«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Данный обогащённый опыт даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует  мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения, что является успешным переходом ребёнка к новому этапу своей деятельности - обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_blinovoy.doc994.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №16

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВИЧУГА

ОПЫТ РАБОТЫ

воспитателя

Блиновой

Екатерины Владимировны

Тема:

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр

блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

2015 г.

     Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие, по ФГОС, в ДОО предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время на этот вопрос отвечали по-разному. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной жизненной позицией, творческую личность.

Концептуальные основы.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Блоки Дьенеша названы универсальным множеством позволяющим формировать представления детей о свойствах предметов и вещей. Логические блоки позволяют ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями: выявление свойств предметов, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и т.д. вот почему задача обучения с помощью блоков Дьенеша в настоящее время актуальна.

Дидактический материал «Логические блоки» успешно используется во многих странах мира. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

- Ознакомления детей со свойствами предметов: цветом, формой, размером;

- Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и др.  

- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

- Развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;

- Развития творческих способностей.

Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО .

Накоплен успешный опыт использования блоков Дьенеша в группе детей дошкольного возраста.

Методологические основы.

Во многом этому способствовали книги «Давайте поиграем» (под редакцией А.А.Столяра. – М. 1999, 1996), а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией  З.А. Михайловой – Спб, 1996, 2000), где дана система игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша.

Комплект дидактического материала состоит из 48 фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Логические блоки включают четыре формы: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Все фигуры имеют три цвета: красный, синий, желтый. Каждая фигура представлена в двух величинах – большая и маленькая, толстые и тонкие.

Кроме логических блоков необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, величина, толщина).

Весь комплекс игр и упражнений – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки, на каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен встать. Если какую – то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее.

Игры и упражнения, можно использовать в трех вариантах. Игры первого варианта развивают у детей умения оперировать одним свойством. С помощью игр и упражнений второго варианта развиваются умения  оперировать сразу двумя свойствами. Игры третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами.

Анализируя выполнение детьми математических упражнений, игр и заданий отметила недостаточность знаний и умений детей в выделении свойств предметов, (цвет, форма, размер) что затрудняло выполнение детьми мыслительных операций и действии как: выявление и абстрагирование свойств, сравнение, классификация, обобщение.

Поставила перед собой цель: формировать у детей умение различать цвет, форму, размер предметов с помощью блоков Дьенеша.

Для реализации цели поставила следующие задачи:

  1. Знакомить детей с сенсорными эталонами (цвета, формы, размера) с помощью логических блоков.
  2. Знакомить детей со знаками - символами, схемами.
  3. Учить детей выявлять, абстрагировать, сравнивать, классифицировать и обобщать свойства предметов.
  4. Упражнять детей в решении логических задач.
  5. Развивать интеллектуальные способности: умение планировать, анализировать, выводить умозаключения, комбинировать.
  6. Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, память.

Для внедрения в практику работы с детьми блоков Дьенеша определила условия:

  1. Внесла в развивающую среду группы наборы с блоками;
  2. Разработала перспективное планирование;
  3. Изготовила игры по блокам;
  4. Сделала схемы, карточки по работе с блоками;
  5. Разработала консультации для родителей;
  6. Разработала конспекты занятий по блокам Дьенеша.

 Опыт работы строила на следующих принципах:

1. Принцип систематичности и последовательности.

Всю свою работу строила в соответствии с планом, с учетом задач, которые ставились для каждого возраста. Для этого разработала перспективное планирование (Приложение). При составлении плана учитывала знания, умения детей. Старалась строить свою работу по изучению материала так, чтобы новые знания детей опирались на ранее полученные. Планирование отражает последовательность в изучении и закреплении материала.

Например, при обучении выстраивания цепочки из блоков сначала применяла один признак, затем два, и т.д. игра «Дорожки».

2. Принцип наглядности.

