Беседы по экологии.
материал (окружающий мир, старшая группа) по теме

Колчанова Елена Николаевна

Беседы по экологии о семенах и нитратах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_zenyatieposadka_pomidor_2.docx16 КБ
Файл besedy_po_zkologii_2.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие на тему «Посадка помидор»  

Программное содержание:
1.Учить детей составлять морфологическую таблицу и мнемо дорожку.                        

2.Дать представления детям о том, что овощи выращивают из семян, о потребности определенных условий. для роста растений.                                                                              

3.Закркплять умения детей образовывать прилагательные и использовать их в речи.            

4.. Совершенствовать навыки поисковой - исследовательской деятельности детей. Расширять кругозор и словарный запас детей.                                                                  

5.Воспитывать интерес к посадке семян, желание помочь в совместной работе сверстникам, положительные отношения друг с другом.

Предварительная работа:
1.Проведение дидактических игр
:
«Придумай загадку», «Где, что растет?», «Дары природы», «Вершки и корешки», «Каждому овощу свою листву».
2.чтение художественной  литературы
 :
«Хозяйка с базара пришла» - Ю. Тувим
«Огурцы» - Н. Носов
«Запасы овощей» - В. Бианки;

Оборудование:
Иллюстрации овощей, стаканчики с землей, палочки, семена (помидоров, огурцов),лейка с водой, ватман, маркер.

Методы и приемы:
Рассказ воспитателя, беседа, рассматривание предметных картинок, составление схемы и морфотаблицы, опыт, художественное слово, вопросы, показ.

Словарная работа: грунт, выращивать, рассада.

Ход занятия:

1.Дети какие вы знаете, овощи? (огурец, редис, морковь…)                                                                      - А где они растут?       (в огороде)                                                                                                                     - Что можно приготовить из овощей?     (Салаты, рагу, борщ, сок…)                                                                                        - Вы любите салаты кушать?
- Салат из овощей как называется? (овощной)
- Салат из огурцов ? (огуречный)
- Из моркови ? (морковный)
- Из свеклы? (свекольный)
- Из капусты? (капустный)
- Из картофеля? (картофельный)
- Из помидоров? (помидорный)
.

2.Беседа.
Отгадайте загадку и узнайте кто я.

В огороде вырастаю.
  А когда я созреваю, 
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (помидор)

Растут нгрядки
Зеленые ветки,
 А на них,
Красные детки.
(помидор)

 Родина помидор - Южная Америка, т.к. в Америке всегда тепло и не бывает зимы. Выращивали их как декоративные растения из-за красивых плодов. Помидоры применяли как лекарственные растение для заживления ран. Одной из первых стран, начавших выращивать помидоры для еды, стала Россия. Цвет и размер плодов помидора зависит от сорта. Люди вывели несколько сотен сортов помидор. Помидоры едят свежими,добавляют в различные блюда, солят и квасят.


3.Составление морфологической таблицы: «Что необходимо растению для роста»

4.Проведение   физкульминутки ( тихо, громко, медленно, быстро).
Овощи и фрукты часто спорили, кто из них важнее. Стали первыми хвастаться овощи.

Ох-ох-ох – лучше всех горох.
Ха-ха-ха – это чепуха!
Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор.
Овь-овь-овь – сладкая морковь.
Ла-ла-ла – вкусная свекла.
Оп-оп-оп – душистый укроп.
Ук-ук-ук – мы режем лук.
Ли ли-ли ли – помидоры мы нашли.

Дети соединяют ритмично
Хлопают в ладоши.
Ударяют кулачками по коленям.
Хлопают ладонями по коленям.
Ритмично сжимают пальцы
Ритмично сжимают и
Имитируют движения нарезки лука

Хлопают в ладоши..

5.Работа воспитанников в мини-исследовательской лаборатории.
Овощи можно разделить четыре группы листовые(салат,  ), корнеплоды(картофель, морковь, редис…), бобовые(бобы, фасоль…), плодовые(огурцы, перец, баклажан, помидор). Все эти овощи растут в огороде. Корнеплоды, листовые, бобовые - выращивают посевом прямо в грунт. Плодовые с помощью рассады потому что, если их семена посадить прямо в грунт они не успеют дать урожай. А сейчас давайте пройдем в нашу мини-лабораторию и посадим семена помидор для выращивании рассады. (дети садятся за столы).
- Посмотрите, на салфетки лежат семена.
- Какие они?
(круглые, овальные, белые, без запаха, сухие)
- Кто знает семена каких культур  у вас на салфетке ?
(огурцов - овальные, помидоров – круглые, мелкие)
- Сегодня мы с вами будем садить семена помидоров.
- Ребята, кто знает где берут семена помидор?                                                                  (ответы детей)
-Для посадки рассады семена берут из плода помидор (воспитатель показывает разрезанный помидор на две части). Для получения семян надо осенью из переспелого плода, выбрать семена, затем их промыть от мякоти и просушить. А весной их можно сажать.
- Ребята, давайте проверим какие семена пригодны к посадки, а какие непригодные .
-Для этого я беру семена и отпускаю их воду ( воспитатель показывает детым как опускает семена в воду).
-Посмотрите что произошло? (семена всплыли, опустились на дно).
-Почему одни семена всплыли, а другие опустились на дно (одни семена тяжелые, другие легкие, те семена, которые опустились на дно пригодны к посадке, те которые всплыли, непригодны для посадки).
- Дети, в стаканчике с землей необходимо сделать углубления, в каждое углубление  положить семечку, присыпать землей, полить водичкой.
- Приступайте к работе.

6.Составление схемы: «Что сначала, а что потом?» .
Цель: закрепить представлений детей о последовательности посадки семян помидоров.

7.Подведение итога занятия.



Предварительный просмотр:

Беседа: Для чего растению семена?

Цель: Дать знания о строении семени: семенная кожура, семядоли, зародыш. Закрепить представление, что семя - конечная стадия роста однолетнего растения, оно необходимо для продолжения жизни. Развитие кругозора детей, внимания.

Ход беседы:

 -Ребята скажите чем было раньше растение пока не выросло?                                                                                 -Ответы детей.                                                                                                                                               -Верно, семенем.                                                                                                                                          - Семена могут быть разной окраски, разного размера и формы. Но состоят они из одинаковых частей: кожура, семядоли, зародыш. Семенная кожура защищает семя от высыхания, повреждения, холода. Семядоли – в них находится запас питательных веществ, которые использует растение, пока не подрастёт. Зародыш – это корешок стебелёк и почечка.    

 – Ребята, зачем растению семена?                                                                                                             -Верно, они необходимы для продолжения жизни растения. У дикорастущих растений семена специально ни кто не сажает, им помогает: природа, животные, люди. Например: Семена берёзы, клена, одуванчика имеют крылышки или парашютики, им на помощь приходит ветер. Когда они падают на землю, не запутываются среди густых веток, могут лететь на большие расстояния в ветреную погоду. Семена лопуха, череды цепляются за одежду людей, шерсть животных. Семена подорожника прилипают к подошве на обуви. Птицы тоже переносят семена на большие расстояния.                                                            

 -А вот культурные растения  сажает человек. В парах и садах цветы выращивает садовник, фруктовые деревья - садовод, овощи в огороде – овощевод.                                                             Практическая часть: Рассмотреть смена апельсина или лимона.                                          

Итог:                                                                                                                                                            -Зачем растению нужны семена?                                                                                                                                                                                                                                                                -Для чего семени кожура, семядоли?                                                                                                  

 Как размножаются дикорастущие растения?                                                                                    

 

-Как размножаются культурные растения?                                                                                            -Как выращивают цветы, фруктовые деревья, овощи?

Беседа: «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью»

Программное содержание: Дать знания детям о нитратах, в каких растениях они находятся. Продолжать закреплять знания детей о пользе овощей для нашего организма. Расширение кругозора,

Пособия: капуста, лук, огурец, зелень - свежие.

Ход беседы

.1.Ребята, отгадайте загадки:

1. Лежит меж грядок, зелен и сладок.(огурец)

2. Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает (лук)

3.Что за скрип, что за хруст
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...(капуста)

4.-О чем эти загадки?

-Ответы детей.

-Как вы думаете овощи полезны для нашего организма? Почему

-Ответы детей.

-Правильно мы с вами много говорили, читали о пользе витаминов в овощах и фруктах для нашего организма. Поэтому человек старается вырастить их в своем огороде или саду. Но овощам и фруктам, также как и человеку, нужно питание. А вы знаете, чем подкармливают растения и как это делают?

-Ответы детей.

Да всё это необходимо для роста растений. Но иногда люди кладут в землю слишком много подкормки и удобрений. Тогда лишние удобрения откладываются в растениях и называются нитратами. Если нитратов в растениях очень много, то это становится опасным для человека.

