"Духовно-нравственное воспитание через искусство"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Антонова Светлана Геннадьевна

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Воспитать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы.

Задачи:

  1. Формировать первоначальные представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие), ознакомить с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении персонажей.
  2. Воспитывать положительное отношение к духовно- нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними.
  3. Обобщать опыт нравственного поведения детей на основе правила «Поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой».
  4. Формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

на тему:

«Духовно-нравственное воспитание через искусство»

 

Программное содержание: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Воспитать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы.

Обогащать словарь названиями предметов быта: сарафан, рубаха, лапти, прялка, ухват, печь, чугунок.

Задачи:

  1. Формировать первоначальные представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, милосердие), ознакомить с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении персонажей.
  2. Воспитывать положительное отношение к духовно- нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними.
  3. Обобщать опыт нравственного поведения детей на основе правила «Поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой».
  4. Формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными.

Материал «предметы быта»:

домотканые дорожки, лапти, ухват, прялка, сарафаны, рубахи, ложки деревянные, чугунок, деревянная посуда;

икона Покрова Пресвятой Богородицы, лампада, Библия для детей в картинках;

лампа, печь, поднос с пирогами, шапочки для инсценирования сказки «Грибок»,  гриб.

Предшествующая работа: рассматривание предметов быта русской старины, игра детей в настольную игру «Славянская изба», рассматривание икон Покрова Пресвятой Богородицы Казанской иконы Божьей Матери, чтение «Библия для детей», рассматривание иллюстраций к ней. Чтение рассказов из цикла «Спаси и сохрани». Чтение книг на нравственную тематику: Я. Тайц «Кубик на кубик», Е. Благинина «Бабушка - забота», Д. Хармс «Кораблик», С. Маршак «Ежели вы вежливы», И. Пивоварова «Вежливый ослик»; пение песни «Наша каша хороша», М. Еремеевой. Чтение пословиц о труде и трудолюбии.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Занятие проводится в «русской» комнате с печью. Хозяйка (воспитатель) в сарафане приветствует гостей.

Хозяйка: Проходите гости дорогие! Молодые да пожилые! Проходите ко мне на посиделки (дети и взрослые под русскую народную музыку проходят  и  садятся на отведенные места).

Хозяйка: Все расселись? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Хорошим гостям хозяйка рада. Красному гостю - красное место. Ну, вот не успели оглянуться, как лето пролетело, а за ним и осень на исходе. А осенью славно потрудились русские люди на полях и огородах, славный урожай собрали, много всего заготовили. Издавна славился русский народ своим трудолюбием. А пословицы о труде, о трудолюбии вы знаете? 

Ответы детей:

  1. Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда.
  2. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
  3. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  4. Сделал дело - гуляй смело.
  5. Какова пряха - такова и рубаха.

Хозяйка: правильно говорите, никогда не сидела русская женщина праздно, без работы. Видите, и я сижу непросто так, а делом занимаюсь, - пряду, совсем, как моя бабушка.

Хозяйка: (прядет нить и напевает):

Позолоченная прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

Хозяйка: Ведь надо было и ниточку спрясть, и одежду себе сшить. Посмотрите, какая красивая одежда у меня получилась. Подходите все ко мне поближе. (воспитатель показывает детям русские народные костюмы) Как называется эта одежда?

Ответ детей: Это русские народные костюмы.

Хозяйка: Как называется этот вид одежды?

Хозяйка: Его носили мальчики или девочки?

Дети: Девочки и женщины.

Хозяйка: А это, что такое? (показывает на рубаху)

Дети: Это русская рубаха.

Хозяйка: А рубаху кто носил?

Дети: Мальчики и мужчины.

Хозяйка: Посмотрите, как красиво, нарядно расшита русская одежда. Все это ручная работа. А ручная работа дорогого стоит. Давайте пройдем по избе и посмотрим, наверное, здесь есть и другие предметы народного быта ручной работы. (Показывает на лапти). А это что такое? 

Дети: Лапти.

Хозяйка: Для чего они нужны? А из чего их плели? 

Хозяйка: А это что такое?

 Дети: Деревянные ложки.

Хозяйка: Из чего изготавливали? Для чего нужны? 

Дети: Ими едят, музыкальные инструменты. (Поворачивает к дорожке)

Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

 Ведь надо было и ниточку спрясть, и одежду себе сшить.

Хозяйка: Посмотрите, какая красивая одежда у меня получилась. Подходите все ко мне поближе. (воспитатель показывает детям русские народные костюмы) Как называется эта одежда?

Ответ детей: Это русские народные костюмы.

Хозяйка: Как называется этот вид одежды?

Хозяйка: Его носили мальчики или девочки?

Дети: Девочки и женщины.

Хозяйка: А это, что такое? (показывает на рубаху)

Дети: Это русская рубаха.

Хозяйка: А рубаху кто носил?

Дети: Мальчики и мужчины.

