статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ"
статья по окружающему миру по теме

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс компетентсного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования интегрировать знания, умения, навыки и интеллектуальные способности при осуществлении инновационной деятельности и применении на практике современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferenciyu.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ

СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Наталья Владимировна Хрулева, воспитатель  МДОУ  ЦРР - детский сад №45 «Мечта» г. Серпухов

   Сложившаяся к началу двадцать первого века социокультурная и педагогическая ситуация заставляет современные образовательные учреждения разных типов реализовывать свой опыт в двух формах: как модернизацию, согласно которой происходит совершенствование системы при  её  сохранении; и реформации, когда происходит  её переход к качественно  новой системе. В связи с этим принципиально по-новому ставится  цель обучения: психическое и творческое   развитие обучаемых на основе способности личности к самореализации.

   Основу деятельности обучаемых как субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому «Я» вижу происходящие изменения, оцениваю не конечный результат, а процесс деятельности, знаю предмет, владею навыками самообучения и поэтому успешность моего обучения зависит от моей личностной деятельности. Базисным основанием предложенной модели становятся приобретаемые ребенком познавательные навыки в разнообразных видах познавательной деятельности.

   Изменение позиции обучаемого влечет за собой и изменение позиции  педагога. «Деятельный воспитатель» сменяется педагогом «фасилитатором», который вместе с детьми со-переживает, со-мыслит, выражает свое отношение к содержанию излагаемого материала через исследование, диалог, моделирование предметно-содержательного и социально-психологического опыта. Поэтому современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готовым гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.  

   В связи с этим основу организации педагогического процесса составляет деятельность ребенка как удовлетворение его познавательной потребности, других потребностей саморазвивающейся личности, готовой к самовоспитанию, самообразованию, свободе выбора, творчеству, поиску, саморегуляции, достижению личных и социальных целей.

   Центральным в организации педагогического процесса становится компетентностный подход и принципы личностно-ориентированного обучения.

   Для нас было важным на основе теоретических положений о компетентностном подходе выделить систему профессиональных компетенций, которые дали бы педагогам возможность реализации современных образовательных технологий, способствующих развитию познавательной сферы дошкольников при подготовки их к школе.

   Понятие «компетенции» составляет – 1. Круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретной организации или должностному лицу. 2. Знания или опыт в той или иной области. 

   В самом общем плане компетенция определяет круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает определенными познаниями и опытом.

   Компетентность выступает как форма профессиональной деятельности. А компетенция обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека.  Компетентный специалист – специалист, который в ходе профессионального становления при стремлении к идеалу, представленному в виде компетенции, приобретает определенную совокупность компетенций.

   На основании и теоретических положений были разработаны ряд социально – профессиональных компетенций воспитателя ДОУ, позволяющих ему осуществлять познавательное развитие дошкольников:

      социальные компетенции:  способность личности обмениваться информацией, заявлять о своих потребностях и интересах, проявлять терпимость к другим людям и их мнениям, обладать определенной эмоциональной устойчивостью, уметь оказывать разнообразную помощь другим людям, участвовать в работе команды;

      познавательные компетенции: самостоятельно обрабатывать информацию, концентрироваться на учебе или работе,  переносить  освоенные способы учения на  новые ситуации,  находить источники информации, самостоятельно обрабатывать, структурировать информацию и т.д.;

      операциональные компетенции: определять цели и порядок работы, уметь противостоять неуверенности и неопределенности, уметь принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять временной регламент работы;

      специальные компетенции: планировать методы решения проблемы, осуществлять самоконтроль, обладать профессиональной активностью, гибко перестраиваться в новых ситуациях, оценивать и корректировать планы, выявлять ошибки и находить адекватные способы их устранения.

   Таким образом, профессиональные компетенции являются базисом для внедрения в педагогический процесс компетентностного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования интегрировать знания, умения, навыки и интеллектуальные способности при осуществлении инновационной деятельности и применении на практике современных образовательных технологий.1

   Моя методическая тема «Внедрение в практику работы с детьми образовательной технологии Учебные исследования в детском саду». Впервые я познакомилась с этой технологией, изучая журнал «Дошкольное образование» в 2000г. Меня она очень заинтересовала своими потенциальными возможностями в обучении детей. Работа в детском саду - центре развития ребенка предполагает поиск наиболее эффективных форм и методов работы с детьми. Данная тема отражает компетентностный подход в подготовке детей к школе в рамках единого образовательного пространства со школами №7 и №9 г. Серпухова, функционирование дошкольного учреждения в инновационном режиме; обеспечивало участие в работе муниципальной экспериментальной площадке по теме: «Обеспечение познавательного развития через применение современных инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада с 2006г по 2009г. Руководитель экспериментальной площадки – Морева Наталья Александровна,  доктор педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

   Считаю выбранную мною тему актуальной и инновационной на современном этапе развития образования. Инновационность заключается в улучшении педагогической системы, способствующей достижения более качественных и более высоких результатов в образовании и воспитании детей. В отечественной педагогике можно встретить мнение, что обучение – это процесс передачи информации от педагога к ребенку. Такая позиция отводит дошкольникам пассивную роль, а ведь дети по природе своей исследователи. Может ли образовательная деятельность быть другой? Да. Может! Обучение должно быть проблемным, содержащим элементы самостоятельной исследовательской работы.

   Образовательная технология «Учебные исследования в детском саду», как показала практика, универсальна, т.е. применима к обучению детей по разным разделам программы. Эту технологию, разработанную Александром Ильичом Савенковым, я изучила и адаптировала на практике на занятиях по разделу «Познавательное развитие» по комплексной программе «Радуга».

   Что же представляет собой эта технология?

Она включает в себя два этапа:

  1. тренировочные занятия;
  2. самостоятельные учебные исследования старших дошкольников.

Сущность тренировочных занятий заключается в том, что я учу детей по  определенной теме собирать материал из различных источников:

- из книг;

- от взрослых;

- из детских и научно-популярных фильмов;

- из наблюдений;

и записывать этот материал условными знаками (составлять пиктограмму). Пиктограмма – это записанная знаками информация,  т.к. дети еще не умеют писать буквами. Далее учу детей составлять рассказ с опорой на пиктограмму. План действий у детей зрительно подкрепляется планшетом.2

   Когда дети овладевают планом действий, на занятии я предлагаю им на выбор несколько тем для исследований. Дети самостоятельно выбирают заинтересовавшую их тему, делятся на несколько подгрупп по интересам и начинают собирать материал. Новую информацию они берут из детских энциклопедий, художественной литературы, задают вопросы взрослым – воспитателям, проводят опыты и наблюдения, и записывают, что узнали нового условными знаками на листочках бумаги – составляют пиктограмму. Затем каждый ребенок по своей  пиктограмме готовит рассказ. На этом этапе я выступаю как консультант, помощник.  Эта технология рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, я использую  ее в течении 6 лет в практике работы с детьми разного уровня развития, и она дает неизменно высокую результативность:

- высокий уровень познавательной активности;

- высокую мотивационную готовность к школе;

- учатся видеть проблему;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- у детей вырабатываются умения и навыки проведения эксперимента;

- структурирование полученного материала;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи;

- формируется целостное представление об окружающем мире.

 Таким образом, система профессиональных компетенций, дает  педагогам возможность реализации современных образовательных технологий, способствующих развитию познавательной сферы дошкольников при подготовки их к школе.

ЛИТЕРАТУРА

      1.Морева Н.А.  Сборник «Международная практическая конференция. Инновационная деятельность в  дошкольных образовательных учреждениях». Научная сессия ИРОТ 9 апреля 2008г. – С.72-76.

      2.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль. Академия развития. 2002г.