Считаю, что этот принцип имеет особенно важное значение, потому что мышление ребенка носит наглядно - образный характер. Поэтому этот принцип реализовала через создание предметно - развивающей среды внесла в центр математики и логики логические блоки, схемы, чертежи, знаки - символы.

Например, в старшей группе применяла вместо показа карточки – схемы, которые помогали в работе.

3. Принцип индивидуального подхода.

При реализации этого принципа я учитывала высокую эмоциональность и возбудимость детей, а также их быструю утомляемость. Этот принцип важен во всех возрастах. Учитывала характер детей, особенности мышления. Работу с детьми организовывала с учётом их «зоны ближайшего развития». Обучение строила таким образом: «от близкого к далёкому», от простого к сложному, от знакомого к незнакомому».

Например, тем детям, которые медленно усваивали материал, давались наиболее простые задания, использовала совместное рассматривание и рассказывание. А более сложное задание старалась дать тем детям, которые могли самостоятельно это выполнить.

Логические игры и упражнения, за исключением третей группы (логические действия и операции), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто - то из них чуть – чуть позже, а кто – то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Поэтому прежде чем начать работу с детьми, установила, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находиться каждый ребенок, ориентируясь в уровне развития ребенка. Предлагая детям упражнение, видела если ребенок не справлялся, то заменяла задание на предыдущее по сложности упражнение, и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение задачи и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, я получила ясную картину уровня развития детей в выявлении свойств предметов. Это дало возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Работу начала со средней группы. В группе обогатила развивающую среду за счет новых логических игр, схем, альбомов, пособий.

Содержание работы строила с учетом этапности ведения игр с блоками, которое подразумевает 4 этапа.

На первом этапе с детьми выделяли изолированно в каждой фигуре цвет, затем форму и величину. С этой целью предлагала сравнение фигур. Например, с помощью приема наложения – круг накладываем на квадрат, чтобы выяснить их отличия, или на квадрат можно наложить треугольник, или сам квадрат наложить на прямоугольник. Детям давала задание на выделение фигур по одному признаку, которые указаны с помощью условных обозначений: «Выложи все красные фигуры», «Выложи желтую дорожку из любых фигур». Для закрепления данного умения – выбирать фигуру по одному признаку предлагала игру «Цветная дорожка», когда надо выложить все фигуры из набора в одну линию, согласно алгоритму. Работа на этом этапе помогает детям сформировать умение выделять в предметах один признак во множестве других признаков. В работе с детьми использовала игры и упражнения 1 варианта, где дети оперируют одним свойством. («Найди клад», «Угадай-ка», «Автотрасса»). Обучение проводила, на занятии (подгруппами), и в совместной деятельности (индивидуально, подгруппами). Во втором полугодии средней группы проводила второй этап, на котором детям предлагала на основании 2-3 свойств выбрать фигуру, например – круглую, красную или треугольную, желтую, маленькую, в этом помогали условные обозначения. Например: в играх «Угадай-ка», «Где, чей гараж?», «Дорожки», «Засели домик».

В работе использовала такие методы: наглядный, рассматривание, создание ситуаций, сравнение, сопоставление.

Наглядный метод связывала со словесным. Например, в играх: «Необычные фигуры», «У кого в гостях Винни - Пух и Пятачок?».

Словесные: вопросы, объяснения, пояснения, указания, рассуждения, художественное слово, похвала, поощрение. Очень трудно давались рассуждения и объяснения, когда дети должны были рассказать о своих действиях в игре, например: «Игры со шнурами», «Где живут блоки?» сложность заключается в описании (определении) полученных классов, классифицируя по двум свойствам – толщине и размеру, -  получаем четыре класса блоков: большие и толстые, маленькие и толстые, большие и тонкие, маленькие и тонкие.  

Практические: самостоятельные действия детей по решению основных задач в играх. Дети искали и сравнивали предметы по цвету, форме, размеру и толщине, составляли алгоритм простейших действий (линейный алгоритм) в игре «Автотрасса».

