этом учитываются:

•  задачи программы воспитания и обучения, по которой работает до школьное учреждение;

•   интересы детей, их проблемы и затруднения, пробелы в знаниях.

 Совместно с педагогом - психологом координатор проекта учитель - дефектолог продумывает способы  повышения деятельностной и личностной активности детей, мотивации их, как участников проектной деятельности.

3 этап.

Организационный.

На данном этапе  планируется  про ектная  деятельность.

С этой целью необходимо:

  1. определение сроков прожива ния темы. Они зависят от сложности выбранной темы, количе ства включенных в нее событий, инте реса детей к теме и т.д.
  2. определение задач развития детей в проектной деятельности. Педагог  должен четко осознавать, какие задачи воспитания и обучения он хочет решить с детьми в процессе проживания темы проекта.
  3. составление плана проектной  деятельности. Для целенаправленного  и  эффективного проживания темы проекта, своевременной и качественной подготовки педагогов к событиям  или мероприятиям,   необходимо представлять все этапы его реализации, что  и в какой день планируется  организовать, провести. С этой целью составляется  краткий  план событий на месяц, который может быть оформ лен в виде таблицы.
  4. проектирование и создание развивающей среды в группе в соот ветствии с темой проекта. Этот этап чрезвычайно важен, так как внешнее окружение ребенка не только способ ствует его эмоциональному «погру жению» в тему, но и поддерживает познавательный и эмоциональный интерес в течение всего периода про ектной деятельности.
  5. определение психолого-педа гогического и методического сопро вождения темы. На этапе планирова ния темы педагогу важно продумать участие в проектной деятельности других специалистов образователь ного учреждения.
  6. определение методического обеспечения темы. Педагог определя ет, какие пособия, атрибуты ему не обходимы для реализации темы проекта. Кроме того, важно продумать информационное обеспечение темы: подобрать художественную литерату ру, наглядные пособия, технические средства обучения, музыкальное со провождение и т.п.
  7. определение участия родите лей в проживании темы. Помимо ра ботников образовательного учрежде ния в проживании темы активное уча стие принимают родители воспитан ников.

4 этап

Завершающий

Внедрение и проживание темы проекта.

 В проживании темы проекта можно выделить два вида событий. Одни задают смысл совместной дея тельности и создают эмоционально насыщенные представления детей о тех или иных культурных традициях, областях знаний. Другие — создают необходимые условия для обобще ния детского опыта, его осознания и рефлексии.

Сначала создаются условия для погружения детей в тему. Каждый ре бенок должен увидеть разнообраз ные эмоционально-привлекательные возможности собственного участия  в общем для всех деле. Затем дошколь ник овладевает знаниями и способа ми их применения в деятельности, вместе с взрослыми пробует приме нять полученные знания и умения в разнообразных ситуациях. После чего создаются условия для того, чтобы ре бенок стал реальным субъектом осво енной им деятельности.

В проживании темы проекта важно участие всех участников проекта, включая и родителей.

5 этап.

Презентационный.

На данном этапе происходит рефлексия.

Обычно в конце прожива ния темы проекта организуется какое - либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям воз можность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить свое эмо циональное отношение к происхо дившему ранее и происходящему в настоящий момент.

Таким образом, использование элементов проектной деятельности при развитии творческих способностей  дает возможность в соответствии с запросами общества гуманизировать образовательный процесс, создать образовательный маршрут для группы детей как в информационно – просветительском, так и в эмоциональном плане.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей детей  дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания, рождаются интересные творческие работы.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это — высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.

Поэтому идеи о том, что творческие способности существуют только в развитии, воспитание в личности таких качеств, как самостоятельность, инициатива остаются актуальными.

Дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смысл взаимодействия между людьми в различных ситуациях. Особая роль отводится сюжетно-ролевой игре. Она возникает тогда, когда ребенок

Проект «Город Колобков»

Проект: средней продолжительности, групповой, творческий, познавательно-игровой.

Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы.

Цель – самореализация детей в деятельности, в игре с помощью игровых персонажей, сказочных героев, близких и знакомых  им с детства.  Развивать  активность, самостоятельность, умение анализировать свою деятельность.

Задачи:

  1. Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. Приобщать детей к процессу познания;
  3. Привлекать к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  4. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;
  5. Развитие мышления, воображения;
  6. Речевое развитие;
  7. Знакомство с предметами и действиями с ними;
  8. Формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своем здоровье;
  9. Формирование способов общения (индивидуальный план «Парк Колобков»);
  10. Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  11. Развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам.

Участники проекта:

  1. воспитатели;
  2. дети подготовительной к школе группы;
  3. родители воспитанников.

Проект реализуется по двум направлениям:

  1. совместная деятельность с детьми.
  2. взаимодействие с родителями.

Большое место в проекте занимает опыт художественной деятельности – участие в конкурсе «Колобков» с использованием разных техник и материалов, конкурсе рисунков по сказке «Колобок», конкурсе на план макета парка для семьи Колобков, проходящих совместно с детьми, педагогами и родителями. Фантазии родителей и детей нас приятно удивили, чего здесь только не было: Колобки сшитые, нарисованные, даже испеченный румяный Колобок был. Рисование, макетирование позволяет ребёнку проникнуться атмосферой того, что раскрывает тема проекта.

Во время художественной творческой деятельности дети легко вживаются в эпоху изучаемой темы, приобретают личный опыт общения с ней. Рисование (как самостоятельная творческая деятельность) помогает детям раскрыть свои способности, выразить свое личное отношение к увиденному и услышанному. Красочным подарком для детей группы стало изготовление макета дома и парка для семьи Колобков.  Итогом работы стало заселение дома семьей Колобков и прогулка их в парк,  где дети продемонстрировали творческие  способности.

