Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кислова Вера Афанасьевна

         С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать). Мы предположили, что если будем использовать наряду с другими приемами, методами и средствами поисково – исследовательский, то становление ребенка как самостоятельной, инициативной личности будет проходить успешнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл municipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

комбинированного вида

детский  сад №23 «Ягодка»

Пояснительная записка

к теме:

«Планирование работы

по организации

исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста»

2012год


«Планирование работы

по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста»

На современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания. Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности.

В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

В работах ряда авторов (И. Я. Лернер, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. С. Л. Рубинштейн писал: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи». В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности.

   Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Данная проблема нашла отражения в ряде исследований (Д. Б. Горовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков), в которых даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.

А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин М. И. Лисин, Е. Е. Кравцова в свои работах отмечали важность собственно активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы её достижения. Иначе говоря, когда ребёнок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интерес свои потребности. В исследованиях Л. М. Маневцовой отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной    постановке и решении детьми познавательных задач.

        В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной дея тельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Отношения на занятиях с детьми мы строим на основе партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования мы даём детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом мы не учителя-наставники, а равноправные партнеры, соучастники деятельности — это позволяет ребенку проявлять собственную активность.

Для поддержания интереса у детей мы придумываем сказочный персонажи— Мышонок-Удивленок, Лунтик которые живут в «уголке экспериментирования». Наши герои вместе с детьми участвует в опытах и экспериментах, они приносят ребятам интересные вещи, задания, удивительные истории. Дети могут не только видеть, но и слышать Мышонка, Лунтика.

Эти герои стали для ребят не просто куклами, а настоящими друзьями, с которым можно посоветоваться, обратиться к ним с просьбой, разделить радость открытий. На занятиях дети пользуются различными материалами. Для их безопасности применения были составлены правила работы с ними, которые очень просты и легко запоминаются.

    Экспериментирование мы используем не только на занятиях, но и в других сферах детской деятельности, совместно с узкими специалистами.

На занятиях по изодеятельности дети экспериментируют с красками: путем проб и ошибок находят нужный оттенок. Выполняя упражнения со спортивным инвентарем, дети видят и ощущают взаимосвязь различных физических действий. Например, сильнее кинешь — дальше полетит; чем тяжелее предмет, тем больше усилий нужно приложить, чтобы он долетел до цели.

Экспериментирование мы используем и в свободной детской деятельности. На прогулке наши юные исследователи решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? и т. п.

Дети очень любят играть: с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с песком, с красками, а также в настольно-дидактические игры («Волшебница-вода», «Свет, звук, вода»).

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимают активное участие в конкурсах, выставках, помогают пополнять «уголок экспериментирования» необходимыми материалами и оборудованием. В «родительском уголке» можно увидеть рекомендации по организации интересных опытов в домашних условиях. В конце года мы проводим диагностику, с помощью которой определяю уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью (использую рекомендации Л. Н. Прохоровой). Результаты показывают, что у детей сформировался интерес к проведению опытов, исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появились потребность получать ответы экспериментальным путем и попытки работать работы с ними, которые очень просты и легко запоминаются. Давая словесный отчёт об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а произносят несколько предложений, которые хотя и не являются самостоятельным рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.

 

 В настоящее время мы продолжаем работу по этой теме. Уверены, что пройдет интересно и насыщенно всеми педагогами, которые принимают участие в жизни детей, мы создадим все условия для их развития. Для этого есть прочная основа:устоявшиеся взаимоотношения с воспитанниками, добрая атмосфера в группе, наше желание находиться с детьми и стремление к профессиональному росту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы п...

Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи проекта.Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:- развитие познавательной активности, интелл...

Проект «Организация исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Проведенный анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой по разделам «Ребенок и...

Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучени...

Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребност...