Главные вкладки

    ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ . ТЕМА: «КРАСАВИЦА ЕЛКА».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы. можно провкести это занятие на группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon starshaya_gruppa.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Старшая группа

    ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ .

    ТЕМА: «КРАСАВИЦА ЕЛКА».

    ЦЕЛЬ:

    1. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

    ЗАДАЧИ:

          1.Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

          2.Закрепить знания о характерных особенностях строения  леса и ели; понимание того, что ель очень полезное растение, которое нуждается в защите.

          3.Развивать умение использовать знания о природе из художественных произведений, участвовать в инсценировках и в беседе, активизировать словарь детей.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    -Чтение рассказов о природе из книги В. Зотова «ЛЕСНАЯ МОЗАИКА».

    -Рассматривание картинок и иллюстраций о лесе.

    -Заучивание стихотворений о бережном отношении к природе.

    -Изготовление поделок «Елочка – красавица».

    -Рисование «Лес – это сказочный мир царя Берендея».

    -Работа по экологическим схемам и моделям.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    -Ребята, я сегодня пришла утром в детский сад, а на столе лежит письмо. Знаете от кого?

    -От царя Берендея! Прочитаем его?

    -«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы все живете в домах. Скажите, пожалуйста, за что вы любите свой дом?» (дома тепло, уютно, за нами ухаживают, дома нас кормят, лечат, любят и берегут, в доме родные и близкие и т.д.).

    -Молодцы! Царь Берендей не просто так об этом спросил - он, оказывается, тоже живет в доме. Отгадайте его загадку о доме:

         «Дом со всех сторон открыт,

        Он резною крышей крыт.

    Заходи в зеленый дом-

      Чудеса увидишь в нем».

    -Что это за дом, куда приглашает нас Царь Берендей? (в лес).

    -Вы угадали, молодцы! Посмотрите на эту модель, а  лес и правда похож на многоэтажный дом (рассматриваем  модель «Лес – многоэтажный дом»).

    -Это что? (кустарники)

    -Правильно! Их сравнивают с первым этажом дома. А это деревья средней высоты. С каким этажом их можно сравнить? (со вторым, с третьим).

    -А это какие деревья, высокие или низкие? (очень высокие, растут на самом высоком этаже).

    -Почему они растут на самом высоком этаже? (очень любят свет, светолюбивые, тянутся к солнышку).

    -Ой, ребята, а хитрый Берендей закрыл следующее деревцо и покажет нам его, если вы отгадаете   загадки:

    1.«Ее всегда в лесу найдешь-

         Пойдем гулять и встретим:

    Стоит колючая, как еж,

      Зимою в платье летнем».

    2.«Зимою и летом одним цветом».

    -Молодцы! Конечно же это ель. А кто догадался, почему она на самом высоком этаже? (любит свет, светолюбивая).

    -А почему говорят, что зимой и летом одним цветом?

    -Почему елочку сравнивают с ежом?

    -Ребята, вы отгадали загадки Берендея, и он приготовил вам сюрприз: приглашает в гости к книге  Владимира Зотова «Лесная мозаика» (музыка «Голоса леса», дети проходят «через книгу»).

    -Ребята, вот мы и очутились в гостях у любимой книжки, в которой много рассказывается о лесе.  Закройте глаза и послушайте звуки леса.

    -Что вы услышали? (шум ветра, шум деревьев, пение и щебетание птиц, тишину).

    -Пока вы слушали лесные звуки, у меня в руках очутилась эта замечательная книга, которую мы много раз читали. Хотите послушать, как писатель начинает рассказ о лесе?

    -Садитесь на стульчики и внимательно послушайте:

           «Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинства. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а только понюхать их, полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух».

    -Ребята, понравилось вам, как писатель рассказывает о лесе?

    -А что значит слово «приютил»? (пустил погостить, пожить).

    -Правильно! Лес и нас пускает в гости, а зачем мы ходим в лес?

    (Открываю модель «Зачем люди ходят в лес». Последний ответ: «Наслаждаются  красотой и ароматами леса»).

    -Правильно, в лесу можно наслаждаться и красотой, и ароматами – душистыми приятными запахами трав, цветов, деревьев и помнить, как себя надо вести в гостях.  Давайте  правильно подышим (элементы дыхательной гимнастики и физминутка) и тихо поиграем:

    «Есть в лесу три полочки (хлопаем в ладоши)

    Ели – елки – елочки (руки вверх, в стороны, вниз).

    Лежат на елях небеса (руки вверх)

    На елках птичьи голоса (руки в стороны)

    Внизу на елочках роса» (руки вниз, присели).

    -Молодцы! Царю Берендею очень понравилась ваша физминутка, и он дарит вам вот такое деревце. Как можно его по-разному назвать? (елка, ель, елочка)

    -Подставьте ладошку и придумайте красивые слова про елочку (стройная, красивая, зеленая, высокая, маленькая, колючая, душистая, ароматная).

    -Молодцы! Садитесь.

    -Ребята, а вы хотите побывать в лесном театре? Сейчас эта замечательная книга поможет нам его открыть (герои надевают «шапочки» и выходят из «книги»).

    -Встречайте, кто это? (дети узнают и называют знакомых героев: «Ель», «Березка», «Клёст – еловик», «Сорока»).

    -Вспомните, как надо вести себя в театре.

    ИНСЦЕНИРОВКА «ЕЛЬ».

    Ель: «Узнать меня может всякий. В каждом доме в новогодний праздник стоят мои наряженные подружки».

    Береза: «Ты забыла сказать, что колючие зеленые иголки на тебе круглый год».

