Взаимосвязь детского сада и семьи.
методическая разработка по окружающему миру по теме

Соколова Валентина Владимировна

Детский сад сегодня - это сложный организм, стремящийся к развитию. Важность семейного воспитания в процессе развития ребёнка дошкольного возраста обуславливает необходимость взаимодействия ДОУ с семьёй воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_vzaimodeystviya.docx75.22 КБ

Предварительный просмотр:

 Введение.

Важность семейного воспитания в процессе развития ребёнка дошкольного возраста обусловливает необходимость взаимодействия ДОУ с семьёй воспитанников. Взаимодействие детского сада с семьёй следует рассматривать прежде всего как диалог двух партнёров в современном деле воспитания и развития дошкольника. Чтобы он был содержательным и интересным, необходимо постоянно расширять круг решаемых совместно с родителями проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, вовлекая их в методическую жизнь ДОУ.

Семья и дошкольные учреждения – два важных института. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет большую роль в развитии ребёнка. Здесь он приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДОУ. Современные исследования показывают, что полноценное развитие дошкольника невозможно без активного участия его родителей в образовательном процессе.

Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его осознание самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Именно пример родителей, их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Необходимость взаимодействия ДОУ с семьёй воспитанников в процессе развития ребёнка дошкольного возраста очевидна. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, и прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли  в детском саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать  и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложатся на ребёнка. Нередко можно наблюдать, как родители солидаризуются с не всегда справедливым мнением воспитателя, обвиняющего ребёнка в лености и упрямстве, непонимании и баловстве, чтобы в свою очередь, избавить себя от навязываемой опеки над собственным ребёнком.А некоторые просто самоустраняются от воспитания детей.Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять практическую подготовку в вопросах воспитания детей.Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей  детского сада потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень часто приходится наблюдать, любящие родители не умеют любить своих детей. Итак, семья несёт ответственность перед обществом за воспитание и развитие своих детей. И это находит отражение в правовых документах:

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Конвенция о правах ребёнка (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 №1559-1);

- Федеральный закон от 24.07.98 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изм.И доп.).

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада, но не всегда между воспитателями и родителями существуетвзаимопонимание,хватает такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны воспитателей и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ. Первые возникают, когда родители, отдавая ребёнка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада. Негативные отношения могут  произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых. Другая причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, контролёром, который оценивает их действия, поучает их. И когда воспитатель говорит о ребёнке, даёт какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причём у воспитателей возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу.

Когда обращаешься к воспитателям, многие высказываются о трудностях работы с родителями. Действительно, все родители разные, и к каждому нужно найти определённый подход. Так некоторые воспитатели признаются, что «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребёнке в верном ключе.Поэтому необходимо сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но главное,показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада. Развитие такого взаимодействия заключается в следующем:

- доверительное отношение педагогов и родителей не может быть навязано, оно появляется как естественное желание двух сторон;

- процесс взаимодействия развивается последовательно.

2. Основная часть.

Основные задачи сотрудничества  ДОУ с родителями:

1.Работать над обогащением Среды социального развития ребёнка путём:

- повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;

-повышение уровня компетентности родителей.

2. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

3. Разработать критерии профессиональной деятельности педагогов, учитывающие уровень развития, их способности к самореализации в профессиональной деятельности.

4. Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

5. Способствовать выработке у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребёнка.

6. Определять и удовлетворять потребности семей дошкольников, не охваченных системой дошкольного образования.

Система работы ДОУ с семьёй

Для решения поставленных задач были разработаны основные направления работы с родителями:

Принципы работы с родителями

Методы изучения семьи

1. Целенаправленность, систематичность,

Плановость, доброжелательность, открытость.

1. Анкетирование;

2. наблюдение за ребёнком;

3. Обследование семьи с помощью проективных методик;

4. Беседа с ребёнком;

5. Беседа с родителями.

2. Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи.

1. Возрастной характер работы с родителями

Формы работы с родителями

Групповые, подгрупповые,  индивидуальные

Беседы, консультации, семинары, тренинги, конференции.

Совместное проведение занятий, досугов, выставок.

Клубы по интересам, молодая семья, национальные традиции, профессиональные интересы.

