«Любим и бережём природу» (из опыта работы)
статья (окружающий мир) по теме

Белик Ольга Васильевна

        Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации  материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_zhurnala.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание – это воспитание
   нравственности, духовности и интеллекта»

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации  материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Дошкольный возраст является  базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

  1. воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  2. формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  3. развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  4. участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней.  Так же уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое.

На протяжении нескольких лет экологическое воспитание дошкольников является приоритетной задачей нашего дошкольного учреждения.  В нём созданы все условия для экологического воспитания детей. В помещении детского сада важную роль в решении экологических задач играет Комната природы, специально оборудованное помещение, позволяющее расположить  большое количество природных объектов. В Комнате природы под руководством педагогов дети приобретают базовые экологические знания, организуется деятельность по уходу за растениями и животными.  Здесь же ребята могут познакомиться с Красной книгой, в которой занесены редкие, исчезающие виды растений и особи животных. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе На участке есть  разные виды лиственных, фруктовых деревьев. Любят дети полакомиться в ягоднике малиной, клубникой, смородиной. У каждой группы своя грядка на огороде. Вместе с взрослыми дети выращивают овощи, наблюдают за тем как растут морковь, горох, лук, петрушка, свекла…. Для каждой группы силами воспитателей и родителей разбит цветник. Чего здесь нет! Ирисы, тюльпаны, пионы, ромашки, ноготки, бархатцы, астры…  Цветы на них цветут с ранней весны до поздней осени. Они являются местом как познавательной, так и трудовой деятельности детей в природе.

Ознакомление детей         с природой педагоги осуществляют на основе интегрированного подхода: взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, литературы, компьютерно – игрового комплекса. При этом они используют различные  формы и методы работы с детьми: беседы, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, опыты, эксперименты, чтение природоведческой литературы…

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям  развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в природе, дети собирают разнообразный  природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках  организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).  Для таких игр на участке имеется такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения  " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных"на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры  дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод эксперимента, который занимает прочное место в работе с детьми ДОУ. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим  возрастным особенностям. В нашем детском саду этот метод используется в воспитании экологической культуры детей.

Первыми проектами, которыми увлеклись педагоги и дети, были проекты «Вода – наполненное тайнами  чудо природы», «Комнатные растения – наши верные друзья», « Почему опадают листья?», «Мастерская природы».  Все они объединены общей целью – знакомить детей с природой и формировать экологически – осознанное отношение к природе.

В детском саду ежемесячно проводится конкурс детских рисунков:          

" Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", "Листопад",
"Зимушка- зима".  Или такой конкурс "Лучшая поделка из природного материала". Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

    С детьми старших и подготовительных групп проводим викторины, кроссворды, КВН, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "Мир птиц", "Подводное царство".  (приложение№1). Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
   Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Организацию воспитательно – образовательного процесса по экологическому воспитанию в нашем детском саду можно представить план – схемой (приложение№1).

                                                                                                                           Приложение №1

Организация воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию

Трудовая деятельность в природе

Ознакомление детей с природой

Экологическое

воспитание

Викторины по произведениям о животных и природе

Конструирование из

природного материала

Музыкальные праздники

Экологические досуги, КВН

Связь с воспитательно-образовательным процессом

Оформление материала по экологическому воспитанию для родителей

Создание фонда методического и наглядно-иллюстрированного материала

Создание условий для работы по экологическому воспитанию

Выставка книг природоведческого

содержания

Оснащение предметами для ухода за растениями

Оборудование живых уголков в группах

Наблюдения за живыми объектами и сезонными явлениями природы

Целевые прогулки,

экскурсии

Экспериментальная

деятельность

Работа с календарём природы, зарисовки

Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Мы и природа». Из опыта работы группы кратковременного пребывания «Учусь плавать».

Что такое экологический проект.     Большую роль в формировании экологического сознания детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природе. В ...

Презентация "Календарь природы". Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников»...

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе» (из опыта работы)

Консультация для педагогов «Воспитание гуманных чувств у младших дошкольников в процессе приобщения детей к природе»  (из опыта работы)...

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома,на улице,в природе(из опыта работы воспитателя)

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе ( из опыта работы воспитателя)...

"Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, природе" (из опыта работы).

Круглый стол в ГАОУ ДПОИРРПО в центре дошкольного образования: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников" (в режиме онлайн). Материал из опыта работы на тему: "Формирование у дет...

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе (из опыта работы воспитателя средней группы)

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области«Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно Федеральному...

Совместная деятельность с детьми "Друзья природы" (Из опыта работы)

Совместная деятельность с детьми "Друзья природы" (Из опыта работы)...