Мастер-класс "Развитие психических процессов в рамках НОД с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мяча".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Титова Антонина Павловна

В материале пре6дставлены  игры с мячом, способствующие разностороннему развитию детей от 3 до 4 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                  «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Золотой петушок»                                                 города Губкина Белгородской области

 «Развитие психических процессов в рамках НОД с                                                         детьми старшего дошкольного возраста                                                    с использованием мяча»

(мастер-класс для педагогов-психологов)

Подготовила:

 педагог-психолог

Титова А.П.

2016г.

Технология: мастер-класс.

Цель: Обучение участников мастер-класса использованию игр с мячом в образовательной практике по развитию психических процессов.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов-психологов с играми и упражнениями с мячом, которые можно использовать для  развития психических  процессов у  дошкольников.
  2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике  данного метода.

Ход.

        Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Развитие психических процессов в рамках НОД с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мяча». Но прежде, чем его начать, я хочу прочитать вам одно четверостишие, которое, надеюсь, вам понравится и поднимет настроение.

Придумано кем-то просто и мудро

            При встрече здороваться: «Доброе утро».

                                     Доброе утро солнцу и птицам!

                                     Доброе утро улыбчивым лицам!

        Я хочу, чтоб сегодня у всех было доброе утро, добрый день и добрый вечер, а особенно у вас, у моих коллег, которые приходят каждый день на работу, чтоб нести всем радость.

Мини-лекция (5 минут)

Мяч, пожалуй, можно отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие ему отдают только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений ребёнка, но и учит мыслить, развивает наблюдательность, является средством общения между людьми.

Игры с мячом известны с древних времён, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом очень популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространёнными из игр.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи делались из тряпья и тряпьём набивались, в северных губерниях мячи плели из лыка. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был лёгким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие резиновые мячи в то время могли позволить себе только дети из богатых семей.

В наше время любой ребёнок  имеет возможность иметь мяч и играть с ним. Их выбор достаточно широк: разного размера, цвета, качества.

Однако, в последнее время игре с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом мяч остаётся незаслуженно забытым.

Я давно использовала мяч в играх с детьми и обратила внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.

Работая в этом направлении, сделала подборку игр с мячом для развития памяти, внимания, мышления, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы. Представленные игры удобны тем, что не требуют сложного оборудования, длительной подготовки, больших временных затрат и могут быть рекомендованы воспитателям и родителям.

Игры с мячом провожу в начале каждого занятия и на физминутке. Такая система в работе позволила сделать следующие выводы:

  • Игры с мячом побуждают детей к общению;
  • Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;
  • Помогают разнообразить виды деятельности детей на занятии по всем разделам;
  • Развивают общую моторику, умение ориентироваться в пространстве;
  • Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то,

Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно

Игры и упражнения для развития психических процессов у дошкольников

  1. «Назови…»

Цель: развитие слухового восприятия, памяти, мышления.

Дети встают в круг.  Взрослый бросает ребёнку мяч и просит назвать своё имя, (фамилию, адрес,..)

  1. «Закончи предложение».

Цель: развитие слухового восприятия, логического мышления.

Дети встают в круг. Взрослый бросает ребёнку мяч и проговаривает начало предложения, а ребёнок должен его закончить и вернуть мяч.

Зима, весна, лето, осень - …..

Июнь, июль, август – это ….

Мята, лебеда, осока, щавель, подорожник - …

Рожь, пшеница, овёс, ячмень – это…

Подосиновик, подберёзовик, мухомор – это ….

Ромашка, колокольчик, одуванчик, тюльпан – это…

Собака, кошка, лошадь, корова – это…

Лиса, волк, заяц, медведь, ёжик – это….

Чашка, тарелка, вилка, ложка – это…

Автобус, трамвай, машина, троллейбус – это…

Можно продолжить разными понятиями.

  1. «Летает – не летает».

Цель: развитие внимания, мышления, регуляции деятельности.

Дети встают в круг. Взрослый  бросает мяч и называет различных птиц, которые летают: «утки летят», «лебеди летят» и т.д. После этих слов ребёнок  должен поймать мяч, если названная птица действительно летает. Но когда взрослый говорит, например, «кошки летят», ребёнок не должен ловить мяч. Тот, кто поймает мяч, выбывает из игры.  Самому внимательному ребёнку все аплодируют.  Взрослому нужно называть только тех животных и птиц, которые известны детям.

  1. «Съедобное – не съедобное».

Цель: развитие внимания, мышления, регуляции деятельности.

Дети встают в круг. Взрослый  называет различные съедобные продукты, овощи и фрукты. После этих слов ребёнок  должен поймать мяч, но если прозвучал не съедобный предмет,  ребёнок не должен ловить мяч. Тот, кто поймает мяч, выбывает из игры.  Самому внимательному ребёнку все аплодируют.  

  1. «Суша и вода».