Участие родителей в методических мероприятиях, изготовление атрибутов, костюмов, игрового материал, видеосъёмка.

Дни открытых дверей, «Неделя семьи».

Педагогическая гостиная.

Телефон доверия.

Педагогическое просвещение родителей:

- В «воспитании» родителей.

 Предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;

- Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;

- Изучение состояния факторов развития ребёнка, связанных с его семьёй.

Работа с педагогами ДОУ.

- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

- Удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;

- Изучение состояния развивающей Среды по социальному развитию детей в образовательном пространстве ДОУ.

Работа с воспитанниками ДОУ.

- Организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей;

- Коррекция социального развития по результатам диагностики и запросам родителей;

- Организация досуга детей.

Работа с документацией:

- Формирование информационного банка данных по работе с семьёй;

- Разработка перспективного и текущего плана работы;

- Подготовка готовых и промежуточных отчётов.

Формы работы с родителями.

Работа с родителями включает в себя как индивидуальную работу с каждым из них, так и привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно используются инновационные формы и методы.

Образовательные учреждения ориенти рованы на поиск новых эффективных форм организации общения с роди телями воспитанников.

К сожалению, практические работники иногда рассматривают наглядно-информационную форму общения педагогов с родителями довольно узко — только как оформление стендов и выставок.

Наглядно-информационные формы, прежде всего, решают зада чи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностно го суждения о роли детского сада, пере смотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность воспитателя, ока зывают практическую помощь семье.

Условно их можно разделить на две подгруппы:

-информационно-ознакомительные;

-информационно-просветительские.

Задачей первых — информационно-ознакомительных — является информи рование родителей об особенностях ра боты дошкольного учреждения, зна комство с педагогами. Информационно-просветительские формы направлены на обогащение знаний родителей,организацию выставок и т. д.

Презентация дошкольного учреждения.

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития сколлективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом психологом).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей.

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта их индивидуальных потребностей.

Посещение семьи.

Цель:

1.Познакомить родителей с программой обучения и точно выяснить уровень развития ребенка.

2.Увидеть условия, в которых воспитывается ребенок и оказать необходимую помощь родителям в воспитании ребенка, если они в таковой нуждаются.

3.Совместно разрабатывать стратегии совершенствования воспитания и обучения детей и помочьчленам семьи закреплять пройденный материал в домашней обстановке.

4.         Установление более тесного контакта с ребенком и семьей.

Педагогические беседы с родителями.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам и т. д.

Информационные формы работы:

1. Доски объявлений:

  1. объявления о собраниях;
  2. объявления о предстоящих мероприятиях;

-  информация о деятельности в группе;

- высказывания детей в течение дня;

- ежедневные расписания;

- благодарности родителям.

2.Брошюры:

Помогают родителям ознакомиться с программой,  изложить общую информацию о ней.

3.Справочники;

Содержат более подробную информацию о программе: описание центров активности; задачи, поставленные в каждом центре на развитие ребенка.

4.Информационные бюллетени;

Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными):

-    информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т.д.;

- описание событий, происходящих в детском саду;

- описание видов деятельности, проводимых в группе, а так же мер, по поддержке этой деятельности;

-  изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе («Осень», «Моя семья», «Домашние животные» и т.д.);

- благодарности добровольным помощникам;

- просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.

5. Индивидуальные кармашки;

(каждый день, несколько раз в неделю).

В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях.

6.  Личные фотоальбомы, альбомы, дневники, которые передаются от педагога к родителям и обратно:

- короткие сообщения о достижениях ребенка;

- извещение об особых событиях в группе, ДОУ;

- благодарность родителям;

- здоровье ребенка, антропометрические данные;

Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме. Для тех, кто не привык пользоваться такой техникой, подойдут другие варианты.

7.   Закрытые ящики(в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения т.д.

  1. 8. Отчеты.

Письменные отчеты о детях описываются в позитивном ключе, подчеркивая как сильные так и слабые стороны ребенка. В таких отчетах нужно воздерживаться от категорических суждений, умозаключений.

Родительские собраниязанимаютважное место в работе с родителями. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогаютопределить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

 Дня открытых дверей

 Проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа.  В этот день приглашаются все родители для знакомства с жизнью детей в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением образовательной деятельности, играми детей, режимными процессами.

