Знакомство с республикой Татарстан
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Молчанова Марина Александровна

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

«ЗНАКОМСТВО С РЕСПУБЛИКОЙ ТАТАРСТАН»

Программное содержание.

        Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.

        Воспитывать уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.

        Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.

        Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме занятия.

         Словарная работа: республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, пиала, чак-чак, Казань, джигит, бай, батыр.

Предшествующая работа.

          Велась работа по формированию понятий большая и малая Родина: проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по территории ГНУ НИИСХ « Юго – Востока», по Ленинскому району, по г.Саратову; знакомили детей с расположением России на карте, с растительным и животным миром, с достопримечательностями страны. В беседах и на занятиях дали понятие о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми разных народов России.

Подготовка воспитателя.

       Продумала и составила конспект, подобрала демонстрационный материал, подготовила звуковое и музыкальное сопровождение.

Оборудование.

       Карта РФ, указка, доска, изображение герба и флага Татарстана; элементы национальной татарской одежды: тюбетейки, камзул; посуда: самовар, чайник, пиалы; картинки с изображением национальных костюмов, декоративно – прикладного искусства, виды Казани; магнитофон, диск с татарской национальной музыкой, аудиокассета с записью звуков поезда.

Ход занятия

Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Обращаю внимание на осанку.

- Ребята, в какой стране мы живём?

-  Покажите Россию на карте.

- Как называется город, в котором мы живём?

- Покажите его на карте.

- На берегу какой реки стоит наш город?

- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.

- На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты).

- Как называются люди, живущие на берегах Волги? (Волжане.)

- Значит и русских, и татар, и мордву, и марийцев мы можем назвать волжанами? А россиянами?

- Правильно. Послушайте стихотворение.

   (Воспитатель читает стихотворение В.Степанова «Российская семья»).

       

          Живут в России разные народы с давних пор.

          Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

          У каждого народа язык свой и наряд.

          Один - черкеску носит, другой надел халат.

          Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

          Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

          Одним милее осень, другим милей весна.

          А Родина Россия у нас у всех – одна.

     

-  Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан.          -  А вы хотите побывать в Татарстане?

-  Как нам это сделать?

-  На чём бы вы хотели поехать туда?

-  Вот мы и поедем на поезде.

(Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда  имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит спокойная татарская мелодия.)

-  Вот мы и приехали в столицу Татарстана – город Казань (закрепляю). Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. (Показываю иллюстрацию) А сейчас вот на таком трамвае (показываю иллюстрацию) мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю. (Показываю иллюстрацию). Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Шаймиев Минтимир Шарипович. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.(показываю)

-  Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)

Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.

Белый – цвет чистоты;

Красный – это жизнь, сила.

-  На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.

Звучит татарская народная мелодия.

           В зал подскоками вбегают девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.

-  Кто вы и откуда?

          Девочка читает стихотворение Сибгата Хакима на татарском языке, а мальчик тоже стихотворение на русском.

 

                     Спросили нас:

                     - От куда мы?

                     - Мы с Волги, из Казани.

                     Поит нас волжская вода,

                     Мы хлеб растим, пасём стада,

                     Качаем нефть, грузим суда

                     В свободном Татарстане.

-  Как вас зовут? (Рената и Дамир)

-  Ребята, обратите внимание  на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты.

-  А почему оно такое красивое? (Украшено оборками)

-  А это что? (Показываю на передник)

-  А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка.    

Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)

- Спасибо. Ребята, присаживайтесь с нами. Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь картинки с изображением национальных татарских костюмов.                                                                                                                                                                                                          Вот женский  костюм. Посмотрите женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул (закрепляю). Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани (показываю камзул). На голове женщины носили калфак (закрепляю).  

         Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а с верху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю), которая тоже украшалась вышивкой. (Рассматриваю, как украшены тюбетейки)

-   Как назывался головной убор у мужчин?

    На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти.

    Такие костюмы носили давным-давно, когда большая часть татар жили в деревнях. Жили они в деревянных домах. Утром вставали и шли на работу. Мужчины обрабатывали поля, пасли стада, шили обувь, вырезали из дерева или лепили из глины игрушки (показываю). Женщины ткали рушники, салфетки, полотенца в национальном стиле (показываю), шили одежду и украшали её.

