Методическое объединение заведующих ДОУ
методическая разработка по окружающему миру на тему

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №12  Ягодка

Интерактивное обучение - диалоговое обучение в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка. Одним из интерактивных методов является проектная деятельность. Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной, спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Весной 2011 года в нашем детском саду прошло районное  методическое  объединение заведующих ДОУ «Перспективы развития свободной творческой личности ребенка при использовании инновационных технологий».

Заведующая Алферова Людмила  Алексеевна пригласила руководителей ДОУ для обсуждения важной актуальной темы «Внедрения инновационных технологий в ДОУ». Она затронула вопросы преобразования образовательного пространства, использования инновационных форм  дошкольного образования.

Вниманию руководителей была представлена презентация «Использование интерактивных форм в методической работе с педагогами для повышения эффективности, внедрения современных педагогических технологий», где  старший воспитатель ДОУ Кочетова Людмила Валентиновна раскрыла систему работы с педагогическими кадрами, которая позволяет анализировать современные педагогические технологии и практически освоить планирование на интегративных принципах; поделилась опытом проведения педагогических тренингов.

Практическая работа с детьми была отражена в выступлении воспитателя Носовой Татьяны Ивановны «Организация проектного метода в работе с детьми». Она подробно рассказала о методах и приемах вовлечения дошкольников в проектную деятельность, обозначила идею саморазвития личности и ее готовности к самостоятельной деятельности.

Руководители ДОУ и специалисты Управления образования дали высокую оценку работе детского сада.

(Подробные выступления прилагаются).



Предварительный просмотр:

                                                              Заведующая МАДОУ

детского сада общеразвивающего

                                                              вида № 12 «Ягодка»

                                                    Алферова Л.А.

«Перспективы развития свободной творческой личности ребенка при использовании инновационных технологий»

Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация, возрастают требования к качеству дошкольного образования. Это предполагает решение следующих задач:

- проектирование инновационных ДОУ, разнообразных форм взаимодействия ДОУ с социумом;

- вариативность образовательных услуг с учетом интересов и запросов населения;

- новые формы взаимодействия с детьми и родителями как равноправными субъектами воспитательно – образовательного процесса;

Решение данных задач приводит дошкольных работников к поиску новых идей, к исследованиям, экспериментированию с целью введения в работу дошкольных учреждений инновационных процессов.

Современные дети очень отличаются от тех, которые были 20,15, даже 10 лет назад.

Стремительно развивается общество, меняются требования к современному человеку. Сейчас дети должны обладать умением ориентироваться в незнакомой ситуации, уметь извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и самое важное применять эти знания на практике. Один человек  не в состоянии «переварить» весь поток информации. Поэтому важно научить детей работать сплоченно.  21 век – век команд.

Для этого современный детский сад должен обратиться к идеям преобразования образовательного пространства, к инновационным  формам  дошкольного образования, к индивидуальному развитию ребенка, к повышению компетентности родителей и развитию педагогического коллектива.  

Поиск новых инновационных процессов привел нас к использованию в работе интерактивных методов, а именно проектной деятельности.

В «Программе развития педагогического образования России на 2001 – 2010 гг» обращается особое внимание на проектирование. Оно становится одним из центральных механизмов преобразования действительности и профессиональной деятельности современного педагога.

Немного расскажу, что такое интерактивные методы.

Интерактивные методы – это методическая инновация.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы с чем – либо или кем – либо.

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка. Все участники образовательного процесса оказываются вовлеченными в процесс познания и обсуждения, где есть возможность обменяться знаниями, идеями, способами, деятельности, услышать другое мнение.

В.А. Сухомлинский говорил, что лучший педагог тот, кто забывает о том, что он педагог. Стоит ему отбросить авторитарный тон, проявить подлинный интерес забыть, что он находиться «наверху» и «встать рядом», тогда дети откликнуться и проявят искреннюю заинтересованность в общении. Интерактивные методы широко применяются и в школах, что создает преемственность в работе учреждений, а также помогает ребенку легче адаптироваться к школьным образовательным программам. Одним из интерактивных методов является проектная деятельность.

