статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ"
статья по окружающему миру по теме
Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс компетентсного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования интегрировать знания, умения, навыки и интеллектуальные способности при осуществлении инновационной деятельности и применении на практике современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferenciyu.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ
СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
Наталья Владимировна Хрулева, воспитатель МДОУ ЦРР - детский сад №45 «Мечта» г. Серпухов
Сложившаяся к началу двадцать первого века социокультурная и педагогическая ситуация заставляет современные образовательные учреждения разных типов реализовывать свой опыт в двух формах: как модернизацию, согласно которой происходит совершенствование системы при её сохранении; и реформации, когда происходит её переход к качественно новой системе. В связи с этим принципиально по-новому ставится цель обучения: психическое и творческое развитие обучаемых на основе способности личности к самореализации.
Основу деятельности обучаемых как субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому «Я» вижу происходящие изменения, оцениваю не конечный результат, а процесс деятельности, знаю предмет, владею навыками самообучения и поэтому успешность моего обучения зависит от моей личностной деятельности. Базисным основанием предложенной модели становятся приобретаемые ребенком познавательные навыки в разнообразных видах познавательной деятельности.
Изменение позиции обучаемого влечет за собой и изменение позиции педагога. «Деятельный воспитатель» сменяется педагогом «фасилитатором», который вместе с детьми со-переживает, со-мыслит, выражает свое отношение к содержанию излагаемого материала через исследование, диалог, моделирование предметно-содержательного и социально-психологического опыта. Поэтому современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готовым гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
В связи с этим основу организации педагогического процесса составляет деятельность ребенка как удовлетворение его познавательной потребности, других потребностей саморазвивающейся личности, готовой к самовоспитанию, самообразованию, свободе выбора, творчеству, поиску, саморегуляции, достижению личных и социальных целей.
Центральным в организации педагогического процесса становится компетентностный подход и принципы личностно-ориентированного обучения.
Для нас было важным на основе теоретических положений о компетентностном подходе выделить систему профессиональных компетенций, которые дали бы педагогам возможность реализации современных образовательных технологий, способствующих развитию познавательной сферы дошкольников при подготовки их к школе.
Понятие «компетенции» составляет – 1. Круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретной организации или должностному лицу. 2. Знания или опыт в той или иной области.
В самом общем плане компетенция определяет круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает определенными познаниями и опытом.
Компетентность выступает как форма профессиональной деятельности. А компетенция обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека. Компетентный специалист – специалист, который в ходе профессионального становления при стремлении к идеалу, представленному в виде компетенции, приобретает определенную совокупность компетенций.
На основании и теоретических положений были разработаны ряд социально – профессиональных компетенций воспитателя ДОУ, позволяющих ему осуществлять познавательное развитие дошкольников:
социальные компетенции: способность личности обмениваться информацией, заявлять о своих потребностях и интересах, проявлять терпимость к другим людям и их мнениям, обладать определенной эмоциональной устойчивостью, уметь оказывать разнообразную помощь другим людям, участвовать в работе команды;
познавательные компетенции: самостоятельно обрабатывать информацию, концентрироваться на учебе или работе, переносить освоенные способы учения на новые ситуации, находить источники информации, самостоятельно обрабатывать, структурировать информацию и т.д.;
операциональные компетенции: определять цели и порядок работы, уметь противостоять неуверенности и неопределенности, уметь принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять временной регламент работы;
специальные компетенции: планировать методы решения проблемы, осуществлять самоконтроль, обладать профессиональной активностью, гибко перестраиваться в новых ситуациях, оценивать и корректировать планы, выявлять ошибки и находить адекватные способы их устранения.
Таким образом, профессиональные компетенции являются базисом для внедрения в педагогический процесс компетентностного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования интегрировать знания, умения, навыки и интеллектуальные способности при осуществлении инновационной деятельности и применении на практике современных образовательных технологий.1
Моя методическая тема «Внедрение в практику работы с детьми образовательной технологии Учебные исследования в детском саду». Впервые я познакомилась с этой технологией, изучая журнал «Дошкольное образование» в 2000г. Меня она очень заинтересовала своими потенциальными возможностями в обучении детей. Работа в детском саду - центре развития ребенка предполагает поиск наиболее эффективных форм и методов работы с детьми. Данная тема отражает компетентностный подход в подготовке детей к школе в рамках единого образовательного пространства со школами №7 и №9 г. Серпухова, функционирование дошкольного учреждения в инновационном режиме; обеспечивало участие в работе муниципальной экспериментальной площадке по теме: «Обеспечение познавательного развития через применение современных инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада с 2006г по 2009г. Руководитель экспериментальной площадки – Морева Наталья Александровна, доктор педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
Считаю выбранную мною тему актуальной и инновационной на современном этапе развития образования. Инновационность заключается в улучшении педагогической системы, способствующей достижения более качественных и более высоких результатов в образовании и воспитании детей. В отечественной педагогике можно встретить мнение, что обучение – это процесс передачи информации от педагога к ребенку. Такая позиция отводит дошкольникам пассивную роль, а ведь дети по природе своей исследователи. Может ли образовательная деятельность быть другой? Да. Может! Обучение должно быть проблемным, содержащим элементы самостоятельной исследовательской работы.
