Игры с водой и песком
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Клыкова Ирина Андреевна

Изучаем свойства песка и «печем куличи»

 

        Любому ребенку игра с песком доставляет большое удо­вольствие. Предложите малышу инструменты: совочек, ведер­ко, формочки разного цвета, объема и конфигурации, грабли, воронку и небольшое сито, а также пластиковые баночки и бутылочки, и он часами будет копаться в песочнице, насыпая песок в формочки и ссыпая его обратно.

        Обратите внимание ребенка на то, что песок может быть сухим и влажным. Сухой песок рассыпается — из него нельзя ничего по­строить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или про­сеивать через сито. Покажите ребенку, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже бутылочек с узким гор­лышком, насыпая туда песок через воронку. Покажите, как через узкое горлышко бутылки песок высыпается обратно дольше, чем через широкое.

        Расскажите ребенку, что на этом принципе осно­ваны песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.

        Детям постарше для исследования песка можно дать лупу. Насыпав немного песка на белый лист бумаги, вместе с ребен­ком внимательно рассмотрите песчинки под лупой. Обратите внимание ребенка на то, что они разной формы и размера. Рас­скажите малышу, как образуется песок. Песчинки — это кро­хотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней.

        Совсем другие игры можно предложить детям с влажным песком. Прежде всего обратите внимание ребенка на то, что свойства у влажного песка совсем другие, чем у сухого. Во-пер­вых, влажный песок — другого цвета (он темнее), во-вторых, он тяжелый и уже не сыплется, но зато из него можно «печь пи­рожки и куличики». Для этого влажный песок совочком накла­дывают в ведерко или формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придержи­вая песок, кладут на твердую поверхность, стучат совком по ее дну и осторожно снимают формочку. «Пирожок» готов.

        Можно предложить ребенку испечь много «пирожков» раз­ного размера и формы, а потом посчитать их. Если он слишком велик для нашей куклы, его можно разрезать. Можно органи­зовать игру в «Пекарню». Выполняя просьбы покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвер­тинки хлебного каравая. Таким образом, ребенок познакомится в игре с новыми для него математическими понятиями.

В другой раз возьмите с собой на прогулку набор игрушеч­ной посуды, с которой малыш сможет поиграть в «Столовую». Юный повар будет готовить обеды из трех блюд для своих кукол. Тут песок будет выступать уже не только в роли муки и те­ста, но и в качестве крупы, соли и сахара. Для приготовления первых и вторых блюд повару понадобится вода, а трава, цве­ты и листья пригодятся для салатов.

Может быть, ребенок организует и другую игру — «Гости»,  в которой одна кукла пригласит на праздничный обед другую. Задача взрослого — подсказать ребенку тему для новой игры, а малыш уже приложит собственную фантазию.

Показывая ребенку игры с песком, предупредите малыша, что играть с ним  небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок случайно не попал в глаза.


Строительство из песка

         Отправляясь с ребенком на прогулку, возьмите с собой не только ведерко и лопатку, но и машинку. Пригодится вам и другой строительный материал: бруски, дощечки. Машина может быть большой, например самосвал, в нее ребенок будет нагружать песок и отправлять его на игрушечную стройку, а может быть и маленькой, тогда ребенок будет строить для нее дороги и мосты во влажном песке.

         Покажите малышу, как построить мост. Для этого с помо­щью ведерка сделайте два куличика или две песчаные горки на небольшом   расстоянии   друг от друга, а между ними перекиньте до­щечку (рис. 1) — по та­кому мосту сможет проехать машинка или пройти куколка. Под мостом вполне может проезжать  поезд  или

 Рис. 1

плыть кораблик. Чтобы машинка могла выехать на мост и съе­хать с него, присыпьте песок к «опорам» моста с двух внешних сторон.

         В хорошо увлажненном песке можно сделать туннель и без использования дополнительного строительного материала. Для этого песок насыпьте горкой, а через ее основание парал­лельно поверхности земли совком или рукой проделайте сквозное отверстие. Если отверстие не делать сквозным, то получится неплохой гараж для маленькой машинки или до­мик для любимой игрушки. В случае, если игрушек много, имеет смысл построить большой дом, в котором получится сразу несколько квартир.

Рис.2

Сочетая разные виды построек — дороги, туннели, мосты, песчаные горки, — можно построить трассу, по которой будет ездить игрушечная машинка, управляемая опытным шофе­ром. Можно создать и целый город с площадями, скверами, домами и гаражами. Как в любом городе, здесь будут перекре­стки, мосты, подземные переходы (рис. 2). Для того чтобы игра стала еще интереснее, можно заранее изготовить из плот­ного картона плоскостные изображения домов, светофоров, деревьев, людей и прикрепить к ним палочки с заостренными  концами. Эти макеты ребенок будет втыкать в песок, и его го­род станет совсем настоящим.

 

         Малышу можно предложить построить детскую площадку для кукол, сделав на ней клумбу, скамейку, дорожки. Для это­го пригодится и имеющийся под рукой природный материал: шишки, камешки, желуди, веточки, листочки, цветы.

         Если у вас есть набор мелких игрушек «Дикие животные», то можно организовать в песочнице настоящий зоопарк, ого­родив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Пригодятся для строительства кирпичики и тонкая дощечка — перекладина для ворот. Можно использовать в строительстве и формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполнен­ную водой. Получится хороший пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя.

         Используя набор игрушек «Домашние животные», предло­жите ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядки для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пас­тись корова, овцы, около дома будет стоять лошадка, ожидая хозяина, а в будке — сидеть сторожевой пес. Дом можно сде­лать так: отделите от песчаной горки лишние части песка и, приглаживая оставшийся песок фанеркой, придайте ему же­лаемую форму. Забор формируется из песка ладонями в виде вала или делается с помощью воткнутых в песок спичек (пало­чек). Из них можно изобразить в доме окно и дверь.

Девочке, пришедшей к песочнице с куклой, наверняка понравится игра в кукольную квартиру, где вся мебель — ди­ван, стол (в виде куба), стул, шкаф, а также ванна и плита — сделана своими руками из влажного песка с помощью лопат­ки или дощечки.

         Играя с влажным песком, ребенок может делать постройки по собственному замыслу, а может пользоваться планом, кото­рый вы ему предложите, нарисовав его здесь же на песке или дав ребенку в руки настоящий чертеж, Малыш может про­являть свою фантазию в самых разных играх. Предложите ему: «Построй дворец для своего любимого сказочного героя, а по­том укрась его ракушками, цветами и узорами».

         Если детей несколько, то можно устроить конкурс «Чей дворец лучше».

Построить дворец, и даже замок из песка с высокими башнями и шпилями можно и весьма необычным способом. Для этого на­до набрать полведерка песка, а затем налить туда же воду, доведя строительную смесь до консистенции манной каши. Капая боль­шими каплями или выливая струйкой мокрый песок на свою по­стройку, можно наращивать ее вверх в форме башни. Строитель­ную смесь из песка с водой можно поместить в полиэтиленовый мешок, у которого отрезан уголок, и выдавливать ее через отвер­стие. Последний способ напоминает украшение торта кремом с помощью кулинарного шприца. Этим же методом украшают уже готовую постройку или праздничный торт для куклы.

         Существует и еще один оригинальный способ лепки из мок­рого песка. Его можно сравнить с работой скульптора. Высо­кой горкой насыпается сухой песок, сверху делается углубле­ние и туда струйкой льется вода. Затем сухой песок отгребает­ся, внутри остается заготовка из хорошо увлажненного песка. Далее с помощью совка или дощечки, выполняющих роль рез­ца, необходимо удалить лишние слои песка, для того чтобы создать настоящее произведение прикладного искусства.

 

Развиваем координацию и ловкость

Веселый всадник

        Предложите ребенку, а еще лучше — двум детям (вдвоем можно соревноваться), пробежать или проскакать верхом на палке или большой ветке мимо нескольких песчаных горок или куличей, расположенных на одной линии на расстоянии 2—3 метров друг от друга. При этом объясните ему, что надо не только быстро пробежать по зигзагообразной трассе, но и по­стараться не разрушить эти горки. Можно постепенно услож­нять задание, добавляя к нему новые элементы. Пусть ребе­нок, например, проделает тот же путь задом наперед.

 

Автослалом

Проведите на влажном песке извилистую линию. Для ма­ленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Еще лучше, если на трассе будут поставлены флажки (палочки), которые юному гонщику надо постараться не сбить во время движения (рис. 3). Рис. 3

 

 

         Дорожку для машины можно сделать и без препятствий. Тогда она должна быть еще более извилистой, например в форме восьмерки или лабиринта (рис. 4).

 

Задом наперед

Поставьте на одной прямой 3 куличика и попросите ребен­ка обойти их змейкой, двигаясь вперед спиной. Нужно поста­раться ни разу не задеть препятствия. Перед тем как ребенок начнет движение, предложите ему внимательно изучить свой

путь. Во второй раз он должен будет обойти препятствия еще ско­рее, а в третий раз — бегом. Если эта задача ему удалась, то мож­но попробовать поставить уже не 3, а 5 куличей на одной линии.

