Исследовательская деятельность"Виды транспорта"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Каждый мальчишка интересуется видами машин, поэтому мы провели исследовательскую работу по видам транспорта

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

                               Исследовательская работа

              по теме: « Виды транспорта»

                                                                Выполнил: Кадыров Руслан

                                                Старшая группа МДОУ № 17

 

                                                 Руководитель: Костенко И.В.

                                            Ухта, 2011г.

                                        Содержание:

  1. Введение
  2. Основная часть

 - История транспорта;

 - Виды транспорта;

 - Что называют транспортом?

 - Для чего нужен транспорт?

     3. Заключение

     4. Литература

     

                                 Введение

             Самым первым изобретением человечества была, наверное, обыкновенная палка, которую люди начали использовать для защиты или для того, чтобы достать с высокого дерева фрукт.

              Потом появились первые сельскохозяйственные орудия, первое колесо, различные транспортные средства...

            Я решил изучать этот вопрос, потому что я очень интересуюсь машинами. И мне интересно их история, сколько видов их существует.

Цель исследования: Собрать информацию о транспорте (историю, видах)

Задачи исследования: 1. Изучить литературу;

                                      2. Выдвинуть гипотезу и проверить ее.

                                      3. Провести исследование и сделать вывод.

Гипотеза исследования: Я предположил, что транспорт нужен для перевозки чего-нибудь.

Проблема: Какие виды транспорта и для чего они служат?

                                       Основная часть

1. История транспорта.

Как появился первый транспорт?

            Давным – давно, когда человек жил в пещере, носил шкуру вместо одежды и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги, и жизнь нашего далекого предка зависела, в основном, от его умения быстро бегать. Древний человек был вынужден убегать от хищных зверей и сам догонять добычу, иначе он был съеден свирепыми хищниками или умер от голода. Но человек уже встал на две ноги, а большинство хищников оставалось на четырех, поэтому бегать с ними наперегонки было сложно.

            Шли столетия. древний человек уже не хотел полагаться только на быстроту своих ног. Он был самым хитроумным из всех созданий природы и, наблюдая за табунами диких лошадей, думал, как же облегчить себе жизнь и использовать не свои ноги, а чужие? И когда на пути ему повстречался маленький жеребенок, отбившийся от стада диких лошадей, первобытный человек взял его с собой, накормил и оставил ночевать в своей пещере.

             Вскоре жеребенок превратился во взрослого коня – надежного друга человека.

С помощью лошади человек пахал землю, перевозил грузы, да и в бою верный конь не раз спасал жизнь воину. Это умное, сильное животное стало для нашего далекого предка его первым транспортом, и назывался такой транспорт гужевым. Гужевым транспортом у разных народов стали служить верблюды, слоны, ослики и другие животные.

Как человек придумал колесо?

          Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и в конце концов он придумал КОЛЕСО. Это было великое изобретение, которое изменило жизнь людей.

                                             С появленьем колеса

                                             Происходят чудеса!

                                             Как же жили – вот вопрос –

                                             Раньше люди без колес?

          Считается, что колесо изобрели в одной из стран Древнего Востока. Попытаемся представить, как это было.

           Шло строительство гигантской пирамиды. Им надо было выламывать из горы огромные камни и тащить их к месту строительства.

Несколько человек безуспешно пытались сдвинуть с места один из гигантов. Палящая жара. Люди уже выбивались из сил, а глыба – ни с места. Но работу надо было закончить до захода солнца, иначе рабочих ждали жестокие наказания. Кто-то с досады пнул ногой лежавшее на земле круглое бревно, и  оно с грохотом откатилось в сторону. Увидев это, человек воскликнул: «Сейчас я отдал бы все на свете, чтобы ужасный булыжник покатился по земле так же легко, как это бревно!» Он посмотрел сначала на камень, потом на бревно и принял удивительно простое решение: сообразительный рабочий предложил своим товарищам подложить несколько бревен под камень, а затем толкнул его – неожиданно тяжелая глыба сдвинулась с места и легко заскользила по бревнам… Дальше люди  поняли, что делать. В течении всего пути они продолжали подкладывать бревна под движущийся камень и благополучно доставили его на место строительства.

