МАСТЕР - КЛАСС « Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с использованием мячей – фитболов»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Егорова Татьяна Ивановна

Цель : формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений и подвижных игр  на мячах - фитболах с детьми старшего дошкольного возраста и практическом их выполнении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_na_oktyabr.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Фитнес- технологии в системе здоровьесберегающего образования детей дошкольного возраста

МАСТЕР - КЛАСС

« Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с использованием мячей – фитболов»

Проводит: Егорова Татьяна Ивановна (инструктор по физической культуре).

Дата: 10.11.2016год.

Место: ГБОУ СОШ №      г.Сызрани «Детский сад № 39»

Аудитория: инструктора по физической культуре.

Участники: инструктора по физической культуре.

Цель : формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений и подвижных игр  на мячах - фитболах с детьми старшего дошкольного возраста и практическом их выполнении

Задачи: 

  • Расширять представления педагогов о фитболах и видах упражнений на фитболах, используемых для развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
  •  Расширять представления педагогов о различных формах использования фитбол- мяча.
  •  Формировать навык правильной посадки на фитболе.
  •  Формировать умения технически правильно выполнять простые двигательные упражнения на фитболах.
  •   Вызвать положительные эмоции и желание применить полученные знания и умения  в своей работе.

Оборудование: музыкальный центр, интерактивная доска, мячи – фитболы, музыкальное сопровождение: песня «Тик – так» муз. А. Островского, сл. З. Петровой, «Танец утят» французская народная песня, энергичная и спокойная музыка для подвижных  игр.

Ход мастер - класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свой мастер класс я хотела бы начать с небольшого вступления.( слайд № 2) Все мы видим и знаем, что современные дети испытывают «двигательный дефецит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а значит – нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. А ведь детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме». Главная задача у нас, как у педагогов и родителей выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому развитию и оздоровлению дошкольников.

И сегодня, в  рамках мастер-класса, я хотела бы поделиться своим небольшим опытом работы и продемонстрировать Вам инновационные здоровьесберегающие технлогии  в нашем ДОУ. В последние годы расширился спектр таких технологий, используемых с детьми: детский фитнес, занятия на тренажерах, игровой стретчинг, фитбол – гимнастика, степ – аэробика, черлидинг, пилатес.

Вашему вниманию, мне бы хотелось представить , и подробнее рассказать об одной из новых технологий физического развития – фитбол – гимнастика.

Но для начала, как вы думаете, что же такое фитбол и откуда он к нам пришел?( слайд № 3) 

Фитбол – это большой надувной гимнастический мяч. Мяч – фитбол изобрел швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах в 50-х гг. XX в. специально для лечения больных ДЦП. А уже в 80-х гг. его американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать «швейцарский" мяч для восстановления после травм ОДА.  В 90-х гг. XX в. мяч стали широко использовать в гимнастических залах как средство похудения и коррекции фигуры. Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях.

Какие разновидности мячей вы знаете?  

Существует несколько разновидностей таких мячей:( слайд № 4)

  • Фитбол в рожками – ручками для удержания равновесия.
  • Фитбол с шипами – имеет дополнительные качества массажера.
  • Гладкий фитбол – подходит всем пользователям.
  • Специальные детские фитболы – обычно декорированы и имеют небольшой размер.

В нашем детском саду мною была разработана дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Веселый фитбол».На занятиях я использую гладкий фитбол с рожками, чтобы детям все таки удобнее было держать равновесие.

Уважаемые коллеги как вы считаете, какое воздействие на организм дошкольника оказывают упражнения на мячах фитболах?(слайд № 5)

Программа занятий на таких мячах уникальна по своему  воздействию  на организм. Главная  цель упражнений –  укрепление  опорно-двигательного  аппарата,  создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, создание  оптимальных  условий  для  развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка. При выполнeнии физических упражнений на мячах одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.

 Какие формы использования мяча существуют?(слайд № 6)

Мяч по своим свойствам  многофункционален и в программах  фитбол-гимнастики может использoваться как предмет, тренажер или опора. Комплексы  упражнений  на  мячах, в зависимости  от  поставленных  задач  и выбора средств, могут иметь различную направленность:

  • для укреплeния мышц рук и плечевого пояса, брюшного пресса, для укрепления мышц спины и таза, мышц ног и свода стоп;
  • для увеличения гибкости и подвижности суставов;
  • для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
  • для развития ловкости и координации движений;
  • для развития пластики и музыкальности;
  • для расслабления и релаксации и др.

В каких моментах и кто может использовать фитбол?