 

Попади!

         В цель. Предложите ребенку с заранее определенного расстояния (обозначьте его чертой) кидать в песчаную горку или вырытую в песке ямку маленькие камешки, желуди или шиш­ки. Если ребенок с легкостью попадает в цель, то попросите его отойти на 1 метр.

         В ворота. Сделайте ворота — для этого на расстоянии 1 м друг от друга воткните в песок палки или нарисуйте две линии. Ребенок с расстояния трех шагов должен прокатить мяч в ворота. По­сле каждой удачной попытки уменьшайте ширину ворот, рисуя для этого новые линии или втыкая палки все ближе одна к другой.

         В круг. Нарисуйте круг диаметром не менее 1 м. Предложи­те ребенку попасть мячом в круг с расстояния в 1,5—2 м. Затем увеличьте это расстояние. Бросать мяч надо так, чтобы он по­падал в центр круга.

 


Катапульта

Для изготовления катапульты понадобятся доска и камень или песчаный бугорок. Поперек камня положите доску так, Рис.5 чтобы один ее конец ка­сался земли, а другой — находился в воздухе. Возьмите нетяжелый предмет — это может быть резиновая игруш­ка или маленький ме­шочек с песком. Поло­жите предмет на нижний конец доски. Затем насту­пите ногой на верхний ко­нец доски — предмет под­летит в воздух (рис. 5).

Посоревнуйтесь с ребенком — чей предмет взлетит выше. Будь­те внимательны и не попадите им в себя или окружающих.

 

 

Переправа

         Начертите на песке «ручеек» — 2 параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга (для 3-летнего ребенка расстояние должно быть 30 см, для старших детей — до 1 м). Предложите малышу перепрыгивать через этот «ручеек», от­талкиваясь двумя ногами. Главное условие — «не намочить ножки» (не заступить за линию).

 

Кто дальше прыгнет

         Обозначьте чертой место начала прыжка. Покажите ребен­ку, как можно прыгать с места или с разбега. Попросите юно­го спортсмена, употребляя слова «дальше» и «ближе», срав­нить результаты разных попыток. Затем предложите потрени­роваться в тройном прыжке. Такой прыжок выполняется так: разбежался, оттолкнулся одной ногой — прыгнул, приземлил­ся, оттолкнулся другой ногой — прыгнул, приземлился, оттолк­нулся двумя — прыгнул. Если детей несколько, то игра станет еще интереснее и превратится в соревнование.

 

Не разбуди удава!

         Нарисуйте на песке змею или просто начертите линию и объясните ребенку, что это спящая змея. По команде «Раз!» попросите ребенка прыгнуть вперед, по команде «Два!», не по­ворачиваясь, прыгнуть через линию назад. Предупредите ре­бенка, что удав не проснется лишь в том случае, если ребенок не наступит на линию.

 


По камешкам

         Нарисуйте на разном расстоянии друг от друга круги (рис. 6) и предложите ребенку перебраться по ним от старта к финишу, словно по камешкам через реку или по кочкам через болото. Прыгая из кружка в кружок, малыш должен не оступиться, чтобы не угодить в «воду». Для детей старшего дошкольного возраста кружки могут быть пронумерованы. Можно написать в них буквы какого-нибудь слова, например имя ребенка. Что­бы прийти к финишу, ребенок должен будет пройти по всем цифрам (буквам) по порядку.

 

 

Цапля

Нарисуйте на песке 8—10 кругов на расстоянии 30—50 см один от другого (рис. 7). Попросите ребенка прыгать из одно­го круга в другой на одной ноге (прямо или боком). Если в игре принимают участие двое или несколько детей, то вы­игрывает тот, кто дольше всех продержится на одной ноге. Рис. 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогулки над пропастью

 

         Нарисуйте круг диаметром 1 м. Объясните ребенку, что пе­сок за пределами круга — это пропасть. Ребенок должен встать в центр круга. Завяжите ему глаза. Затем попросите сделать вперед от трех до шести шагов (в зависимости от возраста), по­вернуться назад и снова сделать то же количество шагов. Глав­ная задача — не упасть в пропасть, а снова оказаться в круге.

 

Прыжки по кругу

 

         Игра для двух детей в возрасте от 4лет.

Начертите на песке круг диаметром 1,5 м (рис. 8). Два игрока должны встать с разных его сторон. По сигналу «Раз, два, три!» они начинают прыгать вокруг на правой ноге (затем на левой) по часовой стрелке, стараясь догнать и запятнать друг друга  Рис. 8

 

 

Граница

Игра для двух детей.   

Проведите черту — «границу». С обеих сторон на равном расстоянии (на полшага) от нее друг против друга, взявшись за руки, должны встать двое играющих, каждый из которых ста­рается заставить соперника наступить на черту ногой или пе­реступить ее. Рывки в игре не разрешаются, перетягивание должно быть плавным.

 

 

 

Петушки

Игра для двух детей.

 

Нарисуйте круг диаметром 3 м. В него должны войти два ребенка и принять исходное для боя положение, стоя на одной ноге (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впе­реди и прижата к туловищу) (рис. 9). Задача игроков — вытол­кнуть противника из круга или заставить встать на две ноги, толкая его плечом.

 

 

Циркач

Игра для ребенка старшего дошкольного возраста или млад­шего школьника.

Игра основана на трюке, который иногда исполняют жонглеры в цирке. Для нее понадобится мяч и 5—8 небольших предметов.

Нарисуйте круг диаметром 1 м. За пределами круга с одной его стороны положите предметы. Попросите ребенка встать в центр круга, спиной к предметам, и подбросить мяч вверх. Пока мяч находится в воздухе, ребенок должен постараться поднять как можно больше предметов, которые лежат на зе­мле, а затем поймать подброшенный мяч. Если детей несколь­ко, то победителем считается тот, кто поймал мяч и собрал большее количество предметов.

 

Голубь

Игра для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Для этой игры понадобится палка длиной до 1 м. Перед игрой чертятся две линии — «старт» и «финиш», на расстоянии не более 5 метров друг от друга. Задача ребенка, приняв исход­ное — «птичье» — положение, двигаться к финишу. Исходное положение:   присесть, ноги вместе, руки опу­щены до уровня коле­
ней, под коленями че­рез согнутые в локтях руки пропускается пал­ка (кисти рук надо сцепить спереди в замок) (рис.  10).  Игра станет еще интереснее, если в
ней примут участие нес­колько соревнующихся между собой детей.   Рис. 10


Городок

Игра для двух детей.

Для игры понадобится маленький мяч и металлическая или пла­стиковая банка. Игровое поле надо расчертить, располагая линии на расстоянии примерно 30 см одна от другой. Посе­редине ставится банка городок (рис. И). Игрок, который собьет мячом городок, переставляет его на одну черту ближе. Тот из детей, кто, таким образом,  привезет» городок к  себе в город, становится победителем.      Рис.11

 
 

Следы на песке

 

Отдыхая с ребенком на пляже, можно не только купаться й загорать. Можно научить малыша и разным интересным играм. Лучше всего проводить их, когда ребенок разут и ходит по теплому песку босыми ногами. Хождение по песку босиком очень полезно, так как укрепляет мышечный аппарат стоп, способствуя тем самым профилактике плоскостопия.

Самым маленьким детям предложите засыпать свои ножки теплым сухим песком; закопать, а потом отыскать ракушки или камешки. На песке хорошо видны следы — на этом также основано много занимательных игр для детей самого разного возраста. Вот некоторые из них.

Оставь свой след

 

Прыжок с поворотом. Стоя на песке, хорошенько отпечатай­те на нем свои следы. Затем подпрыгните вверх, стараясь сделать в воздухе поворот на 180° и точно опуститься в свои следы.

image

 

Ходим не вставая. Из позы сидя на корточках, не сдвигая ног с места, предложите ребенку пройти вперед по песку руками, пока туловище не выпрямится, а затем вернуться в исходное по­ложение, шагая ладошками по своим же следам в обратном на­правлении (рис. 12). Можно совершить такое путешествие и по-другому. Например, не ручками, а ножками или одновременно.

Шаг в шаг.Взрослый идет по песку, оставляя на нем свои следы. Ребенок, делая широкие шаги, проходит по следам взрослого. Затем, наоборот, ребенок прокладывает свою до­рожку, а взрослый передвигается по ней мелкими шажками. Проигрывает тот, кто первым не попадет в след другого.

Канатоходец

 

Попросите малыша пройти по нарисованной на песке ли­нии, как будто по канату. Линия может быть прямой или изви­листой — это зависит от возраста ребенка. При этом ступни надо ставить вплотную одна к другой (к носку одной ноги при­ставляется пятка другой). Руки разводятся в стороны, спина держится прямо — так легче удерживать равновесие. Когда же «канатоходец» пройдет весь путь и ни разу не «упадет», то, ко­нечно, заслужит аплодисменты взрослого.

 

Круги на песке

 

Сделать их можно двумя способами.

Первый способ. Возьмите в руку палочку, присядьте и, пово­рачиваясь на одном месте вокруг себя, прочертите круг (рис. 13).

Второй способ. В положении стоя, не сходя одной ногой с места, повернитесь вокруг себя, а другой ногой в это время как циркулем проведите линию (рис. 14).

Покажите малышу, как можно рисовать круги на песке.

image

 

image

 

 

 

Футбол

Игра для двух и более детей старшего дошкольного и младше­го школьного возраста.

Предложите детям поиграть в футбол босыми ногами на песке. Ноги игроков у щиколотки не туго свяжите мягким платком, а вместо футбольного мяча дайте детям воздушный шарик. Ворота нарисуйте на песке.

 

Кому повезет

Игра для четырех игроков.

 

 

 

 

Если вы на пляже, поиграйте в такую игру-загадку. Ребе­нок-водящий берет по одной вещи у всех играющих и прячет их в кучки песка, так чтобы в одной было две вещи, в другой — одна, а в третьей — ни одной (рис. 15). Спрятав предметы, во­дящий предлагает остальным поискать их. Тот, кому доста­нется пара, — выигрывает. Выигравший сам становится во­дящим.

 

Секрет

Игра для детей с 5лет.

Для игры понадобится стеклышко или кусочек прозрачно­го пластика не меньше чем 10 см2 (он может быть даже непра­вильной формы). В песке делается углубление. В нем ребенок раскладывает листья и мелкие цветочки, а затем накрывает их сверху стеклышком. Затем композиция засыпается песком, и секрет готов.

Осторожно расчистив пальцами песок, любой желающий может посмотреть на цветочную композицию, сделанную юным флористом.

 

Выкладываем и печатаем на песке

 

Создавать изображения, а также украшать свои постройки или «выпечные изделия» из песка ребенок может с помощью ка­мешков, желудей, семечек, ракушек, шишек или других природ­ных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, на­пример самолета, солнышка, цветка, или целую картину с домиком, дорожками и деревьями. Этим же способом можно изобразить букву или даже короткое слово (например, свое имя).

Поначалу взрослый может рисовать на песке палочкой контур предмета, а ребенок будет выкладывать по нему изображение. За­тем малыш сам начнет придумывать сюжеты для своих картин.

На песке можно создавать изображения методом печата­ния. Чтобы выдавливать на песке контурные или объемные изображения, нужно сначала с помощью лопатки, дощечки или ладоней разровнять влажный песок, подготовив, таким образом, гладкую поверхность. А дальше, слегка вжимая в песок формочки, а затем осторожно их снимая, отпечатывать на нем разные изображения. Для печатания можно использовать формы без дна, которые применяют кулинары для вырезания из теста печенья разной конфигурации. Если у вас нет такого набора, то можно использовать и обычные формочки для пе­ска, желательно разного размера и формы: круглые, квадрат­ные, овальные, в виде звездочек, листочков, других предметов и животных. Комбинируя оттиски разной формы и величины, вы сможете составлять из них узор и даже картину.

Формочки, на дне которых есть какое-либо выпуклое изобра­жение, тоже могут быть использованы для игры в печатников.

 

Рисуем на песке

 

Подготовьте гладкую поверхность на влажном песке так же, как и для печатания, и приступайте к рисованию. Рисовать на песке можно прутиком, тонкой палочкой или просто пальцем.

 

Дорожка

 

Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну, примерно в 10—15 см от первой. Скажите ему, что это дорожка для машинки или ручеек для кораблика. Глав­ное условие при проведении параллельной линии, чтобы ма­лыш не отрывал руки, а провел свою линию одним движени­ем. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию (рис. 16).

 

 

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы...

 

Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ре­бенку, что это рельсы, и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, — пусть малыш ее отремонтирует (рис. 17).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 17

 

Тир

Схематично нарисуйте ружье и на разном расстоянии от него несколько больших и маленьких мишеней (рис. 18). Предложите ребенку «пострелять» по мишеням и пожелайте ему попасть в «яблочко». Объясните ребенку, что линия, изо­бражающая полет пули, обязательно должна быть прямой и что меткий стрелок обязательно должен попасть в цель.

 

 

Точка, точка, запятая

Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая.                 

Ручки, ножки, огуречик —          

Получился человечек.

 

 

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного чело­вечка (рис. 20). Наверняка ребенку самому захочется повто­рить эти строчки и изобразить человечка.

 

Кто я?

 

Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное, например грибок, листок или рыбку (рис. 21). Скажите ребенку, что в этих точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.

Рис. 21

Волшебное превращение

Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он по­хож, а затем попросите малыша дорисовать картинку, так что­бы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратить­ся в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, ли­цо и многое другое (рис. 22).

image

Рис.22

Аналогичное задание выполните с квадратом. Из него мо­гут получиться дом, часы, кубик, воздушный змей, рама, теле­визор, сумка и еще много других предметов (рис. 23).

 

 

 

 

         Подобное задание предложите ребенку и с треугольником. Взяв его за основу, можно нарисовать дом, елку, цветок, девочку, палатку, сачок, бабочку, колпачок и другие предметы (рис. 24)

 

Это же задание можно выполнить и с овалом. Из него по­лучатся жук, булка, цветок, шарик, огурец, человечек, бантик и многое другое (рис. 25).

 

Посоревнуйтесь с ребенком: кто из вас придумает больше картинок.      

 

Узнавалки

В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлага­ется посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать, на что же он похож. В качестве примера можно предложить следующие контуры (рис. 26) и варианты ответов к ним.

 

 

Художники

Взрослый начинает какой-либо рисунок (провести можно только одну линию). Ребенок говорит, что это может быть, и дорисовывает еще одну линию. Взрослый должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать следующую линию в соот­ветствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, по­ка кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внес последнее изменение.

 

Госпожа Удача

X

 

 

 

 

 

 

 

Начертите на песке прямоугольник, разлинуйте его на 2 ко­лонки клеточек, не менее чем по 3 в колонке (рис. 27). Дого­воритесь с ребенком, кто на какой половине будет играть. Затем зажми­те в руке камешек или любой мелкий предмет и предложите ребенку

отга­дать, в какой руке он спрятан — в ле­вой или в правой. Если ребенок отгадал, то он ставит на своей стороне в верхней клетке крестик. Если не от­ гадал, то крестик на своей половине ставит взрослый. Выигрывает тот,
кто раньше заполнит свою колонку  крестиками. Рис. 27    .

 

 

 

Крестики-нолики

Игра для детей младшего школьного возраста.

Нарисуйте квадрат и разделите его на 9 клеточек. Пред­ложите ребенку выбрать, что он будет рисовать: крестики или нолики. Считалкой определите, кто начнет игру. Поста­вивший три своих значка на одной линии (рис. 28) — вы­игрывает.

Обратите внимание ребенка, что, располагая значки в ряд, нужно препятствовать противнику размещать по прямой ли­нии его значки. Рис. 28

 

 

X

X

0

 О

О

О

0

X

X

Х

X

О

О

Х

О

О

X

Х

Выиграли «X»

 

X

О

X

X

О

О

О

X

X

Выиграли «О»

 

О

X

X

О

О

X

X

X

О

Выиграли «О»

Ничья

 

 


Одновременно

 

Задание для детей старшего дошкольного или

младшего школьного возраста.

 

Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Для начала попросите нарисовать («намотать») два клубка ниток — один правой, а другой левой рукой. Дви­жения рук должны быть синхронными, с той разницей, что ле­вая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая — по часовой стрелке.

Затем попросите ребенка нарисовать одновременно 2 кру­га, 2 квадрата или 2 треугольника. Наверняка ребенок выполнит задание без особого труда. После этого предложите ему нарисовать левой рукой круг, а правой — квадрат, а главное, выполнить это одновременно. Каково же будет удивление ребенка, когда он убедится, что сделать это чрезвычайно трудно.

Вслепую

 

Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Начать можно, например, с автопортрета, а потом вместе посмеяться, когда выяснится, что брови «съеха­ли» в сторону, а ухо оказалось посередине лица. Посоревнуй­тесь с малышом в умении рисовать с закрытыми глазами

Вместе с ребенком младшего школьного возраста выпол­ните аналогичное задание с «пирогом» квадратной формы, по­казав, что на 2, 4, 6, 8 и 9 частей квадрат можно разделить раз­ными способами (рис. 31,6).

 

Школа на песке

 

Через год или два ваш ребенок пойдет в школу — он стал уже совсем большим и начал изучать буквы и цифры. Играя с песком, рисуя на нем вместе с малышом, вы можете реализовывать еще одну важную задачу — в игровой форме обучать ре­бенка грамоте и счету.

 

Математика   под  ногами

 

Познакомьте 3—4-летнего малыша с геометрическими фи­гурами: кругом, квадратом и треугольником. Детям постарше нужно знать также названия и других фигур: прямоугольника, овала и ромба. Затем, чтобы закрепить эти знания и развить внимание ребенка, предложите ему следующие игры.

