Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»
план-конспект занятия (младшая группа)

Сафина Айсылу Ильдаровна

Задачи:

  • Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.
  • Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
  • Воспитывать интерес к народным промыслам; бережное отношение к игрушкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ekskursiya.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

 учреждение детский сад № 5 городского округа

 город Нефтекамск Республики Башкортостан

Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба»

                     для детей второй младшей группы

 «Русская народная игрушка»

                                    Подготовила и провела:

 Сафина А.И.

                                                                                 

                                                                                       2018г.

Экскурсия в мини музей «Русская изба»

для детей вторых младших групп
Тема: «Русская народная игрушка»

Цель: Формирование представлений о различных видах народной игрушки.

Задачи:

  • Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.
  • Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
  • Воспитывать интерес к народным промыслам; бережное отношение к игрушкам.

Ход экскурсии:

В группу воспитатель вносит игрушку би-ба-бо бабушка и от её имени говорит.

Бабушка Забавушка

  • Здравствуйте ребята, вы не видали, здесь колобок не пробегал? Вчера сшила колобка из лоскутков, хотела вам сегодня сказку про него рассказать, а он убежал. Что мне теперь делать, как вам сказку без колобка рассказывать?

Воспитатель:

  • Ребята поможем бабушке найти колобка. Я знаю, что сегодня открылась выставка старинных игрушек у нас в саду, может колобок туда побежал. Пойдёмте посмотрим.

Дети с воспитателем проходят в музей и рассаживаются на лавках.

Воспитатель:

  • Вы знаете ребята куда мы пришли? (в музей) .
  • Кто знает, что такое музей? (Воспитатель даёт определение. Это помещение, где хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки или даже прапрабабушки и прапрадедушки.)
  • А сегодня здесь открылась выставка старинных игрушек, которыми играли ваши бабушки и дедушки.
  • А как нужно вести себя в музее? (не шуметь, не трогать предметы-экспонаты руками).

Воспитатель обращает внимание, что кто-то шумит за печкой. Достаёт домовёнка Кузю.

  • Да это же домовёнок, хранитель нашего музея. Давайте спросим может он видел колобка, которого сшила бабушка Забавушка. (Спрашивают.)

Домовёнок предлагает посмотреть в деревянных игрушках. Воспитатель подходит к деревянным игрушкам и обращает внимание детей на них.

Игрушки тарарушки

  • Ребята, из чего сделаны эти игрушки? (из дерева)
  • Значит они какие? (деревянные)
  • Первые игрушки у ваших бабушек и дедушек - это были деревянные погремушки, трещотки, колотушки, т.е. игрушки издающие разные звуки. Раньше они назывались потешки. (Обращает внимание на музыкальные инструменты.)
  • Проводится игра «Угадай по звуку» (Сначала педагог демонстрирует три инструмента: калатушку, бубен, погремушку, затем дети закрывают глаза и угадывают по звуку инструмент.)

Матрёшки

  • Воспитатель читает загадку

Алый  шёлковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука 
В деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может - три, а может- шесть. 
Разрумянилась немножко 
Эта русская ….(матрёшка). 

(показывает матрёшку)

Матрешка у нас появилась очень давно, более 100 лет назад. Это красивая, расписная кукла.

  • Из чего делается матрёшка?
  • Фигурку матрешки вытачивают из деревянного бруска. Она состоит из двух частей. ( Рассказ сопровождается показом)
  • А какой секрет таится в матрёшке? (в ней ещё есть матрёшки)
  • Раньше ребята девочек в основном называли Матрёнами, вот и назвали эту красавицу Матрёшкой.
    Она «одета в русский костюм» (
    дети перечисляют детали костюма: платок, фартук, сарафан.)

Танец «Весёлые матрёшки» (девочки выполняют движения, а мальчики танцуют с матрёшками в руках)

Воспитатель находит деревянный колобок и спрашивает у ребят:

  • Этот колобок потеряла бабушка забавушка? (Нет, это деревянный, а бабушка из лоскутков сшила.)

Воспитатель переходит к глиняным игрушкам.

  • Может в этих игрушках спрятался наш колобок

Дымковская игрушка

  • Это глиняные игрушки, потому что сделаны из глины (показывает глину из которой лепили игрушки) ими раньше не играли, а украшали дома.
  • А называются они Дымковские . Эти игрушки делают в селе Дымково. Эти игрушки были самые яркие глиняные игрушки (рассмотреть и назвать узоры: кружочки, точки, полосочки).

Воспитатель показывая игрушку предлагает рассказать потешку:

  • Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,

Детям спать не даёшь?

Воспитатель находит глиняный колобок.

  • Этот колобок потеряла бабушка забавушка? (нет, это глиняный, а бабушка из лоскутков сшила).

Воспитатель переходит к тряпичным игрушкам.

Тряпичные куклы

(Педагог показывает кукол.)

  • Что это за игрушки? (куклы).
  • А из чего они сделаны? (из лоскутков, тряпочек).
  • Ребята, а ваши куклы тоже сделаны из лоскутков? (демонстрирует современную куклу).
  • Ваши куклы сделаны из пластмассы и резины, а ваши бабушки играли в тряпичные куклы, которые они делали сами из лоскутков ткани.
  • Такие куколки были оберегами, т. к оберегали детей от болезней, злых сил.

Воспитатель находит тряпичного колобка.

Информация для воспитателя

Пеленашка
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша и клали потом в колыбельку. Такая кукла оберегала сон малыша.

«Кубышка-травница» 
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял зло и болезни.

«День и ночь» - куклы обереги жилища. Днём поворачивали белую куклу, ночью-тёмную.

«Кукла Колокольчик» - куколка добрых вестей. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.

  • Чем эти куклы отличаются от тех, которыми вы играете? (без лица).
  • Раньше люди считали, что кукла с лицом привлекает зло, и чтобы кукла не могла навредить ребёнку, её делали безликой.
  • Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Итог экскурсии

  • Нашли мы бабушкин колобок? А какие колобки мы ещё нашли? (глиняный, деревянный).
  • Понравилась вам выставка игрушек, которую для нас приготовил домовёнок Кузя?
  • Какие больше игрушки понравились?
  • Воспитатель предлагает перейти в группу отдать колобка бабушке Забавушке и послушать сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии в мини-музе "Русская изба"

Одной из приоритетных задач работы  детского сада является  расширение и систематизация знаний в области русской культуры и быта. Так как в наши дни, дети  получают м...

Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей подготовительной группы

Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей подготовительной группы позволит познакомить детей с устройством избы, народным фрльклором....

Занятие для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка — матрешка»

Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на восприятиедеревянной матрешки, как символа русского народного искусства....

Конспект интегрированного занятия для детей второй младшей группы " Русская народная игрушка матрёшка"

Занятие направлено на расширение представлений детей о русской матрёшке. Дети узнают, как появилась в России  матрёшка, как выглядит, какие виды бывают. На занятии дети познакомятся с новыми слов...

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская изба»

Экскурсию по мини-музею "Русская изба" проводили дети подготовительной группы....

«Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

Закреплять навыки вырозительного чтения малых фольклорных форм передавая интонацией настроения....

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Русская народная игрушка – матрешка».

Цель: приобщать детей к истокам устного народного творчества и декоративно – прикладного искусства через интеграцию различных видов деятельности. Познакомить детей с русской народной игрушк...