Консультация для родителей "Воспитание детей на традициях народной культуры"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Стрельцова Елена Васильевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки.

Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это было своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

Влияние былин, сказок, пословиц, поговорок обнаруживается во множестве творений изобразительного и прикладного искусства.

Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого создания – мудрость воспитания. Ознакомившись с нею, убеждаешься: народ – народ величайший педагог-мыслитель, педагог-практик. Теоретическая глубина и поэтическая прелесть, образность и афористичность – все слилось в поэтическом голосе народа. Недаром еще К.Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю…» («О народном элементе в русском воспитании»).

В.Г.Белинский сравнивал пословицы и поговорки с «ходячей, житейской, практическое философией народа». И не только с философией, но и с поэзией души народа. К.Д.Ушинский отмечал: пословицы и поговорки по форме своей - это животрепещущее проявление родного слова, «вылетевшее прямо из его живого, глубокого источника – вечно юной, вечно развивающейся души народа». Ушинскому принадлежит и другое высказывание. «»По содержанию, - писал он, - наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народ: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни». Итак, какие же филосовские и педагогические проблемы воновали столетиями русский народ? Прежде всего обратим внимание на высказывания о сущности счастья. Ведь именно в связи с этой философской проблемой ставились и решались конкретные вопросы воспитания детей. На извечный вопрос: «Для чего надо воспитывать детей?» - народ отвечал: Для счастья. Чтобы дети, став взрослыми, были счастливыми людьми».

Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы была «полна горница детей». Какой же смысл вкладывался в слово «полна»? Ответ, очевидно, можно найти в пословице «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – целый сын». Счастье родителей и счастье детей – нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ так подмечает: «Добрые дети – делу венец, а плохие дети – дому конец». Точнее. Ярче и образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Счастье в горе, радость и печаль, изматывающий труд и умиротворенное отдохновение, постоянная забота и редкая благодарность, нескончаемые тревоги и неугасающая надежда, муки усталости и вечное самопожертвование – все сливается в родительском предназначении. Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснешь».

Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание — одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания — тело без души», «Самое лучшее наследство — воспитанность», «Дитятко — это тесто: как замесил, так и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношения, умение, воспитывать народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.

Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях; верно подметил, что «детушек воспитать — не курочек ощипать (пересчитать)». Своеобразным предупреждением звучат наставления: «Умел дитя родить, умей и научить», «Кому детей родить, тому их и вскормить», «Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле». Особую тревогу и заботу в народном сознании вызывают дети-сироты. Нет горше судьбы сиротской: «В сиротстве жить — слезы лить», «Зайцу да воробышку, а третьему — приемышу нет житья на свете хуже». Всего печальнее, если в семье нет матери. Лаконично и образно выражается озабоченность про судьбу детей, оставшихся без матери: «Без матушки родной и цветы не цветут», «Отец умрет — полсироты, мать умрет — вся сирота».

Одна из педагогических аксиом гласит: воспитание детей следует начинать как можно раньше, с учетом том их возрастных особенностей. «Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь», «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается», «Не учила, когда поперек лавочки лежал, а во всю вытянулся —- не научишь», «Ум придет, да пора пройдет». Однако вот что примечательно: народ не абсолютизирует роль воспитания в формировании личности. Многовековой опыт заставил его усомниться во всесильности воспитания. Народ подметил немаловажную роль наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений: «От плохого семени не жди доброго племени», «Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки», «От свиньи бобры не родятся, а такие же поросята», «От вороны павы не жди», «От яблони яблоко родится, а от елки — шишки». Народ эмпирически пришел к важному в научном отношении выводу: качества ума и нравственный облик родителей по наследству детям не передаются. Кому не известны крылатые фразы: «Сын мой, а ум у него свой», «Глупому сыну и отец ума не пришьет»? Обобщая свои наблюдения, народ весьма образно сказал о неоднозначности наследования: «Из одной печи, да неодинаковые калачи», «От одной матки, да разные ребятки».

Какие же качества выше всего ценит русский народ в человеке? Трудно их классифицировать, ибо воспитательный идеал народной педагогики включает в себя не один десяток самых различных качеств. На первое место ставится здоровье: «Здоровье — всему голова», «Было бы здоровье — остальное будет», «Здоров будешь — все добудешь», «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — много потерял, здоровье потерял — все потерял», «Береги платье снова, а здоровье смолоду» (вариант: «Береги честь смолоду, а здоровье под старость»), «Смолоду закалишься — на весь век пригодится», «Здоровье сгубишь — новое не купишь». Народная мудрость щедра на добрые советы, как сохранить и укрепить здоровье: «Умеренность — мать здоровья», « Курить — здоровью вредить», «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле». Самое же главное, о чем следует помнить всегда,— «Живи умом, так и лекарств не надобно».