А теперь слушайте и запоминайте, в какой части овощей содержится больше всего нитратов и что нужно сделать, чтобы они не попали в организм и не нанесли ему вреда.

Воспитатель показывает капусту.

Капуста не только нас кормит, но и лечит. Если свежий капустный лист приложить к больной голове, она перестанет болеть. А сушенная капуста исцеляет раны. Больше всего нитратов в зелёных листьях и кочерыжке. Поэтому перед едой их следует замочить в тёплой подсоленной воде. 

Воспитатель показывает лук.

Свежий сок лука употребляется при ангинах по одной чайной ложке 3-4 раза в день. А со с медом хорош при лечении кашля. Нитратов у лука больше всего в том месте где корешки, поэтому их необходимо всегда отрезать (показ).

Воспитатель показывает огурец.

Огурец очень вкусный овощ, но в нем тоже могут быть нитраты, причем больше всего их обычно содержится в кожуре. Поэтому лучше всего перед едой огурец чистить.

Картинки с изображением дыни и арбуза. (Если есть свежие, то показывать их)

Это ягоды. Даже если мы разрежем арбуз и дыню на кусочки, то мы нитраты там не увидим. А они там могут быть в мякоти у корочки. Поэтому никогда не доедайте арбуз и дыню до самой корочки.

- Вы любите зелень? Какую зелень вы знаете, назовите?

- Ответы детей.

Зелень тоже может содержать нитраты в своих листьях. Для того чтобы обезвредить эти растения, их надо поставить в банку с водой на солнце. А солнечные лучи помогут нам избавиться от нитратов.

- Ребята, как вы думаете, если соблюдать все предостережения, можно уберечься от попадания нитратов в организм.

- Что нужно делать?

Ответы детей:

-Чтобы нитраты не появились в овощах, нужно правильно их подкармливать.

-Выставлять овощи и фрукты на солнечное место, чтобы убить нитраты.

-Знать в какой части растения их содержится больше всего и их не употреблять в пищу.

                                   Таблица о нитратах в овощах.

Культура

Содержание нитратов в частях растений

Много

Не очень много

Мало

Свекла

Кожура корнеплода

Верхняя часть корнеплода

Мякоть

Лук зеленый

Около корня

Сама луковица

Зеленые листья

Укроп

Корни

Стебли, черешки

Листья

Дыня, арбуз

Основание плода у черешка; слой, прилегающий к корке

Верхушка плода

Средняя часть плода

Капуста

Зеленые листья, кочерыжка

Основание листьев

Средняя и внутренняя часть кочана

Лук репчатый

Около корня

Наружная чешуя

Средняя и внутренняя часть луковицы

Морковь

Сердцевина, нижняя часть

Листья

Мякоть без сердцевины

Помидоры

Корни

Стебли, листья

Плоды

Огурец

Основание плода, кожура, стебли, корни

Листья

Мякоть плода

Картофель

Кожура клубня

Глазки клубня

Мякоть клубня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по экологии "У природы нет плохой погоды..."

Цель: расширение представлений о разнообразии погоды Сибири. Формирование умения сравнивать погоду в разное время года, используя метеорологические термины.Работа над словарем: температура, термометр,...

Наш дом . Беседа об экологии

Тема: «Наш дом»Беседа об экологии.Цель: Формировать у детей представление о том, что представляет собой окружающий нас мир, расширить знания детей о природе.Ход занятия.«Ох, какая сегодня плохая эколо...

Материал для беседы по экологии.

В данной беседе говорится о том какая сейчас экологическая обстановка и какие проблемы существуют в сохранении жизни на Земле....

Беседа по экологии в подготовительной группе на тему: «Что такое витамины? ».

Беседа по экологии в подготовительнойгруппе на тему:«Что такое витамины? ».Провела:Родькина В. Г. воспитательвысшей квалификационной категории.МБДОУ «Атемарский детский сад №1»Теремок»Республики Мордо...

Беседы по экологии в подготовительной группе на зимний период

Данные беседы можно использовать для написания перспективного плана по экологическому воспитанию в подготовительной группе...

Консультация для воспитателей "Беседы об экологии"

В данной консультации представлены материалы по экологическому воспитанию дошкольников...

Беседы по экологии

стихотворение Е. Трутневой:         Если в небе ходят грозы,         Если травы расцвели,...