Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема занятия: «Деревья с необычными листьями»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

    Рубцова Наталия Андреевна

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    по ознакомлению с окружающим миром

    детей старшего дошкольного возраста (старшей группы)

    на тему: ознакомление с природой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_ekskursiya_derevya_s_neobychnymi_listyami.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    (ЭКСКУРСИИ на территории МБДОУ № 438 )

    по ознакомлению с окружающим миром

    детей старшего дошкольного возраста (старшей группы)

    на тему: ознакомление с природой

                              Выполнил:

    Воспитатель

    МБДОУ детский сад № 444

    Канавинского района

    г. Нижнего Новгорода

    Рубцова Наталия Андреевна

    2012-2013 учебный год

    Тема занятия: «Деревья с необычными листьями»

    Программное содержание:

    • Учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев - сосна обыкновенная и ель сибирская (голубая): выделять особенности цвета, длины, расположения на побегах хвоинок этих деревьев.
    • Дать знания о защитной кожистой пленке, покрывающей хвою и оберегающей её от высыхания и замерзания, о продолжительности жизни хвои.
    • Развивать навыки исследовательской деятельность детей.
    • Поддерживать устойчивый интерес детей к познанию живого мира природы.
    • Вызывать положительные эмоции от общения с природой.

    Методы и приемы:

    • беседа
    • чтение стихов
    • сюрпризный момент
    • игра «Найди дерево»
    • вопросы к детям/активизация речи детей
    • проблемная ситуация
    • демонстрация
    • рассматривание

    Материалы:

    • две коробочки с иголками сосны и ели;
    • лупы
    • альбом наблюдений
    • карточки со схематичными изображениями сосны и ели, цифры с продолжительностью жизни хвоинок 2-3(сосна), 5-7 (ель).
    • карандаши

    Организация детей:

    • на участке группы детского сада
    • переход к месту экскурсии
    • территория МБДОУ № 438

    Предварительная работа:

    • общее знакомство детей на прогулке с лиственными и хвойными деревьями,
    •  разучивание стихов И.Токмаковой «Деревья»

    Время каждой части

    Деятельность педагога

    Предполагаемая деятельность детей

    Примечания

    высокий уровень

    низкий уровень

    Вступительная часть

    5 минут

    Воспитатель с детьми приходит на участок детского сада, воспитатель предлагает детям прислушаться к голосу деревьев – шелесту листьев.

    1. Беседа "Лиственные и хвойные деревья".

    - Назовите знакомые вам деревья?

    - Знаете стихи об этих деревьях?

     -Как одним словом можно назвать все эти деревья?  

    - Кто догадался, как можно назвать эти деревья?

    2.Переход к месту экскурсии Воспитатель приглашает детей в место, где растут деревья которым   «Трепет листьев незнаком,  они не шепчется тайком…», потому что растут там деревья с необычными листьями , в которых спрятано много тайн.

    Дети собираются вокруг воспитателя

    -Липа, рябина, береза

    -Да (читают стихи И.Токмаковой)

    -Лиственные

    Дети переходят к месту проведения экскурсии

    Воспитатель интонацией (таинственной) привлекает внимание детей.

    Основная часть 15 минут

    3. Сюрпризный момент игра «Найди дерево»   Воспитатель показывает две коробочки, где находятся чудо – листья. Предлагает разделиться на 2 команды и взять одну из коробочек. Открыв ее, вы должны найти дерево, у которого такие необычные листья

    Дети делятся на две команды

    Группы детей находят сосну обыкновенную и ель сибирскую(голубую), рассказывают об этих деревьях все, что они знают.

    Чтение стихов И.Токмаковой "Ели", "Сосны".

    4.Проблемная ситуация «Необычные деревья»

    Вопросы к детям:

    - Кто из вас догадался, почему я ель и сосну назвала необычными деревьями?  

    - Можно ли назвать их лиственными древесными растениями?

    -Почему ель, сосну называют хвойными деревьями?

    -Что такое хвоя?

     Воспитатель обобщает высказывания детей: хвоя – это видоизмененные листья сосны, ели.

    - Как можно ласково назвать хвою?

    -Их листья в виде иголок, не похожи на обычные листья.

    -Нет

    -За внешний вид листьев.

    - Это листья сосны и ели

     - Хвоинка

    -  Хвоиночка

    -  Хвоинушка

    5. Наблюдение. Исследовательская деятельность детей  Воспитатель предлагает детям при помощи «волшебных стекол» - луп рассмотреть и сравнить хвоинку ели и сосны по цвету, длине, расположению на побеге.

