Главные вкладки

    Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

     

    Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей так и их родителей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.  Работа над проектом позволила проследить как дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания, научились подмечать красоту растительного мира,  у них сформировались  знания о росте растений в комнатных условиях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt.doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Моя малая родина- Долматово.

    ( краткосрочный проект)

    Реализован в подготовительной группе,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

    Сроки реализации _____________________

    Цель: Развитие у детей нравственно- патриотических чувств. Знакомство с историей родного края.

    Задачи:

    Познавательные: познакомиться с улицами, достопримечательностями села. С  людьми и историей родного села, бытом и укладом сельской жизни. Закрепить знания о профессиях  на селе.

    Речевые: Формировать умение составлять рассказ с опорой на полученный материал.

    Закреплять в речи слова: односельчане, земляки, устаревшие слова( шесток, зыбка, половик, рукомойник и др.)

    Воспитательные: Формировать интерес к истории и культуре родного края.  Воспитывать любовь к своей малой Родине. Воспитывать уважение к сельскому труду .

    Предполагаемые результаты: Интерес  к своему родному селу. Конкурс семейных рисунков « Мой родной дом». Создание « копилки» познавательной информации. Ощущение удовлетворённости от совместной деятельности педагогов, родителей, детей. Разработка занятий по познавательному развитию.

    Участники проекта:

    1. Педагоги
    2. Дети
    3. Родители
    4. Краеведческий музей

    Создание условий для осуществления проекта:

    Оформление в групповой комнате уголка с фотографиями села, родителей; с  детскими рисунками; также иллюстраций с сельскохозяйственным трудом, профессиями. Приготовить для просмотра DVD- фильм о селе. Подготовить литературу/сборник стихов местных поэтов « Тихая моя  родина», загадки, пословицы о с/х труде, овощах, ягодах, домашних животных.

    Самообразование:   знакомство с книгой « История села Долматово», с книгой  местных поэтов« Тихая моя родина»

    План мероприятий в рамках проекта:

    1. Просмотр DVD- фильма;
    2. Обзорные экскурсии по селу;
    3. Конкурс семейных рисунков « Мой родной дом»
    4. Коллективная аппликация « Улицы села»;
    5. Знакомство с творчеством местных поэтов;
    6. Экскурсия в дом- музей;
    7. Экскурсия в гараж/ знакомство с сельскохозяйственной техникой/;
    8. Совместное с воспитателем составление карты- плана с. Долматово;
    9. Игры: « Назови свой адрес», « Назови профессию», « улицы Долматова», « Где мы были мы не скажем…/ о труде/». Дидактическая игра "Букет красивых слов" /взять всем детям цветы и сказать теплые слова о своём селе/, Дидактическая игра "Что покажем гостям Долматова?"/  достопримечательности села/, Дидактическое упражнение "Клубок волшебных слов"(Пальчик обмотать, передать другому, не повторяться, называть сельские профессии или с/х технику)
    10. Беседы: « Где я живу?», « Как мы можем помочь родному селу?»,

    « Назови, что есть примечательного на твоей улице?»

    1. Составление рассказов о своём селе и о его тружениках.
    2. Участие в выставке овощей в сельском ДК;
    3. Экскурсия в пожарную часть;

    ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

    Но главное богатство каждой страны, каждого села - это народ, люди, которые живут там - в этой стране, в этом селе. У нас в Долматово живут (показываю на фланелеграфе- дедушка).

    Первый ребенок( или воспитатель):

    Дедушка- дедушка.

    Я это знаю

    Нет никакого сомнения тут.

    Дедушку дедушкой я называю,

    Но по-другому другие зовут.

    Бабушка с дедом лет 40 живет,

    Бабушка деда......зовет.

    Воспитатель: Скажите, как зовут ваших дедушек? (Ответы)

    Сколько бы ни было разных имен,

    Главное в дедушке - дедушка он!

    Второй ребенок( или воспитатель):

    Дай бабуся поцелую

    В волосах твоих сединку.

    Подышу на них, подую,

    Как зимою на снежинки.

    И быть может, понемножку,

    От тепла они растают

    Как цветы, что на окошке

    Зимней ночью вырастают.

    Этюд "Бабушкины руки"

    (Читаю   стихотворения   Н.   Голя   и   Г.Григорьева.   Дети   вместе   со   мной сопровождают его жестами и движениями).