             Именно бревна натолкнули человека на мысль о более удобном транспорте – повозке на колесах.

              К сожалению, мы не узнали имени того, кто придумал колесо. Прошло много столетий, но этот круглый вращающийся предмет продолжает служить человеку. Практически весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес.

Первый автомобиль с паровым двигателем


Слово "велосипед" переводится, как "быстрая нога".

Первый трамвай

Первый троллейбус

2. Виды транспорта

Каким бывает транспорт?

 Я узнал, что транспорт бывает наземный, водный, воздушный и даже космический.

    Наземный транспорт – это автомобили, автобусы,    

   троллейбусы, трамваи,                    

    поезда, велосипеды, мотоциклы, повозки с лошадьми, которые  

   движутся по земле.

Велосипед- это механический вид транспорта, который приводит в движение сила ног человека. Что может быть проще велосипеда? Казалось бы, из всех видов современного транспорта он самый незамысловатый.

Велосипеды бывают дорожные, спортивные, цирковые. Цирковые велосипеды к транспорту не относятся.

В зависимости от возраста того, кто садится за руль, бывают детские, подростковые и взрослые. Они отличаются размерами и количеством колес.

Мотоцикл по внешнему виду напоминает велосипед, но больший по размеру, с мощными колесами и массивным корпусом.

Мотоцикл  сочетает в себе достоинство велосипеда и автомобиля. На ровной местности мотоцикл может разгоняться до такой же скорости, что и автомобиль.

Легковой автомобиль невелик по размеру и весит значительно меньше грузового автомобиля или автобуса, отсюда и название – легковой. В обычный легковой автомобиль помещается пять человек, чтобы управлять машиной, необходимо знать правила дорожного движения.

Внедорожник. Существует разновидность легкого автомобиля – внедорожник. Он крупнее и прочнее обычной «легковушки». Внедорожник способен ездить не только по асфальту, но и по неровной лесной дороге, и по полю с оврагами и ямами. Некоторые модели таких автомобилей называют джипами.

Такси. Когда опаздываешь на работу, на вокзал быстрее добратьсядо нужного места можно на такси. Такси – этолегковой автомобиль, который перевозит людей и грузы. Водитель за такси берет определенную плату.

Грузовой автомобиль. Когда –то человек приручил лошадь, осла, слона, верблюда, чтобы не таскать тяжелый груз на себе. Он придумал со временм грузовой автомобиль. Такая машина силач может везти на себе столько тяжести, сколько не подняла бы лошадь, верблюд и слон вместе взятые. Чего только не перевозят грузовые автомобили в своем кузове – доски, бревна, зерно, овощи, фрукты, уголь, землю и т.д.

Есть еще специальный транспорт.

Если где-то вспыхивает пожар, то набрав по телефону «01», мы вызываем пожарную машину. Большие мощные машины красного цвета.

Если нашей безопасности кто-то угражает, мы набираем по телефону «02» и вызываем полицию. К нам спешит автомобиль белого цвета с синей полосой.

Если кому-то срочно нужен врач, мы набираем «03»  и вызываем «скорую помощь» Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по вызову.

Помимо «пожарной», «полиции» и «скорой помощи» существует множество других специальных автомобилей. Такие машины убирают снег, поливают улицы, вывозят мусор, работают на полях.

Автобус. Когда нам надо куда-то доехать, мы садимся на автобус. Автобус доступен для любого человека, поэтому является общественным транспортом – это значит «транспорт для всех».

Автобусы, в зависимости от маршрута, бывают городские, пригородные и специальные.

Троллейбус – вид транспорта, у которого на крыше дуги. Этими дугами троллейбус цепляется за провода, и через них к его двигателю поступает электрический ток.

Трамвай. В больших городах на проезжей части можно встретить рельсы. По ним ездят трамваи. Он состоит из вагонов.

Поезд – это железнодорожный транспорт. Они бывают пассажирскими и товарными. Пассажирские перевозят людей, а товарные – различные грузы.