    Воспитатель уточняет, закрепляет сделанные детьми «открытия».

    6. Вопрос к детям:

    - Сбрасывает ли ель и сосна листья – иголки на зиму? Обобщает их высказывания: листья иголки у сосны и ели научились защищаться от холодов. Предлагает детям рассмотреть под лупой поверхность хвоинки ели, сосны и рассказать о том, что они увидят.

    7.Рассказ воспитателя о том, что поверхность каждой хвоинки снаружи покрыта тоненькой пленкой жироподобного вещества – специальной кожицей, которая не пропускает воду, холод. Защитный слой, сохраняется на хвоинке в течение всей жизни. Для хвоинок опасно не замерзание, а высыхание. Как только хвоинка высыхает, так она сразу же погибает. В ходе рассказа воспитатель уточняет у детей, с помощью чего дышат деревья. Напоминает им, как они рассматривали в микроскоп дыхательные «окошечки» листьев – устьица. Выясняет у детей, где у листьев находятся эти дыхательные «окошечки». А  у хвоинок, эти невидимые дыхательные «окошечки»- устьица разбросаны по всей поверхности листьев – иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания окошечки – устьица плотно запечатываются воском. 

    8. Проблемная ситуация "Почему хвойные деревья вечнозеленые?".

    -Как вы думаете, почему лиственные деревья сбрасывают листву, а хвойные деревья (сосна, ель) стоят зелеными?"

    Выслушав ответы детей, воспитатель обращает их внимание на приспособление древесных растений к среде обитания: хвои ели, сосны живет на дереве несколько лет, и лишь постепенно заменяется новыми хвоинками.

    -Кто догадался, почему же хвойные деревья называют вечнозелеными?

    9. Игра "Угадай, сколько лет живут хвоинки?"

    Сколько же лет живут хвоинки на дереве?

    Воспитатель показывает детям поочередно карточки со схематичным изображением хвои сосны и ели, цифр, характеризующих продолжительность жизни хвои указанных пород деревьев: Хвоя сосны обыкновенной – 2-3 года, хвоя ели -5-7 лет.

    Самостоятельная исследовательская работа детей.

    Дети (по желанию) вместе с воспитателем в альбоме наблюдения делают схематические сравнительные зарисовки особенностей хвоинок ели и сосны.

    - Нет

    -Поверхность хвоинок покрыта пленкой (налетом)

    -Дыхательные «окошечки» (устьица).

    - На нижней стороне листа, в холодное время они плотно закрыты, в теплое – раскрыты

    -Потому, что хвоинки покрыты защитной пленкой, воском. Который предохраняет их от холода.

    -Они зеленые круглый год, т.к. хвоя меняется постепенно.

    - Дети пытаются угадать.

    Заключительная часть

    5 минут

    10. Закрепление материала занятия.

    Воспитатель предлагает детям вспомнить, о каких деревьях («их тайнах») они узнали в ходе прошедшей экскурсии, как называются удивительные листья этих деревьев, какова продолжительность их жизни на дереве, почему хвойные деревья называют вечнозелеными.

    11.Завершение занятия (экскурсии) воспитатель благодатит детей за работу на занятии, предлагает им обсудить с родителями полученные на экскурсии знания.

    -Дети отвечают на заданные воспитателем вопросы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ . ТЕМА: «КРАСАВИЦА ЕЛКА».

    занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы. можно провкести это занятие на группе компенсирующей направленности для детей с ТНР....

    Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "БЛАГОРОДНЫЙ ОЛЕНЬ"

    Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "Благородный олень"Цели занятия:Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.Словарь: изящное, па...

    Конспект итогового занятия по ознакомлению с природой ТЕМА: «Путешествие на паровозике из РОМАШКОВА» для детей подготовительной группы «Солнышко»

    ЦЕЛЬ: Выявить уровень знаний и умений детей подготовительной группы"СОЛНЫШКО" по разделу ознакомление с природой.ЗАДАЧИ:Закреплять знания детей  о временах года; сезонных изменениях в приро...

    Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема :"Медуза"

    Дать представления детям о том , что представляет из себя медуза....

    Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема: "Белка"

    Закрепление знаний, уточнение новой информации, обогощение словаря....

    Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема «Грибы»

    Цели:Познакомить детей с грибами: маслятами, опятами.Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы.Словарь: масленок, опенок, белый гриб, серенький, кузовок.Познакомить детей со сказкой, пословицам...