Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Родкина Вера Николаевна

Самообслуживание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете

Тема: «Ребенок познает предметный

мир, приобщается к труду. Самообслуживание

и труд».

                                                                         Муниципальное дошкольное

                                                                                   образовательное учреждение

                                                                                   Центр развития ребенка –            

                                                                                   детский сад №8 «Лебедушка»

                                                                                   Воспитатель 2  категории:              

                                                                                   Родкина В.Н.

                                                                                   городской округ Химки

                                                                                   2009 год

Содержание.

1.     Введение в предметный мир.

2.     О труде людей.

 3.    Самообслуживание.


     Введение в предметный мир.  

     Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.   

     В младших группах детей знакомят с названиями предметов ближайшего окружения (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, транспортные средства), способами их использования, функциями («Из чашки пьют чай и компот», «На автобусе ездят на работу, в гости»).

     Необходимо организовывать деятельность, в процессе которой дети           поймут, что ко всему созданному трудом человека и для блага человека нужно относиться бережно.

                                                  

     О труде людей.

      В.А. Сухомлинский  писал:  «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников… приоткрывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство…».

      С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку, на конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде.

    Знакомя дошкольников с трудом взрослых, воспитатель использует разнообразные методы и приемы. Например, организует непосредственное наблюдение за трудом людей различных профессий. При этом взрослый должен не только показать детям, как он работает, но и рассказать о том, какую пользу приносит его труд людям.

     Если педагог знакомит детей с таким видом труда, который нельзя наблюдать непосредственно, то для усиления эмоционального воздействия на ребенка образа трудящегося человека он использует художественную литературу и изобразительное искусство.

      В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

     Самообслуживание.

      Простейшие навыки самообслуживания, сформированные у ребенка в младшем дошкольном возрасте, затем превращаются у него в привычку заботиться о своей одежде, игрушках, постели. Привычка эта, в свою очередь, ложится в основу таких черт личности, как организованность, аккуратность.

     Чтобы увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию важно вызвать у него интерес к предмету. В игре с куклой малыши могут закрепить свои знания о последовательности в одевании и раздевании.  Или, например, «львенок», «мишка», «ежик» наблюдают за тем,  как дети обедают, одеваются и т.д., или же игровые персонажи выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания. Игровые приемы имеют решающее значение, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.

  Эффективным приемом может стать положительный пример сверстников. («Посмотрите, как красиво повесил полотенце Максим» или  «Посмотрите дети, как Даля быстро и правильно одевается! »). Также надо обращать внимание на то, как во время мытья рук ребенок завернул рукава, как намылил руки, а если кому-то нужна помощь, попросить помочь ребенка: «Максим, открой,  пожалуйста, кран, а то у Саши в руках мыло, и ей неудобно сделать это самой».  Собираясь на прогулку, смотрим как ребенок правильно надел ботинки, и как  убрал сменную обувь в свой шкаф,  а если кто-то из детей оделся первым, попросить, чтобы помогли  подруге,  например, «Катя, помоги Юле завязать шарф».

      Ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! » – заявляет он, часто  не осознавая свои возможности. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребенка – важный фактор в формировании его трудолюбия.

     Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: «Отодвинь, принеси, подержи, вытри».  Они ценны тем, что ребенок сразу видит результаты сделанного им самим, например,  он вытер на подоконнике воду, собрал обрезки бумаги, расставил по местам игрушки,  убрал в ящик строительный материал -  и  вот беспорядок устранен.

      Нужно обязательно подчеркнуть результат труда, похвалить ребенка,  переключить его внимание на другую деятельность.

      Большую радость приносит детям труд, совместный с взрослым, сопровождаемый объяснениями, доброжелательным общением. Например, дети вместе с воспитателем расставляют стульчики перед занятием, принимают участие в наведении порядка в шкафу с игрушками.  Зимой, дети помогают убирать своими лопатками  снег,  а также вместе с взрослым убирать ветки с участка.

     Важна положительная оценка, мотивировка поручений: «Молодец, Андрей! Когда я попросила, ты сразу принес лопату, и мы вместе будем очищать дорогу».      Эффективна похвала от имени игрушечного персонажа, любимого детям и постоянного участника игр и занятий.

     На протяжении года содержание поручений усложняется. Так, перед занятием по рисованию дети должны поместить в подставки, только хорошо отточенные карандаши;  помогать расставлять помощнику воспитателя чашки на стол, салфетницы и тарелки с хлебом.

     Важно, чтобы у детей было желание действовать самостоятельно и представление о том, на каких общих правилах должны основываться самостоятельные действия. Правил немного, и они просты: например,  некоторые из них, в детском саду надо играть дружно; все, что умеешь, делай сам; все вещи и игрушки надо убирать на свои места. Начатое дело  доводить до конца и выполнять его качественно (например, не только снимать одежду в определенной последовательности, но и сразу выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать и вешать ее на стул).   Вежливо просить помочь, если  что-то не получается.

      Дети должны усвоить правила соблюдения режима (например, «За стол можно садиться, только вымыв руки», «В спальне надо вести себя тихо»), последовательность основных режимных процессов и нужный темп действий при еде,  одевании, на занятиях и т.д.

      Заключение.

      Очень многие великие педагоги затрагивали тему труда в воспитании подрастающего поколения: и Ушинский, и Белинский, и Л.Толстой, и Горький. Одно из высказываний педагогов: «Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека».

     

     

     

     

   


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».

Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...

Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....

Доклад на педсовет «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».

Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открываю...

Доклад на педсовете. Тема "Речь педагога ДОУ как образец для ребенка", 26.01.2018

Дети дошкольного возраста, подражают окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построение фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются ...

Доклад на педсовет Тема: «Защита прав и достоинств ребенка дошкольного возраста».

Тема:«Защита прав и достоинств ребенка дошкольного возраста»....

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...