Проект в переводе с греческого – путь исследования.

Проект – это путь решения той или иной проблемы.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Сейчас я немного рассказала о таких понятиях как интерактивные  методы, проектная деятельность в процессе моего выступлению будет сказано еще об интеграции. Для того, чтобы сложилась более ясная картина их взаимодействия и соотношения, я изображу их в виде схемы. Все о чем мы сегодня говорим относиться к инновационным процессам, которые включают в себя такие формы работы как проектная деятельность, дистанционное обучение, дискуссии, презентации. Мы имеем дело только с проектной деятельностью, которая в свою очередь на интегрированных занятиях.

Перед тем как начать работу в данном направлении мы определили есть ли в нашем ДОУ условия или предпосылки такой работы:

- совершенствование развивающей среды;

- специалисты высокой квалификации, педагоги дополнительного образования;

- интеграция базисного и дополнительного образование, создание единого образовательного пространства.  

- потребность педагогов в инновационной деятельности;

- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

- многофункциональное взаимодействие с социумом;

Важнейшим условием успешного внедрения инноваций является методическое обеспечение инновационной деятельности, что предусматривает профессиональную деятельность администрации по созданию оптимальных педагогических условий для всех участников инновационного процесса. В данную работу была подключена и творческая группа детского сада состоящая из опытных воспитателей.

Внедряя метод проектов в образовательный процесс ДОУ, мы определили следующую цель и задачи:

Цель: создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии;

Задачи:

  1. Организовать систему работы из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта, используя интерактивные формы работы.
  2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
  3. Создать предметно – пространственную среду, соответствующую требованиям проектной деятельности.
  4. Разработать методические рекомендации для педагогов в рамках проектной деятельности.

Особое внимание было уделено следующим направлениям в работе педагогов:

- взаимодействию детей и педагогов на основе личностно – ориентированной модели воспитания;

- планированию и его корректировке;

Сейчас у нас происходит постепенный период к комплексно – тематическому планированию и также широкому использованию интегрированных занятий. В процессе проектной деятельности педагог отходит от применения готовых конспектов. Данное направление находиться в рабочем состоянии.

Планированию мы уделили особое внимание, т.к. оно дает возможность интегрировать и повсеместно использовать все виды деятельности, соблюдать этапность ее, выводить детей на самостоятельность и самоорганизацию деятельности.

 

Построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение

проектного метода в воспитательно-образовательный процесс.

Сейчас хотелось бы рассказать об этапах работы:

1 этап

Было проведено анкетирование педагогов для определения умений в качестве проектировщика, для определения интереса и мотивации педагога и самооценка качеств его личности.

Работа в инновационном режиме предполагает поиск новых неординарных форм и в повышении профессионализма педагогов. Для активизации творческой деятельности педагогов, для того, чтобы педагогов стал заинтересованным участником работы и для того, чтобы избавиться от пассивности отдельных педагогов. Мы уделяем особое внимание применению интерактивных методов. Применяя данные формы работы мы увидели, что они формируют у педагогов умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации. Они помогают педагогам чувствовать свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным и эффективным процесс обучения, а пассивных педагогов делает более активными и заинтересованными.  Более подробно об этой работе расскажет старший воспитатель.

Почти не один проект не проходил без привлечения родителей.  Мы начали расширять диапазон методов взаимодействия педагогов и родителей. На родительских собраниях мы стали применять интерактивные методы, в результате фигура педагога перестает быть центральной, он только регулирует процесс проведения собрания, заранее готовит вопросы, темы для обсуждения, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Это ставит родителей в активную позицию, помогает обратиться им к их социальному опыту.