Хозяйка: Посмотрите, как красиво, нарядно расшита русская одежда. Все это ручная работа. А ручная работа дорогого стоит. Давайте пройдем по избе и посмотрим, наверное, здесь есть и другие предметы народного быта ручной работы. (Показываю на лапти) А это что такое? 

Дети: Лапти.

Хозяйка: Для чего они нужны? А из чего их плели? 

Хозяйка: А это что такое?

Дети: Деревянные ложки.

Хозяйка: Из чего изготавливали? Для чего нужны? 

Дети: Ими едят, музыкальные инструменты. (Поворачиваю к дорожке)

Хозяйка: Повернитесь и посмотрите, что это расстелено в моей избе на полу?

Дети: Дорожка.

Хозяйка: Правильно, дорожка, домотканая. Я ее сама дома соткала. Давайте-ка по ней пройдем, (Дети гуськом идут по дорожке). (Все сели).

Хозяйка: Осень на дворе, дождик, холодно, грязно, (заглядывает за окно), ветер в трубе воет, а в избе тепло и уютно. Как вы думаете почему? Это потому, что натопила я с утра печь. Дрова в печи потрескивают,  не страшен нам холод. А для чего еще нужна русская печь? Что делали в печи в старину?

Дети: Сушили одежду, продукты.

Хозяйка: А что еще?

Дети: Готовили пищу, пекли хлеб, варили щи, а еще вкусную кашу. 

Хозяйка: Ой, что-то кашки захотелось. Не сварить ли нам? А ну-ка, поднимайтесь, будем кашу варить.

Инсценирование песни «Наша каша хороша».

сл.С.Еремеева, муз.М.Еремеевой

(Дети садятся).

Хозяйка: Осенью, ребята, много праздников. А недавно был праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому посиделки наши Покровские. Давайте расскажем об этом стихи. (Трое детей встают).

1 ребёнок: Осень землю покрывает 

     Пестрым, праздничным ковром,

    Так природа поздравляет

    Нас с великим Покровом!

2 ребёнок:   Слякоть пусть в бездорожье,

           Не грусти, потупив взор,

           Ведь над нами Матерь Божья

           Простирает омофор.

3 ребёнок:    От всего на свете злого

                Лес, и поле, и дома –

                Покрывает все Покровом

                Богородица сама.

Хозяйка: Какие хорошие стихи вы прочитали. Ведь Родину нашу - Россию называют домой Пресвятой Богородицы. Хранит она нас под своим покровом.  Вот, посмотрите, в красном углу висит икона Пресвятой Богородицы. Тихонько встаньте и подойдите ко мне поближе. Видите, ребята, перед иконой светится огонек - это лампадка, она освещает иконку Богородицы.

Хозяйка: А у вас дома у кого-нибудь есть иконочки. А где они висят? Ответы детей. Во все времена, в разных городах, деревнях и селах люди просили и просят помощи у Пресвятой Богородицы, и она не оставляет людей без своей защиты, без своей помощи, без своего милосердия.

Всех в огромном жизни море

Богородица согреет и простит.

Страждущих всегда утешит в горе

И Покровом, драгоценным защитит.

Хозяйка: И мы, ребята, должны быть милосердными друг к другу. Все вы живете в семьях. Мама, папа, бабушка заботятся о вас - готовят вкусную еду, покупают одежду, игрушки

Хозяйка: А как вы заботитесь о своих близких? Ответы детей.

Хозяйка: Да, дети должны заботиться о своих родных. Ведь недаром нам дана Богом заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы ты долго жил на земле». Жить нужно честно, не бросать друг друга в беде, быть добрыми. Хозяйка: И сейчас об этом я расскажу вам сказку. А помогут мне Илюша, Дима, Олеся и Илья.

(Надеть детям шапочки).

Хозяйка: Вы сказки любите? Тогда слушайте.

Хозяйка: Сказку мы сейчас покажем

   О добре вам в ней расскажем.

Инсценировка.

Грибок

Сценарий спектакля по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом»

Действующие лица: 1 - я сорока, 2 - я сорока (воспитатель), Муравей, Зайчик, Бабочка, Лиса, Мышонок

Декорация. Осенняя лесная поляна.

Реквизит. Большой яркий зонт, аудиозапись итума дождя. 

2-я сорока. Сказку мы сейчас покажем,

О добре вам в ней расскажем!

Открывается сцена. Слышится, шум дождя.

  1.  я сорока (взволнованно тараторит). Что я слышу! Что я слышу!

                            Дождь спешит по нашим крышам.

            Что же делать?! Вот беда!

               Прячьтесь, звери, кто куда!

2 – я сорока (сочувственно). Вот бедняжка Муравей:

                                                                От дождя бежит скорей!

Шум дождя усиливается. Появляется Муравей.

Муравей: (быстро пищит скороговоркой). Я собрал травинок кучу,

Но накрыла меня туча!

Чтоб не подхватить мне грипп,

Срочно спрячусь я под гриб!

Муравей прячется под грибок.

1-я сорока (удивленно). Не успел залезть под гриб - Рядом Бабочка стоит...

