Воспитание детей в традициях национальной культуры Республики Татарстан
статья по теме

Мингараева Гульнара Галимзяновна

Методы и приемы, используемые в группах с воспитанием и обучением на двух государственных языках в равном обеме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок должен знать историю своей Родины, любить Отечество. Как вызвать у дошкольников интерес к нашей родной истории? Как рассказать об этом?

Национальные чувства только зарождаются в дошкольном возрасте, и хотя они еще элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

Дошкольная педагогика одним из эффективных средств формирования начал толерантного воспитания считает игру. Ее особое значение состоит в том, что она способствует воспитанию определенного отношения к родному языку, народным традициям, культуре. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена национальным колоритом. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства, общаясь на родном языке или использует в речи, отдельные слова второго языка.

Характерной особенностью игр является их связь с занятиями, строительными играми, изобразительной деятельностью, наблюдением и с трудом.

Например,  рассматривания фотографий о Казани дети строят из мелкого строительного материала здание Университета, куда приезжают учиться студенты различных национальностей. Или играют в игру «Построим мост через Волгу».

После рассказывания детям легенд, связанных с историей города, у детей может возникнуть желание разыграть некоторые сцены. Здесь необходима помощь воспитателя. Педагог помогает детям изготовить атрибуты к инсценировке, вместе с детьми рассказывает детям легенду еще раз. Можно предложить детям нарисовать афиши, пригласительные билеты, программки к спектаклю, украсив их национальным орнаментом. Таким образом, идет подготовка к игре-драматизации. Через восприятие инсценировок, представлений, дети глубже понимают смысл произведений, узнают историю родного края, традиции, быт и культуру татарского народа, закрепляя при этом, полученные знания татарского языка (используя в речи отдельные слова, фразы, предложения, пословицы, поговорки).

В творческих играх закрепляются у ребят знания фольклора татарского народа. Развертыванию таких игр способствует художественная литература.

Какие же еще приемы мы используем в работе в группах?

- Мы составляем кроссворды для детей о Казани, по народным сказкам и произведениям татарских писателей и поэтов;

- Используем кубики, пазлы, разрезные картинки с видами Казани, сделанные руками воспитателей, а также совместно с детьми;

- В работе кружка «Оригами» дети составляют совместные, коллективные работы по мотивам сказок;

- Прежде чем начать беседу, например о Центральном стадионе, воспитатели предлагают детям сначала собрать из разрезных картинок его вид, таким образом они узнают, о чем же сегодня узнают новое;

- Мы используем различные настольные игры-путешествия;

- В свободное время дети играют в игры по изодеятельности, например, «Составь орнамент», «Укрась фартук», «Укрась калфак» и так далее;

- При знакомстве детей с татарской кулинарией воспитатели с детьми из соленого теста лепили чак-чак, сейчас он находится у них в уголке, дети с удовольствием берут его в свои игры;

- Предложить по схеме (по серии картинок) рассказать знакомое произведение;

- В группе есть куклы в национальных костюмах;

- При закреплении нового материала мы используем героя сказки, например, Водяная (она говорит на татарском языке), которая не ориентируется на улицах, попала в круговорот событий, не понимает, что в городе происходит, не знает истории Казани и тому подобное.

- Конечно же, народные подвижные игры, их мы используем и во время занятий, и на прогулке, и на праздниках и развлечениях;

- Совместно с воспитателями организовали передвижную выставку «Татарская национальная изба», где дети знакомятся с предметами обихода;

- Также силами воспитателей мы оформили папку-передвижку для родителей с материалами о Казани.

Цель, предлагаемых приемов –восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной народной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Родине; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие детей, толерантное отношении друг к другу и к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)

В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....

Нравственно-патриотическое воспитание детей на традициях русской культуры.

Методы работы, успешно применяемых не только мной, но и воспитателями нашего детского сада в работе с семьей по патриотическому воспитанию...

Воспитание детей на традициях народной культуры

Воспитание детей на традициях народной культуры“Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,...

Воспитание детей на традициях русской культуры

В этой статье раскрыта актуальность темы о приобщении детей к русской культуре....

Воспитание детей на традициях русской культуры. Игра-занятие для детей младшего дошкольного возраста «Петушок и его семья»

Цель: развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т. п., строить так, чтобы ребенку было интересно и радостно, чтобы...

Программа «Игрушка как универсальное средство введения детей в традицию национальной культуры.Творчество детей в ритме русского народного календаря» для детей старшего дошкольного возраста

Праграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста с целью приобщения современного ребенка к яркому миру детского творчества в традициях русской народной культуры. В программе та...