Занятие по ознакомлению с окружающим, для средней группы.«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Канунникова Анна Сергеевна

 

Программные задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о весне и её признаках.
  2. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.
  3. Расширять и активизировать словарь детей по теме.
  4. Развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику.
  5. Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ».

Занятия по ознакомлению с окружающим, для средней группы.

Программные задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о весне и её признаках.
  2. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.
  3. Расширять и активизировать словарь детей по теме.
  4. Развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику.

Ход занятия: Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это тихо прошагал за окном?

Кто прошёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла… (весна).

После холодной зимы пришла к нам снова весна. А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте проверим. Предлагаю вам отгадать весенние загадки:

  1. что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
  2. что в небе лёгкое, белое, пушистое? (облако)
  3. что весной бежит, журчит, поёт? (ручьи)
  4. что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)
  5. что весной темнеет, тает, водой убегает?  (снег)
  6. весной она капает, звенит, поёт? (капель)
  7. что весной греет, светит, припекает? (солнце)

Оказывается, оно, как настоящий волшебник умеет тепло и ласково здороваться.

Физкультурная минутка.         Утром ранним,

                                                    Кто-то странный,

                                                    Заглянул ко мне в окно.

                                                    На ладони появилось

                                                    Ярко-рыжее пятно.

                                                    Это солнце заглянуло,

                                                    Будто руку, протянуло

                                                    Тонкий лучик золотой

                                                    И, как с первым лучшим другом

                                                    Поздоровалось со мной!  

Протяните руки к солнышку. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают своим теплом. Волшебное солнце растопило все обиды, и сердце наполнилось добротой и любовью. Пусть будет у нас с вами сегодня счастливый день.

Солнышко выглянуло, стало теплее, светлее, веселее. Давайте представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается, наполняется тысячами различных звуков.

Прослушивание  записи «Звуки леса».

Расскажите, что услышали. Птицы поют, шумят, хлопочут. О чём? (о весне, о солнце, о гнёздах). Из тёплых краёв возвращаются птицы. Какие? В какое время года птицы улетают в тёплые края? Как их называют? (перелётные). Почему они улетают? Может они боятся морозов? Давайте порассуждаем. Осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся, значит, если птицы питаются насекомыми, зимой им есть нечего.

Насекомоядные. Как их отличить? По клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы было удобнее ловить насекомых.

Игра «Зимующие и перелётные птицы».

Детям раздаются иллюстрации зимующих и перелётных птиц. Со словами «Птички летают, зёрна собирают. Маленькие птички, птички – невелички» дети бегают врассыпную по группе. После слов «1-2-3, лети» разбегаются, перелётные птицы летят к солнышку, зимующие – к снежинке.  

Птиц вы знаете много, а умеете ли отгадывать загадки? (сопровождают показом картинок).

  1. Всех прилётных птиц черней,

            Чистит пашню от червей.

            Взад-вперёд по пашне вскачь,

            А зовётся птица…(грач).

Грач постоянный спутник тракториста, как только начинают перекапывать землю на полях, грач тут же приступает к работе, он ловко выхватывает из земли жуков, пауков, червяков. Живут грачи большими семьями и свои гнёзда строят высоко на деревьях.

Ребёнок:    Вот я – грач,

                   Проворный, чёрный,

                   Кричу: «Крак! Крак!»

                   Всем червякам – враг!

                   Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю.

В народе говорят: «Если грач на горе, то весна на дворе», ещё «Увидел грача – весну встречай».

  1. На шесте – дворец,

Во дворце – певец, а зовут его…(скворец)

Это красивая чёрная птица, с небольшими белыми пятнышками по всему телу.

Ребёнок:     А у нас в саду жилец-

                    Бойкий маленький скворец.

                    Тихий сад повеселел

                    Оттого что он запел.

                    С солнцем скворушка встаёт,

                    Ест жуков, росинки пьёт.

                    Сдвинув шапку набекрень,

                    Распевает целый день.

Селится в старых дуплах деревьев или в скворечниках, развешанных для него людьми. Поёт подражая различным звукам и голосам других птиц.

«Увидал скворца - знай весна у крыльца».

  1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,  

            Голосистее, нежней?

            Кто же это?…(соловей).

Это небольшая птичка. Ну, что в ней особенного? Серенькая, грудка беленькая, хвостик чуть рыжеватый, большие тёмные глазки. А любят люди соловья за нежную, звонкую, красивую песню. Прилетает на родину, когда деревья и кустарники одеваются листьями, вернувшись, отыскивают старые жилища (гнёзда в кустарниках) и поют.

В народе есть примета «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».

Игра «Прилетели птицы».

Цель: Развитие фонематического слуха, внимания.

Я буду называть птиц, но если я ошибусь, и вы услышите что-то другое – топайте; если я говорю правильно – хлопайте.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки.                                    

Вы знаете, что весну на своих крылышках несут не все птички, а только перелётные. А зачем птицы прилетают на родину?

Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края. Для того чтобы весной снова вернуться на родину.

Для чего нужны птицы? Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.

Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.

Ребёнок:  Вы должны помнить:

                Что птиц, не надо ловить,

                Надо птиц всегда любить.

                Птичьих гнёзд не разорять,

                Зимою птицам помогать,

                Их жалеть, оберегать.

У меня для вас сюрприз – птица, сделанная из бумаги. Давайте сделаем таких же птиц.

Пальчиковая гимнастика.    Пой–ка, подпевай-ка!

                                                Десять птичек стайка.

                                                Эта птичка – соловей,

                                                Эта птичка - воробей,

                                                Эта птичка – совушка

                                                Сонная головушка.

                                                Эта птичка – свирестель,

                                                Эта птичка – коростель,

                                                Эта птичка – скворушка,

                                                Серенькое пёрышко.

                                                Это зяблик, это стриж,

                                                Это развесёлый чиж,

                                                Ну, а это злой орлан…

                                                Птички, птички, по домам!

Оригами «Птичка».

Спросить у каждого ребёнка, что за птица у него получилась.

Возьмите птичку домой, и покажите её родным, друзьям. Расскажите им для чего нужны птицы, и как надо их охранять.  

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Зимующие птицы"

Данный материал позволит закрепить и  уточнить представления детей в средней группе о зимующих птицах...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» (средняя группа)

Цели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употребление в ре...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе тема: «Птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе тема: «Птицы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Встречаем птиц» средняя группа

Автор:  воспитатель Кузнецова О.А. МАДОУ «ДС №250» г.ЧелябинскЦели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обоб...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» средняя группа

Pакрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний вид птиц их особенности, поведение....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» (средняя группа)

Цели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употреб...