"Книга-эстафета"- помогает в налаживании контактов с семьями:насколько родители знают своих детей, какие проблемы их волнуют, как семья решает трудные вопросы, и определить для себя, в чем необходима помощь педагогов.

родительские конференции

их задача пропагандировать лучший опыт семейного воспитания.

закрытые ящики, информационные корзины в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести анонимные предложения, замечания, выразить своё отношение к группе

Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями.  С помощью анкеты воспитатели получают данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляется степень вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи.

Родительский комитет является центром инициативы, творчества и организации всех дел. Члены комитета выполняют как традиционные, так и новые обязанности. Для родительского актива  организовываются занятия на педагогические темы.

В работе с семьей удачно зарекомендовали себя и такие формы, как:

  1. аукционы,
  2. родительский клуб,
  3. устные журналы,
  4. библиотеки.

Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит, как правило, обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Старший воспитатель ориентирует педагогов на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми  методами и приёмами в работе с родителями. Работа реализуется через традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. Главное - донести до них необходимую информацию. Традиционным является оформление в группах информационных стендов, так называемых уголков для родителей. В них представлены разнообразные сведения: режим дня, сетка занятий, антропометрические данные детей, «заповеди», памятки, рекомендации, объявления, выдержки из Конвенции о правах ребёнка, фотографии из  жизни детского сада, и т. д.

С целью определить лучший уголок для родителей в нашем ЦРР был организован смотр-конкурс.

По традиции, сложившейся в ДОУ, на 1-м этапе конкурса старший воспитатель разрабатывает Положение, в котором определяются цели и задачи, условия и сроки проведения смотра-конкурса, перечисляются члены жюри. Оно утверждается заведующим ДОУ. Затем с ним знакомятся педагоги. На данном этапе старший воспитатель оказывает методическую помощь педагогам: делает подборку методической литературы, журналов, газет, проводит консультации (индивидуальные и групповые) знакомит с опытом работы педагогов других ДОУ, готовит памятки и рекомендации по оформлению уголков для родителей и т. д.

На 2-м этапе педагоги самостоятельно изучают Положение, намечают план работы, готовят материал, эскизы, наброски, зарисовки, обращаются за помощью к родителям

 и т. д.

На 3-м этапе проводится презентация уголков для родителей. Затем подводятся итоги, распределяются места.

На 4-м этапе каждый педагог, принявший участие в конкурсе, делится опытом со своими коллегами.  

Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приёмов работы с родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности. Уважающий себя воспитатель стремится быть компетентным в глазах родителей, быть интересным для них.

  В нашем ДОУ функционирует «Школа молодого специалиста». К работе «Школы молодого специалиста» привлекаются опытные, творческие педагоги. В рамках школы рассматриваются теоретические и практические вопросы. При проведении занятий в «Школе молодого специалиста» применяются разнообразные приёмы: решение педагогических ситуаций, метод имитации общения воспитатель – родитель, «мозговой штурм», мастер – класс. Всё это помогает педагогам уточнить знания по конкретному направлению, расширить их кругозор.

Педагогические советы – постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности ДОУ. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.

  Так, в нашем ДОУ был проведен педсовет “Дифференцированный подход к работе с родителями” (цель – знакомство с особенностями работы с семьями разного типа). Он включал теоретический материал (доклад психолога “Современная семья глазами психолога”), аналитический материал (анализ особенностей семей воспитанников детского сада), рефлексивный тренинг для педагогов (выработка методических рекомендаций по работе с семьями разного типа).

   В процессе работы, коллектив ДОУ обратил внимание, что проводимые родительские собрания не оправдывают их ожиданий.

   Для повышения творческого потенциала воспитателей в ЦРР провели семинар – практикум «Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста», где педагогам была предложена новая форма проведения родительского собрания.

  Консультация «Обучение педагогов оформлению видеотеки», имела цель: научить педагогов способам оформления видеотеки.

Для педагогов проведена видеотека «Наглядно-информационные и информационно-ознакомительные формы общения с родителями и их задачи», мастер-класс «Выпуск газеты «Семейная шкатулка».

Родители воспитанников ощущают искреннюю заинтересованность руководства детского сада в создании условий для образования родителей, и становятся активными участниками всех организованных мероприятий.

Ожидаемые результаты.

Повышение уровня родительской компетентности;

Гармонизация семейных и родительско-детских отношений;

Повышение ответственности родителей за судьбу ребёнка и его активности в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Как это повлияет на развитие ребёнка.

-Улучшится эмоциональный климат в семье;

-Упрочится социальный статус ребёнка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;

-Изменится в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний будет лучше соотносится со способностями ребёнка;

-Повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

Родители - это союзники воспитателя в образовании и развитии детей. Задачи воспитателей помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.Выбор форм и методов взаимодействия - это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания. И еще об одном моменте в системе работы с родителями  хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях»-писал Ф. Ларошфуко.  Это точно сказано, не забывайте об этом

Литература.

1.Концепция дошкольного воспитания/ Дошкольное образование в России: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., Издательство АСТЬ, 1997.

2.Данилина Т.А. «Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьёй: Монография»,-М.; Айрис-пресс, 2003.

3.Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития:  Методическое руководство для  работников дошкольных образовательных учреждений», - М.; ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

4.Зверева О.А., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект», - М.;ТЦ «Сфера», 2005.

5.Научно-практический журнал "Управление ДОУ", (приложение к журналу "Управление ДОУ"). М.: Творческий центр "Сфера", 2005 г.

6.Научно-практический журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением". 2004 г. № 5.

7.Научно-практический журнал "Управление образовательным учреждением", 2002 г. № 4.

8.Научно-практический журнал «Старший воспитатель дошкольного учреждения»,2007г.№2.

9.Белая К.Ю. «Ежедневник старшего воспитателя ДОУ», М.;АСТ.,2002.

10.Волобуева Л.М. «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами», М.;ТВ  

«Сфера», 2003.

11.Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. «Старший воспитатель детского сада» М.; П.,1990.

12.Поташник М.М. «Управление современной школой» М.; П.,1992.

13.ДубровинаВ.П. «Организация методической работы в дошкольном учреждении».

14.Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ», «Взаимодействие педагогов ДОУ с         родителями».

15.Стёркина Р.Б. «Дошкольное образование в России» М.; Издательство АСТ 1996.

Содержание

Название

Страница

1.Введение.

  1. - 3

2.Основная часть.

  1. - 8

   2.1Основные задачи сотрудничества ДОУ с родителями.

4

  1. Система работы ДОУ с семьёй.

4

   2.3Формы работы с родителями.

4

2.4. Педагогическое просвещение родителей.

5

        2.5. Работа с педагогами ДОУ.

5

        2.6. Работа с воспитателями ДОУ.

5

   2.7. Работа с документацией.

5

2.8.Формы работы с семьёй:

6

2.8.1.Презентация дошкольного учреждения

6

2.8.2.Открытые занятия.

6

2.8.3.Педагогические советы.

6

2.8.4.Посещение семьи.

7

2.8.5.Педагогические беседы с родителями.

7

2.8.6.Информационно-просветительские формы работы.

7-8

2.8.7.Родительские собрания.

8

2.8.8.Дни открытых дверей.

8

2.8.9.Книга-эстафета.

8

2.8.10.Родительские конференции.

8

2.8.11.Закрытые ящики, информационные корзины.

8

2.8.12.Анкета.

8

2.8.13.Родительский комитет.

8

  3. Работа с педагогами ДОУ

9

  4.Ожидаемые результаты

10

  5.Как это повлияет на развитие ребёнка

10

  6. Литература.

11

Информационно-ознакомительныеформы

Говоря об эпизодических посещениях родителями дошкольного учреж дения, мы имеем в виду не только утренний приход детей в группу, но и то время, когда родители забирают их домой. Такие посещения пред полагают постановку конкретных педагогических задач перед роди телями: наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью вос питателя, ознакомление с режимом жизни детского сада.

У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. И порой родителей ожидают открытия: домашний "тихоня" может оказаться "заводилой-атаманом" в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребенок — спокойным и даже застенчивым. Конечно, подобные метаморфозы можно наблю дать не так часто, тем не менее, любопытные особенности в поведении детей любой заинтересованный родитель сможет увидеть.