Шум дождя усиливается. Появляется Бабочка.

Бабочка (грустно растягивая слова). На лужайке я на солнечной летала.

Вдруг гроза меня нечаянно застала...

Муравей, ты под грибок меня пусти,

Чтоб от дождика мне крылышки спасти!

Муравей.    Прячься, Бабочка, скорей –

Будет вместе веселей!

Бабочка прячется под грибок.

2-я сорока. Только встали под грибком - Вдруг Мышонок к ним бегом...

Шум дождя усиливается. Появляется Мышонок.

Мышонок (жалобно просит). Ой, возьмите меня, звери, под грибок – 

Я под дождиком до ниточки промок!

Простудился и охрип –

Может, пустите под гриб?

Муравей и Бабочка (хором). Надо будет потесниться,

  Чтобы всем нам уместиться!

Мышонок прячется под грибок.

 1-я сорока. В тесноте, да не в обиде!

Вдруг опять зверята видят:

Зайчик мокрый к ним бежит –

Хвостик серенький дрожит!

Шум дождя усиливается. Появляется Зайчик.

Зайчик (испуганно кричит). От Лисы я убегаю,

Куда спрятаться - не знаю!

Пропадет мой серый хвостик!

Может, пустите к вам в гости? 

Муравей, Бабочка, Мышонок (хором). Потеснимся - не беда! Прячься, Заинька, сюда.

Зайчик прячется под грибок.

2-я сорока. Поместился весь народ! Вдруг Лисица к ним идет...

Шум дождя стихает. Появляется Лиса.

Лиса (хитро подкрадывается). Ах! Кого я ви-и-жу! Подойду поближе...

Очень интере-е-сно (заглядывает под шляпку гриба).

А вам тут не тесно?

Звери (хором, заслоняя Зайчика). Не-е-ет!

Лиса (разозлившись).     Заяц должен быть у вас!

Выдать Зайца сей же час!

Разозлилась я совсем –

Всех в лесу я в этом съем!

Звери (наперебой, еще теснее обступив Зайчика). Зайчик - с нами, он - наш друг!

   Не возьмешь нас на испуг!

Лиса (притворилась доброй). Ладно, ладно! Ну, простите!

   Под грибочек пропустите!

Звери (наперебой) Ну-ка, хитрая Лиса!

Уходи к себе в леса!

Не пускают под грибок

Тех, кто жаден и жесток!

Лиса, поджав хвост, быстро убегает. Шум дождя.  Появляется солнышко.

 1-я        сорока. Под грибком хватило места –

                                Никому не стало тесно!

                                Всем, кто спасся, не промок,

                                Помогает в небе Бог!

1-я        сорока. Каждый, созданный Всевышним,

                                Под грибком не будет лишним!

                                                                                   Ю.Щербинина

После инсценировки вопросы к детям:

  1. Кто помогает Зайке спастись от Лисы.

Хозяйка: А еще ему помогла доброта его друзей, милосердие, желание помочь другу. А ведь наша группа, ребята, это ведь тоже семья. Все дети должны любить друг друга, как родные братья и сестры, быть добрыми и заботливыми, делиться игрушками и гостинцами, совершать добрые дела и поступки, быть милосердными.

Каждый да будет всегда милосердным

К слабым, сиротам, убогим, больным!

Тем, что имеет — поделится с бедным.

И назовет его братом, своим!

(Хозяйка принюхивается),

Хозяйка: А пироги-то мои не пригорели? (Понюхаю, открываю заслонку у печки). - Да нет, поспели. Самую пору. (Выносит пироги).

Приглашаю всех на чаепитие.

Приходите, молодые!

Приходите, пожилые!

Желаю вам спасения

Господня и Покрова Пресвятой Богородицы.

Дорогие дети! Гости!

Всем людям добрым желаю добра!

Золота и серебра!

Пышных пирогов!

Мягонъких блинов!

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

А всем вам на память пироги.

Примите от меня угощенье!

Кому песни поем — тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется! (Угощает всех присутствующих). Да хранит нас всех Христос и ныне, и Присно, и во веке веков. Аминь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание через искусство

Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры...

Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через декоративно-прикладное искусство

в статье говорится о роли знакомства детей дошкольного возраста с предметами декоративно-прикладного искусства в процессе патриотического воспитания молодого поколения; так же приведен опыт работы по ...

Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию  работы экологического кружка...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Роль семейного воспитания посредством приобщения духовно-нравственной культуры и изобразительного искусства.

В современном мире патриотическое воспитание – это главное и основное направление, в котором могут формироваться любовь к родине, уважение за свою культуру и традиции. В настоящий момент возника...

План самообразования воспитателя по теме «Сохранение духовно-нравственного потенциала общества, через формирование у детей художественного вкуса и любви к искусству».

План самообразования на 2022 – 2023 учебный годТема: «Сохранение духовно-нравственного потенциала общества, через формирование у детей художественного вкуса и любви к искусству».Цель...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ...