Главные вкладки

    Комплексное занятие по экологии "Здравствуй лес,зимний лес, полон сказок и чудес"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

     

                                         КОНСПЕКТ

      

        Комплексного занятия по экологии с  элементами театрализованной  деятельности   в  подготовительной  группе  «Здравствуй лес, зимний лес, полный сказок и чудес!»    

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_zdravsvuy.leszimniy_lespolnyy_skazok_i_chudes.doc105 КБ

    Предварительный просмотр:

                                       

                                                       МДОУ «Детский сад

                                  комбинированного вида №124»     

                                         КОНСПЕКТ

       

        Комплексного занятия по экологии

         с  элементами театрализованной    

                        деятельности

           в  подготовительной  группе

             «Здравствуй Лес, зимний лес,

                 Полный сказок и чудес!»     

                                                                                                                                                                               

                                                          Разработала воспитатель МДОУ

                                                           «Детский сад комбинированного

                                                           вида №124» Заводского района

                                                           г. Саратова

                                                           Подсобляева Светлана

                                                           Константиновна

                                                                       Перефразируя писателя известного, 

                                                                     Мы говорим, на сердце руку положа:     

                                                                   «Пусть будет в человеке все прекрасно:   

                                                                     И мысли, и поступки, и душа! 

                                                                     В гармонии с природой и с собою                                                        

                                                    На свете чтобы жили малыши,  

                                                    Воспитывайте в детях, берегите,

                                                    Храните экологию души!»

             

                             Программное содержание:

    Обучающая:       Уточнить и расширить представление детей о зимнем

                                  лесе и его обитателях, о взаимосвязях между ними, о роли

                                 леса в жизни человека и влиянии  людей на жизнь леса.

                                 Формировать экологические знания о нормах поведения

                              людей в лесу, учить анализировать свои и  поступки других

                                 людей. Обобщить знания о зимующих птицах и заботе

                                человека о них.

    Развивающая:   Развивать творческую фантазию и воображение, умение

                                  выразительно и эмоционально произносить стихотворный

                                  текст. Развивать мышление, память, умение высказывать

                                  свою точку зрения и прислушиваться к иной (чужой).

    Словарная работа:

              Активизация словаря: ввести в активный словарь детей слова: лесные

                                  пичуги, птахи, льдинки, пушинки, обожженный, сказочно

                                  красивый, снегопад.

              Обогащения словаря:   ввести в словарь детей новые слова – понятия

                                  «пролетная» птица, «кочующая» птица.

    Воспитательная:   Воспитывать эмоциональную отзывчивость, вызывая

                                   нравственные и эстетические чувства по отношению к

                                   природе: жалость, сочувствие, сопереживание, удивление,

                                   восхищение, любовь и доброту.

                                   Продолжать воспитывать стойкий интерес и заботливое

                                  отношение к птицам -  нашим друзьям, используя

                                  элементы театрализованной деятельности,

                                 воспитывая любовь к музыке и творчеству.

                                                 Ход занятия:

                                     Ребята, какой снегопад

                                       (включаем зеркальный шар)

                                        Как красиво. Просто чудо!

                                       Но это чудо – еще не чудо!

                                          Вы еще не видели чуда?

                                       Вот беда – не видели чуда!

                                       Так сходите, посмотрите!

                                       И увидите: не просто чудо

                                            Удивительное чудо!

                                          Просто чудо из чудес

                                         Это чудо – зимний лес!

                                      У березок –  белостволочек

                                       Ажурная кайма на рукавах

                                    А у елочек зеленых – оборочки

                                            В колючих кружевах…

                                   У дедушки дуба – добрые руки

                            И птички щебечут, совсем не зная скуки!

    Ребята, а вы хотели бы побывать в зимнем лесу? Он сейчас, наверное, сказочно красивый и необыкновенно спокойный. Подышим свежим воздухом и полюбуемся его красотой. А что бы полезного для природы мы могли бы сделать в зимнем лесу? (дождаться, чтобы дети сами предлагали какие-то действия и поступки). А давайте захватим знаки – правила поведения в зимнем лесу, чтобы любой, кто пришел в лес, знал как себя вести. Точно, надо не забывать кормушки для птиц и корм конечно. Молодцы (складываем с собой).