Образовательная технология «Учебные исследования в детском саду», как показала практика, универсальна, т.е. применима к обучению детей по разным разделам программы. Эту технологию, разработанную Александром Ильичом Савенковым, я изучила и адаптировала на практике на занятиях по разделу «Познавательное развитие» по комплексной программе «Радуга».
Что же представляет собой эта технология?
Она включает в себя два этапа:
- тренировочные занятия;
- самостоятельные учебные исследования старших дошкольников.
Сущность тренировочных занятий заключается в том, что я учу детей по определенной теме собирать материал из различных источников:
- из книг;
- от взрослых;
- из детских и научно-популярных фильмов;
- из наблюдений;
и записывать этот материал условными знаками (составлять пиктограмму). Пиктограмма – это записанная знаками информация, т.к. дети еще не умеют писать буквами. Далее учу детей составлять рассказ с опорой на пиктограмму. План действий у детей зрительно подкрепляется планшетом.2
Когда дети овладевают планом действий, на занятии я предлагаю им на выбор несколько тем для исследований. Дети самостоятельно выбирают заинтересовавшую их тему, делятся на несколько подгрупп по интересам и начинают собирать материал. Новую информацию они берут из детских энциклопедий, художественной литературы, задают вопросы взрослым – воспитателям, проводят опыты и наблюдения, и записывают, что узнали нового условными знаками на листочках бумаги – составляют пиктограмму. Затем каждый ребенок по своей пиктограмме готовит рассказ. На этом этапе я выступаю как консультант, помощник. Эта технология рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, я использую ее в течении 6 лет в практике работы с детьми разного уровня развития, и она дает неизменно высокую результативность:
- высокий уровень познавательной активности;
- высокую мотивационную готовность к школе;
- учатся видеть проблему;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- у детей вырабатываются умения и навыки проведения эксперимента;
- структурирование полученного материала;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи;
- формируется целостное представление об окружающем мире.
Таким образом, система профессиональных компетенций, дает педагогам возможность реализации современных образовательных технологий, способствующих развитию познавательной сферы дошкольников при подготовки их к школе.
ЛИТЕРАТУРА
1.Морева Н.А. Сборник «Международная практическая конференция. Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях». Научная сессия ИРОТ 9 апреля 2008г. – С.72-76.
2.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль. Академия развития. 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.В.Хрулёва. Статья."Профессиональная компетенция педагога дошкольного образования в овладении современными образовательными технологиями."
Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс....
Выступление на региональной научно-практической конференции "Инновации и современные технологии в системе образования" по теме: "Образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ", 2016 г.
В данном выступлении описан опыт работы школы-интерната для детей с ОВЗ по применению образовательных технологий....
Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии ,как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в МБДОУ."
Кейс-технологии в дошкольном образовании.В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образователь...
Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одно из направлений профессиональных компетенций педагогов в ДОО с использованием современных образовательных технологий развития.
Данный материал о информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. Ч...
Педагогический совет "Формирование социально-коммуникативных компетенций у дошкольников при взаимодействии со сверстниками и взрослыми через использование образовательных технологий в условиях реализации ФГОС ДО"
Развитие коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС ДО. Современные дети, да и их родители всё...
STEM технологии в условиях дошкольного образования. Основные идеи образовательной технологии STEM
Казалось бы - зачем ребенку инженерное, техническое мышление? Однако мы видим технологии будущего уже здесь и сейчас… Наши дети увлекаются роботами и робототехникой, изучают IT технологии в вид...
Формирование современных компетенций у детей дошкольного возраста через технологию STEM-образования.
Статья "Формирование современных компетенций у детей дошкольникольного возраста через технологию STEM - образования. В этой статье автор описывает основы формирования современных компетенций у де...