экскурсия в мини- музей русской старины
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

основина лариса николаевна

Экскурсия в мини – музей русской старины

(для детей средней группы №7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовлен  воспитателем группы №8 ГБОУ №1244 Основиной Л.Н

Дата проведения 06 декабря  2011 года в 16.00

 

 

 

Цели:

- дать представления о том, что такое музей;

- познакомить детей  с содержанием уголка русской старины в группе №8;

- расширять знания детей о русском быте, о том, как жили люди на Руси, чем питались, во что одевались, чем занимались ( в том числе и в свободное время);

- воспитывать любовь и уважение  к русским традициям.

Словарная работа: деревенская изба, расписные ставни, сарафан, кокошник, порты, кушак, картуз, лапти, чугунок,  ухват, кочерга.

                                              Ход беседы

                Воспитатель встречает детей со словами и поклоном:

«Милости просим к нам в гости!».

Дети организовано проходят в группу и садятся на стульчики, расположенные перед музеем полукругом.

- Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей).

Воспитатель: Музей – это такое место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ старинные и очень красивые предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они долго – долго собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы. Чтобы иметь возможность показать эту красоту многим людям. В нашей группе собран уголок русской старины. Давайте посмотрим по порядку, что находится здесь на полочках.

- Ребята, скажите, а в каких домах мы сейчас живем? Из чего они сделаны? Как они выглядят и похожи ли они на дома, в которых жили люди раньше? Воспитатель берет в руки макет деревенского дома.                                                         А вы знаете, как в старину назывался деревенский дом? (Ответы детей). Правильно, раньше называлась деревенская изба.                                                                 Далее идет подробный просмотр макета.

Воспитатель обращает внимание детей на  то, какими необычными были  окна в старину: резные, расписные ставни, короткие  с вышивкой занавески, сверху – вязаная ажурная ткань.

  1. Рассматриваем посуду (какая она, из чего сделана, чем отличается от современной посуды?).
  2. Рассматриваем старинную одежду (как называются предметы одежды, из какой ткани их шили, кто их шил, чем украшали, чем отличалась повседневная одежда от праздничной?). Активизировать словарь детей – рубаха, порты, сарафан, кокошник, пояс-кушак.

Ну, а раз оделся ты

И в рубаху и порты –

Надо обувь одевать

И куда – то поспешать!

  1. Обратить внимание детей на старинную обувь - лапти, валенки. Дать детям возможность рассмотреть их, взяв в руки.

Послушайте, ребята, загадку:

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча. (Печка)

     На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская!

 

4.Подробное знакомство с печкой.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, для чего была нужна печка в каждой русской избе? (Ответы детей).

Правильно, ребята, печка нужна была для того, чтобы избу обогревать, готовить на ней еду, сушить обувь и одежду, сушить грибы и травы, самим греться. Погуляют малые детки студеной зимой на улице, намокнут, озябнут и скорее залезают на теплую печку отогреваться. Так к ним никакая хворь не приставала, погреются на печи и не страшна им зимняя стужа.                                                                                

 А из чего сделана печка? (Ответы детей). Правильно, из кирпича, а складывал печку – печник. Печника в деревне почитали. Печка должна была быть не только красивой с виду, но самое главное – долго сохранять тепло при малом количестве сожженных дров.            

  Воспитатель показывает чугунок, дает возможность детям рассмотреть его внимательнее.                                                                                            

 Дети самостоятельно ставят чугунок в печку и вынимают его ухватом. Показывая детям кочергу, воспитатель спрашивает детей, знаком ли им этот предмет. (Ответы детей).

Правильно, это кочерга, ею помешивали угли в печи.

В конце встречи воспитатель подводит итог  и спрашивает детей, что им понравилось больше всего.

Воспитатель. Наша русская печка не отпустит ребят без угощения, посмотрите, что мы испекли для вас!

Достает из печки пироги  и угощает детей. Дети благодарят за угощение  и увлекательную беседу, прощаются.

 

 

 

 

 

 

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в мини - музей русской старины

Экскурсия в мини-музей Русской старины (для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: Познакомить детей с содержанием мини-музея. Расширить представления детей о жизни русского народа. Спо...

Мини-музей русской старины "Из бабушкиного сундучка"

В наше время редко в каких домах увидишь предметы быта наших прабабушек и прадедушек. Мне кажется, убирая эти предметы из окружения, мы постепенно забываем наши традиции и обычаи. Поэтому мы решили в ...

Презентация проекта "Мини-музей "Русской старины"

Презентация пректаМини-музей "Русской старины"Цель: вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом....

Мини-музей "Русская старина"

Задачи:1. познакомить дошкольников  с бытом русского народа в старину;2.включить детей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея;3. воспитывать чувство любви к Родине на основе изу...

Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»

Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены....

Мини-музей "Русская старина"

В нашей группе был создан мини-музей «Русская старина»...

Открытое занятие-экскурсия по теме «Мини-музей «Русская старина»

Открытое занятие-экскурсия по теме «Мини-музей «Русская старина» ...