             А я предлагаю захватить цветные льдинки, чтобы украсить там лесную красавицу.

            Прежде чем отправиться на прогулку, нужно вспомнить, как себя вести в лесу. Ведь лес-дом для многих зверей и птиц, а мы с вами всего лишь гости. Закройте глаза и вспомните. Вспомнили? С такими  грамотными детьми очень приятно ходить в гости.

            Постойте, путь неблизкий. Давайте захватим с собой аптечку, мешочки под мусор на всякий случай. Ну, вроде бы все! Ничего не забыли?

            Ребята, а одеться забыли?

                                     Шубу, шапку, рукавички,

                                     Шарфик намотаем теплый,

                                     Валеночки-невелички

                                     И не страшен снег нам мокрый!

                                     (дети имитируют движения).        

     

            Ну что, в путь?     Настроение каково? (дети: «Во!»)

                                            Все такого мнения? (Да)

            Давайте снежную тропинку проложим елочкой или колоском? Оглянитесь назад, какой красивый след на снегу мы оставили? Здорово, правда?

            Ой, кажется, снег пошел. Настоящий снегопад! Да какой красивый!!! (включаем зеркальный шар). Попробуйте поймать снежинку. (дети ловят на ладошку) Красивая? Сколько лучиков? (6) Покажите мне. (показывают) Я ничего не вижу. Где же ваши снежинки? Что от них осталось?

            Ну что, пошли дальше? Ох и мороз. Слышите, как хрустит снег под ногами? (включаем запись) А кто знает, почему происходит хруст? (у снежинок лучики обламываются)

    Посмотрите, какие-то крестики на снегу. (следы птиц) Это птицы нам письмо подбросили.

                                     На снегу, как на страничке,

                                     Пишут голуби, синички,

                                     Пишет стая снегирей,

                                     Пишет серый воробей

                                     Письма Насте и Илюшке,

                                     Чтобы сделали кормушки.

    Удивительно, какие-то шарики яркие привязаны к письму. Да они не простые, в них что-то лежит.  Как бы достать? (дети предлагают лопнуть) В каждом шарике загадка:

                                     Непоседа пестрая

                                     Птица длиннохвостая,

                                     Птица говорливая,

                                     Самая болтливая.

                                                                  (Сорока)

                                     Черный жилет, красный берет,

                                     Нос, как топор, хвост, как упор.

                                     Не дровосек, не плотник,

                                     А первый в лесу работник.

                                                                  (Дятел)

                                     Гладенький, аккуратненький,

                                     Учит, воркует

                                     Дружка целует.

                                                                  (Голубь)

                                     Непоседа, невеличка

                                     Желтая почти вся птичка,

                                     Любит сало и пшеничку.

                                     Кто узнал ее?

                                                                  (Синичка)

                                     Зимой на ветках яблоки,

                                     Скорей их собери!

                                     И вдруг вспорхнули яблоки,

                                     Ведь это…

                                                                  (Снегири)

     Это птицы в шариках свои автографы оставили, чтобы мы не прошли мимо их письма! Посмотрите, а на месте этих шариков остались замерзшие слезки. В них что-то написано.

    ПО       КОР      МИ      ТЕ                                           ЗИ             МОЙ

    Надо торопиться, а то птицы могут замерзнуть, погибнуть от голода. Да и лес вон уже виднеется. Бежим скорее! (Подбегаем. Стоит дверь. Пытаемся войти – закрыто, висит на цепочке большой замок.)

      Воспитатель: Лес, распахни нам двери свои.

      Дети:               Поверь, лес, мы друзья твои!

      Голос хозяина леса:  (в записи) Люди стали  необыкновенно жестокие. Они,  

                               не задумываясь, губят мой лес: мусорят в лесу, ловят

                               птичек, ломают деревья, рубят елки. Я не в силах исправить

                               все зло, которое творит человек. Отныне и навсегда мой

                              лес будет закрыт для таких людей, злых и невоспитанных!