Известный педагог, специалист в области общения педагогов с родителями воспитанников Т.А. Маркова советовала обязательно приглашать в группу родителей тех детей, в поведении которых есть, какие-либо отклонения.Она считала эту форму очень эффективной для повышения педагогической культуры родителей.

Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить ро дителей поближе с жизнью дошкольного учреждения, деятельнос тью их детей. Обычно фотовыставки бывают тематическими, посвя щенными какому-то интересному событию из жизни группы: празд нику, увлекательному досугу, экскурсии. Иногда они отражают обычную, ежедневную жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей. Но при этом важно, чтобы выставка носила не просто "развлекательный" характер, но испособствовала педагогическому просвещению родителей.

Информационные проспекты кратко представляют материал, демонстрирующий специфику учреж дения, его отличия от других, указывают, какие специалисты работают с детьми, какие дополнительныеуслуги оказываются, приведена ин формация о режиме учреждения. Весь текстовый мате риал сопровождается рисунками, фотографиями.

Визитки небольшие по объ ему, красочные  помогают сформировать у родителей первоначальные_представления об учреждении, продемонстрировать заинтересованность коллектива в развитии и воспитании детей.Информационно-просветительские формы

Задачи знакомства родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, методами и приемами воспитания.

Информационные стенды. На таких стендах представлены разнообразные сведения: антропометрические данные детей,

режим дня,

расписание занятий в группе,

объявления,

перечни рекомен дуемых книг,

педагогические рекомен дации.

Основные требования к оформлению информационных стен дов: актуальность материалов, эстетичность, постоянная обновляемость материалов (не реже 1 раза в месяц).

Папки-передвижки призваны более подробно знакомить роди телей с теми или иными вопросами воспитания. Их название связано стем, что весь материал папки может передаваться во временное пользование_родитедямдомой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад.

мини-газеты имеют разный объем, тираж, отличаются стилем подачи информации, тематикой. Обычно это газета небольшого формата, ко торая содержит объявления из жизни ДОУ (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и др.), а также информа цию по проблемам дошкольной педагогики и психологии.

Мини-библиотеки  помогают родителям ориентировать ся в мире педагогической литературы  по вопросам воспитания детей.

Таким образом, использование педагогами наглядно-информаци онных форм общения играет важную роль во взаимодействии педагогов и родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном уч реждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащая их знания.

При этом существует опасность подменить наглядностью живое непосредственное общение педагогов с родителями воспитанников, уйти от диалога к монологу. Ведь именно общение способно помочь педагогам и родителям лучше понять друг друга, объединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в воспитании ребенка. Поэтому наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога двух партне ров — педагогов и родителей, а не основным способом взаимодействия - это всегда попытка помочь выполнению семьёй функции воспитания, чтобы в кратчайшие сроки сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания, для этого важно знать каждую семью. Известно, что знакомиться с семьей можно как до прихода ребенка в детский сад так и в течение первых месяцев.

-Организация Дней открытых дверей, «Недели семьи»;

-Активизации деятельности Телефона доверия;

-Совместное проведение досугов;

-Целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников;

-Театрализованные представления для детей с участием родителей;

-Организация конкурсов семейных талантов, составление семейных альбомов;

-Педагогическое просвещение родителей;

-Родительские собрания;

-Удовлетворение индивидуальных запросов родителей;

-творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребёнком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.

Ожидаемые результаты

-Повышение уровня родительской компетентности;

-Гармонизация семейных и родительско-детских отношений;

-Повышение ответственности родителей за судьбу ребёнка и его активности в отношениях с сотрудниками ДОУ.

Как это повлияет на развитие ребёнка:

-Улучшится эмоциональный климат в семье;

В работе с родителями  используется много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к детскому саду, помогают определить оптимальные пути  по оптимизации взаимодeйcтвия воспитателей с родителями.

Работа с родителями, их педагогическое просвещение должны осуществляться в определение системе. Заведующий совместно со старшим воспитателем, педагогическим коллективом составляет годовой план этой работы.

Для того чтобы в плане работы с родителями не повторялись из года в год одни и те же мероприятия, перед его составлением необходимо провести тщательный анализ работы за предшествующий учебный год, который и позволит внести необходимые коррективы. В годовом плане работы с родителями (который является частью общего годового плана) прежде всего определяются ведущие задачи, которые должны быть тесно связаны со всей воспитательной работой детского сада в очередном году.