В процессе работы у воспитанников развивается фантазия, приобретаются навыки работы с ножницами, клеем. Дети эстетически осмысливают сделанные поделки. Ребята умеют бережно и экономно использовать материал (бумагу). То, что поделки иногда лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, не мешает, а развивает воображение. Сделанная своими руками поделка помогает бережно относиться к вещам, (дети понимают, что эту вещь тоже кто-то сделал). Такой подход к работе с бумагой позволяет формировать не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, процесс труда становится осмысленным, интеллектуальным, приносит детям радость. Кто знает, быть может, из ребят, занимающихся созданием проекта парка и дома,  вырастут всемирно известные архитекторы и дизайнеры.

Наш проект успешно реализуется, всем пришелся по душе, и главное – имеет перспективу дальнейшего развития – это огромное поле для творчества и детей, и взрослых.

Сам коллектив также должен быть настроен соответственно, придерживаясь, правила: любая работа должна приносить чувст во удовлетворения и радости. Только благодаря такой позиции коллектива и родителей нам удается придумывать и внедрять что-то новое в работу с детьми.

В нашем ДОУ ежегодно проходят и традиционные мероприятия: это совмест ные с родителями спортивные соревнования в каждой группе детского сада, досуги, посвященные государственным и народным праздникам, конкурсы, выставки и многое другое. Главное их назначение в том, чтобы создать у детей положительное эмоциональное настроение, чувство радости и в конечном счете благотворно воздействовать на личность ребенка. При этом нужно придерживаться главного принципа – соблюдение чувства меры. То есть мероприятие должно органично вписываться в образовательный процесс и в режимные моменты, быть интересным и воспитанникам, и взрослым, а мероприятия – разнообразны, легко осуществимы и отвечать целям проекта.

Оформление в группах, атрибутика, творческие задания и представление информации по результатам деятельности участников обязательно на протяжении всего проекта. Значение придается тому, какова степень заинтересованности и вовлеченности родителей в жизнь детского сада.
      Игровая форма реализации проекта приобщает ребят к различным видам творческой деятельности, способствует формированию у них различных компетенций, уверенности в себе, позитивного отношения к окружающему миру, воспитанию патриотических чувств, нравственных качеств личности.

Примерная схема осуществления проекта «Город Колобков»

Разделы

программы

Виды деятельности

Игровая

деятельность

Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Мебельный салон»; игра-драматизация по сказке «Колобок»; настольный и пальчиковый театр по сказке «Колобок»;

Настольно-печатная игра «Моя квартира».

Социальное

развитие

Тематическое занятие по Конвенции о правах ребенка, Права и обязанности в семье, «Бюджет семьи»; план-схема с обозначением объектов отдыха в парке; составление рассказов «Моя малая Родина», чтение книг, подборка загадок на темы «Дом», «Улица»; рассматривание фотографий, иллюстраций «Мой дом».

Речь и речевое общение

Творческое рассказывание по теме «Выходной день в моей семье», «Семейные увлечения», «Мои близкие»; создание альбомов «Моя семья» (портфолио ребенка); совместное участие детей и родителей в выставке рисунков и поделок «Колобок», (с применением разных техник и материалов).

Познавательное развитие

Мир, в котором мы живем

Классификация (мебель, посуда, деревья); конструирование (плоскостное моделирование - составление сюжетов на семейную тематику), изготовление атрибутов, предметов, необходимых для проекта «Город Колобков» и «Парк Колобков»

Эстетическое развитие

Изодеятельность

Рисование на тему: «Моя семья», «Дом, в котором я живу», по сказке «Колобок», план-схема «Парк Колобков»; изготовление предметов для макета «Парк Колобков» с использованием аппликации и конструирования.

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проекной

группы

Начальный

Определение проблемы, выбор участников

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации

Формирование задач, накопление информации и материалов

Принятие

решения

Сбор и уточнение информации, уточнение планов деятельности

Работа с информацией, синтез и анализ идей

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление

Оценка

результатов

Анализ выполнения проекта, результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективной оценке результатов проекта

Литература

1. Абашина В.В., Соколова И.Г. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации. Детский сад от А до Я. 2008. - №3.

2. Богатеева З.А. “Чудесные поделки из бумаги”. Москва “Просвещение” 1992 г

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 3. - С.20-24 
Теоретическая статья о методе проектов в ДОУ.

5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград “Перемена”, 2001. – с.18

6. Кухлинская В.В.  Проектный метод организации сюжетно-ролевых игр. Управление ДОУ. 2009. - № 1.

7. Праздник своего проекта: [опыт работы ДОУ по проектной деятельности] // Детский сад со всех сторон. - 2005. - N 38 . -С.6

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авторы-составители: Л.С.Киселева, Т.А.Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. 

9. Ромашкина А.И. Опыт использования образовательных проектов в практике дошкольного образовательного учреждения / А.И. Ромашина // Методист. – 2007. - № 8. – С.66-68

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»

СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...

Обобщение и распространение педагогического опыта по теме: "Точечный массаж"

Что такое здоровье сберегающие технологии?Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - зада...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы на тему: "Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР"

   Цель педагогической технологии     Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента....

Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).

Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....

Распространение педагогического опыта по теме "Развитие речи детей при помощи песочной терапии"

В материале раскрыта актуальность и  значимость песочной терапии, как вида арт-терапии, в развитии речи детей дошкольного возраста. Создана подборка игр и упражнений с песком....