Приемы разнообразила:

- Приход сказочных героев;

- Сюрпризность;

- Опрос, когда дети должны «подсказывать» герою правильные ответы или «исправлять» ошибки;

- Разъяснение понятий и терминов;

- Прием оживления или сопоставления с живым существом (сопоставление). Дети достаточно легко усваивают термины, которые необходимы при описании зданий.

В организации процесса работы с блоками наиболее важной формой организации детей считаю совместную деятельность.

В организации совместной деятельности, применяю постановку проблемной ситуации, мотивирую детей на дальнейшую работу, ставлю обучающие и развивающие задачи. Варьирую способы организации, дети очень любят начинать играть на ковре или подушечках, которые сшили нам родители. Проводя совместную деятельность, выступаю равноправным партнером в общении с детьми. Вызываю их активность через создание мотивации, не навязчиво и не жестко подключаюсь к возникновению деятельности, направляя ход изнутри, например: для того чтобы попасть в волшебную страну, необходимо выложить дорожку, чтобы были одинаковые размеры (величина и толщина), но разные цвет и форма. При этом мне помогает то, что дети действуют по единой цели, отвечающей их интересам и потребностям. Самым важным является не навязывание, а сотрудничество.

Все это помогает наладить межличностные отношения детей в коллективе, а мне – личные контакты с детьми, обмениваться информацией и учиться взаимному восприятию окружающего мира. Поэтому совместная деятельность мне помогает творчески приобщать детей к занятиям с блоками, а дети переносят свои знания в самостоятельную деятельность -  это служит источником психического развития детей, обогащает их чувственный опыт. На занятиях по математическому развитию обязательно стараюсь включить игры с блоками. Главная обучающая роль принадлежит мне, но в то же время я использую такой прием, как «помоги соседу», в котором каждый ребенок может выступить советчиком другому.

В работе применяю разнообразные средства: игры, логические блоки, художественное слово, наглядный материал, схемы, карточки с условными обозначениями, перспективное планирование, диагностику и др.

Во втором полугодии средней группы познакомила детей со знаками-символами. У детей возникали трудности: в использовании символов с отрицанием свойства. Они путали названия символов и поэтому получали неверные результаты. Например: в игре «Загадки без слов» дети затруднялись в расшифровке предмета, который был закодирован при помощи знаково-символического обозначения.

Так как у детей возникали трудности, активизировала работу с родителями. Родителей заинтересовала работа с логическими блоками, и они с большим желанием участвовали в играх - тренингах «Мы художники», «Магазин игрушек» (Приложение). Многие родители приобрели детям логические блоки.

К концу года показатели результативности работы с блоками Дьенеша были такие:

- дети научились оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). В – 10 детей (47%); С – 11 человек (53%); Н - 0.

- научились оперировать двумя свойствами (Выявлять и абстрагировать два свойства). В – 9 человек (42%); С – 12 человек (58%); Н - 0.

- сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по трём свойствам. В - 9 человек (42%); С -12 человек (58%); Н – 0.

     В старшей группе передо мной встали следующие задачи:

- Учить оперировать 3,4 свойствами;

- Познакомить детей с понятием отрицание свойств.

Наблюдая за работой детей с блоками Дьенеша отмечала, что большинство детей хорошо оперирует 2 и 3-мя свойствами.

На третьем этапе закрепляла полученные умения детей и познакомила их с понятием отрицание свойств. Например, предлагала найти и показать «не большой» красный круг (маленький красный круг); Дети с интересом играли в такие игры: («Домино», «Засели домик», «Помоги муравьишкам»).

Трудности у детей вызывало умение рассуждать. В игре «Раздели блоки-3», затруднения были в умении разбивать множества по трем совместимым свойствам, проводя логические операции «не», «и», «или». Некоторым детям особенно трудно было рассказывать о своих действиях по решению определенной задачи. Поэтому старалась больше организовывать индивидуальную работу с этими детьми, обращала внимание на детей, которые активны были в рассуждениях, подсказывала, направляла и постоянно поддерживала связь с родителями. Для этого оформила папку - передвижку с материалом по работе с логическими блоками. Провела индивидуальное консультирование родителей по теме: «Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста» (Приложение) и общую консультацию на тему «Давайте вместе поиграем» - где предложила разные варианты игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша.

