Этикет
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Клыкова Ирина Андреевна

ОБРАЩЕНИЕ

К ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

Задача   - закрепить обращение к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое обращение с выраже­нием радости.

Некоторые установки

При обращении к знакомому учитывают пол, возраст, степень родства или знакомства.

Нюша обращается к Анне Ивановне по имени и отчеству_

 В русском языке это обращение считают уважительным.

При встрече бабушка и Анна Ивановна используют сло­ва, выражающие радость: Как я рада! Сколько лет, сколь­ко зим! Последнее восклицание выражает радость по пово­ду встречи с человеком, которого давно не видели.

Разыграйте диалог, в котором необходимо употребить обращение по имени и отчеству.

Текст для чтения

    - Аннушка!    Как я рада!     Сколько лет, сколько зим!

- И я рада тебя.    Видеть.    А это кто?    Внуч­ка?

 Здравствуй-здравствуй!   Меня зовут Анна Ивановна.

А тебя как зовут?

 

Здравствуйте, Анна Ивановна. Бабушка мне рассказывала, что вы вместе учились, а по­том Вместе работали.

 Я Нюша. А еще у меня есть брат. Его зовут Федя.

- Очень хорошо, что мы Встретились, - ска­зала бабушка.- Погода хорошая. Давайте вместе пойдем в зоопарк.

 

ЗНАКОМСТВО.

Задача - изучение правил речевого поведения во время знакомства с взрослым.

Некоторые установки

Ребенок должен составить представление о правилах знакомства, об этикетных выражениях, принятых в этих случаях: разрешите представиться, позвольте представиться кому - кого и др.

Важно обратить внимание на то, что взрослые и дети по-разному ведут себя во время знакомства. Взрослые на­зывают свою фамилию, имя и отчество, а дети – фамилию иполное имя. Когда люди знакомятся, они должны быть приветливы и дружелюбны. Поэтому, услышав фамилию  имя нового знакомого, говорят Очень приятно; Очень рад(-а). Взрослые пожимают друг другу руки, а дети чуть­-чуть­наклоняют голову и сразу поднимают ее. Это этикет­ныe движения и этикетные жесты.

Уяснению всех этих правил поможет предлагаемый для  чтения текст и беседа по его содержанию. Прочитайте текст несколько раз, пока ребенок не освоит правильные этикет­ выражения. Он может запомнить и неправильные, не­этикетные выражения, но при этом знать, что они не явля­ются общепринятыми.

                               

Текст для чтения

ЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА!

 

В одном большом городе на улице Чехова стоял девятиэтажный дом. В квартире номер десять жила-была одна дружная семья.

Однажды в гости пришла мамина подруга      Нина  Михайловна.                           

  Что сказал папа?

- Разрешите представuться - Муратов ­И представить моего старшего брата. Меня зовут Александр Ильич.

Брата зовут Николай Ильич.

А это отец наш - ИЛЬЯ Фомич. позвольте представить, будем знакомы, Самую старшую в нашем доме:

Муратова Мария Донатовна .

 Нина Михайловна:

- Очень рада! Очень приятно! Бабушка:

- Мы тоже гостям всегда очень рады. Нина Михайловна:

- Гостеприимство для гостя награда.

Папа помогает Нине Михайловне снять паль­"'10. Все проходят в комнату. Нина Михайловна са­дится в кресло. В это время распахивается дверь. 3бегает Федя, за ним входит Нюша. Что сказал Федя?

- Тетя, знакомьтесь со старшим братом. Я главный в доме - Федька Муратов. А та, что развесила ушки-хлопушки, плакса, сестра моя Нюшка.

Нина Михайловна очень удивилась, но ничего не ответила. Николай Ильич взял Федю за руку ушел с ним в другую комнату.

Вот что сказал Федя, когда вернулся:

- Простите, пожалуйста, мне нездоровится, Да я и не знал, как надо. знакомиться ...

 

Я - Федор Муратов, а это - Нюша ­Девочка умная и послушная.

Нина Михайловна:

- Рада знакомству с Федей и Нюшей.

Хочу угостить вас душистыми грушами.

Федя схватил сразу две груши и стал, есть с боль­_-1М аппетитом.

А вот как поступила Нюша глядя на гостью, сказала грустно:

- Спасибо. И Вы угощайтесь. Вкусно. Нина Михайловна улыбнулась:

- у Вас хорошо и уютно; как дома!

Приятная Встреча. Будем знакомы!

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА

 

Задачи - познакомить детей с формами выраже­ния просьбы, адресованной старшему незнакомому, старше­му близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.                                    Heкоторыe установки

Пожалуй, это самая трудная ситуация - попросить, но не потребовать, не отобрать! Доброе слово всегда действует безотказно. Повторите с детьми выражения просьбы. Сле­дите, чтобы тон был ровный, вежливый (не льстивый, но и не грубый, не приказной).