      Воспитатель:   Ребята, но мы, то с вами разве такие? (нет). Что ж

                                 придется нам возвращаться? (предлагаю присесть на

                                 валеночки и что-нибудь придумать). А птицы в чем тут

                                 виноваты, что люди жестокие и бессердечные? Они же от

                                 голода замерзнут и погибнут. (дети сидя на полу

                                 произвольно начинают рассуждать друг с другом

                                 (инсценировка «Пташки зимой»)

      1 ребенок:          Как птице перезимовать?

                                 Известно, что у птах

                                 Нет ни шубок теплых,

                                 Ни байковых рубах.

      2 ребенок:          У многих даже нет гнезда:

                                 Они в грозу, и в град,

                                 И под дождем, и в холода

                                 На ветках сидя спят

      3 ребенок:          Но кто им даст приют,

                                 Бугры, дворы, дорожки,

                                 Не могут пташки отыскать

                                 Ни зернышка, ни крошки.

      Все:                   (встают, берутся за руки).

                                 Скорей, на помощь, дети!

                                 Вот в этот самый трудный час.

                                 Спасенья  птицы ждут от нас!

      6 ребенок:           Покормим их, согреем!

      7 ребенок:          Повесим домик на суку!

      8 ребенок:          Рассыпем крошки на снегу.

      9 ребенок:          А то и манной кашки.

      Все:                    И оживут бедняжки (радуются, хлопают).

      10 ребенок:       По небу весело скользя,

                                 Взлетят пернатые друзья

                                 И пропоют, чирикая:

                                 «Спасибо вам Великое!»

      Голос хозяина леса:  Вижу я вы добрые ребятишки, с любовью вы о моих

                               птичках отзываетесь. Но все же дам я вам еще 4 задания,

                              если справитесь и докажите, что вы действительно друзья

                              моему Лесу, дверь распахнется. Но знайте. Это будет

                              нелегко. Посылаю Вам моих зверушек. (звучит 3 хлопка

                              волшебных)

      Звери из-за двери:    Вы правда любите лес? Нас не обидите?

      Мишка:            Если выполните мое задание, разорвется одно звено вот

                               этой цепочки. Слушайте внимательно, а то я ради этого

                               раньше вылез из берлоги по велению Хозяина:

                    ●       Чем же дорог вам Лес? Расскажите о его пользе.

      Дети:              Лес – воздух для легких! (произвольные высказывания)

                              Лес – влага и тень!

                              Лес – дом для зверей и птиц!

                              Лес – кладовая, отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.

                              Лес – наш доктор, мы собираем лекарственные травы,

                              полезные ягоды и излечиваемся от болезней.

                              Лес – сказочно красивый наряд нашей планеты.

                              Лес – нас радует, мы любуемся его красотой, слушаем пение

                              Птиц и становимся богаче душой и добрее сердцем.

      Мишка:           Молодцы! Справились. (разрывает одно звено цепочки).

      Белочка:         Я прыгаю с ветки на ветку. Часто встречаюсь с птицами.

                              Они мои друзья! Внимание! Задание 2:

                       

                    ●        Каких зимующих птиц вы знаете?

                              (сорока, ворона, голубь, воробей, синица, снегирь, сова,

                              дятел, щегол, свиристель, клест)

      Воспитатель:    Ребята, молодцы вы нас с белочкой порадовали своим

                              ответом. Но, я хочу открыть вам один секрет: одна из

                              этих птичек действительно проводит зиму у нас, но летом

                              и весной мы ее не встречаем. А что это за птица?

                              Отгадайте загадку:

                              Каждый год я к вам лечу-

                              Зимовать у вас хочу

                              И еще красней зимой

                              Ярко-красный галстук мой

                                                                        (Снегирь)

                              Весну, лето и осень снегири проводят в густых северных

                              лесах, там и строят свои гнезда. Снегирь не зимующая

                              птица, а пролетная, кочующая.

                              И еще один секрет хотите? Красная грудка у Снегиря

                              только у самца, а самочку природа нарядила скромнее – у

                              нее грудка серая. Интересно?

      Белочка:        Справились. Молодцы. (разрывает еще одно звено)

      Заяц:              Вы говорите, что любите наш лес. Молодцы! А готовы вы к

                              третьему заданию?

                   

                    ●        Расскажите о правилах поведения в зимнем лесу

                    -    Не шуметь, чтобы не распугать птиц, не разбудить

                              медведя, чтобы не помешать лесу отдыхать, спать!

                    -        Не мусорить.

                    -        Не рубить елки и не ломать ветки деревьев.

                    -        Не разжигать костер.

                    -        Птичек не ловить и из рогатки не стрелять.

      Воспитатель:    Мы даже захватили с собой знаки, чтобы расставить их в

                                   лесу. (Заяц хвалит и разрывает еще одно звено).

      Лиса:              Вы оказывается, такие умненькие, такие разумненькие, вас

                              приятно слышать. Ваши слова, как бальзам на душу. Мое

                              задание последнее и самое главное:

                   ●         Скажите пословицы об охране леса.

                              Лес – богатство и краса

                              Береги свои леса!

                              Много леса – не губи!

                              Мало леса – береги!

                              Нет леса – посади!

                              Лес наше богатство

                              Береги его!

                              Будем лес любить, оберегать,

                              Будем взрослым в этом деле помогать

                              Беречь леса, поля и реки,

                              Чтоб сохранилось все навеки!

                              Лес – не только для нашей забавы,

                              Он – богатство нашей страны,

                              Все деревья в нем, ягоды, травы

                              Нам на пользу, друзья, взращены.

                    Я хочу дополнить ваш ответ новой пословицей.

                              Дерево, цветок, травы и птица

                              Не всегда умеют защититься,

                              Если будут уничтожены они,

                              На планете мы останемся одни:

                              Нор звериных, птичьего гнезда,

                              Не разоряйте, люди, никогда!

                    Понравилась? Мы с вами обязательно ее выучим! (Лиса

                    разрывает последнее звено цепочки.)

      Голос хозяина леса:  Молодцы! Вы меня порадовали. Дверь для вас открыта

                               (бом). Милости просим!

    (дверь открывается, все дети, проходя через нее говорят:

                              Здравствуй, Лес, зимний Лес

                              Полный сказок и чудес!

                              Кто в глуши твоей таится

                              Что за зверь, какая птица?

    Тишина. Красота.

                              Под голубыми небесами

                              Великолепными коврами,

                              Блестя на солнце снег лежит.

    Ой, что это? Проходим и видим: на поляне разбросан мусор, пластиковые бутылки, обожженные ели, остатки от петард.)

                           А это вам нравиться? (выслушиваем возмущения детей, оценку

                           Этих действий) Да уж, «хорошие гости» побывали здесь!

                           Устроили полный разгром в доме гостеприимного хозяина. Как

                           же нам быть, как поступить? Какие люди отмечали здесь

                           праздники?

                              Огонь здесь был, ребята, о ужас!

                              Чуть не погиб красивый лес!

                              Могли б мы с вами не увидеть

                              Зверей и птиц, лесных чудес!

                              И птицы улететь могли бы

                              И звери убежать.

                              Ну, разве с вами мы могли бы

                              С природой так вот поступать?

                           Никого не видно. Это чудовищно!!! Нет, кто-то идет.

      Лиса:          Здравствуйте дети! С добром пришли или со злом?

                              Я лисонька – лиса.

                              Что за дивная краса:

                              Долгий нос, рыжий хвост!

                              Только болит мой нос

                              И опалился рыжий хвост:

                              Оставил кто-то костер в лесу

                              Вот и загубил мою красу.

                              От горячих углей кострища

                              Болит мой хвост, распух носище!

      Воспитатель:    Ребята, как нам помочь Лисоньке? Правильно. Хорошо,

                        что захватили с собой аптечку (перевязываем хвост).

                      Убираемся (хорошо, если дети сами решают эту проблему, мусор

                       сложат в мусорные пакеты). Вот теперь стал лес чистым и

                       красивым. Молодцы! Вы настоящие друзья леса! Я вами

                      горжусь! (летит воробей, чирикает) Видите, лес оживает от

                      нашей доброты. Летит воробей, не боится!

      Воробей:         Я – маленький воробей,

                              Я – гибну, дети, спасите!

                              Я летом всегда подавал сигнал,

                              Чтоб сторож ворон с огорода гнал.

                              Пожалуйста, помогите!

      Дети:             Сюда, воробей, сюда!

                              Вот тебе, друг наш, еда.

                              Благодарим тебя за заботу.

                              (подставляют ладошки и гладят его)

      Синица:          Я – синица. Звонкая синица!

                              Я – гибну, дети, спасите!

                              Ведь я в прошедшем году

                              С самого утра пела в детском саду.

                              Пожалуйста, помогите!

      Дети:              Сюда, певунья, сюда!

                              Вот и тебе еда.

                              Благодарим тебя за заботу.

      Дятел:            Я – дятел, пестрый такой,

                              Я – гибну, дети, спасите!

                              Все лето я стволы долбил,

                              Тьму вредных букашек поистребил!

                              Пожалуйста, помогите!

      Дети:              Сюда, лесной доктор, сюда!

                              Вот и тебе еда.

                              Благодарим тебя за работу.

      Снегирь:         Я – снегирь, красногрудый такой,

                              Но от голода я чуть живой

                              Рябинки я поесть хочу,

                              Но, к сожалению, никак не найду!

      Дети:              В холодные вьюги,

                              В голодные вьюги,

                              Мы вас не оставим,

                              Лесные подруги!

    ♫             ПЕСНЯ «Здравствуйте, птицы» (птицы в середине круга)

                              Мы кормушки новые

                              Сделали для птиц

                              Пригласим в столовую

                              Снегирей, синиц.

                              (развешиваем кормушки, насыпаем корм)

      Воспитатель:  Ребята, а елочку порадуем? Мы не станем ее рубить

                           (развешиваем цветные льдинки). Будем в лесу хороводы водить.

    ♫                ХОРОВОД «Елочка нарядная, елочка живая»

     

      Воспитатель:  Я думаю, не плохо мы погостили. Вам понравилось? Как вы    

                          думаете, не зря мы с вами сходили в лес? А чтобы больше

                          такого ужаса не повторялось в лесу, что нужно расставить на    

                          полянке? (да знаки – расставляем) Ребята, пора возвращаться в

                          детский сад. Давайте поскачем, как зайчата. Вот мы уже и в  

     

     

                       

                         

                 

     

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие - развлечение «Чудо лес, полон сказок и чудес»

    Уточнить представления детей о первых признаках зимы и типичном состоянии природы зимой....

    Сюжетное физкультурное занятие "Лес полон сказок и чудес"

    Интегрированная образовательная деятельность средняя группа Автор Артюхина Марина Владиславовна инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории ...

    Интегрированное занятие в старшейгруппе на тему: «Добрый лес! Чудесный лес! Полон сказок и чудес!

    Занятие напрвлено на:-прордолжать учить устанавливать причинно- следственные связи между осенними природными явлениями; анализировать, сравнивать, выделение характерных ризнаков,обобщать; -учить ...

    Конспект мастер-класса для воспитателей по нетрадиционной технике рисования «Лес полон сказок и чудес»

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга      Конспект мастер-класса дл...

    Конспект НОД в средней группе по физической культуре ОСЕННИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС.

    Конспект НОД в средней  группе по физической культуре "ОСЕННИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС"...

    Физкультурное занятие "Лес полон сказок и чудес"

    Цель. Дать детям возможность в игровой ситуации развивать физические качества: ловкость, быстроту, равновесие, гибкость, силу, общую выносливость....