Занимательная геометрия

Пройди по квадратам. Нарисуйте вперемешку разные гео­метрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, каждый размером около 20 см. Объясните ребенку, что это «камешки», по которым ему надо перейти через «реку» (обозначьте ее гра­ницы). Предложите малышу перебраться на другой берег ре­ки, наступая лишь на круглые камешки, а в другой раз — на квадратные или треугольные (рис. 29).

Найди и покажи фигуры. Нарисуйте на песке один из сле­дующих рисунков (рис. 30) и предложите ребенку показать, а детям постарше и посчитать все треугольники на картинке.

Если у малыша вызывает затруднение это задание, то обведите, один из треугольников, показав егоребенку. Обратите вни­мание малыша на то, что кроме треугольников на рисунке есть еще и прямоугольник. Рис. 30

 

    
   
  
 
 

 

 

 


 

 

 

 

                        Здесь спрятано                     Здесь спрятано                     Здесь спрятано

                        3 треугольника и                  4 треугольника и                  8 треугольника и

                        1 прямоугольник                  1 прямоугольник                  1 прямоугольник

 

 

Разрежь пирог

 

Нарисуйте круг и скажите ребенку, что это большой пирог, который Муха-Цокотуха испекла для своих гостей. Пусть ма­лыш поможет ей «разрезать» пирог на равные части так, чтобы всем гостям досталось по кусочку. Первый раз помогите ре­бенку провести соответствующие линии-«разрезы» и назовите части: половинка, четвертинка. В другой раз ребенок уже сам разделит «пирог», назвав их соответствующими словами.

Усложните задание, сообщив малышу, что к Мухе-Цокотухе пришло много гостей и, чтобы никого не обидеть, надо разделить пирог уже на 8 частей (рис. 31, а). Сами проведите нужные ли­нии, а ребенка попросите проверить, правильно ли вы поделили пирог, — для этого ему понадобится пересчитать все «кусочки», запомнив (или пометив), с какого именно он начал отсчет.

 

 

 

а)

 

 

 

 

 

 

 

б) 

 

Подсказка

 

Для обучения ребенка порядковому счету можно организо­вать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, например камешек, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «Ищи во второй кучке слева» или «Ищи в четвер­той кучке справа». В другой раз пусть ребенок сам спрячет ка­мешек и подскажет вам, где его искать.

Клад

Незаметно закопайте в песок небольшую игрушку. Предло­жите ребенку найти ее по вашей подсказке.

Начать поиск можно с любого места. Но при этом взрослый указывает ма­лышу маршрут. Например: «Сделай 2 шага вперед, 3 шага на­лево, 1 шаг назад, а теперь ищи перед собой». 28

 

Классики

 

Нарисуйте на песке большой квадрат 1,5x1,5 м. Разде­лите его на 9 квадратиков. В получившихся классиках на­пишите в разбивку цифры от 1 до 9. Предложите ребенку прыгать из квадратика в квадратик по порядку номеров, на­чиная с цифры 1. Для школьника количество классиков можно увеличить до 25. В этом случае величина большого квадрата должна быть 2,5x2,5 м (рис. 32). Прыгать по клас­сикам можно по-разному. Например, сначала на двух ногах, а потом на одной.Рис. 32

 

12

7

21

8

22

5

11

6

20

23

13

2

10

9

19

4

15

3

16

24

1

14

17

25

18

                           

X

)

  
  

 

О

О

\ /

{ \

X

X

)

f

О

О

\

\.

О

О

\ /

{ \

X

X

)

f

О

О

\

\.

О

О

\ /

{ \

X

X

)

f

О

О

\

\.

О

О

\ /

{ \

X

6

4

7

2

5

3

8

1

9

 

 

 

 

 

План

 

Игра для детей старшего дошкольного

или младшего школьно­го возраста.

 

Эта игра поможет ребенку научиться ориентироваться на местности, пользуясь планом. Попробуйте вместе с ребенком начертить план детской площадки. Вот как он может выгля­деть (рис. 33).

         Незаметно для ребенка спрячьте на детской площадке ка­кую-либо игрушку. Отметьте на плане место, где она спрятана, крестиком. Пусть ребенок попробует ее отыскать. Можно сде­лать и наоборот — попросите ребенка спрятать предмет и от­метить на плане, где он находится. Задание станет более слож­ным, если ребенок будет начинать поиски, находясь каждый раз в разных местах площадки. Для этого ему придется научиться находить на плане место, где в данный момент на­ходится он сам.

1— качели

2— грибок

3— песочница

4— столик

5— скамейка

6— горка

 


На песке играем — пишем и читаем

 

Вылечи букву

Напишите на песке любую букву, а затем сотрите какую-ли­бо ее часть, но так чтобы буква осталась узнаваемой (рис. 34). Попросите ребенка вылечить «больную» букву, дорисовав не­достающий элемент.

 

Спрятанные буквы

Нарисуйте на песке рисунок 35 и предложите ребенку най­ти как можно больше букв, которые в нем спрятались. Если малыш легко справился с этим заданием, проведите еще однулинию (рис. 36) и попросите ребенка отыскать две вновь по­явившиеся буквы. Если и они найдены, то можно провести поперек еще одну дополнительную линию (рис. 37). В резуль­тате количество букв увеличится еще на три.

 

 
  
 
 

             

 

     Здесь                                      Здесь                                      Здесь

         спрятались буквы:        спрятались буквы:        спрятались буквы:

         Г И Л П О                     Г И Л П О Х М             Г И Л П О Х  М  Ж К Ш

 

Слова-братья

 

Напишите на песке слово «сок». Прочитайте его вместе с ребенком. Затем на глазах у малыша сотрите последнюю букву и на ее месте напишите букву «Н». Предложите ребенку про­читать новое слово — «сон». Малышу, который учится читать, будет легко к уже знакомому слогу добавить новую согласную. Потом снова сотрите последнюю букву и замените ее сначала на «М» («сом»), а затем на «Р» («сор») и «С» («сое»). Стирать последнюю букву в слове и писать на ее месте новую может и сам ребенок.

Подобным образом можно изменять слова, меняя только первую букву. Например, дом — бом — ком — лом — том — ром. Прочитайте эти слова вместе с ребенком и объясните ему их значение. Попробуйте придумать другие слова, изменяя в них только первую или последнюю буквы.

 

Умные ножки

 

         Напишите на песке трехбуквенное слово и скажите ребен­ку, что сейчас вы будете читать ногами. Наступая по очереди на буквы, пропевайте их — получится слово. Предложите и малышу «прочитать» это слово ножками. Затем напишите для него другое слово. Пусть ребенок сам пройдет по буквам и прочитает их. Когда ножки «научатся» читать трехбуквенные слова, можно будет перейти и к более длинным словам из 4 и даже 5 букв.

Наполовину

    

Напишите на песке трех-, четырехбуквенное слово так, чтобы ребенок его не видел, а затем сотрите верхнюю или ниж­нюю часть слова (рис. 38). Предложите малышу отгадать, что это за слово, и дописать его.

МАК

(Мак)

 

     Л  И  С  А

       (Лиса)

 

 

Имена

     Попросите ребенка написать на песке свое имя, затем со­трите одну из букв или какой-нибудь ее элемент и предложи­те вылечить слово.

(Алла) Рис. 39

Нарисуйте на песке девочку и предложите ребенку отгадать, как ее зовут. Для этого напишите на песке подряд четыре буквы «Л» (рис. 39). Чтобы получилось имя девочки, ребенку надо дорисовать 2 горизонтальные палочки.       

 

 

 

     В этом разделе подобраны игры, в которые можно играть на пляже или на детской площадке. Главное условие — доста­точное количество игроков и пространства, где можно было бы расчертить игровое поле, нарисовать домики для игроков или обозначить старт и финиш для соревнующихся.

В качестве игроков могут выступать не только дети, но и взрослые, тем более что в совместной игре все равны: ребенок, мама, папа, бабушка, дедушка. Не случайно психологи счита­ют, что подлинно демократические отношения между родите­лями и детьми возникают именно в игре. Поэтому играйте, играйте и еще раз играйте.


Пятнашки с домиками

Игра для детей с 3 лет;

в игре принимают участие не менее четырех человек.

По жребию или с помощью считалки выбирается водящий — пятнашка. Остальные играющие разбегаются, а водящий их до­гоняет, стараясь коснуться кого-либо рукой — «запятнать». Также на площадке чертится «дом», где игроков нельзя пятнать.) Однако долго находиться в домике нельзя. Водящий считает до трех. В течение этого времени игрок должен выбежать из круга.

 

Кот и воробушки

 

Игра для детей с 4 лет; в игре принимают участие не менее пяти детей.      .

На площадке чертится круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться на его окружности. Один из игроков — «кот» — встает в центр круга, остальные игроки — «воробушки» — за кругом у самой черты. По сигна­лу ведущего (взрослого) «воробушки» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-нибудь из «воробушков» в тот момент, когда он находит­ся внутри круга. Пойманный становится «котом», а «кот» — «воробушком». Игра повторяется.