Реализую поставленные задачи мы провели следующие мероприятия:

- консультацию «Что такое детское экспериментирование?» «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей»

- семинар – практикум «разработка групповых проектов»

- тренинг «Участие в проектной деятельности»

- педагогический совет «Учимся общаться» проходил в виде защиты проектов

При внедрении данного инновационного метода были использованы следующие приемы активизации и стимулирования педагогов:

- поощрение критического мышления, педагоги могут называть недостатки в работе ДОУ, но  и параллельно выдвигать предложение по ее совершенствованию;

- материальная поддержка педагогов;

- поощрять инициативу педагогов, давать  возможность реализовывать свои идеи;

- создание в коллективе атмосферы поиска и созидания;

И главное необходимо инновационное мышление администрации, схватывание перспективных новшеств, позитивный настрой на будущее.

В процессе работы ДОУ в инновационном режиме было разработано и проведено немало проектов. Были среди них и не совсем удачные. Но даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ составленного проекта поможет понять ошибки и создать мотивацию к повторной деятельности, побудить к самообразованию.

После двухлетней работы мы можем сделать следующие выводы:

  1. Педагоги освоили идеи и методы проектной деятельности.
  2. Изменился стиль общения взрослых с детьми.
  3. При применении метода проектов удобно использовать комплексно – тематическое планирование.
  4. Использование метода проектов способствует повышению самооценки ребенка, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе.
  5. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Не могу не сказать об индивидуальном проекте ребенка старшей группы Бирюковой Алины и мамы.

Данная работа способствовала сплочению коллектива, повышению профессиональной компетентности, изменилось отношение к нововведениям и позволила педагогам получить большее удовлетворение от работы.



Предварительный просмотр:

                                        Старший воспитатель

                                          МАДОУ детского сада

общеразвивающего  вида № 12 «Ягодка»

                            Кочетова Л.В.

«Использование интерактивных форм в методической

 работе с педагогами для повышения эффективности внедрения

 современных педагогических технологий»

Формирование позиции педагога, которая соответствует новым требованиям к его компетентности, является одной из основных проблем на современном этапе развития дошкольного образования.

Что такое компетентность?

Это «способность делать что – то хорошо или эффективно, способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой – либо профессии».

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов и ставит другие задачи: 

- сейчас недостаточно простого выполнения требований программы, необходимо полноценное и целостное развитие воспитанников;

- а также формирование детской компетентности и развитие общих способностей, которое обеспечат успешность детей в дальнейшем обучении;

- очень важно показать дошкольнику и научить его способам самостоятельного поиска и отбора необходимых сведений;

- следует также формировать умения ставить задачи и находить способы их решения, что позволит ребенку в дальнейшем ориентироваться в любых ситуациях.

Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий.

Построить интегрированный образовательный процесс возможно при условии сочетания базисных основ дошкольного образования с современными принципами дошкольной дидактики.

Для решения этих задач нужны новые, эффективные или инновационные формы работы с педагогами.

Мы создали некую систему работы с педагогическим кадрами, которая позволяет анализировать современные педагогические технологии и практически освоить планирование на интегративных принципах.

Мы тщательно отбирали и апробировали такие формы обучения педагогов, с помощью которых можно было не только объяснить принципы проектирования работы с детьми, но и практически их освоить сначала на учебных упражнениях, а затем и в процессе разработки содержания обучения по отдельным познавательным темам.

Надо сказать, что все новое дается нелегко. Одна из причин – возрастной барьер педагогического коллектива. И мы, пытаясь представить проектную деятельность как инновационную, важную, современную, открывающую больше возможности, натолкнулись на стену непонимания.

Проектная деятельность – непростая форма работы даже при наличии такого огромного выбора всевозможной литературы. Видимо далеко не каждый детский сад использует ее в своей работе.

Все это преодолеть нам помогло  интерактивное обучение педагогов. (Вы видите на столе разные фигуры. В каждой из них зашифрован вопрос. Педагоги выбирают понравившуюся фигуру и отвечают на вопрос. Молодые могут попросить помощи у своих наставников, закрепленных за ними). И как это бывает в любом коллективе, инициативные, творческие, грамотные лидеры повели за собой остальных.

Для начала мы узнали мнение воспитателей о технологии интерактивного обучения. Затем помогли определить сущность интегрированной системы.

Потребовалось организовать и провести цикл тренингов, после которых воспитатели смогли практически освоить разные варианты построения интегрированной системы работы с детьми.

Используя интерактивные формы обучения педагогов, делились на подгруппы, выполняли домашние задания, спонтанно составляли совместные проекты на самые фантастические темы. Использовали такой метод: предлагаем педагогическую проблемную ситуацию, даем на откуп воспитателям. Сами отстраняемся от руководства и наблюдаем, как после некоторого замешательства быстро находятся лидеры, берут все в свои руки, из представленных идей выбирают лучшую и формируют вывод или решение ситуации.

Иногда объединяли группы нестандартно: активных и пассивных. Цель:

- дать возможность почувствовать активным себя в качестве рядового исполнителя и наоборот при необходимости пассивный вынужден стать лидером. Нередко результат был потрясающий – с точностью наоборот – быстрее и лучше было решение в пассивной группе.

С точки зрения психологии подобного упражнения помогают человеку открыть в себе другие (может быть, новые) качества.

Надо сказать, насколько зависит успех обучения от среды, психологического пространства, в котором приходят занятия (это и свет, и отопление, и интерьер, и мебель, и внешний вид участника). Например, когда педагоги сидят на маленьких стульчиках, они ведут себя по – особому.

Мы знаем педагогов своего коллектива, которые специально или подсознательно берут маленький стул или садятся ближе к двери. Это их, своего рода, защитная реакция, которую мы, в свою очередь, используем для положительного результата.

Немного подробнее остановлюсь на применении интерактивных форм. Так, например, с помощью метода «мозгового штурма» показываем на практике, насколько эффективны некоторые приемы для проектной деятельности. Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы теории и практики. (Фото) /Вы видите, как методом «мозгового штурма» решается вопрос проведения КВН со студентами./

«Методический ринг». Одна из любимых нами форм работы с педагогами. Ее цель – совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. Фото. Здесь идет обсуждение темы «Развитие речи детей во всех видах деятельности». Иногда эту форму работы мы как часть включаем в педсовет, консультацию.

«Проективная игра». Одна из разновидностей деловой игры. Здесь составляется проект, алгоритм каких – либо действий. Основная цель игры – живое моделирование педагогического процесса, отработка определенных профессиональных навыков. Фото. Вы видите решения вопроса о проведении Дня Открытых Дверей.

«Аквариум». Эта форма диалога, когда двое доверенных лиц от каждой  команды обсуждают проблему. Все остальные выступают в роли активных зрителей. Фото. Здесь обсуждается вопрос: «Как повлиять на родителей, систематически опаздывающих в детский сад утром и вечером».

Существуют и другие интерактивные формы работы с педагогами, такие как:

- метод недописанных фраз;

- педагогический диктант;

- устный журнал;

- тренинги «Что бы это значило»? и другие.

(Для разминки, хочу предложить вам тренинг «Что бы это значило?» Вы видите на экране фотографию, подумайте и скажите, что бы это значило?)

Разумеется, каждая такая форма  обучения отличается друг от друга не только название, но и методикой проведения. На этой встрече я не ставила целью познакомить вас с ней (методикой). Хотелось показать вам важность, необходимость интерактивного обучения.  Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. У них формируются уважение к чужому мнению, умение делать обоснованные заключения и выводы.

Замечаем положительную тенденцию в работе педагогов: если раньше они предпочитали готовые разработки по планированию, то сейчас больше самостоятельно выстраивают свою деятельность, опираясь на имеющиеся пособия.

В результате использования интерактивного обучения педагогическог7о коллектива по освоению инновационных технологий значительно повышается эффективность внедрения в практику проектного метода. Чтобы проектный метод органично вписался в работу педагогов, необходимо научить воспитателей анализировать и оценивать свои профессиональные качества, развить мотивацию к профессиональному росту.

