Развитие познавательного интереса у детей
статья по окружающему миру по теме

Дубовец Светлана Николаевна

Патриотическое воспитание в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnogo_interesa.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

К ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ.

Дубовец С.Н., старший воспитатель МДОУ детского сада № 75.

Наш город является культурной столицей Сибири. Мир истории, архитектуры, искусства Иркутска  - бескрайнее море, где каждая волна – новое открытие, приобретение для души  и сердца ребенка. Какими же должны быть жители этого города? С малых лет дети должны чувствовать себя иркутянами: знать и любить свой город; быть воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям.  Ведь жители Иркутска всегда отличались высоким уровнем культуры, и дошколята должны стать достойными их преемниками. Поэтому педагоги должны посеять в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре края; развивать познавательную активность детей в игровой, коммуникативной и трудовой деятельности.

При реализации задач нравственно-патриотического воспитания необходимо сформировать у детей представления, положительные привычки, практику поведения. Кроме того, необходимо воспитывать гражданина, обладающего конкретными качествами: гуманность, патриотичность, трудолюбие, мораль.

При  этом должны преобладать практические методы воспитании дошкольников, так как они предполагают обучение ребенка способам действия. Ведь опираясь на сознание, понимание значимости и положительного поведения, но, не обучая способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Пример взрослого (воспитателя, родителей) – самый значимый метод. Методы и средства применяются не изолированно,  а в комплексе, во взаимосвязи:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Рассматривание иллюстративно-познавательных материалов, беседы по теме.
  3. Собственная  продуктивная деятельность детей.
  4. Подборка материалов, аудио-,  видеоматериалов и др.

Работу ведем по таким направлениям:                                                                                                                1. «Я   среди сверстников» - воспитание самосознания и культуры поведения в коллективе.                                                                                                                                          2. «Я и семья» - формирование представлений о семейных ценностях, уважения к членам семьи, любви к родителям. Развитие чувства собственного достоинства, стремления совершать хорошие поступки.

3.«Я и здоровье» - создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья дошкольников. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

4. «Я и культура» -  воспитание у дошкольников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов.

5. «Я и детский сад» - создание атмосферы доброжелательности и эмоционального благополучия. Развитие познавательной активности, формирование готовности к обучению в школе.

6. «Я и природа» - воспитание понимания взаимосвязей между человеком и природой. Развитие понятия о необходимости знаний правил при общении с природой (гроза, землетрясение, пожар).

В целях устойчивого формирования у детей интереса к истории родного края в группах организованы уголки краеведения. Это удобное и эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в спокойной обстановке общаться с материалами, заниматься изобразительной и исследовательской  деятельностью. В уголке есть полочки  на которых выставляются детские работы, книги, виды Иркутска, репродукции  картин известных художников. Взрослые направляют познавательно-поисковую деятельность детей поощрениями, вопросами, обсуждают с детьми и анализируют предложенные варианты, при этом ребенок сам выбирает или отвергает способ решения той или иной проблемы, игровой ситуации. Дети учатся рассуждать, логически мыслить, опытным путем находить правильный ответ. Материал (литературу, картины, портреты) периодически меняем. Организованная таким образом среда формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес к истории родного края.

Работа по краеведению проводится  не только с детьми, но и с родителями, например: семейные экскурсии в музеи, театры, храмы  города,  сквер имени Кирова, к Вечному огню. Для семейного чтения  о родном городе в группах имеются книги, путеводители, буклеты такие как: «Мой  Иркутск», «Символы города на Ангаре», «Иркутские странички», «Кружевной узор», «Памятники архитектуры Иркутска». Родители воспитанников принимают активное участие в оснащении педагогического процесса макетами достопримечательностей, авторскими поделками. Силами родителей составлены альбомы «Прогулка по Иркутску»; оформлены творческие рассказы «Мое любимое место в Иркутске»; созданы коллажи «После экскурсии»; собрана коллекция открыток под названием «Люблю тебя, мой город». Проводился конкурс на лучший макет, рисунок, рассказ. В городском конкурсе «Новогодняя игрушка для Музея, 350-летию посвящается…» наши воспитанники приняли активное участие. На новогодней елке в Музее истории города Иркутска приняли участие 23 семьи. Большинство родителей воспитанников охотно принимают участие в данных мероприятиях, посещают памятные места и проявляют заинтересованность к педагогическому процессу.

При реализации проекта «Край родной, навек любимый» в рамках мероприятий, посвященных 350-летию города Иркутска, были разработаны групповые проекты по следующим темам: «Русские богатыри», «Люблю тебя, Иркутск!», «Русская березка», «День рождения журнала», «Права маленького гражданина», «Я взрослею». Это позволило создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. В ходе работы дети самостоятельно или совместно со взрослыми добывают информацию и выражают свои чувства в   продуктивной деятельности: создают фотоальбомы, макеты зданий, выпускают книжки-малышки и журналы; участвуют в творческих конкурсах и выставках. Успех этой работы зависит от методического обеспечения. Например, в процессе сюжетно-ролевых игр («Семья», «Путешествие по городам», «Библиотека», «День города») формируются навыки поведения в коллективе. Хороводные подвижные игры знакомят дошкольников с обычаями и народными праздниками. В дидактических играх дети получают дополнительные знания по теме.

Считаем, что проектная деятельность стимулирует развитие самостоятельности и ответственности; способствует развитию логического мышления и формирует активную творческую позицию ребенка. При этом ребенок чувствует себя исследователем и у него формируется целостное видение картины окружающего мира.

Было проведено родительское собрание, и анкетирование  целью которого было объяснить актуальность и важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками. Данная работа способствовала созданию творческой атмосферы не только в детском коллективе и в каждой семье, но и в общем коллективе родителей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические достижения профессиональной деятельности (личного вклада в развитии образования) педагогического работника Черновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через проек

Практические достижения профессиональной деятельности(личного вклада в развитии образования)педагогического работникаЧерновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интересау д...

Познавательно-исследовательский проект «Развитие познавательного интереса у детей 2 младшей группы через экспериментирование»

Предлагаемая ниже структура проекта -экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы....

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Познавательный проект "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование".

Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема:  "Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование"....

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» Саляевой Татьяны Николаевны на 2019 – 2024 уч.г.

Индивидуальный план профессионального развития«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»воспитателя Саляевой Татьяны Николаевнына 2019 &nda...

презентация РМО«Использование головоломок как средства развития познавательного интереса у детей с задержкой психического развития»

acute;Развитие творческих, умственных способностей с помощью игр-головоломок.https://docs.google.com/presentation/d/1cJadfuwKdGeOOTGUJ6RKl44RdPVPionE/edit?usp=sharing&ouid=114567699458943800193&a...