НОД «Вы слыхали о воде?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Экспериментальная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zanyatiya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Баранова Татьяна Игоревна

воспитатель, д/с №53.

Тема занятия: «Вы слыхали о воде?»

Возраст детей: старшая группа

Вид занятия: опытно-экспериментальная деятельность

Цель: познакомить детей с различными состояниями воды: жидкое, твердое, парообразное.

Задачи:

        Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.

        Развивающие: расширять знания и представления о воде. Показать важность воды для всего живого. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Развивать любознательность, наблюдательность.

        Обучающие: учить детей участвовать в эксперименте, устанавливать причинно-следственные связи. Учить детей отвечать сложными предложениями, обогащать словарь.

Используемые методы и приемы: наглядные (показ, демонстрация); словесные (художественное слово, беседа); практические (опыты); игровые (психоэтюд, физминутка, дидактическая игра).

Оборудование: глобус, яблоко, фланелеграф, картинки для фланелеграфа (птицы, деревья, рыбы, животные, человек), магнитофон, фонограмма – шум воды, сосуд с водой, тарелка со льдом, салфетка, зеркало, термос, пластмассовые стаканчики по количеству детей, картинки с изображением воды в различном её состоянии (дождь, снег, сосулька, кипящий чайник, кипящая кастрюля и др.).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:

        Она и в озере,

        Она и в лужице,

        Она и в чайнике у нас кипит.

        Она и в реченьке бежит, шуршит.

        Что это? (вода)

Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде. Давайте сядем удобно на коврик.

Воспитатель: - Как вы думаете, много ли воды на нашей планете? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? Покажите на глобусе воду. Скажите, где мы можем встретить воду на Земле? (реки, озера, моря, океаны). А суша занимает всего четвертую часть нашей планеты.

У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Я разделила яблоко на 4 части, так вот 1 часть – суша. (воспитатель вытаскивает ¼ часть, заранее вырезанную, из яблока). А все остальное – вода. Так много или мало воды на планете? (много).

Воспитатель: А кому же нужна вода? Сейчас, мы поиграем в игру «Кому нужна вода?». Давайте перейдем к фланелеграфу и посмотрим.

        -Как вы думаете, что это? (это озеро)

        -А это что у озера? (это маленькие ручейки)

Давайте подберем картинки. Кому нужна вода и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют к ручейкам и объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, человек).

Воспитатель: Молодцы, посмотрите как важна вода. Без воды всё живое на нашей планете погибнет. Мы с вами выяснили, что воды на земле много, но запасов чистой воды, в которой нуждается всё живое не так много. Поэтому мы должны беречь воду. А как мы будем беречь воду? (не загрязнять реки, озера, дома закрывать кран).

Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем, вспомним нашу игру «Дождик капнул на ладошку».

Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)

На цветы (круговое движение руками)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льется, льется – ой,ой,ой! (покачивание головы)

Побежали мы домой. (бег на месте)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию, где мы много интересного узнаем о воде. (дети подходят к столу, где стоит сосуд с водой, тарелка со льдом, стаканчики пластмассовые, термос, зеркало, салфетки).

Воспитатель: Что вы видите? Молодцы, а теперь я хочу спросить, где здесь вода?

        Эксперимент №1. Жидкое состояние воды.

Воспитатель: давайте перельем воду из нашего сосуда в стаканчики.

        -Льётся вода?

        -Почему вода льётся? (потому что она жидкая)

        -Значит вода у нас какая? (жидкая)

Воспитатель: А сейчас ребята я хочу вам показать, что на столе у нас вода не только в сосуде, лед – тоже вода.

        Эксперимент №2. Лед – твердая вода.

Воспитатель: давайте возьмём по одному кусочку льда и положим его в стаканчикм и понаблюдаем за льдом.

        -Что вы видите, что происходит со льдом? (он тает)

        -Да, он тает, во что превращается лед? (в воду)

        -Можно ли утверждать, что лед – это твердая вода? (да, можно)

        -Где ещё мы можем увидеть лёд, снег? (на улице зимой, в холодильнике)

        -Можно ли утверждать, что в холодильнике дома у нас твердая вода? (да, можно).

Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода может быть в каких состояниях? (в жидком и в твердом). Но на столе у нас есть еще термос, давайте докажем, что и там тоже вода.

        Эксперимент №3. Пар – это тоже вода.

Воспитатель открывает термос с кипятком и показывает пар детям, спрашивает:

        -Что это?

        -Это пар. Пар – ещё одно состояние воды. Давайте поставим над паром зеркало и посмотрим, что произойдет с паром.

        -Что появилось на зеркале? (капельки воды)

        -Когда вода горячая, идет пар. В термосе у меня горячая вода.

        -Можно ли утверждать, что пар – это вода? (да, можно)

        -Почему?

        -Мы с вами познакомились ещё с одним состоянием воды – с парообразным.

        -Где вы видели ещё пар?

Воспитатель: В нашей лаборатории мы узнали много нового о воде. Давайте ещё раз скажем в каком виде мы встречаем воду? (в жидком, твердом, парообразном).

        Ребята, а сейчас у меня будет задание, походите по группе,, внимательно поищите картинки воды в разных состояниях. Кто найдет, принесите мне эту картинку и расскажите в каком состоянии вода у вас на картинке (дети под музыку ищут картинки и рассказывают воспитателю).

Используемые источники информации:

Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» - Волгоград: Учитель, 2011.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М.:ТЦ «Сфера», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии «Вы слыхали о воде?» для детей подготовительной группы

Конспект занятия по экологии «Вы слыхали о воде?» для детей подготовительной группы   Цель: Дать понятие о значимости воды всего живого на земле. Задачи: - Познакомить детей со свойствами вод...

Вы слыхали о воде

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей в старше-подготовительной группе...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы « Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Вода. Состояния воды". Содержит иллюстративный материал....

Конспект занятия в подготовительной группе: "Вы слыхали о воде?"

Программное содержание: дать детям представление о свойствах воды (жидкость, растворитель),познакомить со способом очистки воды; развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логиче...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Вы слыхали о воде?...»

Интегрированное занятия в подготовительной группы...

Проектная деятельность по экологии в старшей группе- "Вы слыхали о воде?Говорят она везде!"

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по ознакомлению с окружающим  миром с элементами экспериментирования  для детей старшей группы  на тему: «Что м...

Конспект комплексного занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Вы слыхали о воде?»

НОД  по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе «Вы слыхали о воде?»...