К концу старшей группы результаты были такие:

- Дети старшей группы научились оперировать сразу тремя и четырьмя свойствами. В – 18 (85%); С – 3 (15%); Н – 0.

На четвертом этапе в подготовительной группе проводила с детьми различные игры, направленные на отработку умения выделять и объединять свойства фигур. Например, игры с обручами, которые проводились в нескольких вариантах.

Организовывала игры и упражнения, где дети оперируют сразу четырьмя свойствами. («Где чей гараж?», «Две дорожки», «Раздели блоки-3».

Особый интерес у детей вызвали игры и упражнения на сравнение, классификацию, обобщение, с использованием условных обозначений («Засели домик», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?», «Дорожки»). Дети хорошо овладели мыслительными операциями и уже могли организовывать игры самостоятельно, без помощи взрослого, используя рассуждения в ходе игр.

В этой группе также организовала специальную работу с родителями. Родители вместе с детьми проводили игры – соревнования.  Опытом работы с детьми по использованию логических блоков поделилась на родительском групповом собрании, на педсовете, на методическом объединении города. Анализируя результаты своей деятельности, я пришла к выводу: что благодаря логическим блокам дети научились:

- различать форму, цвет, величину; В – 15 – (72%, С – 6 – (28%), Н – 0  

- выделять признаки предмета, сравнивать их: В – 14 – (66%), С – 7 – (34%), Н – 0.

- овладели операцией классификации; В – 18 – (85%), С – 3 – (15%), Н – 0.  

- выявлять и абстрагировать свойства; В – 11 (52%), С – 10 (48%), Н - 0

- строить высказывания делать умозаключения: В – 9 (42%), С – 12 (58%), Н – 0.

     Таким образом, работа с логическими блоками дала положительный результат, что способствует, успешному развитию логического мышления детей, подготовке их к обучению в школе.


Перспективный план

(средняя группа)

Тема: ознакомление детей с цветом, формой, размером с помощью логических блоков Дьенеша.

Цель: учить детей работать с блоками Дьенеша.

Программные задачи.

  1. Учить детей выявлять и абстрагировать свойства предмета по одному признаку.
  2. Учить детей сравнивать, классифицировать, обобщать свойства предмета по одному признаку.
  3. Учить детей выявлять и абстрагировать свойства предмета по 2 – 3 признакам.
  4. Учить детей сравнивать, классифицировать, обобщать свойства предмета по нескольким признакам.
  5. Осваивать логические действия и операции.

Дата

Название игры

Цель игры

Сентябрь

1.«Найди клад»

Учить детей выявлять в предметах, абстрагировать и называть (цвет, форму, величину).

2.«Раздели фигуры»

Учить детей классифицировать предметы по одному признаку.

3.«Собери бусы»

Развивать умение анализировать и сравнивать.

Октябрь

1.«Найди все фигуры   как эта»

Учить детей сравнивать свойства предмета.

2. «Сколько?»

Развивать умение выделять свойства предмета.

3.«Угощение медвежат»

Учить детей обобщать свойства предметов.

Ноябрь

1.«Художники»

Развивать умение анализировать и сравнивать свойства предмета.

2. «Дорожки»

Учить детей выделять и абстрагировать цвет, форму, величину.

3.«Магазин»

Учить детей рассуждать, аргументировать свой выбор.

Декабрь

1. «Украсим елку бусами»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства предмета.

2. «Домино»

Учить детей сравнивать свойства предмета.

3.«Засели домики»

Развивать умение классифицировать предметы.

Январь

1.«Поймай тройку»

Развивать умение сравнивать свойства предмета.

2.«У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?»

Учить детей анализу, синтезу, обобщению свойств предмета.

3.«Помоги Незнайке»

Учить детей переводить в слова то, что обозначает карточка – символ.

