Районное методическое объединение заведующих «Дошкольное детство - как важнейший период становления духовно-нравственных основ ребёнка»
материал

Шабаева Вероника Рифатовна

Районное методическое объединение заведующих

«Дошкольное детство - как важнейший период становления духовно-нравственных основ ребёнка»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей.

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в дет ском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образо вания.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.

Одной из основных задач нашего ДОУ является «Способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе воспитательно-образовательной работы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo21.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка»

Дергачевского района

Саратовской области

Районное методическое объединение заведующих

«Дошкольное детство - как важнейший период становления духовно-нравственных основ ребёнка»

                            Выполнила: старший воспитатель Шабаева В.Р.

2021г.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей.

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в дет ском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образо вания.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.

Одной из основных задач нашего ДОУ является «Способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе воспитательно-образовательной работы».

Решаем мы эту задачу посредством НОД, игровой деятельности, СОД, формирования развивающей среды в группах и помещении детского сада.

Работа в МДОУ детский сад «Алёнушка» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников ведется в таких направлениях:

первое направление – повысить профессиональную компетентность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;

второе направление – поднятие авторитета ДОУ в глазах родителей; вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно- нравственному воспитанию детей; организация работы дошкольного учреждения, которая строилась бы на взаимодействии с семьей «на равных»;

третье направление – указывает на необходимость включение в работу с детьми содержания, которое позволило бы ребенку понять значимость семьи, родных и близких в его жизни;

четвертое направление – расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.

Формы работы по повышению компетентности педагогов в вопросе духовно-нравственного воспитания детей: педсоветы; семинары; консультации; самообразование; открытые мероприятия; круглые столы; деловые игры.

С 24 по 27 ноября 2020 года педагоги приняли участие в V Межмуниципальных Михаило-Архангельских образовательных чтениях: Колесникова М.В. и Кулушева Г.М. из опыта работы по проектной деятельности «Богатыри Земли Русской», Нургалиева З.Т. методическая разработка лэпбук «Богатыри».

22 декабря педагоги приняли активное участие в коучинг-сессии «Профессиональная деятельность воспитателя в современных условиях развития дошкольного образования» СОИРО: Шабаева В.Р. «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста», Пурахина С.А. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с малой родиной», Коблова И.Н. мастер-класс «Путешествие по реке времени».

В феврале 2021 года Колесникова М.В. приняла участие в Всероссийском конкурсе «Серафимовский учитель».

Воспитатели Нургалиева З.Т. и Кулушева Г.М. приняли участие в IV Иоанновских чтениях Федоровского муниципального района Саратовской области.

Второй год воспитателем Колесниковой М.В. ведется кружковая работа по духовно-нравственному воспитанию «Мир доброты» по программе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Дорогою добра: первые шаги», которая составлена директором Воскресной учебновоспитательной группы «Воскресение» прихода храма Святого Праведного Иоанна Кронштадтского р. п. Мокроус Федоровского района Саратовской области Оксаной Михайловной Ткаченко.

Воспитатели Колесникова М.В. и Пурахина С.А. приняли участие в муниципальном конкурсе «Лучший православный уголок».

Работа с детьми по формированию духовно-нравственных качеств личности

Очень важно, чтобы нравственное становление ребенка предполагало не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила и воспитание нравственных чувств, но и происходило освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех аспектах его проявления.

Очень велико значение игры в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра – основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Перед игрой педагоги, как правило, рассказывают о культуре и быте того или иного народа. Воспитатели с детьми играют в русские народные игры: «Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната»,

Из дидактических игр воспитатели используют игры по приобщению детей к русской народной культуре: «Собери матрешку», «Подбери узор к игрушке», «Сортируй узоры», «Угадай, какая роспись?». В уголках по изобразительной деятельности для выполнения ребенком самостоятельной работы воспитателями приготовлены шаблоны изделий народного промысла (матрёшки, деревянные ложки, доски, кувшины, кружки).

В нашем детском саду в группах сложилась традиция утреннего круга. Неслучайно утреннему сбору детей в ДОУ педагоги уделяют особое внимание. Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день. Творческий подход к встрече дошкольников позволяет не только настроить их на положительное общение, но и побуждает детей к доброжелательному отношению в коллективе; создает радостное настроение; формируют нравственные качества, развивают внимание, речь; воспитывают интерес к предстоящей деятельности. В каждой группе разработана картотека игр для утреннего сбора: «Связующая нить», «Хорошо-плохо», «Ласковые слова», «Пусть всегда будет…», «Круг радости», «Комплименты», «Пожелание», «Подарок другу» и др.

Формирование и развитие у обучающихся духовно-нравственных качеств, создание условий для воспитания доброты, сочувствия, отзывчивости, заботы достигаются воспитателями через сюжетно-ролевые игры.

Со своими воспитанниками воспитатели проводят следующие сюжетно-ролевые игры с целью воспитания нравственных качеств:

  • «Семья». Данная игра воспитывает у детей качества, свойственные будущим родителям (чуткость, способность к сопереживанию, развивает умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях);
  • «Летчики»«Космонавты»«Детский сад»«Дорога». Эти игры воспитывают у детей нравственно-волевые качества, готовят их к труду, Роль, исполняемая ребенком в игре, побуждает его вести себя так, как и ведет себя в жизни настоящий летчик, шофер. Взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка;
  • «Школа». Эта игра готовит ребенка к обучению в школе. Ребенок примеряет на себя новую социальную роль школьника — прилежного ученика, учит строить взаимоотношения с окружающими;
  • «Больница». Игра воспитывает сочувствие, симпатию, жалость, внимательное отношение к другим людям, вежливость;
  • «Магазин». Данная игра воспитывает культуру поведения в общественных местах, помогает закрепить нравственные привычки говорить спасибо, пожалуйста, воспитывает дружеские взаимоотношения и другие игры.

Одним из эффективных методов формирования духовной культуры дошкольников выступает театральная деятельность. Именно этот вид деятельности, как ни один другой, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Организовывая  игры - драматизации, театральные этюды воспитатели создают эту радость для детей, одновременно формируя устойчивый интерес к театрализованным играм. Это происходит в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, драматизаций, потешек, стихотворений, показа театральных постановок малышам. Детям нравится играть в театральном уголке. Силами педагогов и родителей он оснащен разнообразными видами театра: варежковый, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок и др.; имеются разнообразные музыкальные инструменты для обыгрывания сказок, мультимедийные презентации к театральным постановкам. В уголке имеются костюмы персонажей сказок, различные атрибуты для театрализованных игр, маски.

С большим интересом в самостоятельной игровой деятельности дети играют с перчаточными, настольными, пальчиковыми играми, при этом импровизируют, имитируют, создают образ сказочного героя.

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольников.

Приобщение к музыкальному искусству способствует духовно-нравственному развитию детей. Традиционная система музыкального образования в детском саду включает богатый фольклорный материал. При этом дошкольники являются в меньшей степени слушателями и зрителями, они — исполнители. Дети разучивают песни о красоте родного края, исполняют народные танцы, участвуют в национальных музыкальных играх.

Детские песенные композиции поэтов и композиторов XX-XXI вв. расширяют представления дошкольников о моральных категориях в жизни человека. С музыкальных занятий и утренников в детском саду через всю жизнь звучат для нас девизом слова песен: «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит», «Если хочешь быть счастливым, честным будь и терпеливым», «Край, который с детства дорог, Родиной зовётся».

Хоровое пение учит детей прислушиваться друг к другу и передаёт в текстах песен вечные ценности.

На музыкальных занятиях музыкальный руководитель использует музыкально-дидактические игры «Три медведя», «Куда пошла матрешка», «Русские народные инструменты», «Веселые матрешки», «Веселые петрушки» и т.д.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников нельзя ограничиваться только музыкальными занятиями, необходим комплексный подход, который включает в себя проведение праздников и развлечений.

Праздники, традиционные, календарные и православные, являются неотъемлемой частью нашей духовной культуры и всей жизни. Приобщение к ним начинается в детском саду, в дошкольном возрасте музыкальными руководителями и воспитателями. Участвуя в праздничных и развлекательных мероприятиях, дети знакомятся с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями, в детях формируется праздничная культура. На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений (планирование, выбор содержания и тематизма, подбор музыкального, игрового, театрально-драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов, проведение праздника) обязательно и необходимо помнить о задачах, направленных на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.  

Так, при планировании праздников и развлечений в детском саду помимо традиционных и светских праздников (Новый год, 8 Марта, Выпускной, 9 мая) в годовой план можно включить празднование православных праздников и праздников, связанных с русскими народными традициями, народным календарем (Рождество, Масленица, Праздник урожая, Пасха, Рождественские Колядки, Осенины).

Именно в этих праздниках формируются элементы духовности, патриотизм, воспитывается национальная культура и положительное отношение к ней.

Формы работы с детьми: ООД (ознакомление с народным фольклором, беседы нравственного содержания, выставки детского творчества, разучивание народных подвижных игр); совместная деятельность детей и педагогов (про- ектная деятельность, православные праздники, экскурсии по городу, музеи, храмы); самостоятельная деятельность детей.