Цель: развитие регуляции деятельности, внимания.

Дети встают в круг. Когда взрослый  произносит слово «суша», ребёнок ловит мяч и  прыгает вперёд, когда говорит слово «вода», ловит мяч и  делает шаг назад. По желанию задания можно менять. Например, не прыгать, а поднимать руки с мячом, приседать. Слова ведущего так же могут изменяться: «берег -  река», «море – земля» и т.д.

  1. «Отгадай предмет».

Цель: развитие мышления, внимания, воображения.

Дети встают в круг. Взрослый предлагает  вспомнить какой-либо предмет, который бывает:

  • круглой формы;
  • квадратной;
  • прямоугольной;
  • овальной и т.д.
  • только жёлтого цвета;
  • только красного цвета;
  • только зелёного цвета и т.д.
  • самым тяжёлым;
  • самым лёгким;
  • самым большим;
  • самым маленьким;

  1. «Снежный ком».

Цель: развитие памяти, внимания, мышления.

Дети встают в круг, по очереди говорят названия предметов или животных (существительные), передавая мяч. Когда первый игрок говорит, например слово «дом», второй должен сначала повторить это слово, потом назвать своё и передать мяч. Следующий игрок повторяет все предыдущие слова и предлагает своё, затем также передав мяч. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Тогда можно начать игру сначала. (Также можно произносить и запоминать имена, если члены коллектива не знакомы друг другу).

  1. «Бабушка».

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, мышления, воображения.

Дети встают в круг. Взрослый начинает игру со словами: « Бабушка собралась в дорогу и взяла с собой (какую-то вещь), например – платок» и передаёт мешочек из ткани или сумочку ребёнку, стоящему справа. Тот в свою очередь повторяет за ведущим и «кладёт» какую-то свою вещь. Например, «Бабушка взяла с собой в дорогу платок и …расчёску». И так передаёт следующему. Игра повторяется, пока мешочек не вернётся ведущему.

  1. «Что лишнее?».

Цель: развитие слухового восприятия, внимания, логического мышления.

Дети встают в круг. Взрослый бросает мяч ребёнку и проговаривает цепочку слов. Ребёнок должен  назвать лишнее  слово и вернуть мяч.

Август, январь, июнь, июль.

Дождь, снег, град, лужа.

Час, минута, лето, секунда.

Коля, Соня, Сидоров,  Максим.

Лягушка, ёрш, ящерица, крокодил.

Щука, лещ, окунь, медуза.

Река, ручей, редиска, водопад.

Берёза, крапива, дуб, тополь.

Малина, клубника, яблоко, смородина.

Ель, липа, берёза, брусника.

Диван, стол, кресло, дверь.

Сын, друг, бабушка, папа.

Бабочка, кузнечик, стрекоза, рыбка.

Кит, медуза, рак, осьминог.

Яблоко, апельсин, тыква, банан.

Лук, чеснок, арбуз, морковь.

Автобус, троллейбус, машина, компьютер.

  1. «Закончи предложение».

Цель: развитие слухового восприятия, логического мышления.

Дети встают в круг. Взрослый бросает ребёнку мяч и проговаривает цепочку слов. Ребёнок должен вернуть мяч и назвать одним словом.

Зима, весна, лето, осень - …..

Июнь, июль, август – это ….

Мята, лебеда, осока, щавель, подорожник - …

Рожь, пшеница, овёс, ячмень – это…

Подосиновик, подберёзовик, мухомор – это ….

Ромашка, колокольчик, одуванчик, тюльпан – это…

Собака, кошка, лошадь, корова – это…

Лиса, волк, заяц, медведь, ёжик – это….

Чашка, тарелка, вилка, ложка – это…

Автобус, трамвай, машина, троллейбус – это…

Можно продолжить разными понятиями.

  1. «Ассоциации».

Цель: развитие мышления и речи.

Дети встают в круг. Педагог бросает мяч ребёнку и говорит определённое слово, ребёнок должен бросить мяч назад и сказать слово к нему подходящее. Например,  лёд – коньки, шайба – клюшка, кошка – молоко, клумба – цветы, варежка – рука, лето – солнце и т.д.

  1.  «Мышка, кошка, собака».

Цель: развитие внимания, мышления.

Оборудование: 3 массажных колючих мячика разной величины.

Дети встают в круг или сидят в кругу на стульчиках. Педагог-ведущий начинает рассказывать историю: « В старой ветхой избушке жили-были дед и баба, и завелась в их домике мышка». Передаёт самый маленький мяч по кругу. «Стала мышка везде бегать, шуршать и деду с бабой мешать. Тогда решили они завести кошку», вслед за маленьким мячиком передаёт по кругу – средний мячик. Одновременно дети передают по кругу  2 мячика. «Стала мышка убегать, кошка догонять.  Решили тогда дед с бабой завести собаку». Передаёт третий мячик вслед за двумя первыми. В кругу дети передают 3 мячика друг за другом. « Мышка убегает от кошки, кошка убегает от собаки». Передача всех мячей происходит 2-3 круга, затем педагог останавливает все мячи в своих руках. «Бегали они бегали, никто никого не догнал, устали и легли отдыхать». В игре нужно следить, чтобы мячики передавались из рук в руки, и дети старались мячики не уронить.