 

Олимпиада

 

Игра для детей с 3—4 лет;

в игре принимают участие не менее двух детей.

Перед игрой-соревнованием на песке чертятся стартовая ифинишная черта, расстояние между ними зависит от возраста детей и вида соревнования. По сигналу взрослого дети одно­временно начинают движение от стартовой черты, соревнуясь между собой в том, кто быстрее достигнет финиша.

Соревноваться можно в следующих видах прыжков:

1)    прыжки верхом на палке;

2)    прыжки лягушками;

3)    прыжки боком;

4)прыжки на одной ноге;

5)    прыжки с зажатым между коленями воздушным шаром.

 

Зайцы и морковь

 

Игра для детей с 3 лет;

 в игре принимают участие не менее пяти детей.

До начала игры на песке чертится круг диаметром 3—4 м. В круг кладутся 10 камешков (или других предметов) — это морковь, а круг — это огород. Считалкой или по жребию выбирается сторож. По сигналу ведущего остальные игроки — «зайцы» — должны пытаться, прыгая одновременно на двух ногах, украсть мор­ковку. «Сторож» должен поймать «зайцев», которые залезли в огород. Ему разрешается ловить «зайцев» только в пределах круга. Когда все «зайцы» пойманы, выбирается новый «сто­рож» и игра продолжается.

 

Птицы в клетке

 

Игра для детей с 4—5 лет;

 в игре принимают участие не менее шести детей.

Перед началом игры на песке чертится круг диаметром 1 —2 м — «клетка». Выбирается «птицелов» и «воробей», все остальные — «птицы»: голуби, синицы, дятлы и т. д.

Воробей садится в центр круга — в «клетку». Птицелов око­ло нее охраняет воробья от птиц, которые стараются освободить его, прикоснувшись к нему рукой. Пойманным считается тот, кого запятнает птицелов. Он присоединяется к воробью.

Лиса и зайцы

 

Игра для детей с 4 лет;

 в игре принимают участие не менее пяти детей.

До начала игры на песке чертится круг диаметром Юм. Вы­бирается водящий — «лиса», все остальные игроки — «зайцы». Лиса остается за пределами круга, зайцы располагаются в кру­ге. Ведущий дает сигнал, лиса вбегает в круг и пытается пой­мать зайцев. Выбегать за пределы круга зайцам не разрешает­ся. По сигналу ведущего лиса выскакивает из крута. Подсчи-тывается число пойманных зайцев. Выбирается новая лиса. Побеждает та из лис, которая сумела поймать больше зайцев.

Гуси-лебеди

 

Игра для детей с 4 лет;

в игре принимают участие не менее пяти детей.

Перед игрой расчерчивается площадка для игр (рис. 40) и вы­бирается «волк» и «хо­зяйка» («волков» может быть несколько, это за­висит от количества игроков; «хозяйкой» может быть взрослый), все остальные игроки — «гуси-лебеди». Хозяйка отводит гусей в дом, а волк отправляется «под гору» и сидит там до по­ры до времени. Дальше в игре начинается диа­лог: «Гуси, гуси!» — «Га­га-га!»—«Есть хотите?»—

«Да-да-да!»—«Ну, летите...»  Рис. 40

 

 

Гуси бегут мимо волка на пастбище. Через некоторое время хозяйка зовет гусей: «Гуси-лебеди, домой!»

Но гуси останавливаются и отвечают: «Мы боимся!» — «Почему?» — «Серый волк под горой не пускает нас домой!»

Но хозяйка строго приказывает: «Гуси-лебеди, домой!»

Гуси, растопырив крылья, бегут домой. Волк выскакивает из логова и бросается наперехват — ловить гусей. Добычу он уводит в свое логово. Игра повторяется несколько раз и закан­чивается, когда волк поймает условленное количество гусей.

 

Волк во рву

 

Игра для детей с 5 лет;

в игре принимает участие не менее шести детей.

На песке чертится коридор (ров) шириной до одного метра. Ров может быть и зигзагообразным — где-то уже, где-то шире (рис. 41). Во рву располагаются водящие «волки» — один, два, три

 

ольше: это зависит от количества играющих. Все остальные — «зай­цы» — стараются пере­прыгнуть через ров. Если «зайца» запятна­ли, он выбывает из игры. «Волки» могут пятнать «зайцев» только во рву. Ров обязательно нужно не перебегать, а перепрыгивать. Не раз­решается задерживаться перед рвом и заступать в ров ногой. «Зайцы», на­рушившие это правило, считаются пойманны­ми. «Волку» также за­прещается заступать за пределы рва. Рис. 41

 

 

 

 

Дедушка-рожок

Игра для детей с 4 лет, количество игроков не менее пяти.

Для игры выбирают водящего — «дедушку-рожка». Все играющие делятся на две команды. На игровой площадке об­мечается линией два «дома» для играющих и кружком в сторо­не — дом «дедушки-рожка» (рис. 42). Играющие занимают ме­ста в «домах». Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Играющие ему отвеча­ют: «Никто!» — и тут же перебегают из од­ного дома в другой че­рез все поле, поддраз­нивая водящего: «Де­душка-рожок, съешь с горошком пирожок!»

После этих слов во­дящий выбегает из своего  дома и старается запятнать играющих. Тот, кого он запятнал, вместе с ним начинает ловить остальных. По­сле того как все игроки перебегут через поле, а водящий с помощника­ми займут свои места, игра возобновляется. Рис. 42

 

Займи домик

Игра для детей с 4 лет;

в игре принимают участие не менее восьми человек.

По большой окружности рисуются круги-домики на 1 ме­ньше, чем количество участников игры (на расстоянии одного шага друг от друга) (рис. 43). Затем выбирается водящий. Остальные игроки встают на свои места — в домики. Водящий обходит круг и дотрагивается до руки кого-либо из игроков, после чего оба — и игрок, и водящий — бегут в разные стороны.

Задача бегущих — обе­жав круг, первыми за­нять пустое место. Тот, кто остался без места, становится водящим. Играющие все время должны находиться только за пределами круга. Игроки, стоящие в круге, не должны за­держивать бегущих. Если оба игрока прибе­гают к свободному месту одновременно, они оба вступают в круг, и выбирается новый водящий. Рис. 43

 

 

 

 

 

Тяни-толкай

 

Игра для детей с 4лет;

в игре принимают участие четыре че­ловека.

 

В этой игре две пары соревнуются в беге на 20 метров. От стартовой черты игроки бегут, взявшись за руки и прижавшись спиной друг к другу. Придя к финишу, не разворачиваясь, воз­вращаются на старт. Получается, что в одну сторону игра­ющий двигается лицом, а в другую пятится спиной. Если в эту игру дети играют вместе с родителями, то пары могут быть смешанные (ребенок — взрослый) или возрастные: одна пара — дети, а другая — взрослые.

 

Перемена мест

Игра для детей с 4 лет;

количество игроков должно быть четным,

не менее шести человек.

Посередине игровой площадки чертится длинная линия. Дети распределяются на две команды. Каждая команда зани­мает свою половину площадки. По сигналу ведущего команды бегом меняются местами. Выигрывает та команда, которая первой в полном составе окажется на другой стороне.

 

Кто быстрее

Игра для детей с 3 лет;

в игре принимают участие не менее двух детей.

 
 

        На одной линии рисуются круги (по числу играющих), в каждый из которых кладется одинаковое количество игрушек камешков, шишек (рис. 44). На расстоянии 5—10 м от кругов чертится один большой прямоугольник. Перед началом игры каждый ребенок стоит у своего круга. По сигналу ведущего (взрослого) дети должны взять из круга одну игрушку и, пере­двигаясь бегом, отнести ее в прямоугольник, а затем вернуть­ся за другой. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки не будут перенесены. Выигрывает тот, кто быстрее других су­меет справиться с заданием.

 

 

Квинта

Игра для детей с 6лет; в игре принимают участие пять детей.

Для игры понадобится мяч среднего размера. Перед нача­лом игры следует вычертить квадрат со стороной 10 метров, а в его центре нарисовать круг диаметром 1,5 м (рис. 45). Правила  игры следующие: 4 игрока становятся в углы нарисованного квадрата, пятый участник игры встает в круг, его-то и зовут «квинта». Игроки кидают мяч, а квинта пытается увернуться от ударов. Он может прыгать, нагибаться, отскакивать в сторо­ну и даже ложиться, но не покидать пределы круга, в котором стоит. Если игрок попал мячом в квинту, он меняется с ним местами, и игра продолжается.

 

Защита крепости

 

Игра для детей с 5 лет;

в игре принимают участие не менее восьми человек.

         Для игры (рис. 46) понадобится большой мяч (можно во­лейбольный). Перед началом игры на площадке чертится круг диаметром 5 метров — «крепость». В центр «крепости» кладут.    > какой-либо предмет (кеглю, игрушку). Выбираются 3 защит­ника крепости, которые встают внутрь круга. Остальные игро­ки располагаются за его пределами. Их задача попасть мячом в предмет, находящийся в центре круга. Защитники должны этому помешать, закрывая собою цель, отбивая мяч руками и; ногами. Победителями считаются те, кто дольше остальных защищал крепость.

 

 

     Всех детей очень привлекают игры с водой. Если ваш ма­лыш раскапризничался, то попробуйте отвлечь его, посадив в ванну, полную воды, и дав пустые баночки и бутылочки из-под шампуня, пластиковые стаканчики, губки и маленькие махровые полотенца. Очень скоро настроение ребенка изменится — он будет занят интересной игрой. Малыш начнет переливать воду, наблюдать, как тонут наполненные водой емкости и всплывают со дна пустые.

Летом, в теплый солнечный день, можно организовать игры с водой на свежем воздухе, налив ее в тазик или надувной бассейн. Если вы вместе с ребенком проводите время на бере­гу водоема, то игры станут еще более разнообразными и увле­кательными. В ходе опытов и игр у юного экспериментатора наверняка появится масса вопросов, на которые вам непре­менно придется отвечать.

Итак, малыш начинает знакомиться со свойствами воды. Для этого снабдите его всем необходимым. Приготовьте лейку, воронку, прозрачные емкости разной формы и величины, мер­ный стаканчик. В первую очередь обратите внимание ребенка на то, что вода прозрачна. Дайте малышу небольшую игрушку или камешек и попросите спрятать ее в кулачок. Затем спро­сите: «Где же игрушка? Нет ее, не видно. А теперь давай спря­чем игрушку в воду, положи ее в таз». Выполнив задание, ребенок убеждается, что игрушку, лежащую на дне, видно. Объясните малышу, что вода прозрачная, поэтому в ней все видно. Если у вас есть аквариум, рассмотрите вместе с ребенком камешки, рыбок и растения в нем. Спросите у малыша, поче­му они так хорошо видны.

Продемонстрируйте ребенку еще одно свойство воды. Вода не имеет вкуса. Для доказательства налейте в три чашки кипя­ченую воду: в одну чашку положите чайную ложку сахара, в другую — соли, а третью оставьте нетронутой. Предложите pe-fбенку попробовать воду из всех чашек на вкус.

Убедиться в том, что вода не имеет запаха, можно понюхав разные жидкости, например шампунь, фруктовый сок, водный раствор валерианы, и сравнив их запах с «запахом» чистой воды.

Покажите ребенку, что вода льется и принимает форму то­го сосуда, в который налита. Для игры дайте юному исследо­вателю лейку, наполненную водой, и несколько прозрачных баночек разной формы. Наливая в них воду, ребенок сам убе­дится в свойстве воды заполнять собою сосуды любой формы.

Предложите ребенку проверить поговорку «Водичка ды­рочку найдет». Предложите для опыта пластиковую бутылку, в нижней части которой проделано несколько отверстий раз­ной величины. Заполнив бутылку водой, малыш увидит, что она начнет вытекать. Причем чем шире отверстие, тем толще будет струйка воды, льющейся из бутылки.

Для измерения объема бутылок разной формы предложите малышу мерный стаканчик и воронку. Вставив воронку в гор­лышко бутылки, покажите ребенку, как надо аккуратно вли­вать в нее воду из мерного стаканчика. Не забывайте при этом вслух считать количество стаканчиков, которые вливаются в измеряемую емкость. Проделав то же самое с бутылкой другой формы, малыш узнает, в которую из них входит большее коли­чество воды, и вместе с вами сможет сделать вывод о том, ка­кая из двух бутылок больше.

Можно провести вместе с ребенком и еще один интерес­ный эксперимент, погружая в воду предметы, сделанные из разных материалов, и наблюдая, какие из них тонут, а какие нет. Обратите внимание ребенка на то, что деревянные и полые игрушки, внутри которых находится воздух, плавают на     ' поверхности воды, а металлические предметы тонут.

Следующий опыт докажет, что воздух легче воды и поэтому всегда стремится вырваться из воды наружу. Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку и осторожно, горлышком вниз опустите ее в воду. Затем нагните бутылку под водой так, чтобы из нее кверху побежали пузырьки воздуха. Наверняка ребенок захочет сам повторить этот опыт.

Познакомьте малыша со свойством воды — растворителя.
Для этого дайте ребенку несколько прозрачных стаканчиков с водой и краску, акварель или гуашь. Ему будет интересно получать разные оттенки одного и того же цвета, добавляя в один стаканчик больше краски, а в другой — меньше. Можно создать и три оттенка, добавив в воду только чуть-чуть краски.
А если очень постараться, оттенков станет еще больше. Окрашивание воды поможет ребенку понять закономерности сме­шения цветов. Сочетание красной и желтой краски дает оранжевую воду,  желтой и синей — зеленую, синей и красной — фиолетовую.

Когда юный художник закончит свои опыты по окрашива­нию воды, поставьте ее в морозильник. А на следующий день покажите ребенку цветные льдинки и вместе понаблюдайте, как они будут таять. Таким образом малыш узнает еще об одном свойстве воды — ее способности превращаться на моро­зе в лед.        

Для того чтобы продемонстрировать малышу способность воды превращаться в пар (испаряться), понаблюдайте вместе с ребенком за кипящей водой. А затем проведите опыт: накрой­те емкость с вскипяченной водой крышкой и посмотрите, как сконденсированный пар снова превращается в капли воды и падает вниз.

Налейте в блюдце немного воды и оставьте его на несколько дней. В конце концов вода испарится, и блюдце станет пустым.

На прогулке вместе с ребенком понаблюдайте за лужей. В воде отражаются окружающие предметы, но они мгновенно исчезают, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают разной величины и глубины: большие и маленькие, глубокие и мел­кие — одни нужно обходить, а через другие можно просто пе­решагнуть. Измерить глубину лужи можно палочкой или ло­паткой.

Продемонстрируйте малышу животворное свойство воды. Для этого поставьте в воду ветки кустарника или дерева, через некоторое время на них появятся листочки. Если на дворе ле­то или осень, то можно поставить в воду цветок, а другой та­кой же оставить без воды — пусть ребенок сам понаблюдает, какой из них завянет раньше.

Вот сколько интересных наблюдений можно сделать, изу­чая свойства самой обыкновенной воды.

 

 

Полезные и забавные игры с водой

 

В этой главе описываются игры, в которые можно играть и дома, и на улице в жаркую погоду. Главное, что их объединяет, — это то, что, играя в них, ребенок получает новые знания и по­лезные навыки. Некоторые из этих игр могут быть проведены как веселые конкурсы или соревнования. А участвовать в этих соревнованиях могут не только дети, но и их родители.

 

Купание игрушек

Предложите ребенку самому искупать свои игрушки в тазу с теплой водой. Дайте ему для этого все необходимое: таз, мы­ло, щетку, губку и полотенце. Если в воду добавить пеномою­щее средство, то это занятие станет для малыша более привле­кательным.

 

Стираем — маме помогаем

Когда вы соберетесь стирать, привлеките к этому полезно­му делу и своего ребенка, обеспечив его для этого всем необхо­димым. Пусть он рядом с вами в маленьком тазике постирает носовые платочки или кукольное платье, а затем, отжав, пове­сит их сушиться. Можете попутно загадать маленькому по­мощнику загадки или прочитать стихотворения.

Например:

         Ускользает, как живое,

                              Но не выпущу его я.

         Белой пеной пенится,

                              Мыть, стирать не ленится. (Мыло)

Постираем мы сейчас,

Нужно мыло, нужен ... (Таз)

            Я один у мамы сын,

            Нет у мамы дочки.

            Как же маме не помочь

            Постирать платочки.

            Мыло пенится в корыте,

            Я стираю — посмотрите.

Вот старательные дочки

Постирали все платочки,

А потом погладят сами —

Помогать умеют маме.

Рыбалка

Приобретите в магазине игру, в которой пластмассовые рыбки с металлической серединкой ловятся магнитной удоч­кой. Если вам не удалось купить игру, то можно изготовить ее самим, вырезав рыбок из тонкого пластика (например, из од­норазового стаканчика или из бумажных пакетов из-под молочных продуктов) и надев на каждую из них по металлической канцелярской скрепке. Удочку тоже изготовить нетруд­но, нужен лишь магнит.

Готовых рыбок бросьте в таз или прозрачную банку с водой. Пусть ребенок ловит их удочкой, приговаривая: «Ловись, рыб4 ка, большая и маленькая!» В ходе игры объясните малышу, по-, чему рыбки притягиваются к магнитной удочке. А с самодель­ной рыбки можно снять скрепку и продемонстрировать ре-> бенку, что рыбка перестала «ловиться».

Уровень

Игра для детей старшего дошкольного возраста.

         Расскажите ребенку, что строители в своей работе пользу­ются одним очень простым и удобным прибором, который на­зывается уровень. С его помощью рабочие определяют, ровно ли сделан в доме пол, нет ли наклона в какую-либо сторону. Прибор этот можно изготовить самим. Для этого понадобится прозрачная трубка диаметром от 1,5 до 4 см и длиной 10— 18 см, запаянная или крепко закупоренная пробкой с одного конца. В нее необходимо набрать воду почти до самого края, а затем надежно заткнуть пробкой. Важно, чтобы у поверхности остался пузырек воздуха. Когда вы положите «уровень» на го­ризонтальную поверхность, пузырек воздуха начнет двигать­ся, а затем остановится ровно посередине трубки. Если по­верхность наклонная, то пузырек убежит от центра к краю. Попросите ребенка проверить, ровно ли у вас в доме стоит стол, нет ли, пусть даже небольшого, наклона у пола или подо­конника.

 

Тонущий корабль

 

На поверхность воды в таз или ванну положите мыльницу, миску или небьющуюся тарелку. Затем покажите ребенку, как из лейки или любой другой посуды с носиком тонкой струйкой лить в нее воду, ожидая момента, когда уровень воды в плавающей ем­кости достигнет критического и она начнет крениться и тонуть. Предложите юному испытателю самому провести этот опыт.

Можно организовать эту игру для 2 детей, внеся в нее со­ревновательный момент. Пусть дети льют воду в одинаковые емкости очень тонкими струйками так, чтобы «корабли» доль­ше оставались на поверхности. Выигрывает в этом соревнова­нии тот, у кого корабль затонет последним. Спросите у ребен­ка, почему корабль сначала плавал, а потом затонул.

 

Дальнее плавание

         Сделайте вместе с ребенком бумажный кораблик (как это сделать, показано на рис. 47), а затем спустите его на воду в таз или ванну. Покажите ребенку, как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться, удаляясь от вас. Чем сильнее и дольше будет воздушная струя, которую вы выдуваете, тем дольше будет плыть кораблик. Поэтому дуть надо не раздувая щек. Посоревнуйтесь с ребенком в том, чей кораблик уплывет дальше. Спросите у ребенка, от чего, по его мнению, зависит дальность пути кораблика.

 

  

 

 

 

 

 

 

 


     

 

 

Пробки

 

Соревнование для двух детей старшего дошкольного

 и млад­шего школьного возраста.

 

Наполните два таза питьевой водой. Положите в них оди­наковое количество плавающих пробок, а затем попросите де­тей, встав на колени (каждый перед своим тазом), ртом, без помощи рук выловить пробки из воды и сложить их в спе­циально приготовленные миски. Соревнование проводится в течение 2—3 минут. Побеждает тот, кто соберет больше про­бок. Пусть дети пересчитают все пойманные пробки и сравнят их количество. У кого их больше — тот и выиграл.

 

Игры с водой в жаркий летний день

     В эти веселые игры можно играть, отдыхая в жаркий сол­нечный день на даче или загорая на пляже, когда не страшно оказаться мокрым с ног до головы, а наоборот, приятно по­брызгать друг на друга водой.

 

Водяные бомбы

     Бомбами могут служить наполненные водой и крепко завя­занные полиэтиленовые мешочки или плотные бумажные па­кеты из-под молочных продуктов. Для того чтобы водяная бомба «взорвалась», надо положить ее на землю и резко с раз­маху топнуть по ней ногой или прыгнуть на «бомбу» двумя но­гами. В результате пакет лопается, а вода разбрызгивается во все стороны, не щадя и самого бомбардира.

 

Меткий стрелок

     

Для этого соревнования на стол или скамейку нужно поста­вить бутылки по количеству игроков. На горлышко каждой бу­тылки положите легкий пластмассовый шарик (для игры в на­стольный теннис). Каждому ребенку изготовьте по брызгалке. Ее можно сделать из любой пластиковой бутылки, проткнув отверстие диаметром в 3—5 мм в крышке. Брызгалки заполня­ются водой. Теперь все готово для состязания в меткости.

Участники игры становятся на определенное расстояние (отмеченное чертой) и с помощью водяной струи из брызгалки пытаются сбить шарики с бутылки. Побеждает тот, кому перво­му это удалось.

 

Мокрый бой

    

Двое или больше детей, вооружившись брызгалками, пыта­ются облить друг друга водой. Участники игры поочередно то уворачиваются от струи, то, наоборот, идут в атаку на противни­ка, стараясь обрызгать его водой. Перемирие наступает лишь тог­да, когда в брызгалках заканчивается вода. Победителем в этой игре считается тот, кому удалось больше намочить соперника.

 

Пятнашки с брызгалками

    

Игра напоминает традиционные пятнашки (или салки), от­личаясь от них лишь тем, что водящий не пятнает игроков ру­кой, а пытается обрызгать их струей воды. Тот, кого ему уда­лось облить водой, становится водящим и получает брызгалку. А водящий превращается в игрока.

 

Напои товарища

 

В игре принимают, участив четыре человека,

двое из них мо­гут быть взрослыми.

 

Две пары игроков соревнуются в том, кто быстрее напоит своего товарища. Каждой соревнующейся паре дается кружка с питьевой водой и столовая ложка, из которой первый игрок дол­жен напоить водой второго, сидящего перед ним на стуле. Вся сложность заключается в том, что у обоих завязаны глаза.

Удовольствие от этой игры получают не столько участники, сколько зрители, наблюдающие за этим шуточным соревнованием.

 

Перечерпай воду

 

Для этой игры двум игрокам нужно дать одинаковые тазики или ведерки с водой и кружки одного объема. Игроки соревнуются в том, кто быстрее сумеет вычерпать воду из ведра с помощью кружки, перелить ее в тазик и при этом не разлить воду.

 

Водоносы

 

     Каждому игроку дают наполненный до краев стакан (или кружку) с водой. Дети по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта. Побеждает игрок, при­шедший первым и не расплескавший воду.

 

Лихие шоферы

 

     На детские машинки-грузовики поставить стаканы или ве­дерки с водой, налитые до краев. Задача игроков довести ма­шинки от старта до финиша, стараясь не разлить воду. Побеж­дает тот из шоферов, который быстрее других доехал до фини­ша и не разлил при этом воду.

 


Водовозы

 

Двое (или больше) детей становятся на четвереньки. На спины им ставятся пластиковые миски, наполненные до по­ловины водой. По сигналу игроки начинают движение от стартовой черты. Побеждает тот, кто пришел к финишу рань­ше других и «довез» больше воды.

 

Бои на шарах

 

Игра для детей от 3 лет и старше.

 

     Перед началом игры каждому игроку дается воздушный шарик, частично заполненный водой, а затем надутый. Шари­ки нужно привязать веревочкой к запястью таким образом, чтобы длина веревочки между шариком и запястьем составля­ла примерно полметра. Игра заключается в том, что дети ста­раются лопнуть шарик противника и сохранить целым свой. Игрок, у которого шар лопнул, выбывает из игры. Победите­лем считается игрок с уцелевшим шариком.

 

Кто дальше бросит шар

 

Игра для детей с 3 лет и старше.

 

В воздушные шарики через воронку налейте 1/3 стакана воды, затем надуйте их до одинакового размера и крепко за­вяжите ниткой. Соревнующиеся игроки встают у стартовой черты и со всей силы бросают шары. Побеждает тот, чей ша­рик улетел дальше.

 

Веселые поварята

 

     Соревнуются двое игроков-«поварят». На расстоянии 5 м друг от друга для каждого игрока ставятся стаканы. На старте стакан, полный воды, а на финише — пустой. Задача «пова­рят» переносить воду в столовой ложке из одного стакана в другой, стараясь не расплескать на ходу ни капли. Побеждает тот из детей, кто скорее перенесет воду и меньше, чем сопер­ник, прольет ее по дороге. Соревноваться можно и команда­ми, проводя игру как эстафету.

 


Игры  на  берегу
и  в  воде.

    

Отдыхая с ребенком на берегу водоема или на пляже, пока­жите ему разнообразные игры у самой кромки воды. Разнооб­разных развлечений для великолепного времяпровождения в жаркий летний день очень много. Это уже описанные ранее игры, когда малыш создает из песка замки и крепости, готовит обед для куклы, а также рисует или выкладывает на прибреж­ном песке узоры из камешков. При строительстве из песка, кроме привычных дорог и переездов, у берега можно сделать целый порт для кораблей, выкопав искусственные заливы и соединив их каналами. Посоветуйте ребенку перегородить ру­котворные водоемы плотинами и мостами, сделать острова. Между портами начнут ходить пароходы, катающие игрушеч­ных пассажиров, или баржи, груженные песком и камнями. На берегу появятся маяки, причалы, портовые сооружения (рис. 48).

       Маленькие камешки могут послужить не только для выкла­дывания на песке разнообразных изображений и строительства плотин, но и для соревнований в дальности броска. Предложите малышам бросать их с берега в воду, наблюдая, чей камень даль­ше улетит, и от какого из них получится больше кругов на воде.

Для соревнований на меткость можно использовать и различные «подручные» средства. Предложите ребенку «потопить» пластмассовые «корабль» из игрушечного ведерка, наполнив его ма­ленькими камешками. Попробуйте также посоревноваться с ре­бенком в меткости, закидывая небольшой мячик в центр надув­ного круга, плавающего в воде, недалеко от берега.

    Все дети, конечно же, очень любят купаться. Даже самые маленькие, еще не умеющие плавать малыши с удовольстви­ем входят в воду, плещутся в ней, бегают, поднимая брызги. Предложенные в этой главе игры рассчитаны как раз на де­тей, еще не научившихся плавать. Вместе с малышом в них может принимать участие взрослый, но еще лучше, если играющих детей двое или больше — получатся самые насто­ящие соревнования в воде, где в качестве ведущего и судьи будет выступать взрослый.


Игры в воде для детей 2—3 лет

Пробежки

Предложите малышу пробежать вдоль берега по самой кромке воды, шлепая ножками          так, чтобы во все стороны раз­летались брызги.

 

Упади!

Пусть ребенок по вашей команде забежит в воду и с размаху упадет в нее.

 

В полете

На глубине по пояс предложите ребенку попрыгать на ме­сте на двух ногах          одновременно, при этом сами поднимите его за руки в тот самый момент, когда он          подпрыгнет.

 

«Тачка» едет по воде

Пусть ребенок упрется руками в дно у самой кромки бере­га, а вы возьмите его за ноги          и поднимите их — получится «тачка». Теперь можно «ехать» — идти руками по дну.

 

Хлопушка

Покажите ребенку веселую забаву. Для этого предложите ему сесть на дно на          мелководье, опереться руками сзади и при­поднять прямые ноги вверх, а потом          резко хлопнуть по воде пятками, поднимая брызги.

 

Бревнышко, катись!

В этой игре нужно лечь на живот на глубине по щиколот­ку лицом к берегу, вытянуть руки вперед, а ноги соединить вместе. По сигналу взрослого ребенок должен начать быстро переворачиваться с живота на бок, на спину, на другой бок и снова на живот. Прокатиться нужно как можно дальше, по­том отдохнуть, лежа в воде, и покатиться таким же образом обратно. Если детей несколько, можно устроить соревнова­ние на самое резвое «бревнышко».

 

Кто... ?                                        

Кто быстрее (игра для двух детей в возрасте от 3 лет). По сигналу взрослого дети забегают в воду по колено (потом по пояс) и выбегают на берег. Победителем становится тот, кто выполнил это задание быстрее других.

 

Кто дальше(игра для двух и более детей в возрасте от Злет). Дети стоят в одну линию у самой кромки воды. По сигналу взрослого малыши прыгают в длину с места, толкаясь двумя ногами. Победителем считается тот, кто прыгнул на самое большое расстояние.

Кто выше. Дети стоят по колено в воде (потом по пояс). По сигналу взрослого игроки должны оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть как можно выше из воды. Взрослый определяет победителя.

 

Обгонялочки

Предложите детям бежать на четвереньках по мелкой воде.

 

 

 

Брызги

Игра для детей в возрасте от 2лет.

Стоя в воде по колено, дети начинают бить по воде руками (потом ногами), поднимая брызги. Побеждает тот, у кого на поверхности воды получится больше брызг и пузырей.

 

Игра на меткость

Игра для одного и более детей в возрасте от 3 лет.

На воду бросают надувной круг в 1,5—2 м от берега. По сиг­налу взрослого дети по очереди кидают мяч, стараясь попасть в центр круга. Тот, кому это удается, считается победителем.

 

Морской бой

Игра для двоих детей в возрасте от Злет.

Двое детей, встав на расстоянии 1,5—2 шагов друг от друга, по сигналу взрослого начинают брызгать друг в друга водой. Проигрывает тот, кто первым закроет глаза, начнет вытирать лицо руками или повернется к брызгам спиной.

 


Игры для детей с 4—5 лет

Ловцы жемчуга

Игра проводится на глубине по колено (потом по пояс). Взрослый бросает на дно 5—10 различных предметов. В зависимости от количества игроков число предметов может быть больше или меньше. Дети входят в воду и стараются най­ти их. Выигрывает ребенок, собравший больше предметов.

 

Гонки раков

Игра проводится на глубине по колено. Дети лежат в воде, касаясь дна руками. По сигналу взрослого они передвигаются по дну на руках вперед (ноги выпрямлены и вытянуты назад). Побеждает тот, кто приходит первым к финишу. Второй вари­ант игры проходит так же, только дети передвигаются по дну на руках назад.

 

Улитки

Игра проводится на глубине по колено. Дети стоят в линию лицом к берегу. По команде ведущего они начинают двигаться вперед. Побеждает не тот, кто первым выйдет на берег, а тот, кто окажется последним. Стоять на месте нельзя, надо непре­рывно двигаться вперед.

 

Точное погружение

На воде лежит резиновый круг. Дети соревнуются между собой в умении, сделав вдох, погрузиться в воду так, чтобы, вставая, надеть круг на голову или вынырнуть в центре круга.

 

Бомбежка

Несколько консервных банок плавают на воде недалеко от берега. Дети стоят на берегу, каждый напротив своей банки. По сигналу взрослого они стараются забросить в банки ка­мешки. Выигрывает тот, кто сумеет быстрее других потопить банку. Играть можно и командами по 2—3 человека. Пото­пленные банки обязательно достаньте из воды!

 

Поплавок

Дети заходят в воду по грудь, делают глубокий вдох и при­седают, руками охватывая колени. Кто сумеет дольше других продержаться на плаву в таком положении, тот и победитель.

 

Окунь в сетке

В игре принимают участие не менее шести детей.

Игра проводится на глубине по грудь. Дети, держась за руки, становятся в круг спиной к центру. В центре круга водящий — «окунь». Его задача: вырваться из «сети» под руками игра­ющих. Ребята, изображающие сеть, мешают «окуню» это сделать. Если «окунь» сумеет вырваться, то выбирается новый во­дящий и игра продолжается.

 


Караси и щука

В игре принимают участие не менее одиннадцати детей.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Это «сеть». За «сетью» находятся 5 игроков — это «караси». Выбирается водящий — «щу­ка». Он передвигается только за кругом, вплывать и входить в круг ему запрещается. «Караси», наоборот, спасаясь от «щуки», могут нырять в круг. Тот, кого «щука» запятнает, меняется с ней ролью.

 

Пятнашки на воде

В игре принимают участие не менее 4 детей.

Все игроки лежат на надувных кругах. Выбирается водя­щий. Передвигаться можно только в положении лежа на круге и загребая руками. Кого водящий догонит и запятнает, тот ме­няется с ним ролью.

 

Морское сражение

В игре принимают участие не менее десяти детей.

Участвуют 2 команды по 5—6 человек. У каждого игрока — надувной круг. По сигналу взрослого противники занимают по­ложение лежа на круге и плывут навстречу друг другу- Задача: стащить соперника в воду и удержаться самому. Выигрывает ко­манда, которая к концу сражения сохранила больше игроков.


Литература

1.Граппит Р. Игры для детей. Перевод с нем. О. Асписовой,— М.: Росмэн, 1999.

2.   Детский сад летом, — М.: / Просвещение, 1973.

3.   Дидактические игры и занятия с детьми раннего возра­ста. Под ред. С. Л.        Новоселовой,— М.: Просвещение, 1985.

4.   Игры на воздухе. Сост. Т. Барышникова, — СПб.: «Коро­напринт», 1998.

5.   Как знакомить дошкольников с природой. / Под ред.П. Г. Саморуковой, — М.:        Просвещение, 1983.

6.   Козак О. Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет, — СПб.: «Союз», 1999.

7.   Любимые детские игры. / Сост. Г.Н.Гришина,— М.: Творческий центр «Сфера», 1997.

8.   Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по пре­дупреждению ошибок чтения    и письма у детей, — СПб.: Фир­ма «Стройпечать», 1995.

9.   Монтессори-материал. Школа для малышей, — М.: «Ма­стер», 1992.

10.Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой      природой. //Дошкольное          воспитание, №7, 2000, с. 31—37.

11.Осокина Т.Н., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плеванию в детском саду, —          М.: Просвещение, 1991.

12.Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их предупреждение у младших          школьников,— М.: «Владос», 1995.

13.Чего на свете не бывает. / Под ред. О.М.Дьяченко, Е. Л. Агаевой, — М.:           Просвещение, 1991.

14.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки,— М.: «Новая школа», 1997.

 

 


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития

игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития...

Игры с водой и песком

Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб Вера в Детство не пропала.Простейший ящик из стола –Покрасим голубою краской,Горсть золотистого пескаТуда вольетс...

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонент здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения».

Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонентздоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения». Здоровье детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополуч...

Игры с водой и песком

Приводятся примеры игр для детей с водой и песком....

Консультация "Игры с водой и песком"

Игры с песком и водой..     Игры с песком. ·        Важными для ребенка оказываются даже простые манипуляции с песком: как с сухим, та...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе. Игры с водой и песком "Лисичка в гости к нам пришла"

развивать познавательную деятельность;ознакомление и закрепление свойств сухого песка (сыпется), влажного (держит форму);со свойствами воды и других материалов (кораблик бумажный, плавает)....