Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей коррекционной дошкольной группе по теме «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Милкина Анастасия Васильевна

Коррекционно-образовательные цели.

Знакомство детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье, жаворонке, граче и ласточке; обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи:

 -образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе;

-образование притяжательных прилагательных, образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах;  

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления,  мелкой и общей моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.  Воспитание доброго отношения ко всему живому в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей коррекционной дошкольной группе по теме «Перелетные птицы»

Милкина Анастасия Васильевна, воспитатель

Коррекционно-образовательные цели. 

Знакомство детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье, жаворонке, граче и ласточке; обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи:

 -образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе;

-образование притяжательных прилагательных, образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах;  

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления,  мелкой и общей моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.  Воспитание доброго отношения ко всему живому в природе.

 Оборудование: иллюстрации перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы), аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия

1.Воспитатель читает стихотворение  И.З. Сурикова «Весна»

Над землею воздух дышит
День от дня теплее
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.

Восходит солнце над землею
С каждым днем все выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.

Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
И у хат играют дети, -
Веселятся крошки.

Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело.

Берега крутые роет,

Разлилась широко…

Плеск и шум воды бурливой

Слышен издалека.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (Хорошее, веселое, радостное и т.д.).

- О каких приметах весны в нем говорится?(День от дня теплее,
стали утром зорьки ярче,
  восходит солнце над землею с каждым днем все выше, верба нарядилась в белые сережки, лед на речке треснул).

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны? (Тает снег, появляются листочки, идут дожди, прилетают птицы и т.д.).

- А как называются птицы, которые прилетают из теплых краёв?  (Перелетные).

- Назовите перелетных птиц? (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка и т.д.).

2. Отгадайте, пожалуйста, загадки:        

1.Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка) - Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка (аудиозапись). Отгадайте следующую загадку. 2.Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. (Ласточка) (включается аудиозапись) 3.Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома - длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист) (аудиозапись). Следующая загадка. 4.Красивая птица с блестящим черным опереньем. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. (Скворец) (аудиозапись). 5.Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач) (аудиозапись). Последняя загадка. 6.Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения. Его и песни и полет вошли в стихотворения. (Жаворонок) (аудиозапись).    - Правильно вы отгадали, эти птицы относятся к перелетным.

3.Упражнение «Отгадай и присядь»

Воспитатель приглашает детей на ковер.

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

4. Упражнение «Расскажи о птице»

- Ребята, послушайте меня внимательно, я расскажу вам  о перелётных птицах. Воспитатель рассказывает, а затем несколько  дети по желанию рассказывают о понравившейся  птице.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

 Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом. Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги.

Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.

- Ребята, назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв). - У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем). Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

5. - Давайте поиграем в игру с мячом “Назови детеныша ”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач (грачонок - грачата).

- Скворец (скворчонок - скворчата).

- Кукушка (кукушонок - кукушата).

- Аист (аистенок – аистята).

- Жаворонок (жаворушонок – жаворушата).

6. Упражнение «Один - много»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

- Грач (грачей).

- Аист (аистов).

- Жаворонок (жаворонков).

- Скворец (скворцов).

- Ласточка (ласточек).

- Кукушка (кукушек).

- Птица (птиц).

- Гнездо (гнёзд).

- Птенец (птенцов).

7.  Упражнение  «Угадай и назови» (поиск соответствующего понятия)

- У какой птицы самая длинная шея? (У лебедя);

- Какие птицы подражают пению других? (Скворцы);

- У какой птицы красный длинный клюв? (У аиста);

- Какие птицы лучше всех поют? (Скворцы);

- Какие птицы не вьют себе гнёзда? (Кукушка);

- Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач);

- Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки).

8. Игра “Собери картинку”.

Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.

- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

- Расскажите, чьи изображения вы сложили.

– Это грач.

- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой.

- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты.

9. Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

На каждою строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну  - красну.

10. Итог занятия. (Оценка работы детей)

Воспитатель убирает все картинки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, каких перелётных птиц называли, в какие игры играли, что им понравилось делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей младшего дошкольного возраста на тему «Признаки ранней весны».

- Закрепить представления детей о ранней весне, ее признаках.- Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.- Развивать у детей элементы экологического сознания, мышление, память, сл...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект ОД по ознакомлению с природой в подготовительной к школе группе на тему «Зимующие птицы».

Конспект может быть полезен воспитателям подготовительных групп., содержит элементы проектной деятельности. Был составлен как итоговое мероприятие проекта "Наши пернатые друзья"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в смешанной дошкольной группе на тему Служебные собаки

Цель: продолжать активизировать познавательные способности по теме «Домашние животные»Задачи:- расширять знания детей о домашних животных;-дать представления о служебных собаках...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в смешанной дошкольной группе на тему "22 марта - Всемирный день водных ресурсов"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в смешанной дошкольной группе на тему "22 марта - Всемирный день водных ресурсов"Конспект ООД по ФЦКМ в смешанной дошкольной группепо теме...

Конспект НОД по ознакомлению с природой в подготовительной к школе группе на тему «Зимующие птицы».

Познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для подготовительной к школе группы на тему: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию  для подготовительной к школе группы на тему: «Перелетные птицы»...