Февраль

1.« Найди выход»

 Развивать умение  классифицировать предметы по одному свойству.  

2. «Найди  пару»

Учить детей пользоваться карточками – символами.

3.«Загадки без слов»

Учить расшифровывать информацию о наличии и отсутствии определенных свойств у предметов.

Март

1.« Помоги муравьишке»

Развивать устойчивую связь между образом свойства и словом, которое оно обозначает.

2.«Автотрасса»

Развивать умение детей выделять свойства предметов, следуя определенным правилам при решении практических задач.

3.«Помоги фигурам выбраться из леса»

Развивать у детей логическое мышление, умение рассуждать.

Апрель

1.«На свою веточку»

Развивать у детей умение сравнивать и классифицировать   свойства предмета.

2.«Раздели блоки-1»

Учить детей разбивать множество  по одному свойству  на 2 подмножества.

3.«Две дорожки»

Развивать умение  выделять и абстрагировать свойства, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Май

1.«Необычные фигуры»

Развивать способности детей к анализу, абстрагированию, умению следовать правилам.

2.«Найди пару»

Развивать умение пользоваться карточками – символами.

3.« Угощение медвежат»

Развивать умение обобщать свойства предметов.

Используемая литература:

  1.  «Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами». Авторы: Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн.
  2. «Логика и математика для дошкольников» Е.А. Носова.
  3. «Математика до школы» А.А.Смоленцева, З.А.Михайлова.


Перспективный план

(старшая группа)

Тема: ознакомление детей с цветом, формой, размером с помощью логических блоков Дьенеша.

Цель: учить детей работать с блоками Дьенеша.

Программные задачи.

1. Учить детей оперировать 3,4 свойствами предмета.

2. Познакомить детей с понятием отрицание свойств.

3. Продолжать осваивать логические действия и операции.

4. Учить детей сравнивать, классифицировать, обобщать свойства предмета по нескольким признакам.

Дата

Название игры

Цель игры

Сентябрь

1.«Давайте познакомимся»

Учить детей называть весь объем свойств у предмета.

2. «Дружат» - «не дружат»

Развивать умение находить сходство и различие между предметами.

3. «Найди свой домик»

Учить группировать  предметы по наличию и отсутствию одного свойства.

Октябрь

1. «Найди свою дорожку»

Развивать умение группировать предметы по наличию и отсутствию двух свойств.

2. «Где живут блоки»

Учить группировать предметы по наличию и отсутствию трёх свойств.

3. «Найди клад»

Развивать умение выявлять в предметах одновременно 2,3 свойства.

Ноябрь

1. «Две дорожки»

Развивать умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

2. «Загадки без слов»

Учить детей декодировать информацию о наличии и отсутствии определённых свойств.

3. «Где спрятался Джерри?»

Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать её.

Декабрь

1.«Угадай, какая фигура»

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах.

2.«Какого котёнка подарили Кате?»

Учить детей определять свойства предметов используя знаки-символы с отрицанием свойств.

3. «Игры со шнурами»

Развивать умение классифицировать предметы по четырём свойствам.

Январь

1. «Второй ряд»

Развивать умение сравнивать  и различать предметы по их свойствам.

2.«Помоги фигурам выбраться из леса».

Развивать логическое мышление, умения рассуждать.

3. «Какую пуговицу потерял  Рассеянный?»

Закреплять умение определять свойства предметов используя знаки-символы.

Февраль

1. «Найди пару»

Развивать умения детей определять свойства предметов используя знаки-символы с отрицанием свойств.

2. «Угощение медвежат»

Развивать умение сравнивать предметы по четырём свойствам.

3. «Автотрасса 2»

Закреплять умение самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

Март

1.  «Логический поезд»

Развивать способности к логическим действиям и операциям.

2. «Архитекторы»

Развивать умение детей сравнивать предметы по четырём свойствам.

3. «Сочинение сказки»

Учить детей рассуждать о своих действиях.

Апрель

1. «Садовники»

Развивать классификационные умения.