Участие родителей в образовательной деятельности

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно- нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что имен- но в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи. То, что ребёнок в детские го- ды приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Поделюсь с вами опытом данной работы по этой теме. И начать я хочу с игр, значение которых в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются ос- новы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполови- ну сформирован как личность.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедуш- ки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботит- ся о нем столько.

Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию ду- ховно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода до- школьного возраста.

Формы работы по вовлечение родителей в образовательную деятель- ность ДОУ: анкетирование; мониторинги; родительские собрания, консульта- ции, практикумы-семинары; фотовыставки; выставки народного творчества; участие родителей в проектной деятельности; праздники и развлечения.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе духовного развития детей дошкольного возраста осуществляется так- же в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных орга- низаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспита- нию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требова- ния, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогиче- ское воздействие.

Для систематического и планомерного взаимодействия с общественными организациями по духовно-нравственному воспитанию детей составлен и реа- лизуется план работы МБДОУ с общественными организациями. В процессе взаимодействия использовались следующие эффективные формы работы: Ак- ция «Трудовой десант»; Экскурсия в краеведческий музей; Совместные спор- тивнее соревнования с дошкольниками других ДОУ и учениками школ; Ма-

стер – класс «Рождественский подарок»; Концерт учеников музыкальной шко- лы «Дети – детям».

Экскурсия в библиотеку (тематические беседы на нравственные темы) и многое другое.

В процессе работы по духовно-нравственному воспитанию детей достиг- нуты следующие результаты: повышена компетентность педагогов по духов- но-нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста; оптимизиро- вано взаимодействию с родителями, произошла активизация позиции родите- лей как участников педагогического процесса детского сада; произошло рас- ширение связей ДОУ с социумом.

Перспективы дальнейшей работы по формированию духовно- нравственных качеств личности дошкольников: специфика дошкольного обра- зовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети под- готовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Именно поэтому педагоги нашего детского сада продолжат работу по воспита- нию духовно-нравственных качеств личности детей и ознакомлению дошколь- ников с историей, культурой и традициями родного края, привлекая к этой про- блеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы ро- дители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощни- ками. Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по духовно-нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родите- лями и общественностью по проблеме духовно-нравственного воспитания де- тей старшего дошкольного возраста.

По словам Сухомлинского Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей сейчас испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родной земле.

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Работа нашего дошкольного учреждения представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог – ребенок — семья».

Работа по духовно-нравственному воспитанию в нашем детском саду проходит через все виды организованной образовательной детской деятельности. Мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, которых активно включаем в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей. 

С учётом работы над проблемой педагоги детского сада повышают свою квалификацию через разнообразные формы методической работы: советы педагогов, консультации, семинары, мастер-классы, методические объединения, вебинары.

В каждой групповой комнате имеется патриотический уголок, в книжных уголках в большом количестве имеются книги на военную тематику, животных, о Родине, родном крае. В творческих лабораториях педагогами ведется активная работа по разработке цикла занятий по ознакомлению с окружающим, историей и культурой русского народа, православной культурой, народным искусством.

Воспитывать любовь к Родине, родному краю, как начала патриотизма - значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Ведется работа над формированием представлений о детском саде, труде взрослых, о посёлке, его истории, знакомят с улицами и достопримечательностями, дают представления о России и нашего Дергачевского района, знакомят с природой, литературой, символикой. Ставя задачи воспитания привязанности ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, педагоги формируют желание помогать друг другу, знакомят с понятиями «семья»«защитник Отечества», формируют представления о родственных отношениях между близкими членами семьи, помогают ребенку осознать себя как «Я», как члена семьи, жителя своего города, Республики.

Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. В ходе бесед детям рассказывается о славных полководцах прославивших Россию с древних времен до нашего времени, русских богатырях. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви. Стало традицией проводить месячники по военно-патриотическому воспитанию ко Дню защитника Отечества и празднованию Дня Победы. Так, в рамках реализации долгосрочной патриотической акции «Память сердца», проходившей с 15 марта по 01 ноября 2020 года в память о том тяжелом времени и о той великой радости в День Победы, мы с воспитанниками шесть месяцев путешествовали по дорогам Памяти. Рассказывая о войне, ее лишениях и подвигах, мы увидели неподдельное сочувствие и переживание в глазах детворы. Да, они еще дети, но есть возможность сравнить то, что есть, с тем, что было – «настоящим жить и прошлым дорожить». Ведь именно нашему юному поколению дарована миссия - сохранить нашу историю, передать своим детям и внукам память о нашей Великой Победе! А наш долг - воспитывать в своих детях уважение к ветеранам, помнить войну, чтобы не было другой!

Любить Родину - значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины. Систематическая работа по воспитанию духовно-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты. Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии, выставки. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее, чем повествовательное. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты. Целевые экскурсии к памятникам «Погибших шахтеров», стеле «Скорбящая мать» и аллеи Славы, на почту, аптеку и пожарную часть города, встречи с администрацией городского совета помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений города, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города, о чистоте на наших улицах.

Ознакомление с родной природой является одной из главных составляющих патриотического воспитания детей. В ГДОУ хорошо понимают, что воспитание души начинается с постижения природы, что без любви к природе нет в душе человека ни красоты, ни гармонии, что любовь к природе должна быть не просто любованием, созерцанием, она должна быть деятельной. До сознания детей доводится, что окружающая природа это наше богатство, которое надо беречь, и с этой целью создана малая экологическая тропа, оформлены альбомы, папки - передвижки, дидактические игры, организуются целевые экскурсии. На занятиях педагоги широко используют отрывки из замечательных произведений писателей природоведов М. Пришвина, Е. Чарушина, В. Бианки.

В. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей. Одной из приоритетных задач ГДОУ - формирование духовно-нравственных основ как базиса личностной культуры ребенка. Программа духовно-нравственного воспитания предусматривает формирование у детей культуры поведения. За этими лаконичными рекомендациями кроется целостная система воспитания, ибо культура поведения - это, в конечном счете, всегда результат воспитания ребенка. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социально нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.

Еще одним из средств формирования нравственных представлений в нашем дошкольном учреждении является сказка. Сказка - неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания детей. Поэтому особой популярностью у детей пользуется театральный кружок «Непоседы», где дети дошкольных групп не только знакомятся со сказками, а являются их участниками. Систематически проводятся инсценировки сказок, развлечения, направленные на социализацию детей, на обогащение их социокультурного опыта. В группах оборудованы театрализованные зоны с различными видами театров, уголки ряженья.

Качественная подготовка детей к обучению в школе, формирование духовной зрелости выпускника - важное направление деятельности педагогического коллектива «Огонька». Разработан и реализуется план работы с ГОУ города «Артемовской средней школой №8» и «Артемовской гимназией №7», предусматривающий проведение совместных методических и культурных мероприятий. Совместная деятельность школы и детского сада показала, что происходит процесс взаимного общения детей, обеспечивается реальное сотрудничество учителей и воспитателей, становится более разнообразной работа с родителями.

Работа по духовно-нравственному воспитаниюпроводится в тесном сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования: ГУ ЛНР «Артемовская детская школа искусств» и священнослужителем храма святых в земле Российской просиявших. Дополнительное образование охватывает различные аспекты детского творчества с целью удовлетворения разнообразных интересов. Организовываются занятия, экскурсии, концерты, спектакли, тематические вечера, выставки, конкурсы.

Осуществляя работу по духовно-нравственному воспитанию, следует отметить тесное сотрудничество с настоятелем храма Всех святых в земле Российской просиявших города Артемовска иереем Михаилом. Священник постоянный гость всех проводимых народных и православных праздников, ведь праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Для этого совместно подбирается материал для сценариев так, чтобы он помогал наполнить досуг ребенка радостью и смехом и при этом дать необходимый запас знаний - «День святого Николая «Рождество»«День Ивана Купалы»«Вербное воскресение»«Зеленые Святки Троицы»«Праздник Сороки»«Пасха»«Благовещение»«Покровские осенины»«Синичкин день»«Масленица» и другие. Такие мероприятия связывают всех участников с жизнью детского сада, города, республики и планеты в целом, развивают творчество, эстетические и нравственные качества, приносят радость. Замечено, что после проводимой работы у детей стали в большей степени проявляться гуманные качества, родители стали чаще посещать церковь с детьми.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Наша задача - помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения ко всему живому. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Повышению воспитательных возможностей семьи, расширению её культурных и духовных потребностей содействует активный поиск контактов с родителями. В практике бытуют самые разнообразные формы работы с семьей, начиная от индивидуальной беседы и до консилиума. В коридорах на стендах размещена краткая, но важная информация,положительно характеризующая ГДОУ: дипломы, грамоты и другие сведения о достижениях детей и педагогического коллектива. Организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, творчества педагогов. В групповых комнатах, в приемной имеются «Уголки для родителей», где размещается информация о жизни конкретной возрастной группы - «Вести из группы»«День за днем»«Мир увлечений»«Выставка Волшебного Карандаша», оформлены стендовые фотовыставки «Моя семья»«Мой город». Созданию единого коллектива детского сада и семьи, духовному сближению детей и родителей, всемерному совершенствованию сферы общения взрослых и детей способствуют совместные праздники «День знаний»«8 Марта»«Новый год»«День пожилого человека»«День матери», огоньки «От всей души», спортивные мероприятия. Важными событиями в детском саду являются праздники отцов «Защитники Отечества»«Сильные, ловкие, смелые»«Русские богатыри», в ходе которых идёт особый разговор о роли мужчины в семье. С целью привлечения семьи к благотворительной деятельности, проводим акции, конкурсы, выставки как республиканского и районного, так и садового уровней - «Поможем зимующим птицам»«Открытка ветерану»«Плакат Победы»«Посылка солдату»«Пасхальные чудеса»«Навеки вместе»«Голубь мира» и другие.