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов является приоритетом в деятельности любого образовательного учреждения. С этой целью в нашем детском саду разработана модель  становления и профессионального роста педагогов, то есть развития их профессиональных способностей, личностных качеств, организаторских, проектировочных, коммуникативных компетенций.

Чтобы данная модель работала, необходимо было организовать, продумать, обеспечить каждому педагогу собственное участие в жизни детского сада.

С этой целью воспитателям и было предложено разработать педагогические проекты. На настоящее время каждый педагог имеет свой проект. Анализ представленных инновационные преобразования, имеют творческий потенциал, способны совершенствовать опыт работы на основе проектирования.

Первые проекты, разработанные педагогами, стали отправной точкой для внедрения в деятельность детского сада технологии проектирования.

Проведенная большая серьезная методическая работа помогла педагогам сделать самостоятельный вывод: чтобы чему – то научить, не всегда надо «руководить», то есть показывать готовый способ действия, а лучше дать ребенку определенную свободу, чтобы он почувствовал. Подумал, попробовал разные варианты. 



Предварительный просмотр:

                                                                 Воспитатель МАДОУ детского сада

общеразвивающего  вида № 12 «Ягодка»

                          Носова Т.И.

«Организация проектного метода

 в работе с детьми»

В настоящее время в образовании на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.

Меняются функции педагога, теперь он  уже  не информатор, а организатор интеллектуального поиска. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, которые формируют активную роль ребенка.

Задача состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников навыки самостоятельной работы со знаниями. Что это значит?

- уметь точно формулировать проблему,

- собирать информацию;

- предлагать оригинальные варианты решений;

Основной познавательной активности, как мы знаем, является любознательность. Она, в свою очередь, предполагает:

- способн6ость самостоятельно решать творческие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности;

- коммуникативность;

- понимание и осознание себя, своих действия, поведения, речи, чувств, своих способностей;

Сейчас в работе с детьми широко применяется метод интерактивной игры, где роль воспитателя практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана действий.

Все эти технологии: интерактивные игры, интеграция деятельности детей и т.д. помогают саморазвитию личности ребенка и тесно переплетаются в проектной деятельности. Метод проектов, на мой взгляд, актуален и эффективен. Главное на этом пути учитывать возрастные особенности дошкольников и не переносить школьные методики проектной деятельности в детский сад.

Я работаю с детьми подготовительной к школе группы. Дети очень любознательные, работоспособные и активные. В этом году мы с ними работали над исследовательским проектом «Умная техника», реализуя приоритетное направление детского сада «Социально – личностное развитие». Хочу рассказать поподробнее о проведенной работе.

Создание проекта началось с банального рассматривания детской энциклопедии, где детей удивило и поразило то, что холодильник – то, оказывается, появился сравнительно недавно, а как же люди обходились без него, где хранили продукты?  А что делали без телевизора? Компьютера? Чтобы ответить на вопрос детей пришлось собрать достаточный теоритический материал, подобрать необходимый материал. Здесь ведущим методом являются эвристические познавательные беседы, наблюдения, экспериментирование. Трудно переоценить значимость дидактических игр, содержащих прежде всего обучающую, дидактическую задачу, которая достигается определенными игровыми действиями.

Это игры «Назови одним словом) (специальная техника», «Что лишнее». Дидактические игры формируют у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, предметом окружающего мира, систематизируют и углубляют знания детей.

На втором этапе работы по проекту вместе с детьми мы наметили дальнейший план наших действий: решили побольше узнать о чудо – технике, о ее значении, о людях, создавших ее. Всю дальнейшую деятельность мы рассматривали с позиции интеграции.

Третий этап проектной деятельности предполагает реализацию всего задуманного. Так мы и поступили. В первую очередь мы решили привлечь наших родителей, и не ошиблись. Они очень живо откликнулись на нашу просьбу и продемонстрировали детям дома бытовую технику в работе, которая у них есть. Результаты превзошли наши ожидания. Мама Кристины запечатлела дочь за стиркой белья; мама Кати зафотографировала дочь во время уборки пылесосом; Никита дома сконструировал компьютер и мама его сфотографировала; А Вика с мамой придумали рисунок, изобразив на нем умную машину, которая в будущем будет помощницей маме по дому; а Соня с мамой нашли очень интересное стихотворение про чудо – технику.

Опираясь на проделанную работу и интерес детей мы продолжили работу, организовав экскурсии на кухню детского сада, где дети воочию смогли увидеть как работает мясорубка, электроплита, а в прачечной дети увидели работу стиральной машины и утюга.  На этом этапе работы дети получили большую наглядную информацию и смогли оценить значимость чудо – техники для человека. Когда у детей был накоплен достаточный запас знаний теоритического  и наглядного характера, я активизировала внимание детей на изобретателях и их изобретениях, познакомила с изобретательством как разновидностью не только для конкретного человека, но и для человечества в целом, мастерами своего дела, у которых золотые руки и золотые головы.

Опираясь на программу О. Князевой «Я-человек», я разработала и провела серию занятий из цикла «Человек – творец». Их цель познакомить детей с жизнью древнего  человека, дать понятие что такое «открытие» и как мы называем таких людей, побуждать желание становиться изобретательным человеком.

Проделав такую глубокую, разностороннюю работу, появилась необходимость проведения обобщающего занятия, где была возможность закрепить у детей понятия: техника, «человек – творец», «изобретатель». Важно было обратить внимание детей на принцип работы технического устройства. Дети смотрели и слушали как работает кофемолка, видели результат – мелко перемолотый кофе. Результатом такого занятия явилось появление у детей устойчивого познавательного интереса к устройству техники, желание самому пользоваться техническим устройством, а самое главное – не бояться ее, при этом соблюдая технику безопасности.

Все мероприятия, которые проходили в рамках этого проекта, еще теснее сблизили воспитателя, детей и родителей.

Заключительным этапом проекта стал КВН, который в захватывающей игровой форме, азартно и весело подвел каждого ребенка к закреплению знаний о бытовой технике, воспитанию интереса к техническому прогрессу, гордость и уважение к людям – изобретателям. Дети самостоятельно разделились на две команды «Солнышко» и «Ракета».

Команды отгадывали загадки, перечисляли бытовую технику, разгадывали ребусы.

Капитаны команд достойно справились со сложными заданиями: назвали чудо – технику, которую можно использовать при приготовлении разных блюд. Всех порадовал музыкальный конкурс, в результате, конечно же, победила дружба.

Цель данного проекта была достигнута.

Проектным методом решаются многие задачи, одна из них – возможность как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. А также развивается оригинальность мышления на основе нестандартных действий дошкольников.

И, наконец, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформиться в виде культурно – значимого продукта.

Дошкольники успешно выполняют проектную деятельность, при этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей. Дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое мнение. Нельзя не отметить, что наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями, так как они становятся партнерами по совместной деятельности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на городском методическом объединение заместителей заведующих Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Представленное занятие является заключительным этапом продолжительного культурно-образовательного проекта "Здравствуй, Пушкин!"...

Отчёт о работе городского методического объединения заместителей заведующего в 2017-2018 учебном году

Городское методическое объединение заместителей заведующего возобновило свою работу, после непродолжительного перерыва.Отчёт содержит информацию о деятельности ГМО в2017-2018 учебном году...

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр

laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Районное методическое объединение заведующих «Дошкольное детство - как важнейший период становления духовно-нравственных основ ребёнка»

Районное методическое объединение заведующих«Дошкольное детство - как важнейший период становления духовно-нравственных основ ребёнка»В настоящее время современное российское общество остр...

КРИТЕРИЙ 4. ПУНКТ 4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования.

4.1.2. Участие в работе методических объединений: выступление на педагогических советах ОО, семинарах, заседаниях методических объединений по вопросам повышения качества образования, совершенствование...