Консультация для воспитателей "Воспитание детей на традициях русской культуры"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Тубилова Сария Хатмулловна

«Русский  народ  не  должен  терять 

своего  нравственного  авторитета  среди  других  народов – авторитета,  достойно  завоеванного  русским  искусством, 

литературой.  Мы  не  должны  забывать  о  своем  культурном  прошлом,  о  наших  памятниках,  языке,  живописи».

 Д. С. Лихачев

Цель: Выявить, определить и обосновать педагогические условия, способствующие лучшему усвоению дошкольниками знаний о национальной культуре и быту русского народа.

Задачи:

1.  Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.

2.  Выявить уровень знаний детей о культуре, традициях и быте   русского народа.

3.  Определить педагогические условия, способствующие лучшему усвоению дошкольниками знаний о национальной культуре и быте русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия формирования у дошкольников

представлений о традициях русской культуры.

     

  Основываясь    на    положениях   поликультурного     воспитания    детей   Э.  К.   Сусловой   проблема    знакомства   детей    дошкольного возраста   с   культурой   и    творчеством   разных    народов,        осуществляется   в   трех   направлениях:

  Информационное   насыщение    (сообщение     знаний      о     традициях,   обычаях     разных   народов,    специфике    их культуры);

  Эмоциональное     воздействие   ( в   процессе   реализации первого   направления   –   информационное   насыщение   – важно   вызвать    отклик   в   душе   ребенка);

Поведенческие нормы ( знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Мною выявлены следующие педагогические условия:

1. Специально   организованная   работа   по   ознакомлению детей   с   традициями   русской   культуры;

2. Организация   предметно - развивающей   среды   в    группе;

3. Активная   художественно   –   речевая  деятельность   детей.

   

   Специально  –  организованная   работа   представляет   собой:  

1)   систематически   проводимые   занятия   по патриотическому   воспитанию,     включающие     элементы    познавательной   деятельности,     изобразительной     деятельности,   игровой   деятельности,     рассказывание     сказки;

2)  рассказывание   сказок   в   совместной    деятельности     взрослого   и   детей,   беседы   по    сказкам;

3)  рассматривание   иллюстраций,   альбомов;  

4)  беседы   о   русских   народах   в   совместной   деятельности,   на занятиях;

5)  проведение   дидактических   и   подвижных   игр   на   занятиях, совместной   деятельности   и   на  прогулке.

     

    Предметный   мир   детства  –  это  среда   развития   всех   видов деятельности.   Деятельность   осуществима   только   при   условии, что   у   ребенка   есть   соответствующие   объекты   и   средства, сформированы   необходимые   способы   действия.   Развивающая функция   предметной   среды   требует   для   своей   реализации сочетания   традиционных   и   новых,   необычных   компонентов, что   обеспечивает   преемственность    развития    деятельности    от простых     ее   форм   к   более    сложным.

     Создание   национальной   среды   предусматривает оформление   в   группе   народного   уголка,       включающего элементы    национальных    костюмов     русского   народа,   макеты русских   изб;   пополнение   книжного    уголка      русскими народными   сказками,    пословицами,   поговорками,   потешками; оформление   альбома   с    иллюстрациями,      изображающих   быт, труд   и   культуру    русского    народа,   а    также    альбом    русских    узоров.   В   уголок    внесена   также    кукла    в национальном     костюме.

    Национальная     среда     в     группе    также     предусматривает выставку    детских    поделок,    рисунков,    изготавливаемых    на занятиях    по   изобразительной    деятельности    и    ручному труду.

   

    Активная    художественно   –   речевая    деятельность включает      проведение    с    детьми     театрализованных   представлений.  Они   проводятся  с   целью  закрепления  и  расширения    знаний   детей,   полученных  на  занятиях   и   в   совместной  деятельности  со  взрослым.    Организация  сюжетно  -  ролевых   игр  также   способствует  закреплению  знаний  детей  и вызывают  интерес  к  традициям  русской  культуры.

      При  отборе  сказок,  поговорок,  пословиц  учитываются  такие  дидактические  принципы  как  идейность  и доступность  пониманию,  соответствие   возрасту  детей.

Содержание  сказок  (по  нашему   мнению)  воспитывает   нравственные   качества.

   Мы  стремимся  отобрать  такие  сказки,  в  которых  отражаются    национальные  особенности  в  жизни  русского  народа,  в  его   культуре.  Например, детям  рассказывалась  сказка  « Крошечка – Хаврошечка».  В  сказке  прекрасно   рассказывается  о доброте  девочки,  как  она   трудится  целый  день.   Сказка   воспитывает  у  детей  желание  помогать,  трудиться.

    Благодаря  сочетанию  сказки  с разными  видами  искусства   осуществляется  комплексное  воздействие  на  чувства  и сознание  ребенка.  Этому  также  способствует  использование  игровых  ситуаций,   вопросы  детям  по  содержанию  прослушанной  сказки.

