Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»
опыты и эксперименты

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_debirovamt.docx25.11 КБ
Файл master-klass_dlya_pedagogov.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

«ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА»

Мастер-класс для педагогов

«Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»

Автор:

Воспитатель

Дебирова Минара Такабудиновна

Г. Нефтеюганск

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучения.

Оборудование: микроскопы производства фирмы  omt-discovery c увеличением 50х-1200х на подгруппу из 3-4 человек; буквы из газетного текста на каждую подгруппу участников.

Экран, проектор, презентация к мастер-классу.

Ведущий: Сегодня мы познакомимся с устройством микроскопа, который рекомендуется использовать на познавательных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, изучим его строение, будет организована практическая познавательно-исследовательская деятельность. Педагогу необходимо помнить, что все действия с микроскопом должен осуществлять взрослый.    

1 часть. Как устроен микроскоп? 

Ведущий предлагает участникам мастер-класса открыть чемоданы и достать микроскопы: «Открываем  чемодан и осторожно вынимаем микроскоп. При извлечении, удерживайте микроскоп одной рукой за колонку, а второй за основание».

Ведущий: «Сейчас мы с вами познакомимся с устройством микроскопа и научимся пользоваться им. Постарайтесь запомнить все названия деталей, так как дети к устройству микроскопа  и названиям его деталей проявляют повышенный интерес». (слайд 2)

Ведущий демонстрирует каждую деталь микроскопа и поясняет его назначение:

 - Окуляр. Имеет увеличение  в 10 и 20 раз.

 - Оптическая трубка микроскопа. Служит для фокусировки объективов (увеличения – уменьшения рассматриваемого предмета, достижения четкости изображения).

 - Вращающаяся колонка микроскопа с объективами и индикатором питания.  В нашем микроскопе три объектива с различным увеличением:  5х, 20х, 60х – это значит, что они увеличивают объект в 100, 400 и 1200раз.

 - Столик. Имеет отверстие посередине для того, чтобы свет, отраженный от зеркала или искусственного света, попадал в линзы микроскопа через исследуемый объект.

 - Фиксаторы столика (зажимы). Прикреплены к столику и подвижны, фиксируют предметное стекло.

 - Отражающее зеркало и источник света. Источник света располагается за зеркалом.

 - Подкова-основание.  В основании располагаются элементы питания АА.

Участники мастер-класса рассматривают микроскоп и запоминают названия деталей.

2 часть. Практическая деятельность под руководством ведущего «Рассмотрим буквы газетного текста под микроскопом»

Ведущий: Предлагаю рассмотреть букву из газетного текста под микроскопом. В процессе деятельности мы узнаем, как работает микроскоп. Вам понадобится: микроскоп, газета, ножницы, предметное и покровные стекла, салфетка, игла для препарирования, пинцет, вода (слайд 3).

Ведущий осуществляет руководство деятельностью:

  1. Снимите с окуляра пылезащитную крышку.
  2. Поднимите рабочую часть микроскопа как можно выше, вращая ручку фокусировки. Поверните колонку с объективами в положение 50х/100х
  3. Вырежьте из газеты одну букву.
  4.  Поместите ее  на чистое покровное стекло.
  5. Возьмите пипетку и наполните ее водой. Капаем на стекло одну каплю воды. (слайд 4)
  6. Накрываем букву и каплю покровным стеклом.
  7. Фиксируем стекло на столе с помощью зажимов, предварительно установив букву в центре. (слайд 5)
  8. Опускаем рабочую часть микроскопа как можно ниже, с помощью ручки фокусирования. Нужно следить за тем, чтобы линзы объектива не касались основания.
  9. Медленно вращаем ручки фокусировки, чтобы поднять трубу микроскопа до тех пор, пока через окуляр микроскопа не будет отчетливо видна буква. (слайд 6)
  10. Настройте угол поворота зеркала так, что бы направить в микроскоп максимальное количество света (Если необходимо используйте источник света). Наблюдаемое изображение будет перевернуто сверху вниз и слева направо. При смещении слайда влево, изображение будет смещаться вправо и наоборот. 
  11. Теперь изменим степень увеличение объекта. Необходимо вращать колонку с объективами и установить более мощное увеличение. Нужно учитывать, что при максимальном увеличении объекта видимая область будет сокращена, уменьшается яркость изображения. При повышении степени увеличения необходимо настроить угол поворота зеркала так, чтобы в микроскоп направить максимальное количество света.
  12. Повторим процесс увеличения несколько раз, чтобы усовершенствовать умения по увеличению изображения объекта. (слайд 7)

3 часть. Представление опыта работы.

В исследовательской деятельности микроскоп необходим для более детального и глубокого изучения объекта исследования. Некоторые скажут:  «Зачем это нужно дошкольникам?». Микроскоп – это инструмент, который позволяет совершать открытия, увидеть то, что  невозможно увидеть невооруженным глазом. А значит, мы педагоги, используя микроскоп, поможем ребенку совершать путешествие в нечто удивительное, непознанное. Познавательно-исследовательская деятельность, организованная с использованием микроскопа, позволяет нам поддерживать интерес детей к исследовательской деятельности, развивать  познавательную активность детей, их инициативность и самостоятельность.

Когда и где можно использовать микроскоп в работе с детьми дошкольного возраста? Я его использовала при ознакомлении с объектами живой и неживой природы. Мы с детьми рассматривали под микроскопом срезы овощей и фруктов. Для исследования берется мякоть, которая соскабливается с плодов и корнеплодов. Под микроскопом рассматривали части растения – срезы стеблей и листьев, оболочки семян,  иными словами,  те части, которые  захотят исследовать дети. При этом они могут сами готовить объект для исследования.  