А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Красна птица перьями, а человек знанием», «Веревка крепка повивкой, а человек знанием». Знаменательно: ум и знание не отождествляются, но и не обособляются одно от другого. Вот, к примеру: «Знание — половина ума». Это весьма тонкое психологическое различение соответствует современным научным представлениям. Знание приобретается учением, учение способствует развитию ума. Народ зафиксировал эту взаимосвязь в следующих пословицах: «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Ученье лучше богатства», «Человек неученый — что топор неточеный».

Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения: «Ученье в детстве, как резьба на камне», «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит». И тут же один из методических советов: «Книга книгой, а своим умом двигай», «Почитай учителя как родителя».

Воспитательный идеал в русской народной педагогике — это человек умный, знающий, воспитанный, трудолюбивый. Труд и трудолюбие в народном мировоззрении, во взглядах на духовные ценности понимаются как сердцевина личности: «Без дела жить, только небо коптить», «Где труд, там и счастье», «Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища». Труд и счастье нераздельны в представлении народа. В этом убеждает его многовековой опыт: «Счастливым и красивым делает человека работа». Уточним: красивым — в нравственном отношении. Это суждение, так сказать, общефилософского плана, в нем народ выразил свое понимание сущности труда и счастья. В многочисленных высказываниях о труде четко просматриваются и другие аспекты: экономический, профессиональный, эстетический, педагогический. Например, «Дерево ценят по плодам, а человека по делам», «Если труд удовольствие, то жизнь — наслаждение».

В пословицах и поговорках нашли свое отражение также делс5витость, изобретательность и мастерство русского человека. Приведем некоторые из них: «Каков мастер — такова и работа», « Недаром говорится, что дело мастера боится», «Не топор тешет, а плотник», « Всякому молодцу ремесло к лицу». Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качеством правдивость: «Правда светлее солнца», «Где правда, там и счастье», «Правда дороже золота», «Все минется, одна правда останется». В народном мировоззрении «Жизнь без правды не житье, а вытье». Потому и напутствие каждому, вступающему в жизнь: «Дело знай, а правду помни», «За правое дело стой смело», «Ко всякому правому делу надобно быть смелу», «Кто за правду горой, тот истый герой». Правдивость народ не отделяет от чувства чести и достоинства. В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму-разуму учат да «сердцем награждают»: «Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит», « Не тот батька, кто родил, а тот, кто уму-разуму научил», «Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел». Пример родителей — лучшая школа для детей, извечная прописная педагогическая истина. «Возле батьки-матки учатся дитятки», «Какова матка, таковы и детки», «Родители трудолюбивы — и дети не ленивы». Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании. Недаром в сознании народном прочно закрепилась истина о том, что «Материнская ласка — конца не знает».

В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребенка. Потому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И все же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят». Просто и ясно, да только на деле туманно и трудно. Одна из 'прекрасных традиций — обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой — долг детей перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает», «Оскорбивший отца или мать презирает народ». Как святыню следует чтить родную мать. ибо все мы ее вечные должники. Ничем не вознаградить ее самопожертвования, до седых волос человек в долгу перед ней за ее материнский подвиг. И вовсе не преувеличение, когда мы слышим: «Если для матери сделаешь яичницу даже на ладони, и тогда у нее будешь в долгу».

Отмечу еще один аспект русской народной педагогики. Речь идет о самовоспитании. Народ об этом никогда не забывал: «Кто как себя поведет, такая слава и пойдет», «Не дав слово — крепись, а дав слово — держись», «Учись доброму, так худое на ум не пойдет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей на традициях народной культуры

Воспитание детей на традициях народной культуры“Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,...

"Воспитание детей на традициях народной культуры"

“Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или взаимствова...

Методические разработки к предметно-развивающей среде «Организация работы с родителями по воспитанию детей на традициях народной культуры».

Методические разработки к предметно-развивающей среде «Организация работы с родителями по воспитанию детей на традициях народной культуры»Реализовать работу с родителями по воспитанию детей на традици...

Консультация для родителей «Воспитание детей на традициях народной культуры»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Консультация для родителей. Тема: «Воспитание детей на традициях народной культуры»

«Старая поговорка гласит: "Все новое - хорошо забытое старое"»...

Методический комплекс «Воспитание детей на традициях народной культуры»

«Формирование толерантнности у детей старшего дошкольного возраста»...

Воспитание и обучение детей на традициях народной культуры.

22 марта, по народному календарю день прилёта птиц жаворонков. Мы прилёт птиц ожидаем, Весну-красну встречаем. В книге старинной «Поучение Мономаха  детям» написано: «На Сорок мучеников птицы неб...