Воспитание детей на традициях русской культуры
консультация (старшая группа) по теме

Швабауэр Ирина Алексеевна

В этой статье раскрыта актуальность темы о приобщении детей к русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_detey_na_traditsiyakh_russkoy_kultury.docx13.95 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА ТРАДИЦИЯХ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов. Мы не должны  забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, о своих праздниках, традициях и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции. И хочется  надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях – сохранится для потомков. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.

Духовный творческий патриотизм, надо прививать с раннего детства. Но подобно другому любому чувству, патриотизм обретается  самостоятельно и переживается  индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам  постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем, относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслом, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Уже в младшей группе детей начинают приобщать к народной игрушке (пирамидкам, матрешкам, каталкам, качалкам, игрушкам - забавам и др.) Знакомим малышей с русскими народными играми  хороводами, сказками, загадками, пословицами, поговорками, частушками, прибаутками. Кроме того знакомим детей с декоративно прикладным искусством: Хохломы, Городца, Дымки, Филимоновской  игрушкой.

От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве. Мы стараемся больше употреблять в разговорной речи с детьми потешек, поговорок, пословиц, которыми так богат русский язык.

В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому в группе создан мини-музей, где собранны старинные вещи.

Для приобщения детей к традициям и обычаям  русской культуры были выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и.т.д). В детском народном творчестве как нигде сохранились особенные черты  русского характера, присущие ему нравственные ценности, представленные о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с пословицами, загадками, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, загадки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках высмеиваются недостатки и восхваляются положительные качества людей.

3. Большое место в приобщение детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них собраны накопленные веками  тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной    росписью. Она пленит душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным  изобразительным  искусством.

Таким образом, воспитание детей на традициях русской культуры - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решатся сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, поскольку то, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)

В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....

Нравственно-патриотическое воспитание детей на традициях русской культуры.

Методы работы, успешно применяемых не только мной, но и воспитателями нашего детского сада в работе с семьей по патриотическому воспитанию...

Районный семинар "Воспитание детей в традициях русской национальной культуры"

Ребенок дошкольного возраста легче и плодотворнее усваивает ценности своего народа через практические формы и методы.   На семинаре был обобщен опыт работы нашего детского сада по воспитанию...

Консультация для воспитателей "Воспитание детей на традициях русской культуры"

«Русский  народ  не  должен  терять  своего  нравственного  авторитета  среди  других  народов – авторитета,  достойно  завоеванного  р...

Воспитание детей на традициях русской культуры. Игра-занятие для детей младшего дошкольного возраста «Петушок и его семья»

Цель: развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т. п., строить так, чтобы ребенку было интересно и радостно, чтобы...

Отчет из опыта работы на тему "Воспитание детей на традициях русской культуры

laquo;Народ без народности – тело без души»К. Д. Ушинский С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностью знакомы с русской культурой: Как...

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...