Можно  рассматривать кристаллы соли, сахара, пищевой соды. Почва -  тоже интересен как объект исследования под микроскопом. В чашках Петри можно посеять разные культуры микроорганизмов, рассмотреть  протухшую воду. В ходе ознакомления детей с особенностями строения животных можно рассматривать перья, шерсть, усики и перепончатые крылья насекомых.

4 часть. Самостоятельная практическая часть.

Ведущий: Обратите внимание в комплект входят несколько уже  готовых слайдов. С ними вы можете ознакомиться позже.

А сейчас попробуем приготовить одноразовый слайд. Для этого нам потребуются: предметное и покровное стекла, пинцет, пипетка, вода, игла для препарирования, салфетки и объект исследования - лист алоэ. 

  1. Протрите предметное и покровное стекло салфеткой.
  2. Возьмите исследуемый объект (лист алоэ) и срежьте с него тонкий слой. Место среза должно иметь ровную поверхность. (слайд 8)
  3. С помощью пинцета поместите срез в центре предметного стекла.
  4. Капните на объект одну каплю воды при помощи пипетки или иглы для препарирования. (слайд 9)
  5. Осторожно накройте исследуемый объект покровным стеклом. Не оставляйте между стеклами воздух (кладут стекло не всей поверхностью сразу). 
  6. Удалите излишки воды с помощью салфетки (или бумажного фильтра). Прикладываем с краю от покровного стекла, чтобы избежать попадания пузырьков воздуха.
  7. Теперь изучите объект и сделайте выводы. (слайд 10)

Участники мастер-класса делают выводы о строении листа алоэ.

Ведущий:  Теперь вы знаете, как пользоваться микроскопом. Он откроет вам и детям широкие возможности в познавательно-исследовательской деятельности, позволит увидеть то, о чем вы возможно знаете уже из научных книг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа» Автор: воспитатель Дебирова Минара Такабудиновна

Слайд 2

Как устроен микроскоп?

Слайд 3

Вам понадобится: микроскоп, газета, ножницы, предметное и покровные стекла, салфетка, игла для препарирования, пинцет, вода. Практическая деятельность

Слайд 4

Снимите с окуляра пылезащитную крышку. Поднимите рабочую часть микроскопа как можно выше, вращая ручку фокусировки. Поверните колонку с объективами в положение 50х/100х Вырежьте из газеты одну букву. Поместите ее на чистое покровное стекло. Возьмите пипетку и наполните ее водой. Капаем на стекло одну каплю воды.

Слайд 5

Накрываем букву и каплю покровным стеклом. Фиксируем стекло на столе с помощью зажимов, предварительно установив букву в центре.

Слайд 6

Опускаем рабочую часть микроскопа как можно ниже, с помощью ручки фокусирования. Нужно следить за тем, чтобы линзы объектива не касались основания. Медленно вращаем ручки фокусировки, чтобы поднять трубу микроскопа до тех пор, пока через окуляр микроскопа не будет отчетливо видна буква. Настройте угол поворота зеркала так, что бы направить в микроскоп максимальное количество света (Если необходимо используйте источник света). Наблюдаемое изображение будет перевернуто сверху вниз и слева направо. При смещении слайда влево, изображение будет смещаться вправо и наоборот.

Слайд 7

Теперь изменим степень увеличение объекта. Необходимо вращать колонку с объективами и установить более мощное увеличение. Нужно учитывать, что при максимальном увеличении объекта видимая область будет сокращена, уменьшается яркость изображения. При повышении степени увеличения необходимо настроить угол поворота зеркала так, чтобы в микроскоп направить максимальное количество света. Повторим процесс увеличения несколько раз, чтобы усовершенствовать умения по увеличению изображения объекта.

Слайд 8

Протрите предметное и покровное стекло салфеткой. Возьмите исследуемый объект (лист алоэ) и срежьте с него тонкий слой. Место среза должно иметь ровную поверхность. С помощью пинцета поместите срез в центре предметного стекла. Капните на объект одну каплю воды при помощи пипетки или иглы для препарирования. Осторожно накройте исследуемый объект покровным стеклом. Не оставляйте между стеклами воздух (кладут стекло не всей поверхностью сразу). Удалите излишки воды с помощью салфетки (или бумажного фильтра). Прикладываем с краю от покровного стекла, чтобы избежать попадания пузырьков воздуха. Самостоятельная практическая часть

Слайд 9

С помощью пинцета поместите срез в центре предметного стекла. Капните на объект одну каплю воды при помощи пипетки или иглы для препарирования. Осторожно накройте исследуемый объект покровным стеклом. Не оставляйте между стеклами воздух (кладут стекло не всей поверхностью сразу). Удалите излишки воды с помощью салфетки (или бумажного фильтра).

Слайд 10

Теперь изучите объект и сделайте выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы п...

Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи проекта.Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:- развитие познавательной активности, интелл...

Мастер-класс "Развитие психических процессов в рамках НОД с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мяча".

В материале пре6дставлены  игры с мячом, способствующие разностороннему развитию детей от 3 до 4 лет....

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Данный обогащённый опыт даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует  мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные у...

Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".

Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

Массер - класс для педагогов. "Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа".

Повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучения....

Мастер-класс для родителей по познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумажная страна».

Мастер-класс для родителей по познавательно-исследовательской  деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумажная страна»....