Результатом духовно-нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно-нравственной личности ребёнка. И это работа не одного дня и не одного года. Только совместными усилиями воспитатель – родители - социум, данного результата возможно добиться! Педагогический коллектив убеждён в том, что все социальные институты нужно рассматривать не изолированно, а как часть единой интегрированной воспитательной системы в социуме.

Мир вступил в новый век. Каким он будет - во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей - будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества. Воспитательная система дошкольного учреждения - понятие динамичное. Она изменяется в зависимости от требований времени и общества, субъектов деятельности. Образовательная система ясли - сада «Огонек» будет совершенствоваться, усложняться содержанием, обогащаться новыми формами работы, от чего жизнь в коллективе и социуме будет ярче и плодотворней. Но основная цель, выбранной нами воспитательной системы останется - воспитание высоко духовно- нравственной Личности, любящей свою Родину, свято верящей в ее великое Будущее!

С целью привлечения семьи к благотворительной деятельности, проводим  акции «Добрый портфель», «SOSисочка», «Посылка солдату». Общими усилиями  родителей и детей собираем канцелярские принадлежности, продукты для животных, которые находятся в приюте. Через проведения благотворительных акций, доносим до сознания  и сердца ребёнка такие понятия, как милосердие, доброта по отношению к окружающим, животным.

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, телефона, планшета с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, игр не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить интерес подрастающего поколения к чтению, к книге.  Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи.

Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге.

В нашем детском саду мы с начала учебного года стали использовать одну из новых форм работы по данной проблеме, которая называется буккросинг.

Идея буккроссинга подходит для этого как нельзя лучше. Что такое буккроссинг? (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот. Его идея довольно проста – «Прочитал книгу сам – передай другому».

Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей.. Семья всегда остается первым, естественным и в тоже время священным институтом, в который каждый человек вступает в силу необходимости. В семье с первых дней жизни ребёнок устанавливает законы нравственных отношений, осваивает нравственные нормы. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен

Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что системное, конструктивное сотрудничество с семьёй, направленное на сохранение традиций непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и школе требует новых форм, а подчас и обновления содержания родительско-педагогического сотрудничества.. Детский сад обязан и способен взять на себя поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Общие дела, реализуемые совместно с родителями, должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга.

Заметное место отводится организации и проведению православных общенародных праздников. Целью таких праздников, является приобщение воспитанников к истокам русской народной культуры, восстановление традиционного уклада. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и их родителей. Это могут быть рукодельные куклы и игрушки, книги «семейных издательств», созданные совместными усилиями детей, их сестёр и братьев, родителей и бабушек. На масленицу родители не только зрители, но и участники конкурса на лучшее семейное выступление.

Приобщение детей к нравственности на основе духовных ценностей проходит во всех видах деятельности: через воспроизведение русских народных сказок, на театрализованных представлениях, при активном использовании малых фольклорных форм, пословиц, поговорок, потешек, которые родители разучивают в семейной гостиной.

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

Педагоги нашей дошкольной группы на доступном уровне знакомят детей с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, основами православной культуры, традициями и бытом, что способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству и уважения к предкам.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

Приоритет духовного пронизывает также народный календарь,. Здесь достаточно упомянуть о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей — Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне

Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса принесло положительные результаты. Можно проследить положительную динамику уровня нравственного развития воспитанников: дошкольники владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание районного методического объединения педагогов дошкольного образования

Тема: «Приоритетные направления воспитательной работы в современных условиях развития общества»    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10891643","attributes":{"...

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок пред

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство &nda...

Районное методическое объединение педагогов дошкольных образовательных учреждений Благовещенского района.

Дети в национальных костюмах, аннимационное представление и настоящая фаршированная щука: в детском саду "Светилячок" педагоги  поделились опытом работы.  и....

Районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме: "Формирование элементарных математических представление у детей дошкольного возраста".

28 ноября на базе детского сада «Хараасгай» прошло районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме «Формирование элементарных математиче...