Главные вкладки

    Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»
    план-конспект занятия (младшая группа)

    Сафина Айсылу Ильдаровна

    Задачи:

    • Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.
    • Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
    • Воспитывать интерес к народным промыслам; бережное отношение к игрушкам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_ekskursiya.docx22.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное автономное

     учреждение детский сад № 5 городского округа

     город Нефтекамск Республики Башкортостан

    Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба»

                         для детей второй младшей группы

     «Русская народная игрушка»

                                        Подготовила и провела:

     Сафина А.И.

                                                                                     

                                                                                           2018г.

    Экскурсия в мини музей «Русская изба»

    для детей вторых младших групп
    Тема: «Русская народная игрушка»

    Цель: Формирование представлений о различных видах народной игрушки.

    Задачи:

    • Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.
    • Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
    • Воспитывать интерес к народным промыслам; бережное отношение к игрушкам.

    Ход экскурсии:

    В группу воспитатель вносит игрушку би-ба-бо бабушка и от её имени говорит.

    Бабушка Забавушка

    • Здравствуйте ребята, вы не видали, здесь колобок не пробегал? Вчера сшила колобка из лоскутков, хотела вам сегодня сказку про него рассказать, а он убежал. Что мне теперь делать, как вам сказку без колобка рассказывать?

    Воспитатель:

    • Ребята поможем бабушке найти колобка. Я знаю, что сегодня открылась выставка старинных игрушек у нас в саду, может колобок туда побежал. Пойдёмте посмотрим.

    Дети с воспитателем проходят в музей и рассаживаются на лавках.

    Воспитатель:

    • Вы знаете ребята куда мы пришли? (в музей) .
    • Кто знает, что такое музей? (Воспитатель даёт определение. Это помещение, где хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки или даже прапрабабушки и прапрадедушки.)
    • А сегодня здесь открылась выставка старинных игрушек, которыми играли ваши бабушки и дедушки.
    • А как нужно вести себя в музее? (не шуметь, не трогать предметы-экспонаты руками).

    Воспитатель обращает внимание, что кто-то шумит за печкой. Достаёт домовёнка Кузю.

    • Да это же домовёнок, хранитель нашего музея. Давайте спросим может он видел колобка, которого сшила бабушка Забавушка. (Спрашивают.)

    Домовёнок предлагает посмотреть в деревянных игрушках. Воспитатель подходит к деревянным игрушкам и обращает внимание детей на них.

    Игрушки тарарушки

    • Ребята, из чего сделаны эти игрушки? (из дерева)
    • Значит они какие? (деревянные)
    • Первые игрушки у ваших бабушек и дедушек - это были деревянные погремушки, трещотки, колотушки, т.е. игрушки издающие разные звуки. Раньше они назывались потешки. (Обращает внимание на музыкальные инструменты.)
    • Проводится игра «Угадай по звуку» (Сначала педагог демонстрирует три инструмента: калатушку, бубен, погремушку, затем дети закрывают глаза и угадывают по звуку инструмент.)

    Матрёшки

    • Воспитатель читает загадку

    Алый  шёлковый платочек, 
    Яркий сарафан в цветочек, 
    Упирается рука 
    В деревянные бока. 
    А внутри секреты есть: 
    Может - три, а может- шесть. 
    Разрумянилась немножко 
    Эта русская ….(матрёшка). 

    (показывает матрёшку)

    Матрешка у нас появилась очень давно, более 100 лет назад. Это красивая, расписная кукла.

    • Из чего делается матрёшка?
    • Фигурку матрешки вытачивают из деревянного бруска. Она состоит из двух частей. ( Рассказ сопровождается показом)
    • А какой секрет таится в матрёшке? (в ней ещё есть матрёшки)
    • Раньше ребята девочек в основном называли Матрёнами, вот и назвали эту красавицу Матрёшкой.
      Она «одета в русский костюм» (
      дети перечисляют детали костюма: платок, фартук, сарафан.)

    Танец «Весёлые матрёшки» (девочки выполняют движения, а мальчики танцуют с матрёшками в руках)

    Воспитатель находит деревянный колобок и спрашивает у ребят:

    • Этот колобок потеряла бабушка забавушка? (Нет, это деревянный, а бабушка из лоскутков сшила.)

    Воспитатель переходит к глиняным игрушкам.

    • Может в этих игрушках спрятался наш колобок

    Дымковская игрушка

    • Это глиняные игрушки, потому что сделаны из глины (показывает глину из которой лепили игрушки) ими раньше не играли, а украшали дома.
    • А называются они Дымковские . Эти игрушки делают в селе Дымково. Эти игрушки были самые яркие глиняные игрушки (рассмотреть и назвать узоры: кружочки, точки, полосочки).

    Воспитатель показывая игрушку предлагает рассказать потешку:

    • Петушок, петушок, золотой гребешок,

    Масляна головушка, шёлкова бородушка!

    Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,

    Детям спать не даёшь?

    Воспитатель находит глиняный колобок.

    • Этот колобок потеряла бабушка забавушка? (нет, это глиняный, а бабушка из лоскутков сшила).

    Воспитатель переходит к тряпичным игрушкам.

    Тряпичные куклы

    (Педагог показывает кукол.)

    • Что это за игрушки? (куклы).
    • А из чего они сделаны? (из лоскутков, тряпочек).
    • Ребята, а ваши куклы тоже сделаны из лоскутков? (демонстрирует современную куклу).
    • Ваши куклы сделаны из пластмассы и резины, а ваши бабушки играли в тряпичные куклы, которые они делали сами из лоскутков ткани.
    • Такие куколки были оберегами, т. к оберегали детей от болезней, злых сил.

    Воспитатель находит тряпичного колобка.

    Информация для воспитателя

    Пеленашка
    Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша и клали потом в колыбельку. Такая кукла оберегала сон малыша.

    «Кубышка-травница» 
    Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял зло и болезни.

    «День и ночь» - куклы обереги жилища. Днём поворачивали белую куклу, ночью-тёмную.

    «Кукла Колокольчик» - куколка добрых вестей. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.

    • Чем эти куклы отличаются от тех, которыми вы играете? (без лица).
    • Раньше люди считали, что кукла с лицом привлекает зло, и чтобы кукла не могла навредить ребёнку, её делали безликой.
    • Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

    Итог экскурсии

    • Нашли мы бабушкин колобок? А какие колобки мы ещё нашли? (глиняный, деревянный).
    • Понравилась вам выставка игрушек, которую для нас приготовил домовёнок Кузя?
    • Какие больше игрушки понравились?
    • Воспитатель предлагает перейти в группу отдать колобка бабушке Забавушке и послушать сказку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект экскурсии в мини-музе "Русская изба"

    Одной из приоритетных задач работы  детского сада является  расширение и систематизация знаний в области русской культуры и быта. Так как в наши дни, дети  получают м...

    НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка» с применением ИКТ

    Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав...

    НОД с использование ИКТ во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка»

    Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав...

    НОД с использование ИКТ во второй младшей группе «Русская народная игрушка - матрешка»

    Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познав...

    Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей подготовительной группы

    Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей подготовительной группы позволит познакомить детей с устройством избы, народным фрльклором....

    Занятие для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка — матрешка»

    Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на восприятиедеревянной матрешки, как символа русского народного искусства....

    Конспект интегрированного занятия для детей второй младшей группы " Русская народная игрушка матрёшка"

    Занятие направлено на расширение представлений детей о русской матрёшке. Дети узнают, как появилась в России  матрёшка, как выглядит, какие виды бывают. На занятии дети познакомятся с новыми слов...