Фитбол подбирается каждому ребёнку индивидуально по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Оптимальные размеры мяча: для детей 3-4 лет – 45см; для детей 5-6 лет – 50см; для детей 6-7 лет – 55см. Дети должны знать технику безопасности при занятиях с фитболом.

     Физкультурные занятия с фитболом провoдятся  по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.

2)  В основной части занятия используются и.п. - лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, а также лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных и.п. – позволяют развивать и постепенно

увеличивать силовую выносливость мышц, укрепить координацию движений; повысить неспецифические защитные силы организма.  

3) Заключительная часть: проводится в и.п. - сидя на мяче - это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей, упражнения на дыхание, релаксация на мяче и т.д.

Демонстрация

Сейчас я попрошу выйти несколько человек для выполнения упражнений.

 Для начала, мы сделаем с вами разминку, чтобы подготовить наше тело к основным нагрузкам.

Разминку я использую в подготовительной части занятия.(слайд № 8) Данные упражнения обеспечивают выравнивание спины в нейтральное оптимальное положение, возбуждает согласованную активизацию мышц позвоночника; тренируют правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища.  

Как Вы считаете, могли бы Вы в своей работе  использовать данный прием, где или для чего?

Также в водной части можно использовать  упражнения танцевально-ритмической направленности «Танец утят», «Танец кузнечика», «Танец сидя», «Большая стирка» и т.д.

Далее, я хотела бы продемонстрировать вам упражнения или комплекс упражнений, которые мы выполняем с детьми  в основном части занятия.(слайд № 9)

Упражнение «Часики». Способствует закреплению и совершенствованию основных движений рук и туловища, укреплению координации движений.

После выполнения данного комплекса мы переходим на основные виды движений с мячом: перебрасывание мяча друг другу, прокатывание мяча по гимнастической скамейке, передача мяча ногами, лежа на спине и т.д.

Вы, наверное, обратили внимание, что все упражнения мы выполняем под музыкальное сопровождение. Музыка на занятиях служит одним из основных моментов, с помощью которой упрощается организационный процесс, повышается эмоциональное состояние детей, проявляется большой интерес к выполнению упражнений, сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего занятия. Также под музыкальное сопровождение мы с дошкольниками играем в игры: «Автомобили», «Рука, нога, живот, спина», «Зима – лето». Я хотела бы остановится и показать вам игры с фитболами

«Воробей и орел»

Играющие сидят на мячах лицом в круг. Под различные музыкальные фрагменты дети выполняют танцевальные движения. Когда звучит энергичная музыка, играющие становятся «воробьями» и выполняют прыжки на двух ногах , если медленная – «орлами» и имитируют «взмахи крыльями». Выигрывает тот, кто не ошибется.

 «Ловишки на мячах»

Выбирается один ловишка. Остальные играющие двигаются на мячах по залу врассыпную, вместе с «ловишкой». На команду: «Раз, два , три лови». Все играющие прыгают на мячах в одну сторону зала, а «ловишка» их должен в это время «словить».

 «День и ночь»

Играющие в фитболом в руках в произвольном порядке располагаются по залу. По команде «День!» - начинают различные передвижения. По команде «Ночь!» - принимают положение лежа на животе на мяче – «спят». Выигрывает тот, кто во время передвижений ни разу не коснется чужих мячей и быстрее всех «заснет».

 «Быстрая гусеница» Задачи: Развитие ловкости, координационных способностей, воспитание ответственности, чувства коллектива, повышение эмоционального тонуса. Описание игры: Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью фитболов, которые они удерживают между собой туловищем. По команде дети начинают движение гусеницы по направлению к финишу. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч. Игра повторяется 2-3 раза. Правила игры: Во время передвижения фитбол руками не трогать.

Рефлексия

Заканчивая свой мастер – класс, хотелось бы попросить вас, кому понравилось – встать около красного мяча, кому не понравилось – желтого мяча. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями и ощущениями. Поблагодарим  друг друга.  

Комментарий: последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Игры, способствующие успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста»

Иногда ребенок переходит в следующую возрастную группу (такое бывает в комбинированных садах), оставляя своих воспитателей и друзей. И он испытывает стресс. В период адаптации ребенка может сопр...

Мастер класс для педагогов "Развитие памяти детей среднего дошкольного возраста через использование дидактических игр и упражнений"

Ознакомление педагогов с системой методов и приемов,обеспечивающих эффективное запомининие информации дошкольниками....

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...

Мастер-класс формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством использования цифровой лаборатории Наураша

laquo;Использование детской цифровой лаборатории Наураша в работе с дошкольниками». На котором, хочу показать вам как работать с детской цифровой лабораторией «Наураша....