2. «Рыбалка»

Развивать устойчивые связи между образом свойства и слова, которое его обозначает.

3. «Строительство города»

Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Май

1.«Кондитерская фабрика»

Учить детей работать со схемами.

2. «Раздели блоки 3»

Развивать умение разбивать множество по трём и четырём свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», доказательности мышления.

3.«Мозаика цифр»

Развивать умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закрепить навыки вычислительной деятельности.

Используемая литература:

1.«Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами». Авторы: Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн.

2.«Логика и математика для дошкольников» Е.А. Носова.

3.«Математика до школы» А.А.Смоленцева, З.А.Михайлова.

4. «Математика от трёх до семи» З.А. Михайлова.

Перспективный план.

(подготовительная группа)

Тема: Самостоятельная работа с блоками Дьенеша

Цель: Закрепить полученные знания детей, применять их в самостоятельной деятельности.

Программные задачи.

1. Развивать умение выделять и объединять свойства фигур.

2. Продолжать развивать умение детей оперировать всеми свойствами предмета.

3. Совершенствовать умение решать логические задачи применяя мыслительные действия и операции.

Дата

Название игры

Цель игры

Сентябрь

1.«Раздели блоки 3»

Совершенствовать умение разбивать множество по трём и четырём свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», доказательности мышления.

2.«Засели домик»

Развивать умение оперировать сразу четырьмя свойствами предмета.

3.«У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?»

Развивать способности детей к анализу, сравнению обобщению.

Октябрь

1. «Дорожки»

Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину.

2. «Логический поезд»

Развивать способности к решению логических действий.

3. «Автотрасса 3»

Совершенствовать умение выделять свойства предметов, следовать определённым правилам при решении практических задач.

Ноябрь

1.«Необычные фигуры 3»

Развивать способности к анализу абстрагированию, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий.

2. «Где чей гараж? 3»

Совершенствовать умение оперировать сразу четырьмя свойствами предмета.

3.«Поймай пару 3»

Развивать у детей внимание, умения сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Декабрь

1.«Помоги фигурам выбраться из леса»

Развивать логическое мышление, умения рассуждать

2. «Игры со шнурами»

Развивать умение объединять свойства фигур.

3. «Где живут блоки»

Совершенствовать умение группировать по наличию и отсутствию четырёх свойств.

Январь

1. «Угощение медвежат»

Совершенствовать  умение сравнивать предметы по четырём свойствам.

2. «Угадай, какая фигура?»

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах.

3. «Загадки без слов»

Совершенствовать умение расшифровывать информацию о наличии и отсутствии определённых свойств у предметов по их знаков - символическим обозначениям.

Февраль

1.«Украшаем торт»

Совершенствовать умение  выделять и объединять свойства фигур.

2. «День рождения»

Развивать логическое мышление, умение рассуждать.

3. «Помоги Незнайке»

 Развивать умения детей определять свойства предметов используя знаки-символы с отрицанием свойств.

Март

1. «На свою веточку»

Совершенствовать умение классифицировать предметы.

2. «Сочинение сказки»

Совершенствовать умение рассуждать.

3. «. «Какую пуговицу потерял  Рассеянный?»

Закреплять умение определять свойства предметов используя знаки-символы.

Апрель

1.«Космос»

Совершенствовать умение  сравнивать предметы по четырём свойствам.

2. «Найди на ощупь»

Развивать тактильную память.

3. «Мозаика цифр»

Развивать умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закрепить навыки вычислительной деятельности.

Май

1. «Домино»

Совершенствовать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину; сравнивать предметы по заданным свойствам.

2. «Волшебный мешочек»

Развивать умение описывать фигуры по их свойствам.

3. «Магазин»

Развивать умение рассуждать, аргументировать свой выбор.

Используемая литература:

1.«Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами». Авторы: Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн.

2.«Логика и математика для дошкольников» Е.А. Носова.

3.«Математика до школы» А.А.Смоленцева, З.А.Михайлова.

4. «Математика от трёх до семи» З.А. Михайлова.


Библиография.

  1. Абашина В.В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. - 137 с.
  2. Барташникова И.А., Барташников А.А., Учись играя. Тренировка интеллекта.     Харьков, ФОЛИО, 1997. – 412 с.
  3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В., Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. Учебно – методическое пособие для логопедов и родителей./ под ред. Т.Б. Филичевой. - М.: «Гном – пресс», 2000. - 64с.
  4. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 1987.
  5. ВенгерЛ.А., Умственное развитие. М.: Просвещение, 1984, - 234с
  6. Гельфан Е.М., Рябинин Б.С., Игры и упражнения для маленьких и больших. – М.: Просвещение , 1969. - 103 с., с ил.
  7. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 192 с.
  8. Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Ч. I. - 191 с.
  9. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб. 2002. - 112 с.
  10. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1996. - 128 с.
  11. Михайлова З.А. «Математика от трёх до семи». - СПб.: Акцент, 1996. - 128 с.
  12. Поддъяков Н.Н., Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977, - 272с.
  13. Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников». Санкт – Петербург, 1997г.
  14. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников: современные направления. -  М.: 2008.
  15. Самарский А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. — М.: 2002.


                                                     Игра «Засели домики»

     Цель: Развивать классификационные умения.

     Материал: Наборы логических фигур и карточки с изображением домиков.

Содержание: Перед детьми карточки с домиками. Это новые дома в городе логических фигур. Но жители города – фигуры – никак не могут расселиться в домиках так, как приказал мэр. Мэр города велел заселить дома так, чтобы в маленьком домике поселились маленькие: жёлтые и синие фигуры, треугольные, квадратные, и круглые а в большом -  большие: красные и синие, жёлтые, толстые и  круглые, прямоугольные, квадратные и треугольные.

Игра «Автотрасса»

     Цель: Развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм действий.

     Материал: Таблицы с правилами построения дорог, логические блоки.

Содержание: Город логических фигур, готовиться к автомобильным соревнованиям – гонкам. Надо построить гоночную трассу. Дети строят дорожки (цепочки) по правилам, которые требуют учёта трёх свойств (цвет, размер, форма).

Игра «Украсим елку бусами».

     Для работы нужно подготовить изображение елки, логические фигуры и карточки с символами. Цель игры заключается в том, чтобы украсить елку пятью рядами бус. Каждый ряд насчитывает три бусы. На карточке цифра обозначает порядковый номер нитки. Украшать елку нужно сверху вниз. По схеме необходимо украсить первый ряд бусами. Например, большой синий круг, маленький синий треугольник и большой синий квадрат. По аналогии размещаем оставшиеся бусы. При этом заштрихованный кружок указывает на местоположение бусинки на нитке.

Игра «Магазин».

     В процессе игры понадобятся логические фигуры и карточки с картинками различных предметов. Ребенок представляет себе, что он приходит в магазин детских игрушек. Для покупки товара используются специальные деньги – логические фигуры. На одну купюру разрешается приобрести только один товар. Правила покупки заключаются в том, что можно купить ту игрушку, в которой присутствует только одно свойство логической фигуры.

     Игра «Художники» формирует у детей умение сравнивать свойства предметов и развивает его эстетические способности. Ребенок рисует картину по эскизу, выбирая эскиз, фоновую бумагу, необходимые детали и логические фигуры к картине. В процессе работы необходимо учитывать многие особенности, чтобы нарисовать картину правильно. Контур детали указывает на применение плоской фигуры. Когда картина полностью составлена, необходимо придумать ее название и рассказать, что на ней изображено.

Игра «Печенье для Мальвины и Буратино»

Для игры приготовьте логические блоки и обручи, отличающиеся цветом (красный и синий). Разместите на твердой поверхности обручи, чтобы они имели общую часть после пересечения. Детям предлагается разделить печенье (блоки) между Мальвиной и Буратино. У Мальвины - все круглые, а у Буратино - все красные.