Важно убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет ему получить желаемое. Просьба должна быть ад­ресована конкретному человеку: ровеснику - сестре или брату, подруге или другу; взрослому близкому человеку ­отцу или матери, бабушке или дедушке; взрослому знакомому- воспитателю, учителю, медсестре или соседке; взрослому незнакомому - продавцу или прохожему и т.д. В каждом конкретном случае следует смотреть человеку в лицо. Слова просьбы желательно произносить негромко.

В материалах к занятиям вы найдете грубые выражения, приняты е в среде дошкольников: «Отвали»; «Ну дай мне»; «Твой отец стекольщик» (в значении « ты прозрачный?») Эти выражения портят речь, ожесточают детей. Важно, чтобы дети это поняли, оценили и выбрали формы вежли­вой просьбы добровольно.

 

 

 

Текст для чтения

РАЗРЕШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА ...

 

Сегодня папа вернулся из горнолыжного похода.

Федя вошел в комнату и увидел: сидит папа, а рядом с ним - Нюша. Лапа подает слайд, Нюша аккуратно вставляет его в диапроектор, и на эк­ране появляются вы­сокие вершины гор, покрытые пушистым снегом.

Федя подбегает к Нюше, отталкивает ее от проектора и выхва­тывает слайд.

- А ну дай мне!

Мои слайды!

Папа очень рассер­дился. Он строго ска­зал сыну: Сначала научись вежливо просить, а потом приходи!

Федя пошел к дедушке.

---- Дедушка, научи меня просить. Я так обрадо­вался папе, мне было так весело, так интересно! А Нюшка разревелась. Вот папа меня и прогнал. Велел научиться вежливо просить.

- Нет ничего проще,- ответил дедушка.- Ты должен выучить несколько слов.

 Повторяй за мной: пожалуйста; будь добра; разреши мне; позволь мне,  очень прошу; если можно, дай мне, пожа­луйста, посмотреть слайды.

Федя:

Вот еще нежности!

 Никогда! Пусть раньше вырастет борода,

Чем буду я кланяться этой девчонке!

 Уж лучше я постою в сторонке ...

 

Беседа (опорные .материалы)

 

- Как вы думаете, разрешили ли Феде посмотреть слайды?

- Что значит «вежливо просить»? Попробуйте повто­рить за дедушкой несколько вежливых слов.

 

 

 

 

 

Текст для чтения.

 

 

Мама купила большие крас­ные яблоки. Нюша подошла к маме и попросила:

- Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко.

- Съешь после обеда, ­ответила мама.

--- Я очень прошу. Даю слово, что, съем Весь-весь обед. Так хочется попробоватькрасивое яблочко. Пожа­луйста, разреши мне съесть его до обеда.

Вбежал Федя. Он увидел яб­локи и без спросу схватил самое  большое.                     

                                                     

 

Беседа

(опорные материалы)

Как вы думаете, получила ли Нюша яблоко до обеда почему?

Как, по-вашему, мама отнеслась к Фединому поступку? - Как бы вы поступили на месте Нюши и Феди?

-Когда вам хочется что-то попросить у мамы, как вы

это делаете?

- Повторим еще раз вежливые слова, с помощью кото­рых мы просим о чем-либо. Нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже? (Вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками - на это сле­дует обратить особое внимание детей.)

 

 

ВЕЖЛИВАЯ   ПРОСЬБА

( продолжение)

Задачи - повторить и закрепить знания детей о речевых формулах вежливой просьбы. Для закрепления этих знаний используются игровые ситуации.

 

 Текст для чтения

Дедушка взял Нюшу за руку и пошел с ней в магазин.

- Дедушка,

- попросила Нюша,

- я хочу сама купить печенье.

Дай мне, пожалуйста, чек, а я попробую обратиться к продавцу.

- Что ж, внучка, попробуй.

- Будьте добры, Взвесьте, пожалуйста, один килограмм печенья ...

Беседа

(опорные материалы)

- В прошлый раз мы говорили о том, что такое веж­ливая просьба. Вежливо ли обратилась Нюша к продавцу?

- Если вам нужно купить три карандаша, как вы ска­жете об этом продавцу?

 

Текст для чтения

игровая ситуация с элементами беседы

 

Папа пришел с детьми в магазин «Спорттова­ры». Он обещал купить Нюше скакалку, а Феде ­мяч. Федя обратился к продавцу:

- Покажите это. Мне папа купит ...

Как вы думаете, правильно ли обратился Федя к про­давцу? Научите Федю беседовать с продавцом. Пусть Вера будет продавцом, а Коля покупателем. Разыграйте сценку.

                                             Текст для чтения.

                               игровая ситуация с элементами беседы

У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:

- Ой, хочу клюшку! Купи-и-и!

- Но у тебя уже есть клюшка, уговаривает его мама,

- успокойся, пожалуйста, не кричи ...