Водный транспорт – это теплоходы, ледоколы, лодки, катера и другие суда, которые плавают по воде.

Водный транспорт используется для перевозки людей и нескоропортящегося груза.

Современный водный транспорт, безусловно, медленнее авиационного, но он более эффективен при перевозке больших количеств груза.

Лодка служит тоже транспортом на воде.

Теплоход  пассажирский (лайнер). Он возит пассажиров на большие расстояния  по океанам, морям.

Катер – небольшое быстроходное судно. Катера бывают военные, патрульные, спасательные и спортивные.

Ледокол. Когда вода покрывается льдом, ледокол, как локомотив, идет вперед и своей носовой частью проламывает лед.

Подводные лодки – одни из самых опасных военных судов, потому что они невидимы.

Судно – это плавающее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых и военных целей.

 Транспортные суда – те, что перевозят людей и грузы.. Промысловыми являются, в основном, рыболовецкие суда, а военными – военные корабли.

Воздушный транспорт – самолеты, вертолеты

Самолет – летательный аппарат, который способен перевозить людей и грузы по воздуху. Самолеты курсируют между городами и странами. Они бывают трех видов -  пассажирские, грузовые и военные, специальные, спортивные.

Вертолет схож со стрекозой не только внешне, но и летают они похоже. Скорость вертолета меньше, чем у самолета, но зато он, подобно стрекозе, способен зависать в воздухе, чего не может сделать ни один самолет. Вертолет может подниматься в воздух с любой ровной площадки. Вертолеты бывают санитарно-спасательные, военные, грузовые.

Космический транспорт - это вид транспорта, используемый в безвоздушном пространстве для перевозки людей или грузов. Что касается полетов человека, то как правило, пассажиры являются одновременно и командой, которая управляет транспортным средством. Некоторые космические суда, такие как «Прогресс» просто перевозят грузы, в них нет человеческой команды управления. Эту роль берут на себя роботы, либо же автоматизированная система управления.

В космическом деле все чаще используются ракетные технологии. Существует несколько типов космических ракет, которые подразделяются по принципу целей, выполняемых в безвоздушном пространстве:

  1. орбитальные системы
  2. межпланетные космические аппараты
  3. межзвездные космические аппараты
  4. межгалактические космические аппараты
  5. суборбитальные системы
  6. околоземные космические аппараты

Каждый из вышеприведенных космических аппаратов имеет конкретные цели, из-за чего различаются в конструкции. Итак, главные задачи подобных аппаратов это: исследование поверхности Земли и других планет, отслеживание метеоусловий, поддерживание телекоммуникаций (спутники), а также появившийся относительно недавно космический туризм.

3.Что называют транспортом?

              Люди с давним времен верили в чудеса и сочиняли волшебные сказки. Ковер – самолет легко переносил сказочных героев по воздуху через моря и океаны.

          Мы  помним про удивительную самоходную печку, на которой Емеля ездил к царю.

          И ковер-самолет, и Емелина самоходная печка являются транспортом. Только волшебным. А у нас в настоящее время «транспорт» означает – «перемещение». Поэтому транспортом называют обычно то, что перемещается в пространстве: ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.

4. Для чего нужен транспорт?

               Как было хорошо, если детский сад, место работы родителей, магазины были бы рядом с моим домом! Нередко бывает, что желаемый адрес находится так далеко, что идти до него, вероятно, пришлось бы несколько часов, дней, а то и лет. Вот тут-то и оказывается, на помощь приходит транспорт. Мы садимся в автобус или самолет и добираемся до места значительно быстрее, чем ногами.

              А теперь представим такую ситуацию. Мой двоюродный брат живет в другом городе. Скоро у него день рождения и я хочу  поздравить его с праздником и вручить подарок.

              Тогда я пойду на почту и отправлю посылку, предварительно написав адрес, а дальше поезд или самолет, доставят подарок в нужный город. Потом с вокзала на машине привезут его на почту, где брат придет и получит свой подарок.

               Теперь я понимаю, что транспорт существует для того, чтобы перевозить людей и грузы из одного места в другое.