Успешное взаимодействие детского сада и семьи во многом зависит

Составляя годовой план работы с семьей, заведующий учитывает предложения и рекомендации педагогического коллектива. Советы и пожелания воспитателей очень помогают правильно определить темы докладов на общих и групповых собраниях родителей, тематику консультаций, содержание и периодичность оформления тематических выставок, папок-передвижек, альбомов т. д.

Руководит организацией всей работы с родителями заведующий детским садом. Он направляет подготовку как общих мероприятий, так и индивидуальных.

Самое главное в индивидуальной работе — умение каждого члеиа коллектива детского сада установить контакт с родителями, примером для воспитателей должно быть поведение самог заведующего, его манера разговаривать, советоваться с родителями или делать им замечания предъявлять требования.

Руководить индивидуальными беседами, которые порой кратковременны, часто возникают п инициативе родителей, очень сложно; взаимоотношения между воспитателем и родителями складываются в процессе индивидуального общения и направление их в каждом данном слу1 педагог определяет самостоятельно. Поэтому завЗаведующий помогает воспитателям подготовиться к посещению семей, объясняет, как лучше

проводить такие посещения, определяет примерное содержание беседы, напоминает об особом в

таких случаях значении вежливости и такта.

Самое непосредственное участие принимает заведующий и в подготовке и проведении

консультаций, групповых и общих родительских собраний. Он утверждает содержание сообщени]

и докладов, намечает примерный план ведения консультаций и собраний.

Помогая воспитателю в подготовке материала сообщения, заведующий обращает внимание на то,

чтобы оно отвечало следующим требованиям: соответствие намеченной теме, высокий

идеологический и педагогический уровень содержания, стилистически правильная форма. Доклад

должен быть насыщен не только теоретическим, но и практическим материалом, при отборе

которого необходимо учесть практику работы с детьми данной группы.

Заведующий рекомендует, как привлечь к активному участию в обсуждении доклада родителей:

заранее дать тезисы; познакомить с вопросами, которые будут затронуты в докладе; подобрать

наглядные примеры из жизни детей в группе и в семье.

Заведующий присутствует на родительских собраниях, в случае необходимости помогает

воспитателю направить ход собрания по правильному руслу или ответить на вопросы родителей, <

также участвует в вынесении решений собрания, осуществляет контроль за их исполнением.

Значительна роль заведующего и в организации наглядной педагогической пропаганды: он

утверждает содержание всех материалов, следит за их качеством, проверяет готовность

воспитателей к специальным показам практики работы с детьми.

Особое внимание следует уделить подготовке молодых воспитателей к работе с родителями.

Заведующий должен объяснить, как важны контакты с семьей, что они не только желательны, но

необходимы, входят в обязанность педагога. Доброжелательный тон в беседе с родителями,

умение прислушиваться к их мнению — эти качества нужно приобрести каждому молодому

специалисту.

В практике дошкольных учреждений оправдало себя участие начинающих воспитателей в

консультациях и родительских собраниях, проводимых заведующим или более опытными

педагогами, а также совместные посещения семьи.

Заведующий обращает внимание педагогов на необходимость осуществления всех

воспитательных задач в единстве с семьей.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г. OCRBiografia.Ru

Дошкольное образование / Методисту дошкольного учреждения Формы работы с семьей внутри детского сада

Давыдова О. К, Богославец Л. Г., Майер А. А.—^------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимосвязь детского сада и семьи в нравственном воспитании детей"

Консультация для роддителей "Взаимосвязь детского сада и семьи в нравственном воспитании детей"....

Взаимосвязь детского сада и семьи в воспитании ребёнка

Дошкльными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного,трудового,умственного,физичского,художественного воспитания и р...

Взаимосвязь детского сада и семьи в воспитании ребёнка

Совместная работа воспитателей и родителей имеет большое значение в развитии и воспитании нашего подрастающего поколения....

Взаимосвязь детского сада и семьи в воспитании дошкольника

Семья и детский сад – это два воспитательных звена каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, только в сочетании друг с другом они создают благоприятные условия для вхождени...