- А я эту хочу! Купи-н-и!

Как вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? На­учите этого плаксу вести себя по правилам. Пусть Инна будет мамой, а Вова сыном. Вова, попроси 4маму'" купить клюшку. Побеседуйте вежливо, тихо, не обращая на себя внимание окружающих.

Лиля и Петя, попросите маму купить тененный мячик.

Какие вежливые слова вы ей скажете?

 

Игровые ситуации

 

Давайте поиграем в детский магазин. Валя - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на прилавке иг­рушки.

(Каждый ребенок выбирает себе покупку и обраща­ется к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - «пожалуйста»...)

 

Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопар­ку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Петя. Галя, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?

 

Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет ча­сов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

 

Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда о них не забывали - ни дома, ни на ули­це, ни в детском саду, ни в магазине.

ЗНАКОМСТВО

Задача - ознакомить детей с содержанием и этикетными правилами знакомства с взрослым человеком.

 

Педагог читает текст:

  В группу вошла Елена Нико­лаевна. Но кто это рядом с ней? Незнакомый че­ловек с плоским фанерным чемоданчиком.

- Ребята, позвольте Вам представить Юрия Ивановича Горелова

- Здравствуйте, друзья. Рад с Вами позна­комиться. Я художник. Хотел бы вести у вас кру­жок рисования. Кто хочет заниматься в кружке?

Федя соскочил со своего места:

- Дяденька, запишите меня в кружок.

- Меня зовут Юрий Иванович. Буду рад познакомиться с тобой. Представься, пожа­луйста.

 

- Извините... Меня зовут Федя. Фамилия моя Муратов.

Очень приятно. Ты любишь рисовать?

- Да. Мне нравится рисовать фломастерами.

А вот красками я не умею.

- Ничего, научишься. Кто еще хочет записать­ся в кружок?

 

 

 

Педагог: Скажите, ребята, что значит познакомиться с человеком? Что нужно сказать при этом?

Да, знакомясь, люди называют друг другу свое имя.

А почему они делают это? (Чтобы знать, как обращаться друг к другу.)

 Можно ли  ребенку обращаться к взрослому человеку, тем бо­лее учителю, с помощью слова «дяденька»?

Конечно, нет, нужно обратиться по имени и отчеству.

Этого требуют правила нашею русскою этикета. Например, англичане, немцы, французы называют даже пожилых людей только по имени или фамилии, добавляя специальное вежливое слово: мистер Смит; сэр Томас; месье Ширак; мадам Ши­рак; мадемуазель Жизель. Такие вежливые слова-добавки были когда-то приняты и в России. После революции их забыли. В наши дни эти слова постепенно возвращаются. Я вам их назову:

Господин Анненков; сударь (обращение к взрослому мужчине или к лицу мужского пола - независимо от воз­раста).

Госпожа Анненкова; сударыня (обращение к взрослой женщине или к лицу женского пола - независимо от воз­раста).

Барышня (обращение к девушке или девочке).

Господа гимназисты; господа (общее обращение).

 

Этикетные задачи

 

Обратитесь к своему соседу (соседке) в группе так, как обращались друг к другу в старину.

Представьте себе, что встретили на улице Федину ба­бушку. Обратитесь к ней вежливо с вопросом. Узнайте, пойдет ли сегодня Федя в бассейн.

Педагог: А почему при знакомстве люди говорят друг другу: «Очень рад» или «Очень приятно» - и при этом улыбаются? Да, они наказывают, что им приятно познакомится  с человеком, и так проявляют свою вежливость.

 Вы поняли, что есть правила культуры речи при знаком­стве.

Сейчас проверим, как вы умеете их соблюдать. Да­вайте поиграем в знакомство.

 

 

 

Этикетные задачи

 

-Вова, представь себе, что ты не знаком со своей сосед­кой, что она только сегодня появилась в группе. Позна­комься с ней.

-Таня, представь себе, что ты пришла в гости к своей подруге. Дома у нее бабушка и дедушка. Что ты ска­жешь им?

(Войдя, нужно поздороваться и представиться, назвав свое имя.)

-Миша, к тебе в гости пришел Федя. Как ты познако­мишь с ним свою маму?

-Ира, ты идешь с бабушкой по улице, навстречу вам иду я. Как ты представишь меня бабушке?

Педагог: Иногда при знакомстве люди подают друг другу руки. Помните, что первым подает руку старший;

 женщина - мужчине.

 Когда мальчик знакомится с девоч­кой, он не должен первый протягивать руку. Но рукопожа­тие совсем не обязательно.

Можно при знакомстве, называя свое имя, слегка наклонить голову, поклониться.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.

Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»

Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...

Транспортный этикет, словарь этикета

Правила поведения в общественном транспорте, словарь терминов для родителей и воспитателей...

Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.

Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета"....

«Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете

Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.Задачи:1. Учить детей нормам поведения, к...