    Ладушки, ладушки

    Где были? У бабушки. (Хлопки в ладоши)

    А у бабушки ладони все в морщинках собраны. (Ладони вверх).

    А у бабушки ладони добрые, предобрые. (Поглаживают ладонями друг о друга).

    Все работали ладони долгими годами. (Постукивают кулачками о ладонь).

    Пахнут добрые ладони щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются).

    По кудрям тебя погладят добрые ладони (Имитируют поглаживание).

    И с любой бедою сладят теплые ладони (Складывают ладони, подносят их к лицу, дуют на них).

    Ладушки, ладушки

    Где были? У бабушки. (Хлопки в ладоши)

    Третий ребенок:

    Не терпит мой папа безделья и скуки,

    У папы умелые сильные руки!

    И если кому-нибудь надо помочь,

    Мой папа всегда поработать не прочь.

    Воспитатель: И ваши папы такие же как в этом стихотворении? Расскажите о своих   папах.   (Трудолюбивый,   веселый,   умелый,   сильный,   отзывчивый, работящий, денег много зарабатывает, помогает маме, бабушке и дедушке, любит своих детей).

    Четвертый ребенок:

    Прожила на свете мама

    Уж немало лет,

    Никого дороже мамы

    В целом мире нет.

    Пятый ребенок:

    Позже всех она ложится,

    Раньше всех - встает.

    По дому весь день хлопочет,

    Хоть и устает.

    Ты живи на свете, мама,

    Много-много лет.

    Никого тебя роднее в целом мире нет!

    Шестой ребенок: - Это дети школьники.

    Седьмой ребенок: И совсем маленькие.

    Об одежде

       Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой.  На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги).Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.

    Задание: «Составь оберег»

    - Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде. Как это сделать? (Нарисовать красками, пластилином, сделать аппликацию.)

    - Возьмите понравившийся вам вид одежды на который вам необходимо будет нанести оберег. На какую часть одежды мы будем наносить обереги? (Подол, края рукава, ворот.)

    Пока ребята выполняют работу звучит музыка.

    - Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (встают и осматривают работы.)

    Недаром в народе говорится:

    Не то дорого, что шито золотом,

    А то дорого, что доброго мастера.

    Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

    - Ребята, а вы знаете каждый знак обозначал свой символ:

    волнистые линии означали - символ воды

    красные круги - символ солнца

    крест - это тоже символ солнца

    ромб - символ земли, плодородия

    цветы – символ богатства

    - Даже цвета имели своё значение:

    Красный – благополучие

    Жёлтый – тепло и ласка

    Синий – радость

    Чёрный – богатство

    - Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.

    - Как они назывались? (Портные).

    Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

    Беседа об экскурсии в краеведческий музей ( занятие)

     Воспитатель: Орлова Алла Владимировна

    Цели:

    1.Расширять знания детей о родном селе, его культурных и исторических ценностях (краеведческом музее).  

    2.Закрепить знания детей о быте и жизни жителей села в минувшее время.

    3.Воспитывать любовь к родному селу, родной природе, оберегать чистоту и красоту родного села.

    Ход занятия.

    Чтение стихотворения о Долматово.

    Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?  

    - Чем знаменито наше село? Какие достопримечательности вы знаете?

    - Ребята, а давайте представим, что к нам в село приехали гости, куда бы мы пошли с ними и чтобы вы им показали?

    Мы с вами ходили недавно на экскурсию. Куда? (краеведческий музей)

    Что мы видели по дороге интересного в краеведческом музеи ?

    - Что видели возле здания музея?

    - Кто встречал в музее нас? (Светлана Анатольевна)

    - А кто рассказывал о быте и нелёгкой жизни местных жителей в прошлом? (экскурсовод)

    - О чем рассказывала Светлана Анатольевна? ( об убранстве сельского дома , о мебели, об утвари, об обычаях).

    - Как называется комната, в которой мы находились вначале?  (изба).Чем в ней занимались крестьяне? ( готовили еду, корм скотине, ели, встречали гостей)

    Игра "Назови предметы в избе "

    Загадки, вопросы. (лавка, печь, чугун, крынка, ушат, коромысло, самовар, половики, носоватик)

    - Как использовали эти предметы? ( назначение)

    - Как называется другая комната? ( горница)

    - Для чего она использовалась? ( в горнице в полдник пили чай, занимались рукоделием, спали, нянчили детей)

    Игра « Назови предметы в горнице» ( кровать, светильно, сундук, люлька,)

    - Для чего они нужны?