Консультация для родителей

«Давайте вместе поиграем»

Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей. Опыт многих педагогов показал эффективность использования логических блоков игрового материала в работе с детьми для:

- Ознакомления детей со свойствами предметов: цветом, формой, размером;

- Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и др.  

- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

- Развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;

- Развития творческих способностей.

Набор «Давайте вместе поиграем» содержит:

- Плоский вариант блоков Дьенеша;

- Комплект карточек с символами свойств;

- Комплект логических кубиков.

В наборе «Давайте вместе поиграем» 9 комплектов логических фигур В каждом комплекте 24 фигуры (6 квадратов, 6 прямоугольников, 6 треугольников, 6 кругов). отличающихся цветом (красный, синий, желтый) и размером (большой, маленький),

Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы родителями при ознакомление детей с эталонами форм, цвета, величины.

КАРТОЧКИ С СИМВОЛАМИ СВОЙСТВ.

Описание материала:

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с Символами свойств.

Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр.

ЛОГИЧЕСКИЕ КУБИКИ

Описание материала: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры)

ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

«УГОЩЕНИЕ ДЛЯ МЕДВЕЖАТ».

МАТЕРИАЛ:

9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

ЦЕЛЬ ИГРЫ:

• развитие умение сравнивать предметы по одному - четырем свойствам

• понимание слов: «разные», «одинаковые»

• подведение к пониманию отрицания свойств.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

I вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно "превратить" в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры.

Давайте угостим медвежат.

Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое)

А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме.

Цвету и размеру, форме и размеру и т. д.

В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

II  вариант с использованием карточек с символами свойств.

Последовательность действий (алгоритм) игры.

•    Карточки с символами свойств кладут стопкой "рубашками" вверх

•    Ребенок вынимает из стопки любую карточку

•    Находит «печенье» с таким же свойством

•    Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством

•   Угощает мишку

•    «Записывает», как угощал мишку 

Например: выбрана карточка

Ребенок выбрал логическую фигуру   

-  большой красный треугольник

-  печенье

Второе печенье -

маленький красный треугольник                 3апись угощения:

Левая лапа                                                             или

Печенье отличается по размеру.

Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам.

ИГРА «СКОЛЬКО»

МАТЕРИАЛ: плоские логические фигуры

ЦЕЛЬ: развивать умение задавать вопросы и выделять свойства.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: все дети делятся на две команды. Взрослый раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы начинающиеся со слов «СКОЛЬКО». За каждый правильный вопрос дается фишка, выигрывает команда выигравшая большее количество фишек.

ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ: «Сколько больших фигур», «Сколько красных фигур в первом ряду?», «Сколько кругов?» и т.д.

«ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД».

МАТЕРИАЛ:

1. Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный).

2.На каждом поезде его номер: 1234, 5678, 9101112.

3.4 вагона.

4. Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами.

5.Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур.

ЦЕЛЬ ИГРЫ:

• развитие способности к логическим действиям и операциям

• умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке

• умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке

• умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: В игре может участвовать вся подгруппа детей 9-12 человек.

Взрослый, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями.

Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон.   В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.

Последовательность действий. Распределение команд по поездам.

Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, 2<*<4, находит число, обозначенное * - это 3 , значит его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1234). Таким образом, все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах) Перевозка груза

Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура: большой красный треугольник, в первом вагоне (от головы поезда он изменит величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета - наш груз маленький синий прямоугольник.

Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом, слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания.

Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза.

Один из вариантов дальнейшего развития игры:

Выбор пункта отправки и назначения груза(постройки объектов и т.д.)

Оформление сопроводительных документов для груза (количество, вид (шифрование свойств). В период освоения игры первоначальное количество вагонов 1-2, затем количество вагонов увеличивается до четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволят проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий блоков «Дьенеша»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий блоков «Дьенеша»Интеграция образовательных областей: познание, коммуника...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучени...

Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".

Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"

Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...

«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»

Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...

«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»

Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...