     

    В   качестве  игровых  ситуаций  проигрываются:

- поездка  в  "русскую   деревню";

- встреча  с русской  семьей  в  национальном  русском костюме;

- импровизация  движения  русского  народного  танца.

     

     Игровые  ситуации  представляют  собой  импровизацию,  проводимую    во  второй  половине  дня.   Дети  имитируют  соответствующие  движения,  сами  распределяют  между  собой  роли,  используют  национальную  куклу,   элементы  костюмов  и предметов  из  народного  уголка,  оформленного  в  группе,   используют  предметы  -  заместители   и строительный   материал.     Диалоги   между   детьми  не   продуманны  заранее,  а  возникают    в  ходе  импровизации.

     Вопросы  по  сказкам  направлены  на  осознание  национально  - специфического   в   жизни  русского   народа,  которое  проявляется  в   труде,   в   культуре,  в   обычаях,  нормах  поведения.

       

Беседы   проводятся  по  следующим  темам:

       1. «Мой   родной  край». Цель:  уточнить  и  расширить  знания детей   о родном  крае.

       2. «Мой  родной  город».  Цель:  уточнить  знания  детей  о    родном  городе

       3. «Национальные  традиции  русского   народа».  Цель:  приобщить  детей  к  русской  культуре.

       4. «Материальная  культура. Как   назывались раньше  дома?    Чем  занимался  русский   народ»?  Цель:   обобщить  полученные   ранее  знания  детей

       5.  Особенности  русских  сказок:  Нравится   ли   вам  слушать      русские  сказки?   Почему?  Какие   сказки  вы  можете   пересказать?  Почему  именно  они  вам  понравились  больше  всего?  Цель: повысить  интерес  детей  к сказке  русских  народов,  ее идее,  активизировать  память,  речь.

     Темы  бесед  систематически   повторяются,  но  в  каждой  беседе  сообщаются    детям  новые   знания,   а  также    закрепляются   уже   полученные   ранее.  

     Сказки   как  читаются,  так  и  рассказываются   детям,  сидящим  полукругом   около  рассказчика,  так  как   непринужденная   обстановка   располагает    к    активному    восприятию   сказки  и лучшему   ее  запоминанию.

       Для   создания   образа   рассказчика   используется   кукла   в  национальном  костюме.

      Обязательным   условием   также  является  проведение  работы  с  родителями  по  данному   направлению.

         Для  родителей  разрабатываются  консультации,  рекомендации по  приобщению  детей  к  традициям  русской  культуры.

      Родители   участвуют   в  оформлении  национального  уголка   в  группе.

   

Заключение  

        На основе знакомства с народным искусством дети научились понимать прекрасное, усвоили эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку получили представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытали чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, прониклись уважением к народному мастеру.

      Слушая произведения устного народного творчества, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобрели новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает.

    Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечил его освоение детьми и обогатил их знания и представления о народной культуре, её духовном богатстве, наших исторических корнях

     В результате проделанной мною работы расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты.

   

   Исходя из этого, мы можем утверждать, что системная работа с использованием детского фольклора,  подвижных и дидактических народных игр способствовало воспитанию детей на традициях русской культуры.

Библиография:

Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004.

 Богачева И. В. И др. Мое  отечество – Россия! М., 2005

Бойченко Н.А., Григоренко Г.И. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. Киев, 1982.

Данилина Г. Н. Дошкольнику – об  истории  и культуре  России., М., 2004.

Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.,1989.

 Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2000.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986

Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской  культуры. М., 2004.

Мельникова М. Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение. 1987.

Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду., 1997.

Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.

Пигилова Т. А. Народная культура. Избранное из книг и лекций. – М., 1997.

Пушкина С.И. Мы играем и поем: Инсценировки русских и народных игр, песен, праздников. М.: Школьная Пресса, 2001.

Пословицы русского народа: Сб. В.Даля: В 3т. – М.: Русская книга, 1993.

Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. М., 1980.

Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005 №1

Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. А.Д.Кошевой. – М.: Просвещение, 1985

Богачева И. В. И др. Мое  отечество – Россия! М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)

В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....

Нравственно-патриотическое воспитание детей на традициях русской культуры.

Методы работы, успешно применяемых не только мной, но и воспитателями нашего детского сада в работе с семьей по патриотическому воспитанию...

Воспитание детей на традициях русской культуры

В этой статье раскрыта актуальность темы о приобщении детей к русской культуре....

Воспитание детей на традициях русской культуры. Игра-занятие для детей младшего дошкольного возраста «Петушок и его семья»

Цель: развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т. п., строить так, чтобы ребенку было интересно и радостно, чтобы...

Отчет из опыта работы на тему "Воспитание детей на традициях русской культуры

laquo;Народ без народности – тело без души»К. Д. Ушинский С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностью знакомы с русской культурой: Как...

Консультация для родителей на тему "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через изучение традиций, малых фольклорных жанров, декоративно-прикладного творчества.Задачи: раскрыть яркость и образность фольклорных жанро...

Консультация для родителей "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"

В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к тради...