    Физминутка:  « У Маланьи у старушки»

    Ребята, а сейчас давайте решим кроссворд. Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать и заполнять пустые клетки.

    Решение Кроссворда.

    ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

    1 Как называется предмет, который ставили в печь для нагревания воды? 2.Какой предмет использовали для освещения в тёмное время суток. 3. С помощью этого предмета  носили воду на плече  из колодца или с реки. 4.В неё наливали молоко после того, как подоят корову? 5. как называются домотканые дорожки? 6. Кроватка в которой качали младенцев?

    ПО ВЕРТИКАЛИ:

    Комната, в которой занимались рукоделием.

     Понравилось ли вам в музее? Что больше всего запомнилось?  ( ответы детей).

    Нарисуйте. ( дети рисуют то, что больше всего понравилось)( «Приложение1»)

    Подведение итогов проекта « Моя малая родина Долматово»

    Воспитатель: Орлова А.В.

    Проект « Моя малая родина- Долматово» был условно разделён на 4 части( блока)

    1 блок был направлен на приобщение к старинной культуре родного села. Мы с детьми посетили дом-музей, где Светлана Анатольевна рассказала нам о быте и жизни крестьян. По итогам посещения с детьми была проведена беседа

    ( составлен конспект занятия) , а так же рисование на тему « Что тебе больше всего понравилось в музе?.»

    2 блок Мероприятия 2- го блока были направлены на ознакомление с селом, т.е были проведены ряд экскурсий:

    1. Обзорные экскурсии по селу;
    2. На выставку овощей в ДК;
    3. В гараж колхоза «Долматовский;
    4. Экскурсия к реке Пуя;
    5. Экскурсия в Долматовскую сельскую библиотеку;(«Приложение2»)
    6. На детскую площадку возле  ДК;

    В ходе экскурсий мы рассматривали достопримечательности и наиболее значимые социальные объекты, называли улицы, по которым мы проходим, а так же  дети показывали нам свои дома, в которых они живут.

    3 блок Творческий . Дети вместе с папами и мамами рисовали свой дом, а позже была организована выставка работ « Мой родной дом»( «Приложение3») проходило также знакомство детей с творчеством местных поэтов.

    Коллективная аппликация « Улицы села»

    4 блок Заключительный. Вместе с детьми на карте села Долматово мы находили свои дома, дети прослеживали маршрут, по которому они ходят в детский сад. Также мы проследили маршруты наших экскурсий.  А ещё играли в игры, отгадывали загадки, смотрели DVD- фильм, называли свой точный адрес, а так же приняли участие в выставке овощей в сельском ДК.

    (« Приложение4»)

    Список используемой литературы:

    1. Сборник стихов местных поэтов «Тихая моя Родина».
    2.  « История села Долматово».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД Исследовательская деятельность Тема: «Огород на подоконнике »

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №47.      Конспект НОД Исследовательская деятельностьТема: «Огород на подоконнике » во второй мл...

    Исследовательский краткосрочный проект « Огород на подоконнике» в старшей группе

    Исследовательский краткосрочный проект« Огород на подоконнике»в старшей группеЦель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в к...

    Познавательно – исследовательский проект "Зеленый лучок на подоконнике"

    Познавательно – исследовательский проект "Зеленый лучок на подоконнике"  для детей 1 младшей группы...

    Презентация исследовательско-творческого проекта "Как вырастить витаминку на подоконнике?"

    Проект  "Как вырастить витаминку на подоконнике?" был реализован с воспитанниками младшей группы. Не только дети, но и их родители приняли активное участие в реализации данного проекта....

    Тема проектно-исследовательской работы: «Выращивание лука на подоконнике».

     Тема проектно-исследовательской работы: «Выращивание лука на подоконнике».        Тип проекта: информационно-исследовательский....

    Проект познавательно-исследовательский «Огород на подоконнике»

    Цель: Знакомство детей с разнообразием растений, их строением, условиями, необходимыми для их роста и влиянием на эмоциональное состояние человека....