     А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.

-  Сейчас я предлагаю вам поиграть в национальную татарскую игру «Займи место» («Буш урын»)

-  А вечером вся семья собиралась за столом. Основой питания татар издавна были мука и крупа, с помощью которых они научились готовить много вкусных блюд: лапшу, ватрушки с творогом, мясом, ягодами, обжаренные в масле, беляши с мясом, картошкой, плов.

      Заканчивался ужин чаепитием (показываю картинку). Чай пили из самовара, наливали чай в пиалы (показываю, рассматриваю  и закрепляю). Чай татары пьют с молоком. Сначала наливают в пиалу молоко, потом заварку, потом кипяток. Обязательно наливали половину пиалы, чтобы гость по дольше посидел. И, конечно, пекли к чаю сладкие блюда. Например, чак – чак (показываю).

       После ужина детей укладывали спать и рассказывали им сказки. Мы с вами тоже читали татарские народные сказки.

-  Скажите, какие сказки вам понравились больше всего?

-  Как называют в татарских сказках богатыря?  (Батыр)

-  А как называют молодого красивого ловкого человека? (Джигит)

-  Кто такой бай? (Богатый человек)

-  Ребята, а вы помните с каких слов начинаются татарские сказки?

      (В давние – давние  времена или давным – давно)

-  Сколько раз в сказках повторяется чудо? (Три раза)

-  Какими словами заканчиваются сказки? («И я на том пиру побывал, ай, хороший пир был», «И по сю пору, говорят, живут они справно да ладно. Вчера у них был, сегодня вернулся», «Угощали меня там на славу. Жаль одно по усам текло, а в рот не попало».)

-  Похожи татарские сказки на русские? (Да)

-  Правильно. Так же как и в русских  в татарских сказках добро побеждает зло, жадность и лень наказывается, щедрость и трудолюбие награждается.

-  Как вы думаете есть, что – то общего между русским и татарским народами?  (Сказки похожи, игры похожи, чай любим пить из самовара, любим плов, кисель, ватрушки и т.д.)

-  А почему? (Живём рядом и дружно).

-  Загостились мы, пора возвращаться.

(Дети снова поворачивают стулья, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют  движение колёс. Садятся лицом  к воспитателю.)

-  Вот мы с вами вернулись в Саратов. Где мы побывали?

-  Что мы там рассматривали? (Национальные костюмы)

-  Как называется головной убор у женщин? У мужчин?

-  Как называются чашки, из которых татары пьют чай?

-  Молодцы! Всё запомнили! Где же расположен Татарстан?

(В России, в Поволжье)

-  В нашем городе тоже живут татары, в нашей группе тоже есть татары. И не только татары, а дети других национальностей: украинцы, дагестанцы. И все мы живём дружно, вместе играем, веселимся, поём и любим свой родной город Саратов. Давайте сейчас споём нашу любимую песню о Саратове.

     Дети исполняют песню «Наш Саратов» (муз. А. Горева, сл. Ю. Кумыкова)

А сейчас пойдём в группу, помоем руки и попробуем татарское блюдо чак-чак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

Воспитание детей в традициях национальной культуры Республики Татарстан

Методы и приемы, используемые в группах с воспитанием и обучением на двух государственных языках в равном обеме...

Презентация "Символика Республики Татарстан"

Данная презентация поможет познакомить детей с символикой Республики Татарстан и гербом г.Набережные Челны, а так же проверить их знания на эту тему...

Знакомство с флагом Республики Татарстан

Знакомство с флагом Республики Татарстан...

Путешествие по России: знакомство с республикой Татарстан.

Интегрированное занятие для второй младшей группы, направленное на формирование целостной картины мира. Основная образовательная область: познавательно развитие. Цель - сформировтаь у детей младшего д...

Сценарий развлечения, посвященный дню Республики Татарстан "Мой Татарстан, ты лучше всех!"

Сценарий развлечения, посвященный  дню Республики Татарстан, для детей подготовительной к школе группы....

Сценарий посвященный празднику День республики «Татарстан — моя республика»

Сценарий посвященный празднику День республики «Татарстан — моя республика»...