    Ель: «Права ты, соседушка. Про меня даже загадка есть:

                                   -Что за стройная девица:

                                      Не швея, не мастерица,

                                      Ничего сама не шьет,

                                      А в иголках круглый год».

    Клёст – еловик:

    «Но мало кто тебя узнает по голосу».

    Сорока:

    «Как по голосу?»

    Клёст-еловик:

    «У каждого дерева свой голос. Самый звонкий и певучий у ели».

    Ель:

    «Клёст правду говорит… Еще в давние времена из древесины елей великие мастера делали скрипки. И по сей день не только скрипки, но и другие музыкальные инструменты делают из этого певучего дерева, потому что ни одно другое дерево не дает такого отголоска, отзвука, как ель».

    Сорока:

    «Интересное дерево. Казалось бы самая обыкновенная ель. Оказывается,  вовсе и нет. Видно много загадок хранит она в себе».

    -Ребята, а вы можете разгадать загадки елочки? (да).

    -Конечно сможете, если вспомните рассказ «ЕЛЬ» В. Зотова, а поможет нам игра «Цепочка»: передаем друг другу эту елочку и начинаем свой ответ со слов «Я знаю».

    ИГРА «ЦЕПОЧКА»:

    -Я знаю, что у ели листья называются…(хвоя).

    -Я знаю, что у ели вверху …(короткие ветки,  а внизу длинные).

    -Я знаю, что еловыми шишками питаются…(белки, клесты, сороки).

    -Я знаю, что белка питается не только семенами, но…(еще почками и молодыми побегами ели).

    -Я знаю, что ель живет…(триста лет).

    -Я знаю, что на Новый год наряжают…(елку).

    -Я знаю, что у дерева есть…(ствол, ветки и корень).

    -Я знаю, что с древесины делают… (мебель, дома, книги, тетради, карандаши и сувениры).

    -Я знаю, что ели не боятся снегопада.

    -Я знаю, что ели боятся сильного ветра, потому что корни неглубоко под землей.

    -Я знаю, что ель может расти рядом с другими деревьями. (и т.д. - «Кто еще что знает?)

    Воспитатель (берет елочку):

    -А я знаю, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно погубить весь лес. Это страшно!

    -Ой,  а в письме  Царя Берендея еще что-то написано, вам интересно?

    «Ребята, если вы справитесь с моим заданием, то вокруг вашей ели, как в сказке, вырастет много елочек».

    -Ребята, постараемся?

    -Что же это за задание? Читаю:

    «Вот на этих карточках (достаю из конверта «лицом» вниз) правила поведения в природе, которые помогают сохранить лес. Кто назовет правило, может «посадить» елочку».

    -Кто знает правила поведения в лесу? (Дети берут картинки со знаками, называют правила, которые необходимо соблюдать в лесу,  выставляют вокруг ели маленькие елочки, «как в сказке», карточку помещаю на доску):

    ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ.

    «Нельзя ломать ветки деревьев»

    -«Нельзя в лесу жечь костры»

    -«Нельзя шуметь в лесу»

    -«Нельзя рубить в лесу деревья!»

    -«Нельзя разбрасывать мусор!»

    -«Нельзя топтать грибы»

    -«Нельзя разорять птичьи гнезда!»

    -«Нельзя вырезать на деревьях слова, рисунки!»

    -«Нельзя рвать цветы!»

    -«Нельзя разорять муравейники!» (и т.д.)

    -Посмотрите, теперь нашей елочке не скучно. Давайте прочитаем ей стихотворение «Елка» Г. Галиной (можно поиграть «Я начну, а ты продолжи»):

    ЕЛКА
    Елка ветви свои опустила,
    Белый иней осыпал ее...
    Отчего мне так близко, так мило.
    Деревцо ты родное мое?
    Зеленея безмолвным приветом,
    Ты приходишь как друг дорогой,
    И надеждой и радостным светом
    Загорается даль предо мной...
    (Г.Галина)

    -Ребята, а вы хотите послать письмо царю  Берендею?

    -Давайте, напишем ему, что понравилось и запомнилось вам в гостях у книжки. (Дети отвечают, воспитатель «записывает»).

     -Царь Берендей будет очень доволен, что вы много знаете и видно не зря вместе с письмом прислал вам посылку, хотите посмотреть, что в ней. (В посылке еловые шишки).

    -Для чего, как вы думаете? (чтобы мастерили, готовили различные поделки).

    -Правильно, чтобы занимались интересными делами и помнили, какие замечательные деревья растут в нашем лесу.

    -Вот и закончилась сегодня наша встреча с замечательной книжкой В. Зотова «Лесная мозаика».  Давайте скажем ей спасибо и до свидания. (Выходим из книги). Вы все молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ . ТЕМА: «КРАСАВИЦА ЕЛКА».

    занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы. можно провкести это занятие на группе компенсирующей направленности для детей с ТНР....

    Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ"

    Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "Благородный олень"Цели занятия:Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.Словарь: изящное, па...

    Конспект итогового занятия по ознакомлению с природой ТЕМА: «Путешествие на паровозике из РОМАШКОВА» для детей подготовительной группы «Солнышко»

    ЦЕЛЬ: Выявить уровень знаний и умений детей подготовительной группы"СОЛНЫШКО" по разделу ознакомление с природой.ЗАДАЧИ:Закреплять знания детей  о временах года; сезонных изменениях в приро...

    Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема :"Медуза"

    Дать представления детям о том , что представляет из себя медуза....

    Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: "Белка"

    Закрепление знаний, уточнение новой информации, обогощение словаря....

    Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема занятия: «Деревья с необычными листьями»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшей группы)на тему: ознакомление с природой...