Заключение

Подходя к концу своей исследовательской работы, можно смело сделать выводы:

Я могу подтвердить свою гипотезу, что транспорт служит для чего-нибудь, а именно для перевозки грузов и людей. А также я узнал, какие бывают виды транспорта и какова их роль в жизни человека.

Список литературы:

  1. Нефедорова К.П. Транспорт. – М.: «Гном»,2010
  2. http://www.lifetransport.ru
  3. http://www.muzel.ru/article/outgo/tramline/itor
  4. http://www.sci.aha.ru/ALL/k1.htm

                               Исследовательская работа

                                  (выступление)

1. Добрый день! Меня зовут Руслан Кадыров. Мне 5 лет и в этом году я перешел в старшую группу.          

     Моя исследовательская работа называется «Виды транспорта»

2. Все мальчишки интересуются машинами, техникой. Транспорт является частью нашей жизни. Я  сам давно интересуюсь машинами. И мне стало интересно как же  появился транспорт, какие виды транспорта существуют, да и зачем он нужен нам.

3. Я поставил перед собой цель- собрать информацию с помощью взрослых о транспорте.

4. Мне предстояло решить такие задачи: Изучить литературу, выдвинуть гипотезу,  исследовать тему, сделать вывод.

5. Я предположил, что транспорт нужен для перевозки чего-нибудь.

6. Предо мной встала проблема: как определить для чего нужен транспорт?

7. Я определил для себя пути решения этой проблемы:

    - Спросить у взрослых, что называют транспортом?

    - Рассказать мне историю транспорта.

    - Каким бывает транспорт?

    - Для чего нужен транспорт?

8. Так как я еще ребенок и мне 5 лет, то в моем исследовании мне помогали взрослые,  которые мне показывали информацию в книгах, в Интернете, по телевизору, в журналах.

9. Я применял следующие методы: исследование, изучение литературы, сбор и анализ информации, наблюдение.

10. Затем я составил план исследования: - Собрать информацию по теме;

                                                                         - Изучить историю транспорта;

                                                                          - Проверить свою гипотезу.

11. Я узнал от взрослых историю транспорта, посмотрите каким оно было      ( показ №1)

На данном этапе я изучил виды транспорта, узнал какой транспорт является грузовым, а какой пассажирским. Из источников информации узнал, для чего нужен транспорт.

12.С помощью взрослых составили альбомы с видами транспорта (наземный, воздушный, водный, космический) (показ альбомов)

13.Дальше я решил просмотреть какой транспорт имеется у меня дома, разложил по видам и получилась целая коллекция. (показ №2)

14.Проанализировав всю информацию, которую  узнал от взрослых, из книг, телевидения, Интернета, я определил, что транспорт существует для того, чтобы перевозить людей и грузы из одного места в другое.

15.Мне удалось решить проблему. Благодаря своему исследованию, я узнал много интересного о транспорте.

16. Моя гипотеза подтвердилась, есть транспорт – пассажирский и грузовой. И он служит для перевозки, только каждый вид в своей области (на земле, воде, в воздухе, космосе).

17.Что дало мне мое исследование?

Я узнал, сколько много видов существует транспорта. Также узнал, что даже космические корабли тоже перевозят людей и грузы. Стал лучше определять вид транспорта.

18. Думаю, что мое исследование поможет другим детям с интересом изучать тему «транспорт»

19. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности : «Виды транспорта». (Составила воспитатель МБДОУ № 36 "Золотой ключик" Зудина Инга Борисовна

Программное содержание:познакомить детей с понятием «транспорт», а так же с видами транспорта (наземный, воздушный и водный) ;закреплять знания детей о работе светофора, знания правил перехода улицы;з...

Конспект совместной образовательной деятельности по теме «Транспорт. Виды транспорта»

Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна ВладимировнаВозрастная категория: вторая младшая группа (3-4 года).Время использования: при изучении лексической темы «Транспорт. Виды транспорта».Цель: сформир...

Организованная образовательная деятельность " Виды транспорта"

Образовательная деятельность по физическому развитию для детей логопедической группы...

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно исследовательская деятельность»

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная сист...