  1.  «Я знаю пять названий».

Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти.

Дети стоят произвольно. Взрослый берёт в руки большой мяч, начинает стучать им по полу и говорит: «Я знаю пять имён мальчиков: Миша – раз, Саша – два, Серёжа – три, Коля -  четыре, Саша – пять». Затем передаёт мяч ребёнку. Тот стучит мячом об пол и говорит «Я знаю 5 названий городов… (цветов, деревьев, домашних животных, транспорта, обуви, посуды, овощей и т.д.).

В последствие игру можно усложнить: «Я знаю 6 названий, 7 названий…»

  1.  «Молекула».

Цель: развитие внимания, слухового восприятия, саморегуляции.

Дети – атомы, свободно передвигаются по комнате.

При слове «молекула», педагог бросает мяч ребёнку и  все дети собираются вокруг ребёнка с мячом,  плотно прижимаясь друг к другу.

 Игру можно усложнить. Педагог-ведущий  подаёт команду  «молекула» и бросает мячи двум детям.

  1. «Одушевлённое - неодушевлённое».

Цель: развитие внимания, мышления.

Дети стоят в кругу. Ведущий бросает мяч ребенку, называя существительное. Ребенок, возвращая мяч, называет вопрос к этому существительному «Кто?» или «Что?».

  1. «Сравни предметы».

Цель: развитие мыслительных операций.

Дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч ребенку, ребенок сравнивает пары предложенных ему предметов (в чем сходство, или в чем отличие). Ребенок должен иметь представление об этих предметах.

Пары слов:

- пчела и стрекоза;

- шалаш и дом;

- кресло и стул;

- книга и тетрадь;

- вода и молоко;

- пила и отвертка;

- гитара и барабан;

- щекотать и гладить;

- город и деревня.

  1. «Объедини слова».

Цель: развитие внимания, быстроты мышления, речи.

Ведущий передает мяч одному из детей, произнося несогласованные слова. Ребенок, поймав, составляет высказывания из этих слов и отдает мяч обратно ведущему. Варианты несогласованных слов:

«Кошка-играть»; «Дерево-расти»; «Дождь-лить»; «Солнце - светить»; «Собака - лаять»; «Дом - строить»; «Повар - готовить»; «Врач - лечить»; «Хоккеисты - играть»; «Учитель - писать»; «Телефон - звонить»; «Телевизор - показывать»; «Мальчик - смеяться»; «Листья - опадать»; «Тетрадь - писать»; «Дворник - мести»; «Голова - болеть»; «Собака - лаять»; «Бумага - резать»; «Кисть - рисовать»; «Стекло - разбить»; «Бабочка - лететь».

18.  «Назови соседей».

Цель: развитие памяти, быстрое переключение внимания.

Дети, находясь в импровизированном кругу слушают слова (это могут быть названия дней недели или числа и т.п.), которые говорит ведущий. Ведущий бросает мяч одному из детей, тот должен назвать «соседей» названного дня или числа, после чего возвращает мяч ведущему. Ребенок, который ошибся дважды, выбывает из круга и наблюдает за игрой со стороны.

  1. Упражнение на развитие эмоционально-волевой сферы «Закончи фразу»

Цель: снижение тревожности с выходом на положительные эмоции. Ведущий предлагает детям закончить фразы:

1. Я боюсь, когда ... (Почему?)

2. Я чувствую себя уверенно, когда ... (Почему?)

3. Я обижаюсь, когда ... (Почему?)

4. Мне очень нравится, когда ... (Почему?)

5. Я веселый, если ... (Почему?)

  1.  Упражнения на развитие познавательной сферы  «Закончи фразу»

Цель: развитие понятийного мышления.

Дети сидя на стульчиках по кругу. Ведущий начинает фразу и одновременно бросает мяч детям. Ребенок, поймав мяч, оканчивает фразу своими словами, а затем возвращает мяч ведущему. Тот, кто дважды не смог закончить фразу, встает со стульчика и наблюдает за игрой со стороны.

Варианты:

- Перец горький, а лимон ...

-Рыба плавает, а птица ...

- Собака лает, а кот ...

- Лодка плавает, а машина ...

- Днем светло, а ночью ​​...

- Мы видим глазами, а дышим ...

- Небо синее, а трава ...

- У человека две ноги, а у кошки ...

- Летом жарко, а зимой ...

- Певец поет, а балерина ...

- Все едят ртом, а смотрят ...

- Гвозди забивают, а доски ...