STEM технологии в условиях дошкольного образования. Основные идеи образовательной технологии STEM
статья

Полякова Екатерина Александровна

Казалось бы - зачем ребенку инженерное, техническое мышление? Однако мы видим технологии будущего уже здесь и сейчас… Наши дети увлекаются роботами и робототехникой, изучают IT технологии в виде: планшетов, смартфонов, Smart-часов или интерактивных игрушек, поэтому приучать к робототехнике ребят следует  с самого раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

STEM технологии в условиях дошкольного образования

Основные идеи образовательной технологии STEM

Аббревиатура STEM расшифровывается как: Science - наука, Technology - технология, Engineering - инженерия и Mathematics - математика. STEM технология обучения предполагает обучение детей инженерному мышлению, развитию у него видения, что любой объект - это система и изменение ее составляющих элементов ведет к сбою в системе в целом.

Казалось бы - зачем ребенку инженерное, техническое мышление? Однако мы видим технологии будущего уже здесь и сейчас… Наши дети увлекаются роботами и робототехникой, изучают IT технологии в виде: планшетов, смартфонов, Smart-часов или интерактивных игрушек. Дети питают непосредственный интерес к мультфильмам, которые раскрывают научные факты и явления, например: «Смешарики Пин код», «Семейство почемучек» или «Фиксики». Да и для детей создание простых мультфильмов или видеороликов уже не сложная и непосильная задача, которая может быть решена даже в домашних условиях.

Таким образом, STEM технологии - это как раз целостная система, которая позволяет рассмотреть сложный процесс, в простом алгоритме, увидеть и изучить неизвестные ранее явления или феномены в доступной форме и, наконец, понять, что даже для ребенка любые сложности посильны.

Образовательная система STEM технологий включает в себя следующие обучающие блоки: мультстудия, математическое развитие, экспериментирование, робототехнику и Lego-конструирование.

Принципы реализации STEM технологий

Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность предлагаемой информации.

«Все должно вестись в неразрывной последовательности так, все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» - Я.А. Каменский.

Принцип сочетания научности и доступности материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры. Сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов.

Принцип новизны дает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника.

Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности способствует адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе.

Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).

Принцип индивидуализации. На каждом учебном занятии подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

Принцип связи с жизнью. Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.

Сотрудничество с родителями. Семья и образовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Педагогическая значимость

Сегодня мы видим, что STEM технологии способствуют развитию любознательности и вырабатывают у ребенка простые инженерные навыки работы. У дошкольника формируются различные положительные аспекты,  в том числе самостоятельность и умение оценивать не только свой результат и свои ошибки, но и анализировать процесс (ход) работы. В перспективе это подготавливает дошкольника к школе, что для нас является приоритетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Нижнесортымская СОШ» филиал «Тром – Аганская начальная школа – детский сад»

Основная общеобразовательная программа МБОУ «Нижнесортымская СОШ» филиал «Тром – Аганская начальная школа – детский сад» (далее Программа) разработана на основании...

«Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой  заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной...

Планирование образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55» Энгельсского муниципального района Саратовской области во второй

Аннотация к планированию образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования составлена воспитателем.В основе Планирования лежат концептуальные положени...

«ФГОС дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие, раздел "Изобразительная деятельность"»

Художественно-эстетическая деятельность дошкольника – это деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом р...